Решение №78/14909/24 принятое по жалобе физического лица от 4 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ,

принятое по результатам рассмотрения жалобы

<...>

 

Резолютивная часть решения оглашена «30» мая 2024

В полном объеме решение изготовлено «04» июня 2024 Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России) в составе:

<...> - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<...> – начальника отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии.

В присутствии представителя ООО «Проконсалт» (далее – Организатор торгов);

В отсутствие <...> (далее — Заявитель); Пановой А.А. (далее — Финансовый управляющий), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте заседания комиссии.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), рассмотрев жалобу <...>, поступившей из Федеральной антимонопольной службы России (исх. №04/41434/24 от 15.05.2024, вх. №12662-ЭП/24 от 15.05.2024) и жалобы <...>, поступившей из Федеральной антимонопольной службы по Московской области (исх.№КИ/6798/24 от 14.05.2024, вх. №12523-ЭП/24 от 14.05.2024) на действия Организатора торгов – ООО «Проконсалт» при организации и проведении торгов посредством публичного предложения (извещение размещено на сайте оператора электронной площадки https://банкрот.вэтп.рф/ №8187–ОТПП и на сайте https://bankrot.fedresurs.ru/ №13693485, лот №1), документы и сведения по торгам, представленные сторонами,

УСТАНОВИЛА:

Извещение № 8187–ОТПП опубликовано на сайте оператора электронной площадки https://банкрот.вэтп.рф/ (далее — ОЭП) и на сайте Единого Федерального реестра сведений о банкротстве https://bankrot.fedresurs.ru/ №13693485, лот №1 (далее — ЕФРСБ).

Предметом торгов по лоту №1 является:

Земельный участок, вид разрешенного использования – для садоводства, площадь 400 кв.м, категория земель – земли поселений (земли населенных пунктов), кадастровый номер 50:03:0010209:94. Здание, назначение – жилое, площадь 25,5 кв.м., 1964 год постройки, кадастровый номер 50:09:0000000:62366. Лот расположен по адресу Московская область, Клинский район, городское поселение Клин, г. Клин, СНТ «Мичуринец», линия 8, дом 38, уч. 38. На земельный участок и дом наложен запрет на регистрационные действия.

Начальная цена: 1 107 000,00 руб.

Дата и время начала первого периода подачи заявок:17.03.2024 10:00

Дата и время окончания последнего периода подачи заявок: 28.04.2024 09:00

В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов в части организации и проведении торгов.

В ходе изучения и анализа Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России материалов данных торгов, а также норм законодательства, были установлены следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о несостоятельности) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

По смыслу положений Закона о несостоятельности задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуры - получению наибольшей выручки для проведения расчетов с кредиторами.

Когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов отсутствует состязательность, нивелируется смысл торгов - определение победителя на конкурентной основе.

Аналогичный подход определения сути проведения торгов приведен в пункте 25 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 N 3 (2018).

Следовательно, нарушение установленного порядка организации и проведения торгов не может не свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку торги являются конкурентной формой определения наилучших условий реализации товара и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физические лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота). В противном случае при проведении торгов утрачивается признак конкуренции среди участников, в результате чего проведенная процедура выявления покупателя может противоречить ее сущности.

Кроме того, поскольку торги являются способом заключения договора по реализации товара, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка может сказаться на обеспечении конкуренции и формировании конкурентного товарного рынка путем лишения возможности потенциальных участников торгов принять участие в торгах либо необоснованного сокращения числа участников торгов. В случае проведения торгов в отсутствие конкурентной борьбы победитель таких торгов получает дополнительные преимущества на товарном рынке, на котором он осуществляет деятельность, поскольку увеличит количество своих основных производственных средств, при этом иные участники или потенциальные участники таких торгов будут неправомерно лишены возможности получения данного ресурса.

В связи с этим, и принимая во внимание позицию, изложенную в письме ФАС России от 14.11.2023 № ГМ/94718/23, рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества должника регулируется Законом о несостоятельности, а также Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 № 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России» (далее – Порядок).

В соответствии с пунктом 5.2 Порядка при проведении торгов в форме публичного предложения определение участников торгов осуществляется с учетом положений, предусмотренных настоящим пунктом.

Оператор электронной площадки направляет организатору торгов все зарегистрированные заявки на участие в торгах, представленные и не отозванные до окончания срока представления заявок для определенного периода проведения торгов, и приложенные к ним документы с указанием даты и точного времени представления заявки на участие в торгах, порядкового номера регистрации каждой заявки не позднее тридцати минут после наступления одного из следующих случаев:

завершения торгов вследствие поступления электронного сообщения, указанного в абзаце шестом пункта 6.1.3 настоящего Порядка;

окончания периода проведения торгов.

Если имеются заявки на участие в торгах, представленные и не отозванные до окончания срока представления заявок для соответствующего периода проведения торгов, организатор торгов посредством программно-аппаратных средств сайта формирует протокол об определении участников торгов и направляет указанный протокол в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью, оператору электронной площадки не позднее пяти календарных дней после наступления одного из следующих случаев:

- завершения торгов вследствие поступления электронного сообщения, указанного в абзаце шестом пункта 6.1.3 настоящего Порядка.

- окончания периода проведения торгов.

Следовательно, действующим законодательством Российской Федерации установлен определенный срок, в который организатор торгов обязан направить протокол об определении участников торгов.

В соответствии с пунктом 15 статьи 110 Закона о несостоятельности решение организатора торгов об определении победителя торгов принимается в день подведения результатов торгов и оформляется протоколом о результатах проведения торгов.

Согласно абзацу 8 пункта 4 статьи 139 Закона о несостоятельности с даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается.

В соответствии с абзацем пятым пункта 4 статьи 139 Закона о несостоятельности право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

Победитель торгов определяется не после окончания срока действия публичного предложения, а по окончании периода, в течение которого действует установленная организатором торгов цена продажи имущества и в который были поданы заявки, допущенные к участию в торгах.

Днем подведения результатов торгов для публичного предложения является день завершения этапа снижения цены, в котором была подана хотя бы одна заявка, содержащая цену не менее цены предложения на данном этапе снижения.

Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с абзацем 17 пункта 11 статьи 110 Закона о несостоятельности заявитель вправе изменить или отозвать свою заявку на участие в торгах в любое время до окончания срока представления заявок на участие в торгах.

Исходя из содержания абзаца 1 пункта 4.3 Положения, заявитель вправе отозвать заявку на участие в торгах не позднее окончания срока представления заявок на участие в торгах посредством направления оператору электронной площадки электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью заявителя.

Абзацем 2 пункта 4.3 Положения установлено, что заявитель вправе изменить заявку на участие в торгах не позднее окончания срока представления заявок на участие в торгах путем представления новой заявки, при этом первоначальная заявка должна быть отозвана. Оператор электронной площадки обеспечивает невозможность подачи заявителем новой заявки без отзыва первоначальной заявки.

Таким образом, потенциальный участник не может подать две заявки на участие в торгах, в том числе изменить ее путем представления новой заявки, без предварительного отзыва первоначальной заявки.

Согласно доводам жалобы, Заявитель подал заявку на участие в торгах на пятом этапе публичного предложения (14.04.2024 10:00:00 - 21.04.2024 09:00:00), а именно 21.04.2024 в 08:58:06, вместе с тем, Организатор торгов не подвел итоги торгов, тем самым нарушил законные права и интересы Заявителя.

Вместе с тем, из представленных документов, было установлено, что заявка поданная на вышеуказанном периоде была отозвана Заявителем. Организатором торгов не было получено информации от электронной площадки о наличии заявок на вышеуказанном периоде, в связи с с тем, что заявка Заявителя для рассмотрения была отозвана.

Таким образом, Заявитель использовал свое право отозвать свою заявку на участие в торгах в любое время до окончания срока представления заявок на участие в торгах, предоставленное ему на основании абзаца 17 пункта 11 статьи 110 Закона о несостоятельности и указанных положений Порядка.

Как установлено Комиссией и сторонами не оспаривается, 23.04.2024 в 19:17:02 Заявитель повторно подал заявку на участие в торгах на последнем этапе публичного предложения (21.04.2024 10:00:00 - 28.04.2024 09:00:00).

Согласно протоколу №8187-ОТПП/1/1 определения участников торгов от 02.05.2024 было подано 8 (восемь) заявок, в том числе и заявка Заявителя.

Протоколом №8187-ОТПП/2/1 о результатах проведения торгов от 02.05.2024 был определен победитель торгов, предложивший максимальную цену за имущество — 806 000, 00 руб., в то время как предложение Заявителя составило — 665 100, 00 руб.

Заявитель на заседание Комиссии не явился. Действительных доказательств нарушения своих прав и ограничения конкуренции путем предоставления преимущества конкретному лицу установленным критериев, Заявителем не представлено, а Комиссией не установлено.

Заявитель как податель жалобы в антимонопольный орган и лицо, участвующее в деле, обязан вместе с жалобой представить соответствующие его позиции доказательства, подтверждающие или опровергающие оспариваемые обстоятельства. Как следует из материалов дела, Заявителем такие документы приложены не были, обоснований и объективных доказательств наличия в действиях организатора торгов нарушений, помимо субъективной оценки таких действий, не представлено.

Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности доводов заявителя, изложенных в жалобе.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России,

РЕШИЛА:

Признать жалобу <...> необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны