Решение №78/5757/23 Т02-126/23 по жалобе ООО «Аспект» от 17 марта 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе №Т02-126/23
14 марта 2023 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:
<...>
с участием представителей от ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Заказчик), от ООО «Аспект» (далее — Заявитель) путём видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 17.02.2023 вх. №4018-ЭП/23) ООО «Аспект» на действия заказчика АО «Метрострой Северной Столицы» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку песка и щебня для выполнения строительных работ (извещение №32211865652, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
21 ноября 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано Извещение №32211865652 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку песка и щебня для выполнения строительных работ (далее – Извещение), включая аукционную документацию (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках АО «Метрострой Северной Столицы», версия 5 от 27.09.2022 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru (далее — Официальный сайт) в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
136 192 991,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
21.11.22 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
12.12.2022 в 12:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
15.12.2022, 20.12.2022 |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 3, корп. 2, лит. А, пом. 67 Н Р.М. 3 этаж 21 |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре №32211865652 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном признании ООО «Аспект» уклонившимся от заключения договора согласно протоколу №32211865652-4 от 08.02.2023.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства .
В соответствии с п. п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
АО «Метрострой Северной Столицы» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
4. Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Аспект» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/3773/23 от 21.02.2023, представлен.
Также документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/3773/23 от 21.02.2023, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
В заседании Комиссии объявлялся перерыв до 14:30 (МСК) 14.03.2023.
В жалобе Заявитель указывает на необоснованное, по его мнению, признание ООО «Аспект» уклонившимся от заключения договора согласно протоколу №32211865652-4 от 08.02.2023 по следующей причине: «платежное поручение было прикреплено к подписанному победителем договору, но до даты окончания срока заключения договора не поступили на счет, который был указан Заказчиком в Документации».
Согласно ч. 28 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такой конкурентной закупки, заказчика. В случае наличия разногласий по проекту договора, направленному заказчиком, участник такой закупки составляет протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора, не соответствующим извещению, документации о конкурентной закупке и своей заявке, с указанием соответствующих положений данных документов.
В соответствии с ч. 29 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, документацией о конкурентной закупке, извещением об осуществлении конкурентной закупки и заявкой участника такой закупки, с которым заключается договор.
В разделе 22 Документации содержится порядок заключения договора.
Согласно п. 22.5 в случае, если комиссия по закупкам приняла решение заключать договор, он должен быть заключен не ранее, чем через десять дней и не позднее, чем через двадцать дней с даты размещения в ЕИС, официальном сайте.
В соответствии с п. 22.6 Документации составленный заказчиком договор направляется победителю (единственному участнику) с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки для подписания в течение 5 календарных дней со дня размещения в единой информационной системе протокола комиссии.
Как следует из п. 22.7 Документации, договор должен быть подписан победителем (единственным участником) в течение 10 календарных дней со дня его получения с обязательным предоставлением обеспечения исполнение договора (в случае, если оно было установлено извещением, документацией): платежного поручения или независимой гарантии.
В соответствии с п. 16 Информационной карты Документации на весь период действия договора установлено обеспечение исполнения договора, в размере 5% (пять процентов) от цены, указанной в п. 5.1 договора.
Обеспечение исполнения договора может обеспечиваться:
- предоставлением независимой гарантии исполнения обязательств по Договору;
- внесением денежных средств на счет покупателя.
В случае, если обеспечение исполнения договора представляется в виде внесения денежных средств, поставщик перечисляет сумму денежных средств, в размере 5% (пять процентов) от цены, указанной в п. 5.1 Договора, на счет Покупателя.
Внесение денежных средств на счет покупателя осуществляется до подписания сторонами договора. Факт внесения поставщиком таких денежных средств подтверждается копией платежного поручения с отметкой банка Поставщика, подтверждающим перечисление денежных средств в качестве обеспечения исполнения Договора. В платежном поручении в графе «назначение платежа» указывается: «Средства, вносимые в качестве обеспечения исполнения договора, НДС не облагается».
Реквизиты счета для перечисления денежных средств в качестве обеспечения исполнения договора:
Полное наименование организации:
АО «МЕТРОСТРОЙ СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЫ»
Юридический и фактический адрес: 196247, Россия, Санкт-Петербург,
пл. Конституции, д. 3, корп. 2, лит. А, оф. пом. 67 Н Р.М. 3 этаж 21
ИНН 7810904590, ОГРН 1207800130560, КПП 781001001, ОКПО 45985529, ОКВЭД 41.12, Р/с 40702810439800000661, Филиал ОПЕРУ Банка ВТБ (ПАО) в Санкт-Петербурге г. Санкт-Петербург, К/С 30101810200000000704, БИК 044030704.
В случае, если участником закупки представлены документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения договора, но до даты окончания срока заключения договора не поступили на счет, который указан Заказчиком в настоящей Документации, такой участник признается уклонившимся от заключения договора.
23.12.2022 Заказчиком был опубликован итоговый протокол по Закупке, согласно которому ООО «Аспект» было признано победителем Закупки.
28.12.2022 в адрес Заявителя посредством функционала ЭТП Заказчиком был направлен проект договора на подписание.
Срок подписания проекта договора со стороны Заявителя согласно п. 22.7 Документации — не позднее 07.01.2023.
06.01.2023 Заявителем посредством функционала ЭТП был подписан проект договора, а также было предоставлено обеспечение исполнения договора в форме платежного поручения №1 от 06.01.2023 на сумму 3 915 548, 47 руб.
Представитель Заказчика пояснил, что вместе с подписанным проектом договора 06.01.2023 Заявителем было предоставлено платежное поручение в качестве обеспечения исполнения договора №1 от 06.01.2023. Вместе с тем, до даты окончания срока заключения договора и на момент рассмотрения настоящей жалобы денежные средства не поступили на счет, который был указан Заказчиком в п. 16 Информационной карты Документации, что подтверждается ответом Банка ВТБ (ПАО) №43339/422278 от 09.03.2023, на основании чего Заказчиком было принято решение признать ООО «Аспект» уклонившимся от заключения договора на основании п. 16 Информационной карты Документации согласно протоколу №32211865652-4 от 08.02.2023.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России также установила, что 06.01.2023 Заявителем в установленный Документацией срок на ЭТП был подписан проект договора, а также было предоставлено обеспечение исполнения договора в форме платежного поручения №1 от 06.01.2023, при этом до даты окончания срока заключения договора денежные средства не поступили на счет, который был указан Заказчиком в п. 16 Информационной карты Документации, что послужило основанием для признания ООО «Аспект» уклонившимся от заключения договора согласно протоколу №32211865652-4 от 08.02.2023.
Исходя из изложенного, довод жалобы Заявителя не находят своего подтверждения, вследствие чего Комиссия Санкт-Петербургского УФАС не усматривает нарушений в действиях Заказчика при проведении процедуры Закупки на этапе заключения договора.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 17.02.2023 вх. №4018-ЭП/23) ООО «Аспект» на действия заказчика АО «Метрострой Северной Столицы» (ИНН: 7810904590; ОГРН:1207800130560) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку песка и щебня для выполнения строительных работ (извещение №32211865652) необоснованной.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.