Решение №78/24294/21 Т02-601/21 по жалобе ООО «КРАТЕР» от 24 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-601/21

19 августа 2021 года                                                                               Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

с участием представителей СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Организатор торгов) и ООО «КРАТЕР» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 10.08.2021 вх. № 25654-ЭП/21) ООО «КРАТЕР» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку горюче-смазочных материалов (извещение № 32110455757), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

08 июля 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение № 32110455757 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку горюче-смазочных материалов (далее - Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Положение о закупках) в редакции от 01.06.2021, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

46 712 361,68 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

08.07.2021

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

11.08.2021 в 11:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения и оценки заявок

(по местному времени заказчика)

13.08.2021, 17.08.2021 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

https://lot-online.ru

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в следующем:

  • установлении в Документации требований к характеристикам товаров, которые не соответствуют нормативно-технической документации производителей и применяемым ГОСТ, а также не позволяют надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке;

  • ненадлежащем разъяснении положений Документации.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/23282/21 от 12.08.2021, представлены в заседание Комиссии.

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

СПб ГУП «Горэлектротранс» относится к унитарным предприятиям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, а также равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации требований к характеристикам товаров, которые не соответствуют нормативно-технической документации производителей и применяемым ГОСТ, а также не позволяют надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке:

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Как следует из п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Частью 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Согласно п. 3.3.3 Документации заявку на участие в аукционе участник закупки составляет, руководствуясь данной документацией об аукционе, в соответствии с требованиями пункта 26 информационной карты открытого аукциона в электронной форме (далее — Информационная карта).

Как следует из п. 26 Информационной карты, первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и сведения:

1) согласие участника аукциона на поставку товара в объеме и на условиях, предусмотренных документацией. (в свободной форме с обязательным указанием информации по перечисленным требования);

2) наименование каждой позиции товаров с указанием страны происхождения, а также функциональные, технические и эксплуатационные характеристики товара (по форме 1), соответствующие требованиям, установленным в Техническом задании.

Приложением № 2 к Техническому заданию установлены сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки.

Разделом 14 Документации предусмотрена форма № 1 «Сведения по предлагаемым к поставке товарам» (далее — Форма № 1), а также инструкция по ее заполнению (далее — Инструкция).

Как следует из Инструкции, если заказчиком установлено требование о соответствии того или иного товара (материала) ГОСТ, то при заполнении конкретных показателей участник должен руководствоваться информацией, предоставленной в действующих на территории Российской Федерации ГОСТах и использовать данные и значения показателей, установленных в вышеуказанных стандартах, причем участник не обязан описывать имеющийся в наличии товар или материал, достаточно определить соответствие показателей соответствующим стандартам, т.е. указать значения показателей, соответствующие заявленным ГОСТам. Таким образом, участник может использовать данные установленные в вышеуказанных стандартах, а не на сайтах производителей или поставщиков тех или иных товаров (материалов), т.к. если участник предлагает какой-либо товар (материал), соответствующий ГОСТ, то каждый показатель товара (материала), установленный в ГОСТ должен учитываться производителем товара (материала). Следовательно, участник не должен проводить лабораторные испытания, исследования, тесты, анализы и т.д. по отношению какого-либо материала (товара) для определения значения того или иного показателя, т.е. Достаточно предоставить данные, установленные в ГОСТ и товар (материал), имеющий сертификат соответствия ГОСТ, который и отражает факт проведения всех необходимых лабораторных испытаний, исследований, тестов, анализов и т.д.

В связи с тем, что значения физико-химических показателей товара меняются от партии к партии в пределах требований нормативной документации производителей, Заказчик устанавливает требования к типовым показателям, которые представляют собой усредненные значения и указываются производителями товаров. Если заказчиком установлено требование к физико-химическим показателям (плотность, вязкость и т.д.), к температурным показателям того или иного товара (материала), то при заполнении конкретных показателей участник должен руководствоваться типовыми показателями нормативно-технической документации производителей товара, а также паспортами безопасности на товар и использовать данные и значения показателей, установленных в нормативно-технической документации производителей товара и/или паспортах безопасности на товар, причем участник не обязан описывать имеющийся в наличии товар или материал, достаточно определить соответствие показателей типовым показателям производителей товара. Таким образом, участник может использовать данные на сайтах производителей или поставщиков тех или иных товаров (материалов). Участник не должен проводить лабораторные испытания, исследования, тесты, анализы и т.д. по отношению какого-либо материала (товара) для определения значения того или иного показателя, т.е. достаточно предоставить показатели соответствующие типовым показателям производителей товара.

Конкретный показатель – предоставляемые участником закупки сведения, содержащие наименование показателя товара, в отношении которого участником закупки в первой части заявки указываются конкретные значения показателя товара, наименование товара, в отношении которого указываются конкретные значения указанного показателя и конкретное значение показателя товара (либо конкретное диапазонное значение товара). В описании товаров Заказчик использует следующие виды показателей:

1. показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения в виде требований, содержащих указание на максимальность и (или) минимальность. 1.1 При указании Заказчиком в Документации требований к показателю в виде слов («от»), словосочетаний («не менее», «не меньше», «не ниже») и символов («≥») Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое равно или более указанного в Документации минимального значения показателя. 1.2 При указании Заказчиком в Документации требования к показателю в виде слов («более», «св.») и символов («>») Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое более значения показателя, установленного в Документации, и не является при этом равным значению показателя, установленному Документацией. 1.3 При указании Заказчиком в Документации требования к показателю в виде слов («менее», «меньше») и символов («<») Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое менее значения показателя, установленного в Документации, и не является при этом равным значению показателя, установленному Документацией. 1.4 При указании Заказчиком в Документации требования к показателю в виде слов («до»), словосочетаний («не более», «не больше», «не выше») и символов («≤») Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое равно или менее указанного в Документации максимального значения показателя.

1.8 При указании Заказчиком в Документации требования к показателю в виде двух числовых значений, с использованием слов, словосочетаний и символов, перечисленных в п. 1.1 и п. 1.4 настоящей инструкции, при использовании знаков «-», «…», Участник закупки обязан указать конкретное диапазонное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта.

1.11 При указании Заказчиком в Документации требования к показателю в виде двух числовых значений, с использованием слов, словосочетаний и символов, перечисленных в п. 1.2 и п. 1.1 настоящей инструкции, при использовании знаков «-», «…», Участник закупки обязан указать конкретное диапазонное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта.

1.12 При указании Заказчиком в Документации требования к показателю в виде двух числовых значений, с использованием слов, словосочетаний и символов, перечисленных в п. 1.1 и п. 1.3 настоящей инструкции, при использовании знаков «-», «…», Участник закупки обязан указать конкретное диапазонное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта.

Участник закупки при заполнении заявки обязан руководствоваться следующим: конкретное значение показателя – единственное значение, указываемое участником закупки в первой части заявки в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки. Конкретное значение показателя не должно содержать указания на минимальность или максимальность предлагаемого значения показателя, кроме случаев, когда указание на минимальность или максимальность показателя содержится в значении показателя в виде слов, словосочетаний перечисленных в п. 1.1 и 1.4 инструкции по заполнению первой части заявки (указание на максимальность или минимальность показателя в таких случаях должно быть представлено участником закупки).

Указание на минимальность или максимальность показателя – это используемое в описании объекта закупки указание на максимальность и (или) минимальность, производимое путем включения в требования к показателю товара слов («от», «до», «более», «менее», «меньше», «св.»), словосочетаний («не менее», «не меньше», «не более», «не больше», «не ниже», «не выше»), символов («≥», «>», «<», «≤»).

Конкретное минимальное значение показателя – единственное значение, указываемое участником закупки в первой части заявки в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки, содержащее указание на минимальность данного показателя.

Конкретное максимальное значение показателя – единственное значение, указываемое участником закупки в первой части заявки в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки, содержащее указание на максимальность данного показателя.

Конкретное диапазонное значение показателя – значение, выраженное в виде конкретного значения, соответствующего нижней границе диапазона, и конкретного значения, соответствующего верхней границе диапазона.

Исходя из доводов, представленных в жалобе ООО «КРАТЕР», Заявитель полагает, что согласно условиям Документации от участника требуется указать нормативные показатели (норма НД) товара. При этом требования к показателям установлены так, что ограничивают конкуренцию:

1) масло моторное тип 1.

Заказчик требует показатели:

  • температура вспышки в открытом тигле: должна быть > 220С - < 240С;

  • вязкость кинематическая при 100С: должна быть > 8 ... < 9 мм2/с;

  • плотность при 20С: должна быть > 870 г/см3 - < 890 г/см3.

Согласно технической документации производителя Газпромнефть установлены следующие характеристики масла моторного тип 1:

Требования

заказчика

Норма НД

Паспорт качества № 20003395- ОЗСМ

Паспорт качества № 18011328- ОЗСМ

Паспорт качества № 20001697- ОЗСМ

температура вспышки в открытом тигле: должна быть > 220С - < 240С

Не ниже 135

236С

230С

237С

вязкость кинематическая при 100С: должна быть > 8 ... < 9 мм2/с

7-10

8,3 мм2/с

 

8,65 мм2/с

8,36 мм2/с

плотность при 20С: должна быть > 870 г/см3 - < 890 г/см3

 

Не нормируется

884,8

881,7

882,8

Таким образом, по температуре вспышки масло моторное соответствует требованиям заказчика по фактическим показателям. Но фактические значения не могут быть указаны в заявке, так как меняются от партии к партии. При этом показатель не является диапазонным, а заказчик требует указать конкретное диапазонное значение в соответствии с нормативно-технической документацией производителя (далее - НТД). По норме нормативной документации (норма НД) производителя температура вспышки должна быть не ниже 135С. Если участник укажет нормативное значение (135С), то заявка не будет соответствовать установленным заказчиком требованиям (должна быть > 220С, должен быть указан диапазон в соответствии с нормативно-технической документацией производителя). По вязкости кинематической масло моторное также соответствует требованиям заказчика. Но фактические значения не могут быть указаны в заявке, так как меняются от партии к партии. Если же участник укажет нормативное значение (7-10), то заявка не будет соответствовать установленным заказчиком требованиям (должна быть > 8 ... < 9 мм2/с). По плотности при 20С заказчик требует конкретное диапазонное значение этого показателя в соответствии с НТД производителя. Однако показатель не нормируется и не является диапазонным значением, поэтому не может быть указан так, как это требует заказчик.

2) масло трансмиссионное тип 6.

По товару масло трансмиссионное тип 6 заказчику требуется показатель вязкость кинематическая при 100С: должна быть от 10 - до 20 мм2/с. Одновременно заказчиком установлено требование о соответствии нормативно-технической документации: должен соответствовать ГОСТ 23652-79.

Таким образом, заказчик устанавливает противоречивые требования к показателям товара. Согласно п. 2.2. ГОСТ 23652-79 по физико-химическим показателям трансмиссионные масла должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице. В частности, показатель вязкости кинематической при 100С должен составлять 15±1 мм2/с. Однако заказчик требует должна быть от 10 - до 20 мм2/с, что не соответствует ГОСТ 23652-79. Фактические значения этого показателя при этом меняются от партии к партии в пределах значений, установленных ГОСТ. Например, у партии 47/20 вязкость кинематическая при 100С составляет 14,77 (паспорт № 47); у партии 02/21 - 15,12 (паспорт № 02).

3) масло индустриальное тип 5.

По товару масло индустриальное тип 5 заказчику требуется показатель кислотное число: должно быть > 0,01 мгКОН/г ... 0,05 мгКОН/г. Согласно п. 1.8 инструкции заказчика в заявке должно быть указано конкретное диапазонное значение этого показателя. По норме НД производителя товара этот показатель не является диапазонным и составляет не более 0,05 мгКОН/г. Фактические значения показателя при этом меняются от партии к партии. Например, у партии № 45639 (паспорт № 20012284-ОЗСМ) фактическое значение - 0,01 мгКОНУг; у партии № 43944 (паспорт № 20009574-ОЗСМ ) - 0,03 мгКОН/г. Участник не может указать в заявке этот показатель ни по норме НД (не более 0,05 мгКОН/г), так как показатель не является диапазонным; ни фактические значения, так как они меняются от партии к партии, не могут быть известны участнику на момент подачи заявки и также не являются диапазонными. Таким образом, заказчик установил неисполнимые требования к описанию товара участником закупки. Таким же образом заказчик установил требования и к другим показателям (зольность, плотность при 20С, температура застывания, температура вспышки и т.д.).

4) тормозная жидкость тип 2.

По товару тормозная жидкость тип 2 заказчик требует показатели:

  • Температура кипения сухой жидкости: должна быть не ниже 270С;

  • Кинематическая вязкость при температуре 50С: должна быть не менее 6.0 мм2/с.

Согласно п. 1.1 инструкции заказчика участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое равно или более указанного в Документации минимального значения показателя. Согласно паспортам производителя Кинематическая вязкость при температуре 50С не измеряется. Такой показатель в паспортах и нормативно-технической документации производителя отсутствует. Температура кипения сухой жидкости по норме СТО составляет не ниже 260С. Фактические показатели температуры кипения отличаются от партии к партии. Для партии № 12/21 (паспорт № 12) фактический показатель температуры кипения сухой жидкости 273С, что соответствует требованиям заказчика; для партии № 07/21 (паспорт № 07) - 274, что соответствует требованиям заказчика; для партии № 06/21 (паспорт № 06) - 269, что не соответствует требованиям заказчика. Таким образом, показатель не может быть конкретизирован участником в составе заявки, поскольку меняется от партии к партии, а участник не должен иметь в наличии товар, предлагаемый к поставке, в момент подачи заявки.

5) Тормозная жидкость тип 1.

По товару Тормозная жидкость тип 1 требуется показатель температура кипения сухой жидкости: 250°С должна быть >... <270°С. Установленный порядок символов и слов не попадает ни под один пункт инструкции по заполнению заявки и вводит в заблуждение участников закупки своей неопределенной последовательностью цифровых значений и символов.

Представители Организатора торгов отметили, что основными доводами Заявителя по всем указанным пунктам является то, что требуемые заказчиком показатели товара необходимо брать из документов, предоставляемых при поставке к каждой партии товара. Однако согласно Инструкции заявка заполняется в соответствии со всей действующей нормативной документацией на поставку данного вида товара. Таким образом, Заявитель должен заполнить заявку не только используя избранный им документ (паспорт качества), но и иные документы, которые не требуются при поставке данного вида товара, а имеются в свободном доступе.

Представители Организатора торгов также отметили, что показатели, указанные в доводах Заявителя, соответствуют требованиям, указанным в Документации, например:

1) Масло моторное тип 1. Заказчиком установлено требование «температура вспышки в открытом тигле: должна быть ≥ 220С - < 240С». Заявитель приводит примеры из паспортов качества. Как видно из приведенных примеров, получившийся диапазон «230°С - 237°С» полностью соответствует требованиям заказчика. При поставке товара на склад заказчика, любой паспорт качества будет соответствовать требованиям заказчика и показателям первой части заявки Заявителя. Заказчиком также установлено требование «вязкость кинематическая при 100С: должна быть > 8 … ≤ 9 мм2/с». Заявитель приводит примеры из паспортов качества. Получившийся диапазон «8,3 мм2/с – 8,65 мм2/м» полностью соответствует требованиям заказчика. Таким образом, Заявитель мог ответить на требования заказчика, указав показатели не из избранного им документа, а из другой общей нормативно-технической документации, в том числе ГОСТов.

2) По товару масло трансмиссионное тип 6 приведенные примеры Заявителя по вязкости кинематической при 100°С (у партии 47/20 вязкость кинематическая при 100С составляет 14,77 (паспорт № 47); у партии 02/21 – 15,12 (паспорт № 02)), также соответствуют требованиям заказчика «вязкость кинематическая при 100С: должна быть от 10 – до 20 мм2/с.» и требованиям ГОСТ 23652-79 (15±1 мм2/с). Заявитель правильно понимает суть предъявленных требований к товару, так как все показатели из паспортов качества удовлетворяют требованиям заказчика.

3) По товару масло индустриальное тип 5 заказчик устанавливает требование «кислотное число: должно быть ≥ 0,01 мгКОН/г … ≤0,05 мгКОН/г.» В составе своей жалобы по этому доводу Заявитель опять приводит в пример паспорта товаров с показателями по данной характеристике - 0,01 мгКОН/г; 0,03 мгКОН/г. Если бы, например, Заявитель в составе заявки по данной характеристике предоставил диапазон значений - «0,01 мгКОН/г - 0,03 мгКОН/г», все приведенные выше примеры Заявителя в полной мере удовлетворили бы требованиям заказчика.

4) По товару тормозная жидкость тип 2 заказчик устанавливает требование «Температура кипения сухой жидкости: должна быть не ниже 270°С» и «Кинематическая вязкость при температуре 50С: должна быть не менее 6.0 мм2/с», согласно Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе «Конкретное значение показателя не должно содержать указания на минимальность или максимальность предлагаемого значения показателя, кроме случаев, когда указание на минимальность или максимальность показателя содержится в значении показателя в виде слов, словосочетаний перечисленных в п. 1.1 и 1.4 инструкции по заполнению первой части заявки (указание на максимальность или минимальность показателя в таких случаях должно быть представлено участником закупки)», пункт 1.1 Инструкции «1.1 При указании Заказчиком в Документации требований к показателю в виде слов («от»), словосочетаний («не менее», «не меньше», «не ниже») и символов («≥») Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое равно или более указанного в Документации минимального значения показателя». Таким образом, представив в первой части показатели «Температура кипения сухой жидкости: не ниже 270°С» и «Кинематическая вязкость при температуре 50°С: не менее 6.0 мм2/с», удовлетворит требованиям заказчика. Доводы о том, что показатель «Кинематическая вязкость при температуре 50°С» паспортах и нормативно-технической документации производителя отсутствует - не состоятельны. Пример паспорта в приложении №1 к отзыву.

5) По товару тормозная жидкость тип 1 заказчик требует показатели: Требуется показатель температура кипения сухой жидкости: 250°С должна быть >…<270°С. Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе (далее Инструкция) - При установлении в документации показателей, характеризующих температуру, не относящихся к п.2 настоящей инструкции (а так же при отсутствии в наименовании показателя слов, словосочетаний и символов, перечисленных в п. 1.1 и 1.4), Участники в своих заявках по данным показателям обязаны представить конкретные значения показателей в виде конкретного диапазонного значения или в виде конкретного минимального значения или в виде конкретного максимального значения, в соответствии с установленным в документации видом данных показателей. При описании данного показателя допущена несущественная техническая ошибка в постановке слов до знака «>», что, в свою очередь, не влияет на характеристику и не явилось причиной для отклонения потенциальных участников данной закупки.

Комиссия СПб УФАС России, проанализировав положения Документации в части установленных требований к описанию участниками поставляемого товара, установила, что из содержания Инструкции не следует, что участникам Закупки при заполнении в составе заявки сведений о физико-химических, температурных показателях товаров необходимо указывать значения в точном соответствии со значениями, указанными в нормативно-технической документации производителей товаров.

При этом Комиссия СПб УФАС России полагает, что требования к значениям показателей в отношении товаров «масло моторное тип 1», «масло трансмиссионное тип 6», «масло индустриальное тип 5», «тормозная жидкость тип 2» обусловлены потребностью заказчика, не противоречат нормативно-технической документации производителей и применяемым ГОСТ, а также позволяют надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке, поскольку с учетом требований Инструкции допускают указание в составе заявки диапазонного значения или конкретного значения с указанием на минимальность/максимальность показателя, которые соответствуют требованиям Документации, нормативно-технической документации производителей и применяемым ГОСТ, в отсутствие необходимости описывать конкретные фактические значения показателей товаров, которые могут отличаться от партии к партии.

Также Комиссией СПб УФАС России установлено, что Организатором торгов в результате допущенной технической ошибки по товарной позиции «тормозная жидкость тип 1» приложения №2 к Техническому заданию предъявляется ненадлежащее требование по показателю «температура кипения сухой жидкости: 250°С должна быть >…<270°С», которое не соответствует положениям Инструкции.

Исходя из изложенного, по первому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по установлению в приложении № 2 к Техническому заданию в отношении товара «тормозная жидкость тип 1» ненадлежащего требования по показателю «температура кипения сухой жидкости: 250°С должна быть >…<270°С», которое не соответствует положениям Инструкции, нарушение п. 1 ч. 1, п. 2 ч. 6.1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п.п. 1, 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также установлении ненадлежащих требований к характеристикам товаров, являющихся предметом закупки, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

Вместе с тем Комиссией СПб УФАС России установлено, что согласно протоколу № 244-2/2021-ЭА заседания комиссии по закупкам по рассмотрению первых частей заявок на участие в Закупке от 13.08.2021 ни один из участников не был отклонен от участия в Закупке на основании несоответствия предложенного в составе заявки значения по показателю «температура кипения сухой жидкости: 250°С должна быть >…<270°С» товара «тормозная жидкость тип 1» требованиям Документации, вследствие чего допущенная техническая ошибка не повлияла не результат проведения процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя о ненадлежащем разъяснении Организатором торгов положений Документации:

Согласно ч. 2 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

В соответствии с ч. 3 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Как следует из ч. 4 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ, разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.

Заявитель в жалобе указывает на то, что 23.07.2021 заказчику был направлен запрос о даче разъяснений, в том числе просили разъяснить вопросы по позиции 44:

«1) Какие значения по указанным показателям должен указать участник закупки в заявке (с сайта из сети интернет или фактические и нормативные значения показателей)?

2) Если указать значения рекламного сайта из Интернет, которые отличаются от нормативных и фактических значений, будет ли такая заявка соответствовать требованиям документации о закупке?

3) Если в заявке будет указан индекс вязкости 141, будет ли заявка соответствовать требованиям документации о закупке?

4) Если для показателя плотность при 15С в заявке будет указано конкретное значение 874, будет ли заявка соответствовать требованиям документации о закупке?

5) Если в заявке будет указан индекс вязкости 141, а при исполнении договора участник закупки привезет масло моторное с индексом вязкости 155, будет ли такой товар принят заказчиком?».

28.07.2021 заказчик дал ответ № 303-р и разъяснил:

«Согласно Вашему запросу сообщаем следующее:

Пункт 1. Участнику закупки необходимо представить сведения о характеристиках товара, соответствующие требованиям, установленным в документации аукциона в электронной форме».

Заявитель полагает, что такой ответ является не разъяснением, а формальной отпиской, так как не отвечает по существу ни на один из заданных вопросов.

Представители Организатора торгов пояснили, что в связи с поступившим запросом, заказчиком в установленный срок был предоставлен ответ на запрос, в соответствии с которым участник уведомлен о том, что «необходимо представить сведения о характеристиках товара, соответствующие требованиям, установленным в документации аукциона в электронной форме». Считаем данный ответ исчерпывающим. Учитывая характер запроса, по логике Заявителя, заказчик должен был самостоятельно предоставить участникам показатели товаров, соответствующие документации заказчика, тем самым ограничив круг участников и предоставив преференции участникам закупки, в следствие чего ограничить конкуренцию.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о соблюдении Организатором торгов требований ч.ч. 3, 4 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ при осуществлении разъяснения положений Документации.

При этом Комиссией СПб УФАС России установлено, что соответствующее разъяснение положений Документации № 303-р от 28.07.2021 размещено Организатором торгов в единой информационной системе в срок, установленный ч. 3 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ.

Исходя из изложенного, по второму доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

4. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу (от 10.08.2021 вх. № 25654-ЭП/21) ООО «КРАТЕР» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН 7830001927, ОГРН 1027809259730) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку горюче-смазочных материалов (извещение № 32110455757) обоснованной.

2) Признать в действиях Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН 7830001927, ОГРН 1027809259730) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку горюче-смазочных материалов (извещение № 32110455757) нарушение п. 1 ч. 1, п. 2 ч. 6.1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п.п. 1, 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также установлении ненадлежащих требований к характеристикам товаров, являющихся предметом закупки, допущенное путем установления в приложении № 2 к Техническому заданию в отношении товара «тормозная жидкость тип 1» ненадлежащего требования по показателю «температура кипения сухой жидкости: 250°С должна быть >…<270°С», которое не соответствует положениям Инструкции.

3) Не выдавать Организатору торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН 7830001927, ОГРН 1027809259730) обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку горюче-смазочных материалов (извещение № 32110455757), поскольку выявленные нарушения не повлияли на результат проведения процедуры Закупки.

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны