Решение №04/3369/24 принятое по жалобе физического лица от 8 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ,

принятое по результатам рассмотрения жалобы

<...>

 

Резолютивная часть решения оглашена «05» февраля 2024

В полном объеме решение изготовлено «08» февраля 2024 Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России) в составе:

<...> – начальника отдела контроля торгов органов власти, председателя Комиссии;

<...> – заместителя начальника отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии;

В присутствии посредством видеоконференцсвязи:

представителя <...> (далее — Заявитель), представителя ООО «Амперсанд» (далее – Организатор торгов).

В отсутствие:

представителя Конкурсного управляющего Манойловой Е.А. (далее – Конкурсный управляющий), представителя ООО «Арбитат» (далее — Оператор электронной площадки), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте заседания комиссии.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), рассмотрев жалобу <...> (вх. №995-ЭП/24 от 16.01.2024) на действия Организатора торгов – ООО «Амперсанд» при организации и проведении торгов посредством публичного предложения (извещение размещено на сайте оператора электронной площадки http://www.arbitat.ru/ №0015538, лот №1 и на сайте https://bankrot.fedresurs.ru/ №13165771), документы и сведения по торгам, представленные сторонами, заслушав их пояснения,

УСТАНОВИЛА:

Сообщение № 13165771 о проведении публичного предложения размещено на сайте ЕФРСБ (https://old.bankrot.fedresurs.ru/) и на сайте электронной площадки http://www.arbitat.ru/, №0015538, лот №1 (далее – сайт торгов).

Предметом торгов является движимое имущество:

Производственное оборудование, 59 позиций.

Начальная цена: 202 500 000,00 руб.

Дата и время начала подачи заявок: 09.12.2023 10:00.

Дата и время окончания подачи заявок: 06.01.2024 18:00.

По мнению Заявителя, изложенному в жалобе, Организатор торгов:

- нарушил срок опубликования сообщения о проведении торгов в едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее – ЕФРСБ);

- опубликовал неверные реквизиты для перечисления задатков на участие в рассматриваемых торгах;

- в нарушение действующего законодательства не осуществил опубликование протоков рассмотрения заявок, подведения итого торгов;

- осуществил приостановку торгов, после поступления заявок на участие в торгах, что противоречит требованиям действующего законодательства.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших на заседании представителей, участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о несостоятельности) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

В соответствии с письмом ФАС России от 13.11.2023 N ГМ/94718/23 антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта "а" пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Закона о несостоятельности торгов.

По смыслу положений Закона о несостоятельности задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуры - получению наибольшей выручки для проведения расчетов с кредиторами.

Когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов отсутствует состязательность, нивелируется смысл торгов - определение победителя на конкурентной основе.

Аналогичный подход определения сути проведения торгов приведен в пункте 25 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 N 3 (2018).

Следовательно, нарушение установленного порядка организации и проведения торгов не может не свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку торги являются конкурентной формой определения наилучших условий реализации товара и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физические лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота). В противном случае при проведении торгов утрачивается признак конкуренции среди участников, в результате чего проведенная процедура выявления покупателя может противоречить ее сущности.

Кроме того, поскольку торги являются способом заключения договора по реализации товара, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка может сказаться на обеспечении конкуренции и формировании конкурентного товарного рынка путем лишения возможности потенциальных участников торгов принять участие в торгах либо необоснованного сокращения числа участников торгов. В случае проведения торгов в отсутствие конкурентной борьбы победитель таких торгов получает дополнительные преимущества на товарном рынке, на котором он осуществляет деятельность, поскольку увеличит количество своих основных производственных средств, при этом иные участники или потенциальные участники таких торгов будут неправомерно лишены возможности получения данного ресурса.

В связи с этим, и принимая во внимание позицию, изложенную в письме ФАС России от 13.11.2023 N ГМ/94718/23, рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества должника регулируется Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а также Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 № 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России» (далее – Порядок).

Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о несостоятельности сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее — ЕФРСБ) и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 6 статьи 28 Закона о несостоятельности при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения о проведении торгов по продаже имущества должника и о результатах проведения торгов.

Продажа имущества банкротов осуществляется в порядке, установленном Законом о несостоятельности, в частности статьями 110, 139 названного Закона.

Пунктом 4 статьи 139 Закона о несостоятельности установлено, что при продаже имущества должника посредством публичного предложения в сообщении о проведении торгов наряду со сведениями, предусмотренными статьей 110 настоящего Федерального закона, указываются величина снижения начальной цены продажи имущества должника и срок, по истечении которого последовательно снижается указанная начальная цена. При этом начальная цена продажи имущества должника устанавливается в размере начальной цены, указанной в сообщении о продаже имущества должника на повторных торгах.

Пунктом 10 статьи 110 Закона о несостоятельности определен состав сообщения о продаже имущества, в том числе порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия.

Таким образом, совокупность приведенных выше норм права указывает на обязанность публикации в ЕФРСБ, в том числе сведений о порядке, месте, сроке и времени представления заявок на участие в торгах, при этом информация, размещенная в ЕФРСБ и на сайте оператора электронной площадки, не должна иметь разночтений.

Факт несвоевременного опубликования соответствующих сведений не отрицается финансовым управляющим. Отсутствие публикации сведения о заключении договора купли-продажи по итогам торгов, является нарушением прав лиц, участвующих в деле (в том числе должника) на информацию.

Комиссией установлен факт несвоевременного опубликования соответствующих сведений: прием заявок на сайте электронной площадки начинается с 09.12.2023, в то время как сообщение о проведении торгов на сайте ЕФРСБ опубликовано 12.12.2023, то есть с опозданием на три дня с момента начала торгов, что является ненадлежащим исполнением требований пункта 6 статьи 28 Закона о несостоятельности.

Таким образом, довод Заявителя о нарушении порядка размещения информации на сайте ЕФРСБ – обоснован.

В соответствии с абзацем 8 пункта 10 статьи 110 Закона о несостоятельности в сообщении о продаже имущества должника должны содержаться, в том числе, сведения о размере задатка, сроке и порядке внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток.

На сайте ЕФРСБ указано, что «Задаток 20% от начальной цены интервала должен поступить не позднее даты окончания принятия заявок соответствующего интервала, на счет ООО «АМПЕРСАНД» ИНН 7813601770, КПП 784201001, р/сч 40702810912020585102 Филиал «Корпоративный» ПАО «Совкомбанк», БИК 044525360, к/с 30101810445250000360».

На сайте электронной площадки опубликовано: «задаток в размере 20 % от начальной цены продажи лота, действующей в соответствующий период снижения цены (НДС не облагается), перечисляется заявителем на основании договора о задатке на банковский счет организатора торгов: получатель ООО «АМПЕРСАНД», ИНН 7813601770, ИНН 7813601770, КПП 784201001, р/сч 40702810912020585102 Филиал «Корпоративный» ПАО «Совкомбанк», БИК 044525360, к/с30101810445250000360, и должен быть зачислен на указанный счет не позднее даты окончания приема заявок для соответствующего интервала снижения».

Заявитель на заседании Комиссии пояснил, что 29.12.2023 отправил задаток по реквизитам, указанным на сайте электронной площадки и на сайте ЕФРСБ.

15.01.2024 банк вернул задаток обратно, указав «поступил возврат платежа в размере 403 000р с назначением платежа: ЗА 15/01/2024; Возврат платежа СУИП 751665401941 от 29.12.2023 на сумму 403 000 по причине неверно указанных реквизитов».

Организатор торгов предоставил выписку со счета с 01.12.2023 по 12.01.2024 согласно которой иные участники торгов оплатили задатки 29.12.2024.

Таким образом, довод Заявителя об указании неверных реквизитов счета не находит своего подтверждения.

В соответствии с абзацем 8 пункта 15 статьи 110 Закона о несостоятельности организатор торгов уведомляет всех участников торгов о результатах проведения торгов посредством направления им протокола о результатах торгов в форме электронного документа не позднее рабочего дня, следующего после дня подписания такого протокола, на адрес электронной почты, указанный в заявке на участие в торгах.

В соответствии с пунктом 5.2 Порядка оператор электронной площадки направляет организатору торгов все зарегистрированные заявки на участие в торгах, представленные и не отозванные до окончания срока представления заявок для определенного периода проведения торгов, и приложенные к ним документы с указанием даты и точного времени представления заявки на участие в торгах, порядкового номера регистрации каждой заявки не позднее тридцати минут после окончания периода проведения торгов.

Если имеются заявки на участие в торгах, представленные и не отозванные до окончания срока представления заявок для соответствующего периода проведения торгов, организатор торгов посредством программно-аппаратных средств сайта формирует протокол об определении участников торгов и направляет указанный протокол в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью, оператору электронной площадки не позднее пяти календарных дней после окончания периода проведения торгов.

Согласно пункту 5.3 Порядка в течение пяти календарных дней со дня подписания и направления протокола об определении участников торгов оператору электронной площадки организатор торгов посредством программно-аппаратных средств сайта направляет каждому заявителю, чья заявка зарегистрирована в журнале заявок на участие в торгах и не отозвана до окончания срока представления заявок на участие в торгах, электронное сообщение о признании заявителя участником торгов или об отказе в признании его участником торгов с указанием причин отказа с приложением копии протокола об определении участников торгов.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 7.1 Порядка при проведении торгов посредством публичного предложения по результатам проведения торгов оператором электронной площадки с помощью программно-аппаратных средств сайта формируется и направляется организатору торгов в форме электронного сообщения проект протокола о результатах проведения торгов или решения о признании торгов несостоявшимися не позднее тридцати минут с момента получения от организатора торгов протокола об определении участников торгов, согласно которому к участию в торгах допущен хотя бы один участник.

Согласно пункту 7.2 Порядка в случае проведения торгов в форме публичного предложения организатор торгов рассматривает, подписывает квалифицированной электронной подписью и направляет оператору электронной площадки поступившие в соответствии с пунктом 7.1 настоящего Порядка протокол о результатах проведения торгов или решение о признании торгов несостоявшимися не позднее одного рабочего дня после получения от оператора электронной площадки соответствующих проектов протокола или решения.

Комиссией установлено, что на периоде с 05.01.2024 10:00 по 05.01.2024 18:00 подано 11 заявок. На периоде с 06.01.2024 10:00 по 06.01.2024 18:00 подано 18 заявок.

На сайте электронной площадки опубликованы интервалы снижения цены:

Дата начала интервала

Дата начала приема заявок на интервале

Дата окончания приема заявок на интервале

Дата окончания интервала

Задаток на интервале, руб.

Цена на интервале, руб.

09.12.2023 00:00

09.12.2023 10:00

15.12.2023 18:00

16.12.2023 00:00

40 500 000,00

202 500 000,00

16.12.2023 00:00

16.12.2023 10:00

21.12.2023 18:00

22.12.2023 00:00

33 600 000,00

168 000 000,00

22.12.2023 00:00

22.12.2023 10:00

27.12.2023 18:00

28.12.2023 00:00

26 600 000,00

133 000 000,00

28.12.2023 00:00

28.12.2023 10:00

01.01.2024 18:00

02.01.2024 00:00

19 800 000,00

99 000 000,00

02.01.2024 00:00

02.01.2024 10:00

03.01.2024 18:00

04.01.2024 00:00

14 000 000,00

70 000 000,00

04.01.2024 00:00

04.01.2024 10:00

04.01.2024 18:00

05.01.2024 00:00

6 000 000,00

30 000 000,00

05.01.2024 00:00

05.01.2024 10:00

05.01.2024 18:00

06.01.2024 00:00

400 000,00

2 000 000,00

06.01.2024 00:00

06.01.2024 10:00

06.01.2024 18:00

07.01.2024 00:00

40 000,00

200 000,00

 

На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что Организатор торгов, после предпоследнего и последнего интервала приема заявок не направил оператору электронной площадки подписанный электронной подписью протокол об определении участников торгов и протокол о результатах проведения торгов, что является нарушением пункта 15 статьи 110 Закона о несостоятельности и пунктов 5.3 и 7.2 Порядка.

Более того, согласно пункту 4 статьи 139 Закона о несостоятельности право приобретения имущества должника принадлежит участнику торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, который представил в установленный срок заявку на участие в торгах, содержащую предложение о цене имущества должника, которая не ниже начальной цены продажи имущества должника, установленной для определенного периода проведения торгов, при отсутствии предложений других участников торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения.

С даты определения победителя торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения прием заявок прекращается.

Таким образом, помимо формального опубликования протоколов, Организатор торгов, при наличии заявок на периодах (в рассматриваемом случае поступило 28 заявок) обязан произвести процедуру рассмотрения заявок и выбора победителя торгов.

Указанные неправомерные действия Организатора торгов привели к нарушению законного права участников-конкурентов на доступ к информации о лице, признанным победителем торгов, что противоречит требованиям пункта 4 статьи 139 Закона о несостоятельности.

Комиссией установлено, сторонами не оспаривается, что 12.01.2024 на сайте оператора электронной площадки опубликованы сведения о приостановке торгов.

В обосновании вышеизложенного Организатор торгов предоставил копию «требования о приостановке торгов» (далее – Требование), поступившее от комитета кредиторов от 11.01.2024.

Указанное требование помимо приостановки торгов, содержит указание о предоставлении Организатором торгов сведений обо всех поступивших задатках, заявках и всех заявителях, участвовавших в торгах.

Кроме того, в качестве обоснования приостановки торгов указан факт обращения мажоритарного кредитора о возможных нарушениях на торгах.

Комиссия отмечает, что согласно статье 110 Закона о несостоятельности Организатор торгов обязан обеспечить конфиденциальность сведений и предложений, содержащихся в представленных заявках на участие в торгах, или предложений о цене предприятия до начала торгов либо до момента открытия доступа к представленным в форме электронных документов заявкам на участие в торгах.

Более того, обжалование порядка организации и проведения торгов в рамках процедуры конкурсного производства, осуществляется в судебном порядке, либо в административном порядке.

Учитывая вышеизложенное, Требование не содержит обоснования действительной необходимости приостановки торгов, содержит требование о предоставлении сведений, противоречащее Закону о несостоятельности.

Дав оценку вышеуказанным обстоятельствам, Комиссия считает необходимым указать следующее.

Моменту заключения договора купли-продажи имущества должника на торгах предшествует процедура конкурентного сопоставления условий будущей сделки, определяемых организатором торгов и зафиксированных в извещении об их проведении (пункт 3 статьи 448 ГК РФ), и лучшего ценового предложения, сформированного участником торгов в заявке (пункт 4 статьи 447 ГК РФ). Данное правило продиктовано самой целью торгов, заключающейся в выявлении претендента на заключение договора, который способен предложить наиболее приемлемую (высокую) цену для более полного пополнения конкурсной массы и проведения расчетов с кредиторами. Проведение торгов с иной целью (вне зависимости от степени добросовестности истинных и публично нераскрытых намерений) представляет собой фикцию торговой процедуры. (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 13.07.2023 N 305-ЭС23-5030 по делу N А40-243174/2019).

Границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 №2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время «баланс» означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований.

Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (пункт 3 статьи 1 ГК РФ, недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, которое ожидается от любого участника гражданского оборота, с учетом прав и законных интересов другой стороны. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Из системного толкования положений статей 110, 139 Закона о несостоятельности следует, что целью проведения торгов в форме публичного предложения является выявление реальной возможности продажи имущества должника по максимально возможной цене на конкурентной основе. Торги в форме публичного предложения проводятся в случае, если несостоявшимися признаны первые двое торгов в форме аукциона, что уже свидетельствует об отсутствии спроса на продаваемое имущество.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.

Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Для квалификации действий (бездействия) по организации и проведению торгов, как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений специального законодательства, регламентирующего порядок проведения торгов, запроса котировок, запроса предложений и закупок, и Закона о защите конкуренции с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду.

Профильное законодательство не содержит указание как на порядок приостановки торгов (за исключением положений Арбитражного процессуального кодекса и статьи 18.1 Закона о защите конкуренции), так и саму возможность их приостановки.

Таким образом, Организатор торгов совершая действия, не урегулированные законодательством, должен критически оценивать, как мотивы совершения действий, так их возможные последствия.

В рассматриваемом случае, принимая во внимание все вышеописанные обстоятельства, при наличии 28 поданных заявок с ценовыми предложениям, является очевидным, что действия Организатора торгов по не опубликованию протоколов, бездействий по выбору победителя торгов, необоснованной приостановке торгов, привели к недопущению конкуренции между участниками торгов-конкурентами за реализуемое в рамках торгов право, что противоречит требованиям части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу <...> обоснованной.

  2. Признать в действиях Организатора торгов — ООО «Амперсанд» нарушение пункта 6 статьи 28, пункта 15 статьи 110, пункта 4 статьи 139 Закона о несостоятельности, пунктов 5.3 и 7.2 Порядка Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

  3. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Связанные организации

Связанные организации не указаны