Решение №78/6142/21 Т02-173/21 по жалобе ООО «Корвет» от 5 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-173/21

02 марта 2021 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от ФГБУ «ВСЕГЕИ» (далее – Организатор торгов) путем видеоконференцсвязи; в отсутствие представителей от ООО «Корвет» (далее — Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и способе рассмотрения жалобы;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 16.02.2021 вх. № 5402-ЭП/21) ООО «Корвет» на действия ФГБУ «ВСЕГЕИ» при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку и установку экспозиционно-выставочных витрин для выставки коллекции минералов (извещение № 32109930227), заслушав пояснения,

УСТАНОВИЛА:

27 января 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32109930227 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку и установку экспозиционно-выставочных витрин для выставки коллекции минералов (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГБУ «ВСЕГЕИ» (далее – Положение о закупках) в редакции от 26.09.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

2 754 800,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

27.01.2021

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

12.02.2021 в 10:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

12.02.2021, 16.02.2021 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, Средний пр., д.74

 

2. Заявитель обжалует неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в незаконном установлении в Документации требования о внесении обеспечения заявки на участие в Закупке.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ФГБУ «ВСЕГЕИ» относится к бюджетным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Корвет» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/4702/21 от 19.02.2021, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/4702/21 от 19.02.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 25 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.

В соответствии с ч. 27 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заказчик не устанавливает в документации о конкурентной закупке требование обеспечения заявок на участие в закупке, если начальная (максимальная) цена договора не превышает пять миллионов рублей. В случае, если начальная (максимальная) цена договора превышает пять миллионов рублей, заказчик вправе установить в документации о закупке требование к обеспечению заявок на участие в закупке в размере не более пяти процентов начальной (максимальной) цены договора.

Как следует из п. 7 извещения о Закупке, являющегося неотъемлемой частью Документации (далее — Извещение), начальная (максимальная) цена договора (цена лота) составляет 2 754 800,00 (Два миллиона семьсот пятьдесят четыре тысячи восемьсот) руб. 00 копеек.

Согласно п. 9 Извещения внесение обеспечения заявки осуществляется оператору электронной площадки в соответствии с регламентом работы единой электронной торговой площадки http://etp.roseltorg.ru (далее — ЭТП).

Заявитель в жалобе указывает на то, что требование об обеспечении заявки на участие в Закупке нарушает ч. 27 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ, поскольку начальная (максимальная) цена договора составляет 2 754 800,00 рублей.

Представители Организатора торгов пояснили, что рассматриваемый аукцион проводился в электронной форме, в связи с чем к нему должны были применяться правила проведения процедур на электронной площадке. Обеспечение заявок на участие в конкурентной процедуре, проводимой ФГБУ «ВСЕГЕИ» в электронной форме, обусловлено участием в закупочной процедуре оператора ЭТП АО «Росэлторг» (далее – Оператор), которому предоставлены права на взимание платежей, в порядке, предусмотренном законом. Фактически, Оператор устанавливает размер обеспечения заявки и обеспечивает техническую возможность оплаты для аккредитованных лиц и обязан руководствоваться положениями закона и Регламента. Соотношение суммы обеспечения заявки, блокируемой Оператором на лицевом счете участника в соответствии с требованием части 27 статьи 3.2 Закона 223-ФЗ, также является функцией Оператора. При таких обстоятельствах, виновные действия заказчика при проведении закупочной процедуры отсутствуют, поскольку оценка правильности действий участника торгов при использовании функций электронной торговой площадки, в том числе направленных на обеспечение заявки, полностью отнесена к компетенции Оператора – АО «ЕЭТП».

Вместе с тем Комиссией СПб УФАС России установлено, что Организатором торгов в п. 9 Извещения установлено требование о внесении обеспечения заявки на участие в Закупке в соответствии с регламентом ЭТП.

Комиссия СПб УФАС России полагает, что требование о внесении обеспечения заявки на участие в Закупке в соответствии с регламентом ЭТП, установленное Организатором торгов в п. 9 Извещения, не соответствует условиям ч. 27 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ, так как Организатор торгов не устанавливает требование обеспечения заявки на участие в Закупке в документации о закупке, если начальная (максимальная) цена договора не превышает пять миллионов рублей.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному установлению в п. 9 Извещения требования о внесении обеспечения заявки на участие в Закупке нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 27 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также порядка установления в документации требования об обеспечении заявки на участие в Закупке, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

Вместе с тем Комиссией СПб УФАС России установлено, что согласно протоколу подведения итогов № 32109930227 от 15.02.2021 к участию в аукционе было допущено 6 заявок участников. По результатам подведения итогов победителем Закупки был признан участник, предложивший цену договора 1 787 910,00 рублей.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу (от 16.02.2021 вх. № 5402-ЭП/21) ООО «Корвет» на действия Организатора торгов ФГБУ «ВСЕГЕИ» (ИНН: 7801300136, ОГРН: 1167847080840) при организации и проведении аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку и установку экспозиционно-выставочных витрин для выставки коллекции минералов (извещение № 32109930227) обоснованной.

2) Признать в действиях Организатора торгов ФГБУ «ВСЕГЕИ» (ИНН: 7801300136, ОГРН: 1167847080840) нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 27 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также порядка установления в документации требования об обеспечении заявки на участие в Закупке, допущенное путем неправомерного установления в п. 9 Извещения требования о внесении обеспечения заявки на участие в Закупке.

3) Не выдавать Организатору торгов ФГБУ «ВСЕГЕИ» (ИНН: 7801300136, ОГРН: 1167847080840) обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, поскольку согласно протоколу подведения итогов № 32109930227 от 15.02.2021 к участию в процедуре Закупки было допущено 6 заявок участников.

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны