Решение №78/31665/21 Т02-755/21 по жалобе ООО «Арт Климат» от 11 ноября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-755/21
09 ноября 2021 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей АО «Концерн «МПО-Гидроприбор» (далее — Заказчик) путем видеоконференцсвязи;
в отсутствие представителей ООО «Арт Климат» (далее – Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 27.10.2021 вх. № 33733-ЭП/21) ООО «Арт Климат» на действия заказчика АО «Концерн «МПО-Гидроприбор» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на работы по разработке проектной документации на монтаж систем вентиляции и кондиционирования корпусов 8 и 22 по адресу Санкт-Петербург, Пироговская наб., д. 13, лит. К и 40го участка 7 корпуса по адресу Санкт-Петербург, Пироговская наб., д. 13, лит. Б (извещение № 32110747932, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
21 октября 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение № 32110747932 о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на работы по разработке проектной документации на монтаж систем вентиляции и кондиционирования корпусов 8 и 22 по адресу Санкт-Петербург, Пироговская наб., д. 13, лит. К и 40го участка 7 корпуса по адресу Санкт-Петербург, Пироговская наб., д. 13, лит. Б, включая документацию о Закупке (далее — Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг АО «Концерн «МПО — Гидроприбор» (далее – Положение о закупках), версия 17 от 30.06.2021 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
1 455 000,00 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
21.10.2021 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
09.11.2021 в 11:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок |
11.11.2021 (МСК) 17.11.2021 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
Электронная площадка АО «Сбербанк-АСТ» |
2. По мнению Заявителя при выполнении работ по разработке проектной документации на монтаж систем вентиляции и кондиционирования корпусов 8 и 22, расположенных по адресу: г. Санкт- Петербург, Пироговская наб., д. 13, литер К и 40-го участка 7 корпуса, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Пироговская наб., д. 13, литер Б. вопреки положениям Документации и опубликованным разъяснениям Заказчика получение сведений, отнесённых к государственной тайне, не является необходимым, так же как и посещение помещений с размещением технических средств охраны на режимных и особорежимных объектах и объектов информатизации.
Также Заявитель полагает чрезмерным установление к участникам Закупки требования о наличии лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности (лицензии ФСБ), что по мнению Заявителя сужает круг потенциальных участников Закупки и создает преимущественные условия для участия в Закупке лицам, обладающим такой лицензией, в отсутствие имеющейся на то необходимости.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/30716/21 от 29 октября 2021 года, представлены в заседание Комиссии.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.
АО «Концерн «МПО-Гидроприбор» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно ч. 22 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.
На основании п.п. 1, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, а также требования к участникам такой закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара, являющегося предметом закупки, и перечень документов, представляемых участниками такой закупки для подтверждения их соответствия указанным требованиям, в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки товаров, работ, услуг, связанных с использованием атомной энергии.
Пунктом 2 ч. II Документации Заказчиком определено, что работы по разработке проектной документации на монтаж систем вентиляции и кондиционирования корпусов 8 и 22 по адресу Санкт-Петербург, Пироговская наб., д.13, лит. К и 40го участка 7 корпуса по адресу Санкт-Петербург, Пироговская наб., д.13, лит. Б выполняются в соответствии с Частями 3, 4 Документации.
Согласно п. 3.2 ч. II Документации определены этапы проектирования, а именно:
1. Обследование существующей вентиляции и кондиционирования объекта с выдачей детализованного отчета о возможности их частичного использования в новом проекте.
2. Выполнение расчета электрических нагрузок здания. Согласование с Заказчиком размещения оборудования и точек подключения к системам инженерного обеспечения.
3. Разработка и согласование с Заказчиком предварительных проектных решений с оформлением протокола производственного совещания. Внесение необходимых изменений.
4. Оформление архитектурных заданий и согласование, при необходимости, с КГА (комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга) необходимых изменений элементов узлов вывода систем на поверхности фасадов по всем этажам.
5. Отражение устанавливаемого оборудования (блоки кондиционеров, систем вентиляции) на фасадах зданий, и оформление архитектурных заданий, и согласование, при необходимости, с КГА;
6. Разработка проектно-сметной документации стадии РД и согласование ее с Заказчиком.
7. Согласование итоговой проектно-сметной документации с Заказчиком.
8. Согласование проектно-сметной документации, при необходимости, с государственными органами, уполномоченными давать разрешения/ согласования/ заключения, необходимые для реализации данной проектной документации.
9. Передача Заказчику проектно-сметной документации в соответствии с п. 8 настоящего технического задания.
В адрес Заказчика был направлен запрос на разъяснение Документации следующего содержания:
«Возможно попросить уточнения с какой целью при проектировании вентиляции и кондиционирования в производственных и административных помещениях проектантов будут знакомить со сведениями: "раскрывающими состав и места размещения технических средств охраны на режимных и особорежимных объектах, а так же места размещения объектов информатизации"? И зачем при проектировании вентиляции и кондиционирования проектанту: " будет необходимо посещать объекты защиты АО "Концерн "МПО-Гидроприбор"?»
Согласно опубликованным разъяснениям Заказчика при проектировании систем вентиляции и кондиционирования корпусов по адресу Санкт-Петербург, Пироговская наб., д.13, лит.К и 40го участка 7 корпуса по адресу Санкт-Петербург, Пироговская наб., д.13, лит.Б проектанту будет необходимо посещать объекты защиты АО «Концерн «МПО-Гидроприбор», так как в соответствии с п.п.1 п.2 (этапы проектирования) табличной части раздела 3.2 Части 3 Документации «Техническое задание» указано:
«1. Обследование существующей вентиляции и кондиционирования объекта с выдачей детализованного отчета о возможности их частичного использования в новом проекте.».
Заказчик в разъяснениях указал, что данное обследование невозможно выполнить без посещения корпусов, подлежащих проектированию. В помещениях этих корпусов расположены объекты защиты, прекратить работы на которых на время проектирования невозможно, так же как и убрать эти объекты из корпусов. Поэтому подрядчику требуется лицензия на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
В возражениях на жалобу представители Заказчика отметили, что для выполнения первого этапа проектирования в соответствии с п.п.1 п.2 (этапы проектирования) табличной части раздела 3.2 Части 3 документации «Техническое задание» к извещению № 32110747932 от 21.10.2021: «Обследование существующей вентиляции и кондиционирования объекта с выдачей детализованного отчета о возможности их частичного использования в новом проекте» необходимо полноценное присутствие представителя подрядчика на осмотре помещений корпусов и участка, где проектируются системы вентиляции и кондиционирования, т.к. в данных помещениях уже имеется ранее смонтированная вентиляция и оценить возможность частичного ее использования в новом проекте может только квалифицированный сотрудник подрядчика.
На основании пп. 1 п. 1.5.3 ч. I Документации участник должен соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, в том числе обладать необходимыми документами (лицензиями и/или свидетельствами о допуске к работам, сертификатами на товары, разрешениями и прочими разрешительными документами), в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для исполнения обязательств по предмету договора.
Согласно п. 8 ч. II Документации Заказчиком определены иные требования к Участникам (товарам, работам, услугам).
Документы, подтверждающие соответствие данным требованиям, оформляются в соответствии с п.3 Части 1 Документации и входят в состав Заявки Участника:
1. Участник должен подтвердить своё членство в СРО исходя из состава проектных работ в соответствии с Частью 3 Документации «Техническое задание» (подтверждается выпиской из реестра членов саморегулируемых организаций).
2. Участник должен иметь действующую лицензию МЧС на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданную на своё имя.
3. Участник должен иметь действующую лицензию на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную на своё имя.
В случае привлечения соисполнителей Участник должен оформить свою заявку как коллективный Участник в соответствии с п.1.5.2 Части 1 Документации.
В возражениях на жалобу представители Заказчика отметили, что В помещениях корпусов Заказчика расположены объекты защиты (информатизации), прекратить работы в которых на время проектирования невозможно, так же как и убрать объекты защиты из корпусов (в соответствии с перечнем сведений, подлежащих засекречиванию, используемых в работе АО «Концерн «МПО-Гидроприбор», утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации № 080 от 13.11.2018, сведениями, отнесенными к государственной тайне, относятся сведения, раскрывающие состав и места размещения технических средств охраны на режимных и особорежимных объектах, а так же места размещения объектов информатизации), соответственно, посещение данных помещений разрешено только при наличии лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
На основании п. 4.3.1 проекта договора в составе Документации Заказчик обязан назначить в двухдневный срок с момента подписания Договора ответственного представителя (или представителей) для решения технических и организационных вопросов, связанных с выполнением условий настоящего Договора, официально известив об этом Подрядчика в письменном виде с указанием представленных им полномочий.
Также в соответствии с п. 4.3.2 проекта договора в составе Документации в процессе выполнения Работ Заказчик обязуется предоставлять Подрядчику всю необходимую информацию и документы в течение 3-х рабочих дней со дня получения соответствующего письменного запроса Подрядчика.
Представители Заказчика пояснили, что в целях исполнения п.п. 4.3.1 и 4.3.2 проекта договора в составе Документации Заказчик назначает представителя для решения технических и организационных вопросов (ведение уточняющей переписки, оформление пропусков, встреча и сопровождение по территории представителей подрядчика и т.п.). В данный круг вопросов не входит непосредственное участие в процессе проектирования (осуществление осмотра, замеров и т.п.), т.к. на это требуется соответствующая квалификация.
Согласно позиции Заказчика требование о наличии действующей лицензии на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, не создает преимущественных условий только для участков, обладающих данной лицензией, т.к. в целях соблюдения норм ч. 5 ст. 3 Закона №223-ФЗ в Документации предусмотрена возможность коллективного участия в закупке (пункт 1.5.2 Части 1 Документации).
Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу об обоснованности оспариваемых Заявителем условий выполнения работ и требований к участникам Закупки и соответствии их предмету Закупки.
На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит доводы жалобы Заявителя неподтвержденными и по доводам жалобы не усматривает нарушений в действиях Заказчика при организации и проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 27.10.2021 вх. № 33733-ЭП/21) ООО «Арт Климат» на действия заказчика АО «Концерн «МПО-Гидроприбор» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на работы по разработке проектной документации на монтаж систем вентиляции и кондиционирования корпусов 8 и 22 по адресу Санкт-Петербург, Пироговская наб., д. 13, лит. К и 40го участка 7 корпуса по адресу Санкт-Петербург, Пироговская наб., д. 13, лит. Б (извещение № 32110747932), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях заказчика АО «Концерн «МПО-Гидроприбор» нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 27.10.2021 вх. № 33733-ЭП/21) ООО «Арт Климат» на действия заказчика АО «Концерн «МПО-Гидроприбор» (ИНН 7802375889, ОГРН 1069847557394) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на работы по разработке проектной документации на монтаж систем вентиляции и кондиционирования корпусов 8 и 22 по адресу Санкт-Петербург, Пироговская наб., д. 13, лит. К и 40го участка 7 корпуса по адресу Санкт-Петербург, Пироговская наб., д. 13, лит. Б (извещение № 32110747932) необоснованной.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.