Предупреждение №78/28012/22 Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые... от 29 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее также – Санкт-Петербургское УФАС России, Управление) поступило заявление (вх. № 22104-ИП/22 от 29.08.2022) относительно возможного нарушения ООО «НЕВАГАЗ» антимонопольного законодательства, в частности пунктом 1 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в распространении в почтовые ящики жителей Санкт-Петербурга уведомлений с ложной, недостоверной информацией, которая вводит потребителей в заблуждение, а также создает впечатление об особом статусе общества и отсутствии альтернативы у потребителей при выборе лица, осуществляющего техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме.

В результате анализа заявления и представленных документов установлено следующее.

Заявителем в почтовом ящике была обнаружена листовка. Сайт www.nevagaz-spb.ru, а также абонентский номер +7 (812) 913-14-04, указанные на листовке, принадлежат ООО «НЕВАГАЗ» (ИНН: 7842201504; ОГРН: 1227800039994; 195027, г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. муниципальный округ Большая Охта, Большеохтинский пр-кт, д. 11, к. 1, литера А, помещ. 1-Н (часть), кабинет № 06, зарегистрирован в качестве юридического лица: 01.04.2022).

В соответствии со статьей 14.2 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, в том числе в отношении:

1) качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;

2) количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;

3) места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;

4) условий, на которых товар предлагается к продаже, в частности цены такого товара.

В данном случае предполагается, что наименование «НЕВАГАЗ» использовано в листовках в качестве коммерческого обозначения лица, предлагающего свои услуги по техническому обслуживанию и ремонту внутриквартирного газового оборудования. Вместе с тем использование коммерческих обозначений без указания данных лица, в действительности оказывающего предлагаемые услуги, может вводить потребителей в заблуждение относительно исполнителя услуг, в связи с отсутствием в них соответствующей информации.

Кроме того, содержание и внешнее оформление листовки может восприниматься гражданами как квитанция коммунальной службы, по которой необходимо оплатить услуги. Подобная форма и содержание листовки может вводить в заблуждение потребителей относительно исполнителя услуг, формировать неверное мнение по поводу лица, производящего техническое обслуживание и ремонт внутриквартирного газового оборудования (далее – ВКГО).

Согласно статье 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Таким образом, в силу вышеуказанной нормы права, а также с учетом того, что без заключения договора на ВКГО гражданин-потребитель не сможет заключить договор на поставку природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд, договор на ВКГО является публичным договором.

Публичный договор не должен противоречить действующему законодательству РФ и является гражданско-правовым договором, в котором сторонами могут устанавливаться (согласовываться) разные условия в зависимости от конкретных обстоятельств, если в ГК РФ и иные законы включены диспозитивные нормы.

В данном случае порядок оплаты работ, а также выбор контрагента по договору бытового подряда регламентированы статьей 735 ГК РФ, что является законодательно закрепленной гарантией для потребителей.

Согласно статье 9 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» № 15-ФЗ от 26.01.1996 (ред. от 09.04.2009) в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю законом «О защите прав потребителей».

По общему правилу, предусмотренному статьей 735 ГК РФ, работа по договору бытового подряда должна оплачиваться заказчиком после принятия им ее результата. Оплата непосредственно при заключении договора или путем выдачи аванса возможна только с согласия заказчика.

Аналогичная норма закреплена статьей 37 Федерального закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», согласно которой потребитель обязан оплатить в полном объеме работу, выполненную исполнителем, после ее принятия. С согласия потребителя при заключении договора работа может быть оплачена им в полном размере или путем выдачи аванса.

Таким образом, подрядчик по договору бытового подряда не имеет права требовать предварительной оплаты за выполняемые работы.

Согласно условиям, указанным на листовке, ВКГО предлагаемого ООО «НЕВАГАЗ», потребитель изначально ставится в невыгодное положение, при котором он лишен свободы выбора и введен в заблуждение в части обязательности заключения договора на обслуживание ВКГО, которое предложено ему хозяйствующим субъектом.

Данный факт свидетельствует о наличии в действиях ООО «НЕВАГАЗ» нарушения требований статьи 14.2 Закона о защите конкуренции.

 

Санкт-Петербургское УФАС России на основании ст. 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ООО «НЕВАГАЗ» о необходимости прекращения действий по нарушению пункта 1 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции, а именно:

1. прекратить имитировать в своей информационной продукции извещения, которые рассылают управляющие или ресурсоснабжающие организации;

2. исключить из уведомления следующую информацию «СЧЕТ-ИЗВЕЩЕНИЕ ТО ВКГО»;

3. исключить недействующие QR-коды;

4. исключить информацию, которая создаёт впечатление (необходимость) у потребителя в том, что дату и время необходимо согласовать безальтернативно именно с распространителем извещений, в том числе слова «...Вы обязаны заключить договор о техническом обслуживании...», «…Вам необходимо позвонить по телефону +7 (812) 913-14-04...».

5. прекратить рассылку квитанций о поверке приборов учёта, которые создают впечатление о безальтернативной необходимости обращения исключительно к ООО «НЕВАГАЗ».

Предупреждение необходимо исполнить в срок до 30 января 2022 года.

В соответствии с частью 1 статьи 25, часть 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, о выполнении предупреждения сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением материалов, подтверждающих выполнение вышеуказанных действий.

 

 

Руководитель управления

 

И.Е. Прохоров

 

 

 

 

 

 

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

Связанные организации

ООО "НЕВАГАЗ"
ИНН 7842201504, ОГРН 1227800039994