Решение №78/39813/20, 78/39814/20 Т02-957/20 по жалобе ООО «ПромЭнерго» от 17 декабря 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-957/20
14 декабря 2020 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от ООО «ЖКС №2 Калининского района» (далее – Организатор торгов) и ООО «ПромЭнерго» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 03.12.2020 вх. № 44130-ЭП/20, от 07.12.2020 вх. № 44489-ЭП/20) ООО «ПромЭнерго» на действия Организатора торгов ООО «ЖКС №2 Калининского района» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку строительных материалов (извещение №32009722696), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
25 ноября 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32009722696 о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку строительных материалов (далее – Закупка), включая документацию о запросе предложений (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ООО «ЖКС №2 Калининского района» (далее – Положение о закупках) в редакции от 07.09.2020, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
6 725 592,30 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
25.11.2020 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
04.12.2020 в 09:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
04.12.2020 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
СПб, ул. Вавиловых, 13 корп. 1 |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в следующем:
-
установлении в Документации ненадлежащего срока заключения договора по итогам проведения процедуры Закупки;
-
установлении в Документации ненадлежащего описания предмета Закупки и требований к описанию участниками поставляемого товара, которые вводят потенциальных участников Закупки в заблуждение и не позволяют объективно сформировать заявку на участие в Закупке.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ООО «ЖКС №2 Калининского района» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «ПромЭнерго» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/37985/20 от 07.12.2020, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/37985/20 от 07.12.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации ненадлежащего срока заключения договора по итогам проведения процедуры Закупки:
На основании ч. 2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.
Как следует из п. 1 ч. 3.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, конкурентные закупки осуществляются следующими способами: путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений).
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Как следует из п. 1 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в извещении об осуществлении конкурентной закупки должен быть указан способ осуществления закупки.
Согласно ч. 15 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.
В соответствии с п. 5 раздела 2 Документации (далее — Информационная карта) и извещением о проведении Закупки, размещенным в единой информационной системе (далее — ЕИС), способом осуществления закупки является запрос предложений в электронной форме.
Пунктом 18 Информационной карты установлен следующий срок подписания договора:
Срок заключения договора с участником закупки по итогам проведения запроса предложений должен составлять не более 20 (двадцати) рабочих дней от даты подведения итогов запроса предложений, кроме случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации для заключения договора необходимо его одобрение органом управления заказчика, а также случаев, когда действия (бездействие) заказчика (Организатора) при осуществлении закупки обжалуются в антимонопольном органе либо в судебном порядке. В указанных случаях договор должен быть заключен в течение 20 (двадцати) рабочих дней со дня вступления в силу решения антимонопольного органа или судебного акта, предусматривающего заключение договора.
В течение 5 (пяти) дней заказчик направляет победителю запроса предложений проект договора на подпись.
В случае, если победитель запроса предложений в течение 5 (пяти) дней не направит заказчику подписанный договор, либо протокол разногласий, то победитель запроса предложений считается уклонившимся от заключения договора.
Комиссией СПб УФАС России установлено, что срок заключения договора, указанный в п. 18 Информационной карты, не соответствует требованиям ч. 15 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что Организатором торгов в Документации установлен ненадлежащий срок заключения договора по итогам проведения процедуры Закупки.
Исходя из изложенного, по первому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по установлению в п. 18 Информационной карты ненадлежащего срока заключения договора нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 15 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований к порядку заключения договора по итогам проведения закупки, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации ненадлежащего описания предмета Закупки и требований к описанию участниками поставляемого товара, которые вводят потенциальных участников Закупки в заблуждение и не позволяют объективно сформировать заявку на участие в Закупке:
Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
На основании п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
Как следует из п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:
-
несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
-
закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
-
закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
-
закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Как следует из п. 2 Информационной карты, предметом Закупки является поставка строительных материалов в 2021 году (для ООО «ЖКС №2 Калининского района») соответствии с техническим заданием (Раздел 4 к документации).
В соответствии с пп. 4 п. 12 Информационной карты заявка на участие в закупке должна содержать всю указанную заказчиком в документации информацию, в том числе предложение участника (Приложение 4 к документации).
Пунктом 21 Информационной карты установлены требования к заполнению предложения участника (Приложение 4 к документации), согласно которым «товар, указанный в п. 13 и 24 должен соответствовать ГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ; Товар, указанный в п. 14 и 23 должен соответствовать ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия (с Изменениями N 1-4)».
Согласно п. 3 раздела 4 Документации (далее — Техническое задание) установлена спецификация (характеристики и количество товаров, которые являются объектом закупки).
Позиции № 13 спецификации соответствует товар «Материал тип 13», к которому установлены следующие требования: «Поверхность - глянцевая Размер - 270х400х7.5мм Количество в 1 упаковке — 1.08 кв.м Вставка-декор V9GО0149TG «Евро-Керамика»*».
Позиции 24 спецификации соответствует товар «Материал тип 24», к которому установлены следующие требования: «Размеры, мм-40х25 Длина, м-2 Цвет-Белый Объем упаковки: не менее кг 0,472 Кабель».
Позиции № 14 спецификации соответствует товар «Материал тип 14», к которому установлены следующие требования: «Поверхность - глянцевая Размер - 270х400х7.5мм Количество в 1 упаковке — 1.08 кв.м Вставка-декор 9GA0216TG «Евро-Керамика»*».
Позиции № 23 спецификации соответствует товар «Материал тип 23», к которому установлены следующие требования: «Смесь предназначена для затирки швов облицовочной настенной и напольной плитки из керамики, натурального и искусственного камня при внутренних и наружных работах. Объем упаковки: не менее 20кг - цвета - серый; - для всех типов плитки; - ширина шва не менее 1,5…6мм; - низкое водопоглощение; - гладкая поверхность шва; - высокая пластичность; - водо- и морозостойкость. Затирка влагостойкая серая Объем упаковки: не менее 20кг».
Комиссия СПб УФАС России полагает, что в п. 21 Информационной карты установлено ненадлежащее описание предмета Закупки, а также некорректные требования к описанию участниками поставляемого товара, которые вводят потенциальных участников Закупки в заблуждение и не позволяют надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке, поскольку материалы, указанные в позициях №№ 13, 24, а также №№ 14, 23 спецификации, не могут соответствовать требованиям ГОСТ 8736-2014 «Песок для строительных работ» и ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия (с Изменениями N 1-4)», требование о соответствии которым установлено пунктом 21 Информационной карты.
Исходя из изложенного, по второму доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по установлению в п. 21 Информационной карты требования о соответствии материалов, указанных в позициях №№ 13, 24, а также №№ 14, 23 спецификации, требованиям ГОСТ 8736-2014 «Песок для строительных работ» и ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия (с Изменениями N 1-4)» нарушение п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 6.1 ст. 3, п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также установлении ненадлежащих требований к товарам, используемых в описании предмета закупки, и требований к описанию участниками закупки поставляемого товара, которые вводят потенциальных участников Закупки в заблуждение и не позволяют надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 03.12.2020 вх. № 44130-ЭП/20, от 07.12.2020 вх. № 44489-ЭП/20) ООО «ПромЭнерго» на действия Организатора торгов ООО «ЖКС №2 Калининского района» (ИНН: 7804391903, ОГРН: 1089847220429) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку строительных материалов (извещение №32009722696) обоснованной.
2) Признать в действиях Организатора торгов ООО «ЖКС №2 Калининского района» (ИНН: 7804391903, ОГРН: 1089847220429) следующие нарушения:
-
п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 15 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также нарушении требований к порядку заключения договора по итогам проведения закупки, допущенное путем установления в п. 18 Информационной карты ненадлежащего срока заключения договора по итогам проведения процедуры Закупки;
-
п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 6.1 ст. 3, п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также установлении ненадлежащих требований к товарам, используемых в описании предмета закупки, и некорректных требований к описанию участниками закупки поставляемого товара, которые вводят потенциальных участников Закупки в заблуждение и не позволяют надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке, допущенное путем установления в п. 21 Информационной карты требования о соответствии материалов, указанных в позициях №№ 13, 24, а также №№ 14, 23 спецификации, требованиям ГОСТ 8736-2014 «Песок для строительных работ» и ГОСТ 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия (с Изменениями N 1-4)».
3) Организатору торгов ООО «ЖКС №2 Калининского района» (ИНН: 7804391903, ОГРН: 1089847220429) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, допущенных при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку строительных материалов (извещение №32009722696), путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
14 декабря 2020 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
на основании решения Комиссии от 14.12.2020 № Т02-957/20 по жалобе на действия организатора торгов ООО «ЖКС №2 Калининского района» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку строительных материалов (извещение №32009722696, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов ООО «ЖКС №2 Калининского района» (ИНН: 7804391903, ОГРН: 1089847220429) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, допущенных при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на поставку строительных материалов (извещение №32009722696), путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 18 января 2021 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.