Решение №78/11325/23 по жалобе ООО «Альфаэлектросетьсервис» от 15 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ,

принятое по результатам рассмотрения жалобы

ООО «Альфаэлектросетьсервис»

 

Резолютивная часть решения оглашена «10» мая 2023 года

В полном объеме решение изготовлено «15» мая 2023 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России) в составе:

заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии;

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии;

В присутствии посредством видеоконференцсвязи:

ООО «Альфаэлектросетьсервис» (далее - Заявитель);

Представителя АО «РАД» (далее – Организатор торгов);

В отсутствие представителя Конкурсного управляющего (далее – Конкурсный управляющий), надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте заседания комиссии

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), рассмотрев жалобу ООО «Альфаэлектросетьсервис» (вх. №9276-ЭП/23 от 17.04.2023) на действия Организатора торгов — АО «РАД» при организации и проведении торгов по продаже имущества должника (извещение размещено на сайте https://catalog.lot-online.ru/, №РАД-326395), документы и сведения по торгам, представленные сторонами

 

УСТАНОВИЛА:

 

Извещение РАД- 326395 о проведении публичного предложения размещено на сайте электронной площадки https://sales.lot-online.ru, (далее – сайт торгов).

Предметом электронных Торгов являются объекты коммунальной инфраструктуры (Лоты №1-№5):

Лот №1– Здания, сооружения и кабельные линии сетей электроснабжения, всего 45 (сорок пять) объектов, начальная цена (далее - НЦ) Лота составляет 32 657 246,00 руб.; Лот №2 - Сети теплоснабжения и контрольно-распределительный пункт, всего 27 (двадцать семь) объектов, НЦ - 49 992 000,00 руб.; Лот №3 - Сооружения для сетей телефонизации, всего 18 (восемнадцать) объектов, НЦ - 1 893 000,00 руб.; Лот №4 - Сооружения для сетей телефонизации, всего 4 (четыре) объекта, НЦ- 93 000,00 руб.; Лот №5 - Сооружения для сетей водоснабжения/водопровода и канализации, всего 53 (пятьдесят три) объекта НЦ - 230 435 517,00 руб.

Дата начала первого интервала: 13.04.2023 08:00

Дата окончания последнего интервала: 11.04.2023г. 17:00.

В жалобе Заявитель указал, что Организатор торгов неправомерно отклонил заявку Заявителя в связи с не поступлением задатка на расчетный счет Организатора торгов.

Организатор торгов, Конкурсный управляющий против доводов жалобы возражали, указав на то, что торги были проведены в соответствии с действующим законодательством.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

В соответствии с письмом ФАС России от 15.07.2022 N 48960-ЭП/22 антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта "а" пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Закона о банкротстве торгов.

По смыслу положений Закона о банкротстве задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуры - получению наибольшей выручки для проведения расчетов с кредиторами.

Когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов отсутствует состязательность, нивелируется смысл торгов - определение победителя на конкурентной основе.

Аналогичный подход определения сути проведения торгов приведен в пункте 25 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 N 3 (2018).

Следовательно, нарушение установленного порядка организации и проведения торгов не может не свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку торги являются конкурентной формой определения наилучших условий реализации товара и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физические лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота). В противном случае при проведении торгов утрачивается признак конкуренции среди участников, в результате чего проведенная процедура выявления покупателя может противоречить ее сущности.

Кроме того, поскольку торги являются способом заключения договора по реализации товара, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка может сказаться на обеспечении конкуренции и формировании конкурентного товарного рынка путем лишения возможности потенциальных участников торгов принять участие в торгах либо необоснованного сокращения числа участников торгов. В случае проведения торгов в отсутствие конкурентной борьбы победитель таких торгов получает дополнительные преимущества на товарном рынке, на котором он осуществляет деятельность, поскольку увеличит количество своих основных производственных средств, при этом иные участники или потенциальные участники таких торгов будут неправомерно лишены возможности получения данного ресурса.

В связи с этим, и принимая во внимание позицию, изложенную в письме ФАС России от 15.07.2022 N ГМ/67432/22, рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества должника регулируется Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», (далее – Закон о несостоятельности), а также Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 № 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России» (далее –Приказ).

В силу пункта 10 статьи 110 Закона о несостоятельности в сообщении о продаже предприятия должны содержаться: порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия, а также размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток.

В силу пункта 12 статьи 110 Закона о несостоятельности решение организатора торгов о допуске заявителей к участию в торгах принимается по результатам рассмотрения представленных заявок на участие в торгах и оформляется протоколом об определении участников торгов. К участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов. Заявители, допущенные к участию в торгах, признаются участниками торгов.

Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:

заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов;

представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;

поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.

В соответствии с пунктом 2.1. Приказа №495 для обеспечения возможности использования электронной площадки заинтересованным лицом оператор электронной площадки проводит его регистрацию на электронной площадке.

В соответствии с пунктом 6.1. Приказа № 495 в открытых торгах могут принимать участие только лица, признанные участниками торгов.

В силу абзаца 2 пункта 7, пункта 20 статьи 110 закона о несостоятельности и раздела 2 Приказа №495 участие в торгах могут принять лица, зарегистрированные на данной площадке в установленном законодательством порядке.

Согласно Протоколу об определении участников торгов от 12.04.2023 Заявитель подал заявку на участие в торгах, однако не был допущен в связи с не поступлением задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов.

Организатор торгов пояснил, что заявка на участие в торгах подана Волковым М.М. как от физического лица, а не как от лица принципала Заявителя. Данное обстоятельство подтверждается следующими обстоятельствами: заявка подана на ЭТП от лица М.М. Волкова, текст заявки содержит информацию, предусмотренную Законом о банкротстве, касательно Волкова М.М., заявка Волкова М.М. не содержит каких-либо ссылок на действие от имени принципала, доверенность на действия не приложена.

Комиссией установлено, что пунктом 6 договора о задатке указано, что исполнение обязанности по внесению суммы задатка третьими лицами не допускается.

Невозможность принятия задатка от третьего лица обусловлена положениями пункта 15 статьи 110 Закона о несостоятельности, в соответствии с которыми суммы внесенных задатков возвращаются всем Заявителям.

Комиссией установлено, что, регистрируясь на электронной площадке и подавая заявку на участие в торгах, заявители обязаны руководствоваться Регламентами, утвержденными электронной площадкой, регистрация участников, прием заявок, допуск к торгах осуществляется площадкой в автоматическом режиме, программно-аппаратными средствами площадки.

Исходя из вышеизложенного, Комиссией установлено, Заявителем не оспаривается, что задаток на участие в торгах был перечислен третьим лицом, не зарегистрированного и не подававшего заявку на участие в торгах. В то время как заявка была подана третьим лицом (Волковым М.М.)

Протоколом о результатах торгов от 13.04.2023 был определен победитель торгов, предложивший максимальную цену за имущество.

14.03.2022 был заключен договор купли-продажи с победителем торгов.

Относительно довода Заявителя о не приостановлении торгов Комиссия сообщает следующее.

Уведомлением Санкт-Петербургского УФАС России от 20.04.2022 №78/9187/23 Организатору торгов было необходимо приостановить процедуру до окончания рассмотрения жалобы Заявителя по существу.

Согласно части 18 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу.

В соответствии с частью 19 статья 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Таким образом, статья 18.1 Закона о защите конкуренции устанавливает единственный запрет на конкретные действия организатора торгов – заключение договора по итогам торгов, и последствия нарушения указанного запрета – признание такого договора ничтожным. Каких-либо иных норм, ограничивающих действия организатора торгов указанной статьей не определено.

При поступлении уведомления о принятии жалобы к рассмотрению, Организатор торгов, исходя из стадии торгов и иных объективных обстоятельств, вправе самостоятельно определить порядок действий, учитывая установленный статьей 18.1 Закона о защите конкуренции запрет на заключение договора по его итогам.

Комиссией установлено, что Организатор торгов приостановил процедуру торгов в части заключения договора с победителем торгов, что соответствует требованиям действующего законодательства.

Исходя из вышеизложенного, требование Закона о защите конкуренции о не заключении договора до принятия решения по жалобе Организатором торгов исполнено.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России;

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Альфаэлектросетьсервис» необоснованной.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны