Решение №78/986/19, 78/987/19 Решение по жалобе ООО "Средства индивидуальной защиты" от 16 января 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-7/19

10 января 2019 года                                                                                                                                                                      Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Организатор торгов); от ООО «СИЗ» (далее — Заявитель).

В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 24.12.2018 вх. № 33069-ЭП/18) ООО «СИЗ» на действия Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку средств промышленной защиты (извещение № 31807230974), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

30 ноября 2018 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31807230974 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку средств промышленной защиты (далее – Закупка), включая Документацию об аукционе (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Положение о закупках) в редакции от 30.11.2018, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

Лот № 1 — 4 590 446, 10 руб.

Лот № 2 — 17 645 075, 43 руб.

Лот № 3 — 11 910 736, 43 руб.

Лот № 4 — 1 048 905, 88 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

30.11.2018

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

14.01.2019 в 08:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

21.01.2019, 23.01.2019 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

http://roseltorg.ru

 

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре № 31807230974 не был заключен договор.

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном установлении в Документации чрезмерных требований к техническим и качественным характеристикам товара не соответствующих требованиям, предусмотренным действующим ГОСТ на товар, являющийся предметом Закупки.

Заявитель обжалует требование Организатора торгов, установленное в Документации при описании предмета Закупки (очки 4-4 X 2 F 9 ZZ 3 9 F — позиция 19 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 3), содержащее указание на товарный знак без указания на возможность поставки эквивалента, а также установление в п. 19 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 3 неизменяемых показателей к оптическому классу очков 4-4 X 2 F 9 ZZ 3 9 F, что, по мнению Заявителя, ограничивает участников Закупки в возможности поставить товар с более высокими техническими характеристиками.

Также Заявитель полагает требования к характеристикам товара (позиции 12, 13 по лоту № 2), указанные в Томе 3 Документации (Технические требования) по лоту № 2 в графе «Минимальное значение показателя и/или максимальное значение показателя», невыполнимыми, вследствие указания в данной графе требования к диапазону значений показателей.

Кроме того, Заявитель обжалует противоречивые требования Организатора торгов к огнетушителю ОП-50 (позиция 15 по лоту № 2), установленные в п. 2.5.2 Тома 3 Документации (Технические требования) по лоту № 2 и в п. 6 позиции 15 приложения № 2 к техническим требованиям, не позволяющие, по мнению Заявителя, определить качественные, технические и функциональные характеристики товара, являющегося предметом Закупки.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ГУП «Петербургский метрополитен» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «СИЗ» в составе документов истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/38106/18 от 27.12.2018 был представлен.

Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/38106/18 от 27.12.2018, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

      1. информационная открытость закупки;

      2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

      3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

      4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

На основании ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

По доводу жалобы Заявителя об установлении в Документации чрезмерных требований к техническим и качественным характеристикам товара не соответствующих требованиям, предусмотренным действующим ГОСТ на товар, являющийся предметом Закупки:

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с п. 1.1 Тома 2 Документации предметом настоящего аукциона является право заключения договоров на поставку средств промышленной защиты.

На основании п. 1.2 Тома 2 Документации поставка товара осуществляется в соответствии с техническими требованиями аукционной документации (Том 3). В Томе 3 настоящей аукционной документации указываются также следующие сведения:

  • описание предмета аукциона;

  • установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика;

  • требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик;

  • место, условия и сроки (периоды) поставки товара.

Как следует из п. 2.2.1 Тома 3 Документации (Технические требования) по лоту № 2, поставляемый товар должен соответствовать требованиям, указанным в Приложении №1,2 к настоящим техническим требованиям и нормативным актам, устанавливающим требования к товару, в том числе требования к сертификации и декларированию товара.

Пунктом 2.5.2 Тома 3 Документации (Технические требования) по лоту № 2 установлены функциональные характеристики товаров, являющихся предметом Закупки:

Позиция № 8 - защита от пожара. Согласно п. 5.1.1 ГОСТ Р 53260-2009 в комплект самоспасателя должны входить: рабочая часть; герметичная упаковка; руководство по эксплуатации; паспорт <...> сумка (футляр, коробка). Согласно п.5.1.2 ГОСТ Р 53260-2009 В рабочую часть самоспасателя должны входить: капюшон (лицевая часть); система шлангов; регенеративный патрон с кислородосодержащим продуктом; дыхательный мешок.

В соответствии с п.п. 1.1, 1.2, 1.3 позиции № 8 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 2 к самоспасателю общего назначения установлены требования к «габаритным размерам с положения корпуса 0º (в футляре для переноски)»: длина — не более 12,0 см; ширина — не более 20,0 см; высота — не более 22,0 см.

Представитель Организатора торгов пояснила, что показатели габаритных размером не противоречат требованиям ГОСТ Р 53260-2009 и были указаны в Документации, так как связаны с определением соответствия товара потребностям заказчика.

Вместе с тем ГОСТ Р 53260-2009 не предусматривает требований к самоспасателям общего назначения по данному показателю. Таким образом, требования п.п. 1.1, 1.2, 1.3 позиции № 8 приложения № 2 к техническим требованиям к габаритным размерам самоспасателя общего назначения ограничивают возможность поставки товара соответствующего требованиям ГОСТ Р 53260-2009, но имеющего иные габаритные размеры.

Согласно п.п. 2.1, 2.2 позиции № 8 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 2 к самоспасателю общего назначения установлены требования о времени защитного действия: в режиме средней нагрузки — не менее 20 минут; в режиме ожидания — не менее 40 минут.

Вместе с тем ГОСТ Р 53260-2009 содержит иные требования по показателю времени защитного действия. Как следует из п. 5.1.3 ГОСТ Р 53260-2009, номинальное время защитного действия самоспасателя общего назначения должно быть не менее 15 мин.

Пунктом 5.1.16 ГОСТ Р 53260-2009 установлено, что фактическое время защитного действия самоспасателя в зависимости от температуры окружающей среды и степени тяжести выполняемой работы должно соответствовать значениям, указанным в таблице:

 

Температура окружающего воздуха

Отношение фактического ВЗД к номинальному ВЗД, %, не менее

легочная вентиляция, дм3/мин

35

70

минус (10±2) °С

80

-

(25±2) °С

100

30

(60±2) °С

80

-

 

Согласно п. 3.3 ГОСТ Р 53260-2009 номинальное время защитного действия (номинальное ВЗД): Период, в течение которого сохраняется защитная способность самоспасателя при испытании на стенде-имитаторе внешнего дыхания человека в режиме выполнения работы средней тяжести (легочная вентиляция 35 дм3/мин) при температуре окружающей среды (25±2) °С.

В соответствии с п. 3.4 ГОСТ Р 53260-2009 фактическое время защитного действия (фактическое ВЗД): Период, в течение которого сохраняется защитная способность самоспасателя при испытании на стенде-имитаторе внешнего дыхания человека, в режиме выполнения средней и тяжелой работы, при температуре окружающей среды от минус 10 °С до 60 °С (кроме 25 °С).

Таким образом, в п.п. 2.1, 2.2 позиции № 8 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 2 используются иные требования о времени защитного действия самоспасателя общего назначения, отличные от требований, установленных в ГОСТ Р 53260-2009. Однако в Документации отсутствует обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.

В соответствии с п.п. 1.1, 1.2 позиции № 9 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 2 к самоспасателю СПИ-50 установлены требования о времени защитного действия: в режиме средней физической нагрузки — 50 мин; в режиме тяжелой физической нагрузки — 15 мин.

Вместе с тем ГОСТ Р 53260-2009 содержит иные требования по показателю времени защитного действия. Пунктом 5.1.4 ГОСТ Р 53260-2009 установлено, что номинальное время защитного действия самоспасателя специального назначения должно быть не менее 25 мин. А фактическое время защитного действия самоспасателя в зависимости от температуры окружающей среды и степени тяжести выполняемой работы должно соответствовать значениям, установленным в указанной выше таблице согласно п. 5.1.16 ГОСТ Р 53260-2009.

Таким образом, в п.п. 1.1, 1.2 позиции № 9 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 2 используются иные требования о времени защитного действия самоспасателя СПИ-50, отличные от требований, установленных в ГОСТ Р 53260-2009 для товара данного типа. Однако в Документации отсутствует обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. Кроме того, требование о времени защитного действия самоспасателя СПИ-50, указанное в виде значений показателей, которые не могут изменяться (в режиме средней физической нагрузки — 50 мин; в режиме тяжелой физической нагрузки — 15 мин), ограничивает возможность поставки товара соответствующего ГОСТ Р 53260-2009, но имеющего иные характеристики по данным показателям.

Согласно п. 2.1 позиции № 9 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 2 в рабочую часть самоспасателя входит капюшон со смотровым окном. А также в графе «Показатели, (характеристики) значения которых не могут изменяться» установлено требование к материалу смотрового окна самоспасателя СПИ-50: прозрачный пластик.

Вместе с тем ГОСТ Р 53260-2009 не содержит требований к определенным материалам капюшона самоспасателя. Согласно п. 5.4.9 ГОСТ Р 53260-2009 материалы, применяемые для изготовления самоспасателя и непосредственно соприкасающиеся с кожей пользователя и вдыхаемым воздухом, не должны оказывать раздражающего или иного вредного влияния на человека. Эти материалы должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение на их применение.

Таким образом, требование п. 2.1 позиции № 9 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 2 к материалу смотрового окна самоспасателя СПИ-50 из прозрачного пластика, ограничивают возможность поставки товара соответствующего требованиям ГОСТ Р 53260-2009, но имеющего иной материал смотрового окна самоспасателя. При этом в Документации отсутствует обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.

В соответствии с п. 2.3 позиции № 9 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 2 в рабочую часть самоспасателя входит регенеративный патрон. А также в графе «Показатели, (характеристики) значения которых не могут изменяться» установлено требование к материалу регенеративного патрона самоспасателя СПИ-50: металл.

Заявитель в жалобе указывает на то, что требование п. 2.3 позиции № 9 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 2 не позволяет определить, должен ли корпус регенеративного патрона быть выполнен из металла или данное требование относится к внутреннему наполнению регенеративного патрона.

Представитель Организатора торгов пояснила, что данное требование относится к корпусу регенеративного патрона, так как сам регенеративный патрон это составная часть самоспасателя с химически связанным кислородом, в которой осуществляется регенерация газовой дыхательной смеси.

Вместе с тем ГОСТ Р 53260-2009 не содержит требований к определенным материалам корпуса регенеративного патрона самоспасателя.

Таким образом, требование п. 2.3 позиции № 9 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 2 к материалу регенеративного патрона самоспасателя СПИ-50 из металла, ограничивают возможность поставки товара соответствующего требованиям ГОСТ Р 53260-2009, но имеющего иной материал регенеративного патрона самоспасателя. При этом в Документации отсутствует обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика.

Комиссией СПб УФАС России установлено, что Организатором торгов в п.п. 1.1, 1.2, 1.3, 2.1, 2.2 позиции № 8 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 2, а также в п.п. 1.1, 1.2, 2.1, 2.3 позиции № 9 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 2 предъявляются чрезмерные требования к характеристикам поставляемого товара, как следствие, являющиеся дискриминационными, в том числе не соответствующие требованиям, предусмотренным действующим ГОСТ на товар, являющийся предметом Закупки.

Исходя из изложенного, по данному доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по необоснованному установлению в п.п. 1.1, 1.2, 1.3, 2.1, 2.2 позиции № 8 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 2, а также в п.п. 1.1, 1.2, 2.1, 2.3 позиции № 9 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 2 чрезмерных дискриминационных требований к характеристикам поставляемого товара, не соответствующих действующим стандартам, нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в установлении ненадлежащих требований, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя об указании Организатором торгов в п. 19 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 3 (очки 4-4 X 2 F 9 ZZ 3 9 F) товарного знака без указания на возможность поставки эквивалента, а также об установлении в п. 19 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 3 неизменяемых показателей к оптическому классу очков 4-4 X 2 F 9 ZZ 3 9 F, что, по мнению Заявителя, ограничивает участников Закупки в возможности поставить товар с более высокими техническими характеристиками:

В соответствии с п. 3. ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).

Как следует из п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно п. 2.3.2.6 Положения о закупках в извещении о проведении аукциона указывается предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

На основании п. 19 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 3 к очкам, являющимся предметом Закупки, установлено требование к маркировке средств защиты глаз «4-4 X 2 F 9 ZZ 3 9 F».

Пунктом 6.1.4 ГОСТ 12.4.253-2013 установлено, что оправа и очковое стекло должны быть маркированы отдельно. Если очковое стекло и оправа являются единым блоком, то на оправу наносят полную маркировку.

Как следует из п. 6.4 ГОСТ 12.4.253-2013, на средствах индивидуальной защиты глаз, в которых оправа и очковое стекло образуют единый блок, маркировку наносят на оправе. Маркировка должна включать полную маркировку очкового стекла, дефис, номер настоящего стандарта и затем символ, соответствующий области применения и уровню удара.

Согласно п. 6.4 ГОСТ 12.4.253-2013 маркировка «4-4 X 2 F 9 ZZ 3 9 F» является примером обозначения единого блока защитных очков с ИК-светофильтром, устойчивым к низкоэнергетическому удару, адгезии расплавленного металла и проникновению горячих тел, с оправой, обеспечивающей защиту от жидкости, расплавленных металлов и горячих тел, устойчивой к низкоэнергетическому удару.

Таким образом, Комиссией СПб УФАС России установлено, что указание в наименовании позиции 19 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 3 маркировки товара в виде «4-4 X 2 F 9 ZZ 3 9 F» не является требованием к товарному знаку товара, вследствие чего положения п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ не применимы при описании предмета Закупки для данного товара.

В соответствии с п. 1 позиции 19 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 3 в графе «Показатели, (характеристики) значения которых не могут изменяться» к очкам 4-4 X 2 F 9 ZZ 3 9 F установлено требование к оптическому классу очков: оптический класс 2.

Согласно пп. 17 п. 4.3 ТР ТС 019/2011 оптические детали очков защитных (очковые стекла) не должны иметь оптические дефекты (пузырьки, царапины, вкрапления, замутнения, эрозии, следы литья, размывы, зернистость, углубления, отслаивания и шероховатость) и обладать оптическим действием, ухудшающим зрительное восприятие, при этом сферическая рефракция и астигматизм не должны превышать: для первого оптического класса 0,06 дптр, а для второго - 0,12 дптр, призматическое действие в вертикальной плоскости - 0,25 призматических дптр; в горизонтальной плоскости - 0,75 призматических дптр для первого и 1.00 призматических дптр для второго оптического класса.

Пунктом 4.4 ГОСТ 12.4.253-2013 установлено, что очковые стекла без корригирующего эффекта в зависимости от допускаемых отклонений значений рефракции, возникающих в результате производственных процессов, подразделяют на три оптических класса.

Заявитель в жалобе указывает на то, что очки первого оптического класса не имеют искажения и не имеют ограничения по длительности ношения, второй и третий оптические классы имеют искажения, что может вызвать усталость или болезни глаз, соответственно имеют ограничения по длительности ношения.

Таким образом, требование п. 1 позиции 19 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 3, указанное в графе «Показатели, (характеристики) значения которых не могут изменяться», о необходимости соответствия закупаемых очков второму оптическому классу ограничивает возможность поставки товара с более высокими техническими характеристиками.

Комиссией СПб УФАС России установлено, что Организатором торгов в п. 1 позиции 19 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 3 в графе «Показатели, (характеристики) значения которых не могут изменяться» необоснованно предъявляются чрезмерные требования к характеристикам поставляемого товара, как следствие, являющиеся дискриминационными, которые ограничивают возможность поставки товара с более высокими техническими характеристиками.

Исходя из изложенного, по данному доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по необоснованному установлению в п. 1 позиции 19 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 3 в графе «Показатели, (характеристики) значения которых не могут изменяться» чрезмерных дискриминационных требований к характеристикам поставляемого товара, которые ограничивают возможность поставки товара с более высокими техническими характеристиками, нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в установлении ненадлежащих требований, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя об установлении в Документации невыполнимых требований к характеристикам товара (позиции 12, 13 по лоту № 2), указанных в Томе 3 Документации (Технические требования) по лоту № 2 в графе «Минимальное значение показателя и/или максимальное значение показателя», вследствие указания в данной графе требования к диапазону значений показателей:

В соответствии с п. 3 позиции № 12 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 2 в графе «Минимальное значение показателя и/или максимальное значение показателя» к очкам защитным антизапотевающим установлено требование к длине: 145-150 мм.

Представитель Организатора торгов пояснила, что в п. 3 позиции № 12 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 2 для показателя товара «длина, мм» минимальное и максимальное значение показателя указано через знак тире (145-150). Данный факт не устанавливает требований к диапазону значений показателя, так как для диапазона значений предназначены другие графы — 9, 10 формы «Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям». Участник в данном случае может указать требуемое конкретное значение показателя в установленных границах.

Таким образом, Комиссией СПб УФАС России установлено, что требование п. 3 позиции № 12 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 2, указанное в графе «Минимальное значение показателя и/или максимальное значение показателя», не является невыполнимым, так как позволяет участнику Закупки указать требуемое конкретное значение показателя длины в установленных Документацией границах.

В соответствии с п. 2 позиции № 13 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 2 в графе «Минимальное значение показателя и/или максимальное значение показателя» к огнетушителю ОУ-3-ВСЕ по ГОСТР51057-2001 установлено требование к массе заряда двуокиси углерода: 2,85-3 кг.

Представитель Организатора торгов пояснила, что в п. 2 позиции № 13 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 2 для показателя товара «масса заряда двуокиси углерода, кг» минимальное и максимальное значение показателя указано через знак тире (2,85 — 3). Данный факт не устанавливает требований к диапазону значений показателя, так как для диапазона значений предназначены другие графы — 9, 10 формы «Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям». Участник в данном случае может указать требуемое конкретное значение показателя в установленных границах. Кроме того, огнетушители с требуемыми характеристиками предлагаются, как минимум, тремя производителями ООО «ЯрПожИнвест», ООО «ЕС Трейд», ООО «Пожтехника».

Таким образом, Комиссией СПб УФАС России установлено, что требование п. 2 позиции № 13 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 2, указанное в графе «Минимальное значение показателя и/или максимальное значение показателя», не является невыполнимым, так как позволяет участнику Закупки указать требуемое конкретное значение показателя массы двуокиси углерода в установленных Документацией границах.

Как следует из п. 13 позиции № 13 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 2, в графе «Показатели, (характеристики) значения которых не могут изменяться» к огнетушителю ОУ-3-ВСЕ по ГОСТР51057-2001 установлено требование к диапазону рабочих температур (ГОСТ Р 51057-2001): От -40 до +50 °С.

Согласно п. 5.8 ГОСТ Р 51057-2001 в зависимости от значений параметров климатических факторов, воздействие которых возможно на огнетушитель в процессе его хранения и эксплуатации, разработчик (изготовитель) выбирает по ГОСТ 15150 необходимый вид климатического исполнения и категорию размещения огнетушителя, которые указывает в конструкторской и эксплуатационной документации огнетушителя.

Огнетушители должны сохранять работоспособность при эксплуатации в одном из следующих диапазонов изменения температуры окружающей среды:

от 5 °С до 50 °С; от -10 °С до +50 °С; от -20 °С до +50 °С; от -30 °С до +50 °С; от -40 °С до +50 °С; от -50 °С до +50 °С; от -60 °С до +50 °С.

Представитель Организатора торгов пояснила, что огнетушители с требуемыми характеристиками также предлагаются, как минимум, тремя производителями ООО «ЯрПожИнвест», ООО «ЕС Трейд», ООО «Пожтехника».

Таким образом, требование п. 13 позиции № 13 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 2, к огнетушителю ОУ-3-ВСЕ установлено в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51057-2001.

Исходя из изложенного, по данному доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя об установлении в п. 2.5.2 Тома 3 Документации (Технические требования) по лоту № 2 и в п. 6 позиции 15 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 2 противоречивых требований к огнетушителю ОП-50, не позволяющих, по мнению Заявителя, определить качественные, технические и функциональные характеристики товара, являющегося предметом Закупки:

В соответствии с п. 2.5.2 Тома 3 Документации (Технические требования) по лоту № 2 позиция № 15 (огнетушитель ОП-50) предназначена для тушения пожаров класса А,В,С или ВС, в зависимости от типа применяемого порошка, а также электроустановок, находящихся под напряжением до 1000В.

Согласно п. 6 позиции № 15 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 2 к огнетушителю ОП-50 установлено требование к огнетушащей способности: А, В.

Как следует из п. 4.2 ГОСТ Р 51017-2009, одним из видов передвижных огнетушителей в зависимости от применяемого огнетушащего вещества (ОТВ) является порошковый огнетушитель (ОП): с порошком общего назначения, которым можно тушить очаги пожаров классов А, В, С, Е; с порошком общего назначения, которым можно тушить очаги пожаров классов В, С, Е.

Пунктом 4.6 ГОСТ Р 51017-2009 установлено, что в зависимости от вида заряженного ОТВ огнетушители используют для тушения одного или нескольких очагов пожаров следующих классов:

А — горение твердых веществ;

В — горение жидких веществ;

С — горение газообразных веществ;

D — горение металлов или металлоорганических веществ (огнетушители специального назначения);

Е — пожары электрооборудования, находящегося под напряжением.

В соответствии с п. 1.2 Тома 4 Документации по лоту № 2 (проект договора) наименование, ассортимент, количество товара, иные характеристики поставляемого товара определены Спецификацией (Приложением № 2 к Договору), Техническими требованиями (Приложение № 1 к Договору).

В приложении № 1 к договору (Технические требования) Тома 4 Документации по лоту № 2 указано «должно содержать все требования, установленные техническими требованиями аукционной документации, за исключением тех, которые содержатся в тексте проекта Договора. Приложением к техническим требованиям оформляются документы, необходимые для исполнения Договора».

Заявитель в жалобе указывает на то, что даже если от участника требуется заполнение заявки в соответствии с приложением № 2 к техническим требованиям, требования описательной части п. 2.5.2 Тома 3 Документации (Технические требования) по лоту № 2 к позиции № 15 будут включены в договор — в приложение № 1 к договору. Расхождение описательной части п. 2.5.2 Тома 3 Документации (Технические требования) по лоту № 2 к позиции № 15 и п. 6 позиции № 15 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 2 приведет к тому, что предлагаемый к поставке товар будет соответствовать приложению № 2 к техническим требованиям по лоту № 2 и Спецификации (приложение № 2 к договору), но не будет соответствовать приложению № 1 к договору, что приведет к тому, что поставка товаров из позиции № 15 в соответствии с условиями заключенного договора окажется невозможной.

Таким образом, Комиссией СПб УФАС России установлено, что п. 2.5.2 Тома 3 Документации (Технические требования) по лоту № 2 по позиции 15 и п. 6 позиции 15 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 2 содержат противоречивые требования к обозначению классов пожара, для тушения которых будут использоваться закупаемые огнетушители ОП-50.

Исходя из изложенного, по данному доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по установлению в п. 2.5.2 Тома 3 Документации (Технические требования) по лоту № 2 по позиции 15 и п. 6 позиции 15 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 2 противоречивых требований к характеристикам поставляемого товара нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в установлении ненадлежащих требований, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу (от 24.12.2018 вх. № 33069-ЭП/18) ООО «СИЗ» на действия Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку средств промышленной защиты (извещение № 31807230974) обоснованной.

2) Признать в действиях Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в установлении ненадлежащих требований, допущенные путем:

  • установления в п.п. 1.1, 1.2, 1.3, 2.1, 2.2 позиции № 8 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 2, а также в п.п. 1.1, 1.2, 2.1, 2.3 позиции № 9 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 2 чрезмерных дискриминационных требований к характеристикам поставляемого товара, не соответствующих действующим стандартам;

  • установления в п. 1 позиции 19 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 3 в графе «Показатели, (характеристики) значения которых не могут изменяться» чрезмерных дискриминационных требований к характеристикам поставляемого товара, которые ограничивают возможность поставки товара с более высокими техническими характеристиками;

  • установления в п. 2.5.2 Тома 3 Документации (Технические требования) по лоту № 2 по позиции 15 и п. 6 позиции 15 приложения № 2 к техническим требованиям по лоту № 2 противоречивых требований к характеристикам поставляемого товара.

3) Выдать Организатору торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений организации и проведения аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку средств промышленной защиты (извещение № 31807230974) путем возврата заявок на участие в Закупке, внесения изменений в документацию о Закупке, устраняющих выявленные нарушения, согласно резолютивной части настоящего решения, возобновления срока подачи заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «Петербургский метрополитен» и Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

10 января 2019 года                                                                                                                                                                             Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

на основании решения Комиссии от 10.01.2019 № Т02-7/19 по жалобе на действия организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку средств промышленной защиты (извещение № 31807230974, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Организатору торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку средств промышленной защиты (извещение № 31807230974), путем возврата заявок на участие в Закупке, внесения изменений в документацию о Закупке, устраняющих выявленные нарушения, согласно резолютивной части настоящего решения, возобновления срока подачи заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «Петербургский метрополитен» и Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 01 февраля 2019 года с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны