Решение №78/24828/22 Т02-520/22 по жалобе ООО «Заслон-Инжиниринг» от 25 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-520/22

20 октября 2022 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Организатор торгов) и ООО «Заслон-Инжиниринг» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 13.10.2022 вх. №26304-ЭП/22) ООО «Заслон-Инжиниринг» на действия Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по оснащению системой интеллектуального видеонаблюдения (ИСВН) станций метрополитена «Обухово», «Международная», «Проспект Большевиков», «Политехническая» для обеспечения транспортной безопасности с предоставлением прав использования (простых (неисключительных) лицензий) на программы для ЭВМ (извещение №32211448129), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

06 июня 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано извещение № 32211448129 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по оснащению системой интеллектуального видеонаблюдения (ИСВН) станций метрополитена «Обухово», «Международная», «Проспект Большевиков», «Политехническая» для обеспечения транспортной безопасности с предоставлением прав использования (простых (неисключительных) лицензий) на программы для ЭВМ (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Положение о закупках) в редакции от 24.05.2022, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

463 786 032,46 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

06.06.2022

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

17.10.2022 в 10:00 (МСК).

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

18.10.2022

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, Лиговский пр., д. 88

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в принятии решения об отмене процедуры Закупки согласно извещению, размещенному в единой информационной системе (далее — ЕИС) от 07.10.2022.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

ГУП «Петербургский метрополитен» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Заслон-Инжиниринг» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/23747/22 от 14.10.2022, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/23747/22 от 14.10.2022, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке). В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

Согласно ч. 11 ст. 4 Закона № 223-ФЗ изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Как следует из п. 8 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки).

На основании ч. 5 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

В соответствии с ч. 6 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ решение об отмене конкурентной закупки размещается в единой информационной системе в день принятия этого решения.

Частью 7 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ определено, что по истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

Как следует из п. 1.3.1 тома 1 Документации, заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение и аукционную документацию. Изменения размещаются в единой информационной системе и на электронной площадке не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений. В случае внесения изменений срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного Положением о закупке для данного способа закупки. Датой принятия решения о внесении изменений является дата утверждения измененной документации.

На основании п. 1.5.1 тома 1 Документации заказчик вправе отменить аукцион по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

В соответствии с п. 1.5.2 тома 1 Документации решение об отмене закупки размещается в единой информационной системе и на электронной площадке в день принятия этого решения.

Пунктом 1.5.3 тома 1 Документации установлено, что по истечении срока отмены заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно п. 9.3 тома 2 Документации дата и время окончания срока подачи заявки на участие в аукционе: «17» октября 2022 года «10» час. «00» мин.

07.10.2022 Организатором торгов в ЕИС размещено решение об отмене процедуры Закупки, согласно которому в соответствии с п. 1.5 тома 1 Документации заказчиком принято решение об отмене процедуры закупки №32211448129.

Заявитель в жалобе указывает на то, что согласно решению №Т02-476/22 от 27 сентября 2022 года по жалобе на действия закупочной комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки (извещение №32211448129) в адрес ГУП «Петербургский метрополитен» было выдано предписание об отмене протоколов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, рассмотрении заявок и завершении процедуры Закупки в соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках заказчика и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Заявитель отметил, что согласно сведениям из ЕИС заказчик принял решение об отмене закупки, хотя должен был отменить протоколы, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, рассмотреть заявки и завершить процедуру Закупки в соответствии с документацией о Закупке, действующим Положением о закупках заказчика и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Заявитель также отметил, что в соответствии с положениями Закона № 223-ФЗ отмена закупки по истечении срока отмены конкурентной закупки в соответствии с частью 5 настоящей статьи и до заключения договора заказчик возможна только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы. Соответственно, по мнению Заявителя, у заказчика отсутствовали основания для отмены закупки и неисполнения предписания контролирующего органа.

Представители Организатора торгов отметили, что согласно выданному предписанию ГУП «Петербургский метрополитен» было обязано совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении рассматриваемого аукциона, путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, рассмотрения заявок и завершения процедуры закупки в соответствии с нормами Закона № 223-ФЗ. 05.10.2022 аукционной комиссией управления метрополитена было принято решение об отмене протокола рассмотрения заявок от 06.09.2022 и протокола подведения итогов аукциона от 08.09.2022. При этом действующее законодательство, в том числе Закон № 223-ФЗ и Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135-ФЗ), не запрещает выполнение каких-либо действий, прямо не предусмотренных предписанием, но направленных на устранение выявленных нарушений. Учитывая изложенное, 06.10.2022 ГУП «Петербургский метрополитен» было принято решение о внесении изменений в аукционную документацию. Изменения были внесены в части уточнения технических требований к материалу № 19 «Труба тип 1» по результатам вынесенного Санкт-Петербургским УФАС России решением от 27.09.2022. Внесение указанных изменений осуществлялось с целью обеспечения возможности корректной оценки поданных заявок аукционной комиссией управления метрополитена. Более того, внесение изменений необходимо было для обеспечения возможности внесения участниками закупки соответствующих изменений в свои заявки.

Согласно п. 35.2.9.1. Положения о закупках комиссия по осуществлению закупок в срок, установленный документацией о закупке, рассматривает заявки участников закупки, заявки которых вскрыты, с целью определения соответствия каждого участника закупки требованиям, установленным документацией о закупке, и соответствия заявки, поданной таким участником закупки, требованиям к заявкам, установленным документацией о закупке. По результатам рассмотрения заявок комиссией по осуществлению закупок принимается решение о допуске участников к участию в аукционе или об отказе участия. Решение комиссии по осуществлению закупок оформляется соответствующим протоколом.

Представители Организатора торгов пояснили, что, таким образом, внесенные изменения позволяли аукционной комиссии управления метрополитена корректно оценивать поданные заявки на предмет их соответствия требованиям аукционной документации. Кроме того, в предыдущей редакции Документации от 20.07.2022 были предусмотрены сроки выполнения работ, которые являлись невыполнимыми, учитывая необходимое время для рассмотрения заявок, проведения аукциона, подведения итогов аукциона, а также срок заключения договора, установленный ч. 15 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ. В действующей редакции Документации от 06.10.2022 были установлены иные (корректные) сроки выполнения работ. Учитывая изложенное, 06.10.2022 заказчик обоснованно внес изменения в Документацию.

Представители Организатора торгов также отметили, что выданное предписание от 27.09.2022 также содержало требование о завершении процедуры закупки в соответствии с нормами Закона № 223-ФЗ. В соответствии с ч. 5 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке. Решение об отмене конкурентной закупки размещается в единой информационной системе в день принятия этого решения (ч. 6 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ). Согласно внесенным 06.10.2022 изменениям в Документацию заказчиком был установлен срок окончания подачи заявок на участие в аукционе: «17» октября 2022г. 10 ч. 00 мин. Таким образом, заказчик вправе отменить процедуру закупки до 10 ч. 00 мин. 17.10.2022 и обязан разместить решение об отмене аукциона в день принятия такого решения. Так, 07.10.2022 ГУП «Петербургский метрополитен» было принято решение об отмене рассматриваемого аукциона. Указанное решение было размещено в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, на официальном сайте электронной площадки АО «РАД» tender.lot-online.ru в тот же день, 07.10.2022.

Комиссией СПб УФАС России установлено, что 05.10.2022 ГУП «Петербургский метрополитен» принято решение об отмене протокола рассмотрения заявок от 06.09.2022 и протокола подведения итогов аукциона от 08.09.2022. 06.10.2022 ГУП «Петербургский метрополитен» были внесены изменения в Документацию, а также продлен срок подачи заявок на участие в Закупке (до «17» октября 2022 года «10» час. «00» мин.) в соответствии с условиями ч. 11 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, п. 1.3.1 тома 1 Документации.

Также Комиссией СПб УФАС России установлено, что 07.10.2022 ГУП «Петербургский метрополитен» в ЕИС размещено решение об отмене процедуры Закупки, согласно которому в соответствии с п. 1.5 тома 1 Документации заказчиком принято решение об отмене процедуры закупки №32211448129.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение об отмене процедуры Закупки (от 07.10.2022) принято Организатором торгов до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в Закупке, установленного в Документации (до «17» октября 2022 года «10» час. «00» мин.), что соответствовало условиям ч. 5 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ, при этом решение об отмене процедуры Закупки размещено Организатором торгов в ЕИС в день принятия этого решения (07.10.2022), что соответствовало условиям ч. 6 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 13.10.2022 вх. №26304-ЭП/22) ООО «Заслон-Инжиниринг» на действия Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по оснащению системой интеллектуального видеонаблюдения (ИСВН) станций метрополитена «Обухово», «Международная», «Проспект Большевиков», «Политехническая» для обеспечения транспортной безопасности с предоставлением прав использования (простых (неисключительных) лицензий) на программы для ЭВМ (извещение №32211448129) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны