Решение №78/21574/22, 78/21575/22 Т02-455/22 по жалобе ИП Гасенко Н.В. от 19 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе №Т02-455/22

 

14 сентября 2022 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей ООО «ЖКС №3 Центрального района» (далее – Заказчик) и ИП Гасенко Н.В. (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ), рассмотрев жалобу ИП Гасенко Н.В. (от 31.08.2022 вх. №22467-ЭП/22) на действия заказчика ООО «ЖКС №3 Центрального района» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на техническое обслуживание и ремонт лифтов по адресам Заказчика (извещение №32211517303), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

30 июня 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №32211517303 о проведении открытого конкурса в электронной форме на техническое обслуживание и ремонт лифтов по адресам Заказчика (далее - Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ), Положением о закупках Общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис №3 Центрального района", версия 16 от 05.10.2021 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

102 195 371,76 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

30.06.2022

3.

Дата публикации текущей редакции извещения
(по местному времени заказчика)

19.08.2022

4.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

09.09.2022 15:00 (МСК)

5.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

12.09.2022 (МСК)

6

Место рассмотрения и оценки заявок

Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, дом 60

 

2. Доводы жалобы.

1) Заявитель указывает об необоснованном установлении Заказчиком излишних требований к составу заявки в части обязанности предоставления документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе;

2) Заявитель оспаривает предъявляемое требование о наличии необходимых действующих лицензий, разрешений, сертификатов поставки товаров, (проведения работ или оказания услуг), подлежащих лицензированию или сертификации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и являющихся предметом договора, заключаемого по итогам закупки, тогда как работы по техническому обслуживанию и ремонту лифтов не являются лицензируемым видом деятельности;

3) Заявитель полагает, что потенциальному участнику Закупки не представляется возможным представить сведения о конкретных показателях товаров, соответствующих значениям, установленным в Приложение №1 к Техническому заданию Документации, так как Приложение № 1 Технического задания Документации содержит адресный список и не позволяет предоставить сведения о конкретных показателях товара;

4) По мнению Заявителя в Документации Заказчиком предъявляется избыточное требование о необходимости подписать и поставить печать на всех формах, предоставляемых в составе заявки, так как заявка на участие в Закупке подается посредством ЭТП и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью;

5) Заявитель указывает об необоснованном установлении Заказчиком излишних требований к участникам Закупки о предоставлении выписки из реестра уведомлений о начале осуществления деятельности по предмету Закупки, а также сертификата системы соответствия менеджмента качества требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO 9001);

6) По мнению Заявителя в Документации Заказчиком предъявляются излишние требования в рамках оценки по критерию «Наличие собственного автотранспорта, необходимого для обслуживания объектов заказчика» в части условия о нахождении автотранспорта в собственности участника;

7) Заявитель оспаривает необоснованное установление Заказчиком в Документации условия о наличии специализированного автотранспорта в собственности в том числе, в отсутствие в Документации положений, раскрывающих понятие «специализированный автотранспорт».

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, письменных возражений на жалобу Заявителя не представлено.

Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/20225/22 от 01 сентября 2022 года, представлены в заседание Комиссии.

Заседание Комиссии по рассмотрению жалобы Заявителя было перенесено на 14-00 (МСК) 14 сентября 2022 года ввиду несвоевременного представления письменных возражений Заказчика и истребованных документов.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения.

ООО «ЖКС №3 Центрального района» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На основании ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

 

По первому доводу жалобы:

На основании п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Следуя ч. 25 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ, заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением случая проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 настоящего Федерального закона, при котором обеспечение заявки на участие в такой закупке предоставляется в соответствии с частью 12 статьи 3.4 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.

Согласно п. 10 Информационной карты Документации обеспечение заявки составляет 0,5 % от начальной (максимальной) цены договора, а именно 510 976 (Пятьсот десять тысяч девятьсот семьдесят шесть) рублей 86 копеек.

Порядок перечисления обеспечения заявки осуществляется в рамках регламента электронной торговой площадки.

В соответствии с пп. 7 п. 20 Информационной карты Документации в состав заявки на участие в конкурсе должны входить документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе (в случае установления требования обеспечения заявки в п. 10 Информационной карты).

Согласно пп. 1 п. 19 Информационной карты Документации комиссия вправе отклонить заявку на участие в закупочной процедуре в том числе в случае непредставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств, в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, если требование обеспечения заявки указано в документации о закупке.

Заявитель в жалобе указал, что участник Закупки может подать заявку на участие в процедуре Закупки только при предоставлении данного обеспечения, в свою очередь подача заявки может быть осуществлена исключительно после внесения обеспечения на счет ЭТП или посредством онлайн-блокировки денежных средств, таким образом, требование Документации о необходимости предоставления документа, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в конкурсе не соответствует функционалу ЭТП, на которой проводился электронный конкурс.

При этом со стороны Заявителя не представлено каких-либо документов или сведений, свидетельствующих о дискриминационном или ограничивающем характере установленных в Документации оспариваемых в рамках первого довода жалобы требований, либо подтверждающих невозможность соблюдения оспариваемых требований для участия в Закупке Заявителем, как потенциальным участником Закупки.

Таким образом первый довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения в ходе заседания Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалобы Заявителя.

 

В отношении второго довода жалобы:

На основании п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Согласно пп. 7 п. 12 Информационной карты Документации участникам закупки предъявляется требование о наличии необходимых действующих лицензий, разрешений, сертификатов поставки товаров, (проведения работ или оказания услуг), подлежащих лицензированию или сертификации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и являющихся предметом договора, заключаемого по итогам закупки.

В соответствии с пп. 14 п. 20 Информационной карты Документации в состав заявки на участие в конкурсе должны входить документы, подтверждающие соответствие требованиям к участникам закупки, установленным заказчиком в документации, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника конкурентных закупок требованиям, установленным в документации (форма № 3.4.).

В форме № 3.4 Документации установлена декларация о соответствии участника Закупки требованиям, установленным в соответствии с пунктами п. 12, 13 в «Информационной карте» Документации.

Представители Организатора торгов пояснили, что из положений Документации следует, что если предметом договора, заключаемого по итогам закупки, не является деятельность, на осуществление которой в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации требуется наличие действующей лицензии, разрешения, сертификата, то и к участнику закупки соответствующее требование не применяется.

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что условие пп. 7 п. 12 Информационной карты Документации не может выступать фактором необоснованного ограничения конкуренции, так как в рамках проведения Закупки носит номинальный характер, требуя предоставлять сведения лишь о тех лицензиях, которые необходимы для выполнения обязательств по договору.

Таким образом второй довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения в ходе заседания Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалобы Заявителя.

 

В отношении третьего довода жалобы:

Согласно п. 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В силу п. 13 Информационной карты участник Закупки на участие в конкурсе представляет сведения о конкретных показателях товара, соответствующих значениям, установленным в Приложении 1 Технического задания, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Участник закупки на участие в конкурсе представляет сведения о конкретных показателях товара, соответствующих значениям, установленным в Приложении № 1 к Техническому заданию, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В п. 2.1.1 Технического задания Документации указано, что проведение осмотров, аварийное и техническое обслуживание лифтов, текущий ремонт лифтов – согласно адресному списку (Приложение №1 к Техническому заданию) в количестве 634 единицы.

При этом требования к конкретным показателям товара, соответствующие значениям, установленным в Приложении № 1 к Техническому заданию Документации, в Приложении № 1 к Техническому заданию Документации не приведены.

Представители Заказчика пояснили, что в случае, если Приложение № 1 к Техническому заданию Документации не предполагает представления сведения о конкретных показателях товара (работе, услуге), то и предоставление участником Закупки сведений о конкретных показателях товара (работе, услуге) не требуется.

В свою очередь со стороны Заявителя не представлено каких-либо документов или сведений, свидетельствующих о дискриминационном или ограничивающем характере установленных в Документации оспариваемых в рамках указанного довода жалобы требований, либо подтверждающих невозможность соблюдения оспариваемых требований для участия в Закупке Заявителем, как потенциальным участником Закупки.

Таким образом третий довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения в ходе заседания Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалобы Заявителя.

 

В отношении четвертого довода жалобы:

На основании ч. 1 ст. 3.3 Закона №223-ФЗ при осуществлении конкурентной закупки в электронной форме направление участниками такой закупки запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении конкурентной закупки и (или) документации о конкурентной закупке, размещение в единой информационной системе таких разъяснений, подача участниками конкурентной закупки в электронной форме заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению конкурентных закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме, формирование проектов протоколов, составляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, обеспечиваются оператором электронной площадки на электронной площадке.

Согласно ч. 5 ст. 3.3 Закона №223-ФЗ электронные документы участника конкурентной закупки в электронной форме, заказчика, оператора электронной площадки должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - электронная подпись) лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника конкурентной закупки в электронной форме, заказчика, оператора электронной площадки.

На основании п. 17 Информационной карты Документации электронные документы, входящие в состав заявки должны иметь один из распространенных форматов документов: с расширением (*.doc), (*.docx), (*.xls), (*.xlsx), (*.txt), (*.pdf), (*.jpg) и т.д.

Документы, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью (далее – ЭП) участника закупки, лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, признаются документами, подписанными собственноручной подписью участника закупки, лица имеющего право действовать от имени участника, заверенные печатью организации.

Наличие ЭП участника закупки подтверждает, что документ отправлен от имени участника закупки и являются точными цифровыми копиями документов-оригиналов.  Файлы формируются по принципу: один файл – один документ.

Допускается размещение в составе заявки документов, сохраненных в архивах, при этом размещение в составе заявки архивов, разделенных на несколько частей, открытие каждой из которых по отдельности невозможно, не допускается.

Все файлы не должны иметь защиты от их открытия, изменения, копирования их содержимого или их печати.

Файлы должны быть именованы так, чтобы из их названия ясно следовало, какой документ, требуемый документацией, в каком файле находится.

Прочие правила подготовки и подачи заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме через ЭТП определяются регламентом работы данной ЭТП.

Пунктом 20 Информационной карты Документации определено, что каждый документ, входящий в заявку, должен быть подписан лицом, имеющим право в соответствии с законодательством Российской Федерации действовать от лица Участника без доверенности, или надлежащим образом, уполномоченным им лицом на основании доверенности (далее — уполномоченного лица).

Вместе с тем, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что требования форм Документации, предусматривающие, что документы участника Закупки в электронной форме должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - электронная подпись) лица, имеющего право действовать от имени участника Закупки, определены в соответствии с ч. 5 ст. 3.3 Закона №223-ФЗ.

Таким образом четвертый довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения в ходе заседания Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалобы Заявителя.

 

В отношении пятого довода жалобы:

На основании ч. 8 ст. 4 Закона №223-ФЗ извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

На основании пп. 16 п. 20 Информационной карты Документации в состав заявки на участие в конкурсе должна входить выписка из реестра уведомлений о начале осуществления деятельности по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах либо копия уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, направленное в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, уполномоченному на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза «Безопасность лифтов» и «О безопасности машин и оборудования» (с отметкой о регистрации уведомления в уполномоченном органе с указанием даты регистрации и регистрационного номера).

Представители Заказчика пояснили, что в соответствии с п. 5(10) Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности», заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пункте 89 перечня работ и услуг, представляет уведомление в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза "Безопасность лифтов" и "О безопасности машин и оборудования".

Пунктом 89 Перечня работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности, о начале осуществления которых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем предоставляется уведомление, установлен монтаж, демонтаж, эксплуатация, в том числе обслуживание и ремонт лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах.

Согласно п. 17 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности», за регистрацию уведомлений, внесение записей в реестр и предоставление сведений, содержащихся в реестре, плата не взимается.

В соответствии с пп. 17 п. 20 Информационной карты Документации в состав заявки на участие в конкурсе должен входить сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO 9001)».

ГОСТ Р ИСО 9001-2015 является национальным стандартом Российской Федерации системы менеджмента качества, правила применения указанного стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации".

Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" документы национальной системы стандартизации применяются на добровольной основе одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции (товаров, работ, услуг), если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" условия применения международных стандартов, региональных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств, сводов правил иностранных государств, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований утвержденного технического регламента или которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения утвержденного технического регламента и осуществления оценки соответствия, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Предметом конкурса согласно извещению о Закупке предметом Закупки является право заключения договора на техническое обслуживание и ремонт лифтов по адресам Заказчика.

Представители Заказчика пояснили, что наличие сертификата соответствия системы менеджмента качества требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO 9001)», дает дополнительные гарантии добросовестности участника Закупки и надлежащего исполнения своих обязательств по заключаемому в дальнейшем договору.

Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила, что требование о необходимости включения в состав заявки на участие в конкурсе сертификата соответствия системы менеджмента качества требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO 9001)», применение которой является добровольным, свидетельствует о необоснованном ограничении конкуренции по отношению к участникам закупки.

На основании изложенного по пятому доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика по незаконному установлению в Документации дискриминационного требования о необходимости включения в состав заявки на участие в конкурсе сертификата соответствия системы менеджмента качества требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO 9001)» нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, ч. 8, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившегося в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей и ненадлежащем их соблюдении, допущенного при организации и проведении Закупки.

 

В отношении шестого и седьмого доводов жалобы:

Согласно п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

На основании ч. 8 ст. 4 Закона №223-ФЗ извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

Как было указано, предметом конкурса согласно извещению о Закупке является право заключения договора на техническое обслуживание и ремонт лифтов по адресам Заказчика.

Пунктом 12.3 разд. 12 гл. 4 Положения о закупках установлено, что в целях настоящего раздела для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает документации о закупке следующие критерии:

а) цена договора;

б) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, на использование результатов работ;

в) сроки поставки товаров, завершения работ, предоставления услуг, отсрочка платежа;

г) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок;

д) квалификация участников закупки, в том числе:

- наличие финансовых ресурсов;

- наличие на праве собственности или ином праве оборудования и других материальных ресурсов;

- опыт работы, связанный с предметом договора;

- деловая репутация (отзывы, благодарственные письма, грамоты по предмету договора, ISO);

- обеспечение кадровыми ресурсами (количество и/или квалификация);

- иные квалификационные требования к участникам закупки, которые предусматриваются в документации о закупке.

е) условия гарантии в отношении объекта закупок;

ж) и иные критерии по решению Комиссии по осуществлению закупок.

 

Согласно п. 26 Информационной карты Документации оценка заявок осуществляется с использованием следующих критериев оценки заявок:

 

№ п/п

Критерий оценки заявок

Значимость критерия оценки заявок, %

Коэффициент значимости

1.

Цена договора

40

0,4

2.

Отсрочка платежа

10

0,1

3.

Квалификация участника конкурса

50

0,5

ИТОГО:

100

1,00

 

В соответствии с пп. 3 п. 27 Информационной карты Документации для оценки заявок по критерию «Квалификация участников конкурса» каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов в соответствии с установленными показателями:

 

п/п

Подкритерии

Максимальное значение для каждого показателя (балл)

1

Опыт выполнения аналогичных работ (руб.) за период с 01.01.2020г. по 31.12.2021г.

20

2

Продолжительность деятельности участника конкурса (лет)

20

3

Обеспеченность материально-техническими и (или) производственными ресурсами, необходимыми для выполнения работ

15

4

Наличие собственного автотранспорта необходимого для обслуживания объектов заказчика

15

5

Обеспеченность трудовыми ресурсами и наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

20

6

Членство участника конкурса в профессиональных некоммерческих объединениях (СРО)

5

7

Наличие сертификата соответствия системы менеджмента качества требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO 9001)

5

 

Согласно пп. 3.4 п. 27 Информационной карты Документации определение количества баллов по подкритерию К4 «Наличие собственного автотранспорта необходимого для обслуживания объектов заказчика» будет производиться следующим образом:

 

Отсутствие в собственности или на праве аренды автотранспорта и/или не представлены копии подтверждающих документов

0 баллов

Наличие до двух единиц автотранспорта в собственности или на праве аренды и представлены копии подтверждающих документов

5 балла

Наличие не менее трех, но не более пяти единиц автотранспорта в собственности или на праве аренды и представлены копии подтверждающих документов

10 баллов

Наличие более шести единиц автотранспорта в собственности или на праве аренды и представлены копии подтверждающих документов

15 баллов


 

Также в пп. 3.4 п. 27 Информационной карты Документации указано, что подтверждающими документами является: копия документа о праве собственности, в случае аренды автотранспорта -копии договоров аренды и копии документов собственника автотранспорта.

Таким образом порядок оценки заявок по подкритерию К4 «Наличие собственного автотранспорта необходимого для обслуживания объектов заказчика» допускает присвоение баллов участнику Закупке в случае аренды автотранспорта таким участником с представлением в заявке копий договоров аренды и копий документов собственника автотранспорта.

На основании пп. 1 п. 20 Информационной карты Документации в состав заявки на участие в конкурсе должна входить заявка на участие в конкурсе (форма № 3.1.).

Согласно п. 2 формы № 3.1 Документации участник Закупки обязуется поставить товар/выполнить работы/оказать услуги в соответствии с требованиями конкурсной документации и на условиях предложенных в настоящей заявке:

 

п/п

Условия, являющиеся критерием оценки заявок

Данные участника размещения заказа

Примечание

1

Цена договора, руб.

 

Указать предлагаемую цену договора цифрами и прописью (в том числе НДС 20% (если применимо)

2

Предоставление отсрочки платежа

 

Указать в календарных днях

3

Опыт выполнения аналогичных работ (руб.)  за период деятельности с 01.01.2020 по 31.12.2021

 

Указать суммарно в руб., в соответствии с условиями п. 27 Раздела 2. Информационная карта

4

Продолжительность деятельности участника конкурса (лет)

 

Указать кол-во лет и месяцев

5

Обеспеченность материально-техническими и (или) производственными ресурсами, необходимыми для выполнения работ

 

Указать обеспеченность материально-техническими и (или) производственными ресурсами в соответствии с подразделом «Обеспеченность материально-техническими и (или) производственными ресурсами, необходимыми для выполнения работ» п. 27 Раздела 2. Информационная карта

6

Наличие собственного автотранспорта необходимого для обслуживания объектов заказчика

 

Указать кол-во единиц специализированного автотранспорта

7

Обеспеченность трудовыми ресурсами и наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

 

Указать кол-во специалистов в соответствии с подразделом «Обеспеченность трудовыми ресурсами и наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» п. 27 Раздела 2. Информационная карта

8

Членство участника конкурса в профессиональных некоммерческих объединениях (СРО)

 

 

9

Наличие сертификата соответствия системы менеджмента качества требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO 9001)

 

 


 

На основании п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно п. 6 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» специализированное транспортное средство — это транспортное средство, предназначенное для перевозки определенных видов грузов (нефтепродукты, пищевые жидкости, сжиженные углеводородные газы, пищевые продукты и т.д.).

Как было указано, предметом конкурса согласно извещению о Закупке является право заключения договора на техническое обслуживание и ремонт лифтов.

Согласно п. 1 Информационной карты Документации Заказчиком указано, что объем и виды выполняемых работ определяются в соответствии с Приложением № 1 Раздела № 4 «Техническое задание».

При этом Приложением № 1 Раздела № 4 «Техническое задание» Документации не предусмотрено работ, для которых требуется специализированный автотранспорт.

На основании изложенного по шестому и седьмому доводам жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика по незаконному установлению в форме № 3.1 Документации ненадлежащих и не соответствующих предмету Закупки условий оценки заявок по подкритерию «Наличие собственного автотранспорта необходимого для обслуживания объектов заказчика» нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, ч. 8, п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившегося в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей и ненадлежащем их соблюдении, допущенного при организации и проведении Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу (от 31.08.2022 вх. №22467-ЭП/22) ИП Гасенко Н.В. на действия заказчика ООО «ЖКС №3 Центрального района» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на техническое обслуживание и ремонт лифтов по адресам Заказчика (извещение №32211517303), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях заказчика ООО «ЖКС №3 Центрального района» нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, ч. 8, п.п. 9, 13 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу (от 31.08.2022 вх. №22467-ЭП/22) ИП Гасенко Н.В. на действия заказчика ООО «ЖКС №3 Центрального района» (ИНН 7842384671, ОГРН 1089847185746) при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на техническое обслуживание и ремонт лифтов по адресам Заказчика (извещение №322115173030) обоснованной.

 

2. Признать в действиях заказчика ООО «ЖКС №3 Центрального района» (ИНН 7842384671, ОГРН 1089847185746) при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на техническое обслуживание и ремонт лифтов по адресам Заказчика (извещение №322115173030) нарушения:

- п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, ч. 8, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившегося в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей и ненадлежащем их соблюдении, допущенное путем незаконного установления в Документации дискриминационного требования о необходимости включения в состав заявки на участие в конкурсе сертификата соответствия системы менеджмента качества требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 (ISO 9001)»;

- п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, ч. 8, п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившегося в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей и ненадлежащем их соблюдении, допущенного путем незаконного установления в Документации ненадлежащих и не соответствующих предмету Закупки условий и порядка оценки заявок по подкритерию «Наличие собственного автотранспорта необходимого для обслуживания объектов заказчика».

 

3. Заказчику ООО «ЖКС №3 Центрального района» (ИНН 7842384671, ОГРН 1089847185746) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на техническое обслуживание и ремонт лифтов по адресам Заказчика (извещение №322115173030) путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения Закупки, возврата заявок, внесения изменений в документацию о Закупке, устраняющих выявленные согласно резолютивной части настоящего решения нарушения, возобновления срока подачи заявок на участие в Закупке, проведения и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках ООО «ЖКС №3 Центрального района» и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

 

 

<...>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

 

14 сентября 2022 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<...> ;

на основании решения Комиссии от 14.09.2022 № Т02-455/22 по жалобе на действия заказчика ООО «ЖКС №3 Центрального района» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на техническое обслуживание и ремонт лифтов по адресам Заказчика (извещение №32211517303, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20  ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»


 


 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 1. Заказчику ООО «ЖКС №3 Центрального района» (ИНН 7842384671, ОГРН 1089847185746) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на техническое обслуживание и ремонт лифтов по адресам Заказчика (извещение №32211517303), путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения Закупки, возврата заявок, внесения изменений в документацию о Закупке, устраняющих выявленные согласно резолютивной части решения Комиссии от 14.09.2022 № Т02-455/22 нарушения, возобновления срока подачи заявок на участие в Закупке, проведения и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках ООО «ЖКС №3 Центрального района» и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».


 

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в срок до 14 октября 2022 года с приложением подтверждающих документов.

 

 

<...>

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны