Решение №78/10998/23 по жалобе физического лица от 11 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ,

принятое по результатам рассмотрения жалобы

физического лица

 

Резолютивная часть решения оглашена «04» мая 2023

В полном объеме решение изготовлено «11» мая 2023 Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России) в составе:

заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

начальника отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии;

главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии;

В присутствии посредством видеоконференцсвязи:

представителя физического лица (далее – Заявитель);

представителя АО «РАД» (далее – Организатор торгов);

представителя Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее – Конкурсный управляющий).

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), рассмотрев жалобу Заявителя из Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (вх.9453-ЭП/23 от 18.04.2023) на действия Организатора торгов – АО «РАД» при организации и проведении торгов в форме публичного предложения по продаже имущества должника (извещение размещено на сайте https://catalog.lot-online.ru/, РАД- 315603 лот №5, РАД-315604 лот №6), документы и сведения по торгам, представленные сторонами, заслушав их пояснения,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Извещение о проведении торгов в форме публичного предложения размещено на сайте https://lot-online.ru РАД- 315603 лот №5, РАД-315604 лот №6.

Предметом торгов является:

Лот 5 – Ювелирно-художественная композиция «Доблесть и Любовь», золото, сталь, драгоценные и полудрагоценные камни, 30,6 х 23,4 х 26,8 см, г. Москва.

Начальная цена — 7 055 091,58 руб.

Лот 6 – Ювелирно-художественная композиция «Царь Салтан», золото, серебро, драгоценные и полудрагоценные камни, 25,7 х 20,5 х 27,5 см, г. Москва.

Начальная цена — 8 228 174,24 руб.

В жалобе Заявитель указывает, что Организатором торгов неправомерно признал Заявителя победителем торгов по вышеуказанным лотам, признал торги состоявшимися и отказывается возвращать задаток, представленный Заявителем по лотам №5 и №6.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о несостоятельности) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

В соответствии с письмом ФАС России от 15.07.2022 N 48960-ЭП/22 антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта "а" пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Закона о несостоятельности торгов.

По смыслу положений Закона о несостоятельности задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуры - получению наибольшей выручки для проведения расчетов с кредиторами.

Когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов отсутствует состязательность, нивелируется смысл торгов - определение победителя на конкурентной основе.

Аналогичный подход определения сути проведения торгов приведен в пункте 25 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 N 3 (2018).

Следовательно, нарушение установленного порядка организации и проведения торгов не может не свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку торги являются конкурентной формой определения наилучших условий реализации товара и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физические лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота). В противном случае при проведении торгов утрачивается признак конкуренции среди участников, в результате чего проведенная процедура выявления покупателя может противоречить ее сущности.

Кроме того, поскольку торги являются способом заключения договора по реализации товара, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка может сказаться на обеспечении конкуренции и формировании конкурентного товарного рынка путем лишения возможности потенциальных участников торгов принять участие в торгах либо необоснованного сокращения числа участников торгов. В случае проведения торгов в отсутствие конкурентной борьбы победитель таких торгов получает дополнительные преимущества на товарном рынке, на котором он осуществляет деятельность, поскольку увеличит количество своих основных производственных средств, при этом иные участники или потенциальные участники таких торгов будут неправомерно лишены возможности получения данного ресурса.

В связи с этим, и принимая во внимание позицию, изложенную в письме ФАС России от 15.07.2022 N ГМ/67432/22, рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества должника регулируется Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкроттве), а также Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 № 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России» (далее –Приказ).

В соответствии с протоколами о результатах проведения торгов от 23.01.2023 по лотам №5 и №6 Заявитель подал заявки на участие в торгах на 9 периоде публичного предложения (20.01.2023 -21.01.2023) в 13:57:42 и 13:57:37, Заявитель был признан победителем торгов по вышеуказанным лотам.

Заявитель в жалобе указывает, что им были поданы «пробные заявки» по лотам №5 и №6, а задатки были оплачены для участия в торгах по другим лотам.

В извещении о проведении торгов указано: «Для участия в Торгах ППП Заявитель представляет Оператору в электронной форме подписанный электронной подписью Заявителя договор о внесении задатка. Заявитель обязан в срок, указанный в настоящем сообщении, и в соответствии с договором о внесении задатка внести задаток путем перечисления денежных средств на счет для зачисления задатков ОТ: получатель платежа - АО «Российский аукционный дом» (ИНН 7838430413, КПП 783801001): Северо-Западный Банк ПАО Сбербанк, г. Санкт-Петербург, БИК 044030653, к/с 30101810500000000653, р/с 40702810355000036459. В назначении платежа необходимо указывать: «№ Л/с ....Задаток для участия в торгах». Заявитель вправе направить задаток по вышеуказанным реквизитам без представления подписанного договора о внесении задатка. В этом случае перечисление задатка Заявителем считается акцептом размещенного на ЭТП договора о внесении задатка».

Пунктом 7.4. Регламента Системы электронных торгов (СЭТ) АО «Российский аукционный дом» при проведении электронных торгов при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее — Регламент) претендент представляет Оператору электронной площадки в форме электронного сообщения подписанный квалифицированной электронной подписью Претендента договор о задатке и направляет задаток на счета, указанные в электронном сообщении о продаже. Претендент вправе направить задаток на счета, указанные в электронном сообщении о продаже, без представления подписанного договора о задатке. В этом случае перечисление задатка Заявителем в соответствии с электронным сообщением о продаже признается акцептом договора о задатке.

Регламентом АО «Российский аукционный дом» О порядке работы с денежными средствами, перечисляемыми в качестве задатка при проведении электронных торгов по продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, имущества частных собственников (далее — Регламент о порядке работы с денежными средствами) установлено, что для учета на электронной площадке суммы денежных средств, поступивших Оператору электронной площадки в качестве Задатка, используется лицевой счет Пользователя, который формируется Оператором электронной площадки при регистрации Пользователя на электронной площадке. Сумма денежных средств, поступившая Оператору электронной площадки в качестве Задатка, зачисляется Оператором электронной площадки на лицевой счет того Пользователя, который такие денежные средства перечислил.

В момент подачи Пользователем заявки на участие в процедуре продажи имущества в электронной форме, Оператор электронной площадки осуществляет блокирование суммы денежных средств в размере Задатка на лицевом счете такого Пользователя.

В случае подачи Пользователем заявки на участие в процедуре продажи имущества в электронной форме при отсутствии на лицевом счете Пользователя суммы денежных средств в размере Задатка, при поступлении на лицевой счет Пользователя денежных средств Оператор электронной площадки осуществляет блокирование суммы денежных средств в размере Задатка на лицевом счете такого Пользователя.

При отзыве Претендентом заявки на участие в процедуре продажи имущества в электронной форме, Оператор электронной площадки в течение пяти рабочих дней с момента такого отзыва прекращает блокирование суммы денежных средств на лицевом счете Претендента, отозвавшего заявку, в размере Задатка.

В соответствии с частью 8 статьи 110 Закона о банкротстве, организатор торгов определяет победителя торгов и подписывает протокол о результатах проведения торгов.

Согласно абзацу 1 части 15 статьи 110 Закона о банкротстве решение организатора торгов об определении победителя торгов принимается в день подведения результатов торгов и оформляется протоколом о результатах проведения торгов.

В соответствии с абзацу 10 части 15 статьи 110 Закона о банкротстве суммы внесенных заявителями задатков возвращаются всем заявителям, за исключением победителя торгов, в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения торгов.

Согласно части 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, установленных статьей 139 Закона о банкротстве.

В соответствии с абзацем 5 части 4 статьи 139 Закона о банкротстве право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

В соответствии с абзацем 6 части 4 статьи 139 Закона о банкротстве в случае, если несколько участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения представили в установленный срок заявки, содержащие различные предложения о цене имущества должника, но не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов, предложившему максимальную цену за это имущество.

Согласно абзацу 8 части 4 статьи 139 Закона о банкротстве с даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается.

В соответствии с абзацем 17 пункта 11 статьи 110 Закона о банкротстве заявитель вправе изменить или отозвать свою заявку на участие в торгах в любое время до окончания срока представления заявок на участие в торгах. Аналогичное указано в сообщении о проведении торгов.

В соответствии с пунктом 4.3 Приказа Заявитель вправе отозвать заявку на участие в торгах не позднее окончания срока представления заявок на участие в торгах посредством направления оператору электронной площадки электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью заявителя.

Заявитель вправе изменить заявку на участие в торгах не позднее окончания срока представления заявок на участие в торгах путем представления новой заявки, при этом первоначальная заявка должна быть отозвана. Оператор электронной площадки обеспечивает невозможность подачи заявителем новой заявки без отзыва первоначальной заявки.

Комиссией установлено, сторонами не оспаривается, что Заявителем не были отозваны заявки на участие в торгах по лотам №5 и №6. Заявитель, подавая заявку на участие в торгах, заинтересован прежде всего в заключении договора и приобретении имущества, выставленного на торги, т.к. заявка на участие в Торгах не была отозвана.

Доказательств нарушений норм действующего законодательства Организатором торгов Заявителем не представлено. Мотивированных пояснений со ссылками на конкретные положения Закона о банкротстве, опровергающих вышеуказанный выводы, со стороны Заявителя не представлено.

Резюмируя вышеизложенное, Комиссия, изучив представленные документы и сведения в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России;

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу Заявителя необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны