Решение №78/33983/21 Т02-799/21 по жалобе ООО «БизнесСервисГрупп» (ООО «БСГ») от 30 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-799/21

25 ноября 2021 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от СПб ГАСУСО «ПНИ № 9» (далее – Организатор торгов) и ООО «БСГ» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 18.11.2021 вх. № 35881-ЭП/21) ООО «БСГ» на действия Организатора торгов СПб ГАСУСО «ПНИ № 9» при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию комплексных систем обеспечения безопасности (КСОБ) (извещение №32110792342), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

08 ноября 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32110792342 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию комплексных систем обеспечения безопасности (КСОБ) (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГАСУСО «ПНИ № 9» (далее – Положение о закупках) в редакции от 10.06.2021, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

1 539 330,80 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

08.11.2021

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

18.11.2021 в 10:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

22.11.2021 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, Красное Село, ул. Красногорская, д. 1

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в следующем:

  • ненадлежащем обосновании начальной (максимальной) цены договора, заключаемого по результатам Закупки;

  • установлении в Документации нестоимостного критерия оценки заявок, не предусмотренного Положением о закупках;

  • установлении в Документации требований к показателям товаров в нарушение условий Положения о закупках.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

СПб ГАСУСО «ПНИ № 9» относится к автономным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

На основании ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «БСГ» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/32820/21 от 22.11.2021, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/32820/21 от 22.11.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

По доводу жалобы Заявителя о ненадлежащем обосновании Организатором торгов начальной (максимальной) цены договора, заключаемого по результатам Закупки:

Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

На основании п.п. 5, 7 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора, а также обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Согласно п. 4 информационной карты Документации (далее — Информационная карта) начальная (максимальная) цена договора составляет 1 539 330,80 (Один миллион пятьсот тридцать девять тысяч триста тридцать) рублей 80 копеек.

Пунктом 5 Информационной карты установлен порядок формирования цены договора:

Для определения начальной (максимальной) цены договора заказчиком использован метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) на основании ценовой информации на идентичные услуги, полученной от трех исполнителей.

С учетом расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей, а также всех расходов, связанных с исполнением договора.

Как следует из п. 3 Информационной карты, объем оказываемых услуг установлен в соответствии с техническим заданием (приложение №1) и проектом договора (приложение №2) настоящей документации.

Согласно п. 1.6.1 приложения № 1 к Документации (далее — Техническое задание) НМЦД (цена единицы услуги) определена и обоснована в соответствии с требованиями Положения о закупке заказчика.

В соответствии с п. 1.6.2 Технического задания цена договора определяется участником закупки на основе прилагаемого заказчиком расчета НМЦД (цены единицы услуги), являющегося приложением № 2 к техническому заданию документации, с учетом расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Как следует из п. 2.1.2.3 Технического задания, сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товаров, используемых для оказания услуг, приведены в приложении № 3 к Техническому заданию.

Заявитель в жалобе указывает на то, что в приложении 3 к Техническому заданию предъявлены требования к массе расходных материалов - «шурупы», «дюбель-шурупы», «наконечники», «проволока» и так далее. Однако в расчете НМЦД таких товаров нет. Таким образом, Заявитель полагает, что обоснование НМЦД произведено с нарушением ст. 2 Закона № 223-ФЗ. Данные требования ограничивают конкуренцию, так как содержат требования к товарам, которые не предусмотрены НМЦД, а значит необоснованны.

Представители Организатора торгов пояснили, что обоснование начальной (максимальной) цены договора приведено в составе Документации. В свою очередь, при его подготовке сбор информации о ценовых предложениях осуществлялся с обязательным указанием на необходимость применения в рамках исполнения обязательств по договору материалов (товаров), предусмотренных Документацией.

Приложением № 2 к Техническому заданию установлен расчет начальной (максимальной) цены договора (НМЦД) на оказание услуг по техническому обслуживанию комплексных систем обеспечения безопасности (КСОБ) (далее — Расчет НМЦД).

Так, согласно Расчету НМЦД начальная (максимальная) цена договора определена в соответствии с требованиями Положения о закупке заказчика.

Для определения начальной (максимальной) цены договора заказчиком использован метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) на основании ценовой информации на идентичные услуги, полученной от трех исполнителей.

В начальную (максимальную) цену договора включены все расходы исполнителя, производимые им в процессе оказания услуг, в том числе транспортные расходы, расходный материал необходимый для оказания услуг, страхование, уплату налогов, сборов и других обязательных платежей.

Таким образом, Комиссией СПб УФАС России установлено, что согласно Расчету НМЦД, представленному в приложении № 2 к Техническому заданию, в начальную (максимальную) цену договора включены все расходы исполнителя, в том числе расходный материал, необходимый для оказания услуг, требования к которому содержаться в приложении № 3 к Техническому заданию.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит первый довод жалобы Заявителя неподтвержденным, вследствие чего по данному доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации нестоимостного критерия оценки заявок, не предусмотренного Положением о закупках:

На основании п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Пунктом 20 Информационной карты установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений в электронной форме:

20.1 Стоимостные — Цена договора — 30%;

20.2 Нестоимостные — Квалификация участника закупки и его персонала, который будет участвовать в исполнении договора, включая (но не ограничиваясь) опыт, в том числе опыт исполнения договоров на закупку товаров, работ, услуг, аналогичных закупаемым, опыт исполнения договоров на объектах-аналогах, деловую репутацию, образование, квалификацию персонала участника закупки, включая наличие ученых степеней — 70%.

Вес (значимость) критерия – 70%.

В форме справки сведения о наличии у участника закупки:

  • сведения о выполненных ранее работах (за период с 2017 года по настоящее время), соответствующих предмету договора (Оказание услуг по техническому обслуживанию комплексных систем обеспечения безопасности (КСОБ) на территории государственных учреждений социального обслуживания), с обязательным приложением копий договоров и актов выполненных работ к ним, подтверждающих приемку оказанных услуг (работ) заказчиком.

Заявитель в жалобе указывает на то, что в качестве опыта выполнения работ заказчиком будут оцениваться сведения о выполненных ранее работах (за период с 2017 года по настоящее время), соответствующих предмету договора (Оказание услуг по техническому обслуживанию комплексных систем обеспечения безопасности (КСОБ) на территории государственных учреждений социального обслуживания), с обязательным приложением копий договоров и актов выполненных работ к ним, подтверждающих приемку оказанных услуг (работ) заказчиком. Вместе с тем Заявитель полагает, что такие специфические критерии и их величины не предусмотрены ни в Положении о закупках заказчика, ни в Постановлении Правительства 1085 от 28.11.2013. Не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящими Правилами критериев оценки (показателей) или их величин значимости (п. 13 Постановления Правительства 1085 от 28.11.2013).

Представители Организатора торгов пояснили, что положения Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не могут применяться к указанной Закупке. В частности, указанное постановление принято в развитие положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг. Вместе с тем оспариваемая закупка осуществляется в соответствии с положениями законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц. Кроме того, установленные в Документации о Закупке критерии оценки заявок предусмотрены Положением о закупках.

Комиссией СПб УФАС России установлено, что согласно п. 2 ч. 4 ст. 32 раздела 4 Положения о закупках критериями оценки заявок на участие в запросе предложений могут быть:

  • квалификация участника закупки и его персонала, который будет участвовать в исполнении договора, включая (но не ограничиваясь) опыт, в том числе опыт исполнения договоров на закупку товаров, работ, услуг, аналогичных закупаемым, опыт исполнения договоров на объектах-аналогах, деловую репутацию, образование, квалификацию персонала участника конкурса, включая наличие ученых степеней.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что нестоимостной критерий оценки, указанный в п. 20.2 Информационной карты, установлен на основании п. 2 ч. 4 ст. 32 раздела 4 Положения о закупках, п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, соответствует предмету и целям проводимой процедуры Закупки, а также способствует выявлению наиболее выгодных условий исполнения договора, заключаемого по результатам Закупки.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит второй довод жалобы Заявителя неподтвержденным, вследствие чего по данному доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации требований к показателям товаров в нарушение условий Положения о закупках:

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Как следует из п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

На основании ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно п. 13 Информационной карты описание предмета закупки установлено в соответствии с Техническим заданием (приложение №1) и проектом договора (приложение №2) настоящей документации о проведении запроса предложений в электронной форме.

Как следует из п. 14 Информационной карты, участник закупки должен представить в составе заявки перечень выполняемых работ (оказываемых услуг) с их характеристиками с целью подтверждения соответствия предлагаемых работ (оказываемых услуг) требованиям, предусмотренным Техническим заданием. Описание работ (услуг), входящих в перечень, должны быть даны в отношении каждого пункта требований, приведенных в Техническом задании и демонстрировать, что качественные характеристики выполняемых работ (оказываемых услуг) будут соответствовать условиям заказчика без допущения двусмысленного толкования.

Требования к товарам (или товарам, применяемым при производстве работ, оказании услуг) установлены в Техническом задании документации о закупке. Сведения о товаре (конкретные показатели товара), предоставляются в соответствии с разделом 2 настоящей документации.

Приложением № 2 к Техническому заданию установлены требования к конкретным показателям товаров, используемых для оказания услуг.

Заявитель в жалобе указывает на то, что согласно Положению о закупках требования к конкретным показателям товаров, используемых для выполнения работ (оказания услуг), соответствующих значениям, установленным документацией о закупке, могут быть только критериями оценки. Таким образом, Заявитель полагает, что требования к конкретным показателям товаров не соответствуют Положению о закупках.

Представители Организатора торгов пояснили, что вопреки доводам Заявителя Положение о закупках не содержит приведенного в составе жалобы условия. Пункт 8 ч. 4 ст. 32 раздела 4 Положения о закупках содержит указание, что требования к конкретным показателям товаров, используемых для выполнения работ (оказания услуг), соответствующих значениям, установленным документацией о проведении закупки могут быть использованы в качестве критерия оценки заявок. Однако запрета на указание таких показателей в качестве требований к товарам, используемым при оказании услуг/выполнении работ данное Положение не содержит.

На основании п. 8 ч. 4 ст. 32 раздела 4 Положения о закупках критериями оценки заявок на участие в запросе предложений могут быть:

  • требования к конкретным показателям товаров, используемых для выполнения работ (оказания услуг), соответствующих значениям, установленным документацией о закупке.

Комиссией СПб УФАС России установлено, что из содержания п. 8 ч. 4 ст. 32 раздела 4 Положения о закупках не следует, что требования к конкретным показателям товаров, используемых для выполнения работ (оказания услуг), соответствующих значениям, установленным документацией о закупке, могут быть исключительно критерием оценки заявок участников Закупки.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что установление Организатором торгов в приложении № 2 к Техническому заданию требований к конкретным показателям товаров, используемых для оказания услуг, не противоречит условиям Положения о закупках, а также соответствует требованиям ч. 6.1 ст. 3, п.п. 1, 15 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит третий довод жалобы Заявителя неподтвержденным, вследствие чего по данному доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 18.11.2021 вх. № 35881-ЭП/21) ООО «БСГ» на действия Организатора торгов СПб ГАСУСО «ПНИ № 9» (ИНН: 7807022277, ОГРН: 1037819001990) при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по техническому обслуживанию комплексных систем обеспечения безопасности (КСОБ) (извещение №32110792342) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны