Решение №78/28992/23 Решение по делу дела о нарушении антимонопольного законодате... от 16 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 078/01/10-1240/2022

 

Резолютивная часть оглашена «31» октября 2023 года

Санкт-Петербург

В полном объеме решение изготовлено «16» ноября 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Пе­тербургу по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель:

Н<...> М.Ф.

 – заместитель руководителя управления,

члены:

В<...> П.С.

 – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы управления,

Б<...> О.А.

 – главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы,

рассмотрев дело № 078/01/10-1240/2022 по признакам нарушения СПб ГУП «Ри­туальные услуги» (адрес: 191036, Санкт-Петербург, 1-ая Советская ул., д. 8, ОГРН 1037843039354, ИНН 7825699343) пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», которое выразилось в осуществлении монополистической деятельности в форме злоупотребления доминирующим положением крематория посредством создания дискриминационных условий на рынке услуг агентств похоронного обслуживания в части отказа в осуществлении безналичной формы расчётов между СПб ГУП «Ритуальные услуги» и хозяйствующими субъектами, являющимися агентствами похоронного обслуживания на территории Санкт-Петербурга,

в заседании участвуют:

от ответчика — Елена Викторовна А<...> (по доверенности от 9 марта 2023 года № 26),

от заинтересованного лица — Батыр Чимидович Ч<...> (по доверенности от 21 декабря 2022 года),

представитель заявителя к участию в заседании не допущен, поскольку не представил доверенность,

УСТАНОВИЛА:

В Санкт-Петербургское УФАС России поступило заявление индивидуального предпринимателя В.В. Е<...> (вх. № 10327/22 от 13.04.2022) относительно возможного нарушения СПб ГУП «Ритуальные услуги» антимонопольного законодательства. Из заявления следует, что СПб ГУП «Ритуальные услуги» заключило агентские договоры с несколькими хозяйствующими субъектами и отказывает в заключении аналогичных договоров остальным участникам рынка.

Рассмотрев заявление индивидуального предпринимателя
В.В. Е<...> (вх. № 10327/22 от 13.04.2022), Санкт-Петербургское УФАС России усмотрело в действиях СПб ГУП «Ритуальные услуги» признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона1 о защите конкуренции.

  1.  Сведения о ходе рассмотрения дела

Если антимонопольный орган выявит в действиях хозяйствующего субъекта признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, он обязан выдать ему предупреждение об устранении выявленных признаков нарушения антимонопольного законодательства. Антимонопольный орган не праве возбудить в отношении хозяйствующего субъекта дело по признакам нарушения
им пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения (части 1 и 2 статьи 391 Закона о защите конкуренции).

На основании статьи 391, пункта 3 части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции Санкт-Петербургское УФАС России выдало СПб ГУП «Ритуальные услуги» предупреждение от 13 июля 2022 года № 78/16521/22 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законода­тельства. Предупреждение не было выполнено в установленный срок.

В этой связи Санкт-Петербургское УФАС России издало приказ от 5 октября 2022 года № 131/22 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения СПб ГУП «Ритуальные услуги» пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определением от 20 октября 2022 года № 78/24273/22 Санкт-Петер­бургское УФАС России назначило дело № 078/01/10-1240/2022 к рассмотрению на 6 декабря 2022 года.

6 декабря 2022 года комиссия приостановила рассмотрение дела № 078/01/10-1240/2022 до вступления в силу решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу № А56-92790/2022. По этому вопросу комиссия вынесла определение от 6 декабря 2022 года № 78/28871/22.

После вступления в силу этого решения арбитражного суда в силу комиссия определением от 5 июня 2023 года № 78/13536/23 возобновила рассмотрение дела № 078/01/10-1240/2022. Рассмотрение дела назначено на 3 июля 2023 года.

Определением от 6 июля 2023 года № 78/16672/23 комиссия отложила рассмотрение дела № 078/01/10-1240/2022. Рассмотрение дела назначено на 21 августа 2023 года.

Комиссия продлила срок рассмотрения дела до 19 января 2024 года. По этому вопросу комиссия вынесла определение от 13 июля 2023 года № 78/17269/23.

Определением от 22 августа 2023 года № 78/20587/23 комиссия отложила рассмотрение дела № 078/01/10-1240/2022. Рассмотрение дела назначено на 20 сентября 2023 года.

20 сентября 2023 года комиссия объявила в заседании перерыв до 27 сентяб­ря. После объявленного перерыва комиссия продолжила рассмотрение дела в том же составе.

В рассмотрении дела приняли участие К.В. Р<...> (от заявителя) и Е.В. А<...> (от ответчика), Я.С. С<...>, Б.Ч. Ч<...>(от заинтересованного лица). Представители сторон и заинтересованного лица дали свои пояснения по делу.

27 сентября 2023 года комиссия усмотрела в действиях СПб ГУП «Ритуальные услуги» нарушение антимонопольного законодательства и приняла заключение об обстоятельствах дела. В этой связи определением от 4 октября 2023 года № 78/24331/23 комиссия отложила рассмотрение дела № 078/01/10-1240/2022 на 31 октября 2023 года, чтобы стороны и заинтересованное лицо могли ознакомиться
с заключением, представить пояснения, доказательства, доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, которые изложены в упомянутом заключении.

31 октября 2023 года после окончания рассмотрения дела оглашена резолютивная часть решения по делу № 078/01/10-1240/2022.

С учётом изложенного, дело № 078/01/10-1240/2022 рассмотрено в соот­ветствии с требованиями главы 9 Закона о защите конкуренции.

  1.  Выводы о наличии у ответчика доминирующего положения на рынке

    1.  Статья 5 Закона о защите конкуренции раскрывает понятие доминирующего положения и «иммунитетов» при определении положения хозяйствующего
      субъекта на рынке. В силу части 1 этой статьи доминирующим положением
      признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйст­вующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим
      признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят
процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономи­ческой концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Доля СПб ГУП «Ритуальные услуги» на рынке услуг по кремации в границах Санкт-Петербурга составляет 100 %. Следовательно, его положение на этом товарном рынке является доминирующим.

На СПб ГУП «Ритуальные услуги» не распространяются какие-либо «иммунитеты», предусмотренные статьями 5, 10 и 13 Закона о защите конкуренции.

    1.  На основании части 7 статьи 44, части 51 статьи 45 Закона о защите
      конкуренции Санкт-Петербургское УФАС России провело анализ состояния конкуренции в соответствии с Порядком2 проведения анализа состояния конкуренции
      на товарном рынке в объёме, необходимом для принятия решения по настоящему делу. По результатам анализа составлен соответствующий аналитический отчёт.

Санкт-Петербургское УФАС России по результатам анализа конкуренции
на товарном рынке для целей рассмотрения настоящего дела пришло к следующим выводам:

  •  временной интервал исследования товарного рынка: 2020 – 2022 годы и 1 полугодие 2023 года,

  •  географические границы товарного рынка: Санкт-Петербург, поскольку услуги ответчика не могут быть оказаны дистанционно;

  •  продуктовые границы товарного рынка: услуги по кремации,

  •  СПб ГУП «Ритуальные услуги» является единственным участником рынка услуг по кремации в границах Санкт-Петербурга, занимает на нём доминирующее положение, его доля составляет 100 % на рынке.

  1.  Анализ обоснованности выдачи предупреждения

На основании статьи 391, пункта 3 части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции Санкт-Петербургское УФАС выдало СПб ГУП «Ритуальные услуги» предупреждение от 13 июля 2022 года № 78/16521/22 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Не согласившись с этим предупреждением, СПб ГУП «Ритуальные услуги» обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании и признании недействительным выданного ему предупреждения.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области решением от 20 января 2023 года по делу № А56-92790/2022 отказал СПб ГУП «Ритуальные услуги» в удовлетворении заявленных требований.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 7 мая 2023 года и Арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 5 сентября 2023 года по тому же делу оставили решение суда первой инстанции без изменения, а жалобы СПб ГУП «Ритуальные услуги» — без удовлетворения.

Суды пришли к следующим важным для рассмотрения дела выводам:

  •  СПб ГУП «Ритуальные услуги» является хозяйствующим субъектом,
    занимающем доминирующее положение на рынке оказания ритуальных услуг по кремации в Санкт-Петербурге.

  •  предприятие, занимающее доминирующее положение на рынке ритуальных услуг по кремации, произвольно выбрав агентства похоронного обслуживания в качестве своих агентов, создает дискриминационные условия на данном рынке для иных хозяйствующих субъектов, что содержит признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

  1.  Выводы о злоупотреблении доминирующим положением на рынке

    1.  Каждый имеет право на свободное использование своих способностей
      и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (статья 34 Конституции
      России).

Предпринимательская деятельность хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, регулируется гражданским законодательством с учетом особенностей, установленных антимонопольным законодательством.

В отношении предпринимательской деятельности такого хозяйствующего субъекта сохраняют свое действие принципы, установленные статьей 1 Гражданского кодекса, такие как равенство участников гражданских отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, беспрепятственное осуществление гражданских прав. В частности, такой хозяйствующий субъект сохраняет свободу в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении условий договора с учетом положений иных федеральных законов.

Вместе с тем на действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, также распространяются и предусмотренные гражданским законодательством обязанности, а именно: действовать добросовестно при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей, не извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Правовой запрет злоупотребления доминирующим положением, сформулированный в статье 10 Закона о защите конкуренции, включает в себя общий запрет злоупотребления доминирующим положением, а также перечень конкретных форм данного нарушения, который не является исчерпывающим. В силу пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе действия (бездействие), создание дискриминационных условий.

Как уже было отмечено ранее, СПб ГУП «Ритуальные услуги» занимает доминирующее положение на рынке услуг кремации с долей 100 %.

    1.  В силу статьи 2 Закона Санкт-Петербурга от 04.10.2006 № 408-64 «О погребении и похоронном деле в Санкт-Петербурге» ритуальные услуги включают
      в себя услуги по кремации. Под крематорием понимается сооружение для предания
      тел (останков) умерших (погибших) огню (кремации) с соблюдением определенного обряда погребения.

Как установлено пунктом 2.2 Положения3 об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге, в систему похоронного дела в Санкт-Петербурге входят СПб ГУП «Ритуальные услуги» и лица, осуществляющие деятельность по преданию тела умершего (погибшего) огню (кремации), то есть крематории. Данные лица оказывают ритуальные услуги. При этом крематорий оказывает услуги по преданию тела умершего (погибшего) огню (огненному погребению) начиная с принятия гроба с телом умершего (погибшего) работниками крематория от лица, выполняющего обязанность по организации погребения, до выдачи урны с прахом кремированного тела, справки о кремации и документа на получение праха.

В настоящее время Санкт-Петербургский крематорий является обособленным структурным подразделением СПб ГУП «Ритуальные услуги» без права филиала (пункт 1.10 Устава предприятия). Само предприятие находится в ведении Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербургский крематорий — единственный крематорий на территории Санкт-Петербурга и граничащих с ним регионов (Ленинградская, Новгородская, Псковская области, Республика Карелия). Крематорий предоставляет услуги кремации скончавшихся жителей Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской и Псковской областей, а также Республики Карелия.

    1.  В настоящее время оформление заказа на процедуру кремации
      осуществляется либо непосредственно в самом предприятии, либо в агентствах ритуальных услуг.

ООО «Похоронная служба» и ИП В.В. Е<...> обращались в адрес СПб ГУП «Ритуальные услуги» с предложением заключить агентский договор на оказание ритуальных услуг населению.

СПБ ГУП «Ритуальные услуги» отказало ИП В.В. Е<...> и ООО «Похоронная служба» в заключении вышеуказанного договора, поскольку обязанность заключать агентский договор действующим законодательством – не предусмотрена. Также СПб ГУП «Ритуальные услуги» посчитало нецелесообразным принять на себя такое дополнительное обязательство.

При этом СПб ГУП «Ритуальные услуги» взаимодействует с ООО «СПбРК» на условиях агентского соглашения, позволяющего оформлять кремацию в агентст­вах похоронного обслуживания и осуществлять безналичную форму расчетов между организациями. Содержание достигнутого соглашения между указанными субъектами позволяет ООО «СПбРК» принимать от физических лиц заказы на кремацию (принимать необходимые документы и оплату). После этого работники
ООО «СПбРК» выдают квитанцию. В дальнейшем достаточно предъявить в СПб ГУП «Ритуальные услуги» указанную выше квитанцию об оплате для получения услуг по кремации. Таким образом, ООО «СПбРК» не осуществляет незамедлительное предоставление документов по каждому факту обращения гражданина, то есть выступает агентом по оформлению услуг кремации.

Кроме того, СПб ГУП «Ритуальные услуги» заключены аналогичные агентс­кие договоры на оказание ритуальных услуг с ООО «МКСС» и ООО «Ритуальная служба «Обряд».

Следовательно, произвольно выбирая агентства похоронного обслуживания в качестве своих агентов, СПб ГУП «Ритуальные услуги» создаёт преимущественные условия для них. Такие преимущества достигаются за счёт удобного для агента порядка взаиморасчётов: у него нет необходимости отдельно оплачивать каждую кремацию в помещении СПб ГУП «Ритуальные услуги».

Таким образом, предприятие создаёт дискриминационные (неравные) условия на рынке для различных агентств похоронного обслуживания в зависимости от наличия у них заключённого агентского договора с предприятием. Между тем само по себе наличие агентского договора не оказывает влияния на состояние
конкуренции на товарном рынке. Неравные условия деятельность на рынке создают лишь его отдельные положения в части более выгодных взаиморасчётов между ответчиком и его агентов.

    1.  Комиссия отмечает, что выбранный способ взаиморасчётов создаёт
      препятствия для осуществления деятельности агентств похоронного обслуживания, с которыми предприятие не заключило соответствующий агентский договор.

За снятие наличных денег со счёта юридического лица банк, как правило, взимает комиссию. Например, такая комиссия у АО «Тинькофф Банк»4 составляет от 1 до 15 %, а у ПАО «Банк «Санкт-Петербург»5 — от 3 до 12 %.

Кроме того, кассовые операция с наличными деньгами должны осуществ­ляться в соответствии с требованиями указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».

Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», решение Совета директоров Банка России от 24.06.2022 «О критериях отнесения Банком России юридических лиц (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления) (индивидуальных предпринимателей), зарегистрированных в соответствии с законода­тельством Российской Федерации, к группам риска совершения подозрительных операций» позволяют относить к подозрительным операциям снятие со счетов наличных денег в зависимости от количества таких операция, их размера и других обстоятельств.

В этой связи использование наличных денег является не только неудобством для хозяйствующего субъекта, но и может привести к неблагоприятным для него юридическим последствия.

    1.  Как разъяснено в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2021 года № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», в силу пунктов 3 - 5, 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции злоупотреблением могут быть признаны действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, не связанные непосредственно с порядком ценообразования, в частности: создание им дискриминационных условий. К злоупотреблениям доминирующим положением в указанных видах могут быть отнесены в том числе действия (бездействие), которые не причиняют вреда
      контрагентам непосредственно, но могут повлечь наступление неблагоприятных последствий для состояния конкуренции на том рынке, на котором субъект занимает доминирующее положение, либо на смежных товарных рынках и в связи с этим в целом затрагивают интересы покупателей и потребителей соответствующего рынка.

В результате действий СПб ГУП «Ритуальные услуги» могут наступить следующие негативные последствия:

  •  ограничение конкуренции на рынке на рынке агентств похоронного обслуживания,

  •  ущемление интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринима­тельской деятельности (агентств похоронного обслуживания),

  •  ущемление интересов неограниченного круга лиц в перспективе (из-за
    снижения уровня конкуренции на рынке услуг агентств похоронного обслуживания),

Материалами дела подтверждается взаимосвязь между рассматриваемыми действия ответчика и негативными последствиями.

  1.  Анализ доводов сторон по делу до принятия заключения об обстоятельствах дела

    1.  Доводы индивидуального предпринимателя В.В. Е<...> изложены
      в его заявлении (вх. № 10327/22 от 13.04.2022), дополнении к этому заявлению (вх. № 14128/23 от 30.05.2023) устных пояснения по делу. Его доводы сводятся к следующему.

СПб ГУП «Ритуальные услуги» нарушило пункт 7 Положения об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге. Оно должно принимать счёт-заказ от любого агентства похоронного обслуживания. Вместо этого СПб ГУП «Ритуальные услуги» заключило агентские договоры с несколькими агентства похоронного обслуживания. Эти агентства вправе непосредственно принимать и оформлять услуги крематория.

В.В. Е<...> обращался в адрес СПб ГУП «Ритуальные услуги» с предложением заключить агентский договор на оказание ритуальных услуг населению. В заключении такого договора ему было отказано.

В результате заявитель вынужден платить вознаграждение посредникам (агентства похоронного обслуживания, с которым ответчик заключил агентские договоры).

    1.  СПБ ГУП «Ритуальные услуги» изложило свою позицию в письменных (вх. № 23953-ЭП/23 от 15.09.2023, вх. № 29781-ЭП/23 от 22.11.2022, вх. № 11669/23 от 12.05.2023, вх. № 16015/23 от 26.06.2023, вх. № 16557-ЭП/23 от 30.06.2023, вх. № 23200/23 от 11.09.2023, вх. № 24598-ЭП/23 от 27.09.2023) и устных пояснениях по делу. Также ответчик сообщил свои доводы в ходе рассмотрения дела № А56-92790/2022. Его доводы сводятся к следующему.

Предприятие не обязано заключать агентские договоры с любым обратившимся к нему хозяйствующим субъектом.

Оно не вправе принимать нормативные акты, связанные с разработкой единого порядка заключения договоров. Также оно не обладает правом законодательной инициативы.

Форма оплаты (наличными деньгами или в безналичной форме) никак не ущемляет права агентства похоронного обслуживания.

    1.  Позиция Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга изложена в его письменных (вх. № 20920-ЭП/23 от 15.08.2023, вх. № 23616/23 от 15.09.2023) и устных пояснениях. Его доводы сводятся к следующему.

Он согласен с позицией и действиями ответчика как своего подведомственного предприятия. В рассматриваемой части заинтересованное лицо не обладает какими-либо властными полномочиями по отношению к ответчику. Предприятие осуществляет свою деятельности самостоятельно.

  1.  Анализ позиций сторон после принятия заключения
    об обстоятельствах дела

    1.  До оглашения резолютивной части решения по делу индивидуальный предприниматель В.В. Е<...> не направил каких-либо пояснений и (или) доказательств в ответ на заключение об обстоятельствах дела. Заявитель не направил представителя с надлежащим образом оформленной доверенностью для участия в заседании комиссии.

    2.  СПб ГУП «Ритуальные услуги» изложило свою позицию в письменных пояснениях (вх. № 27701-ЭП/23 от 31.10.2023, вх. № 27721-ЭП/23 от 31.10.2023). Представитель ответчика Е.В. А<...> подтвердила ранее представленные письменные пояснения. Также она дополнительно пояснила, что нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации в настоящее время устранено.

Доводы СПб ГУП «Ритуальные услуги» не свидетельствуют об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

    1.  Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга поддержал ранее изложенную позицию по делу. Он считает, что
      в действиях ответчика нет нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Между тем заинтересованное лицо не привело каких-либо реально доводов в пользу своей позиции по делу.

  1.  Выводы об отсутствии оснований для выдачи предписания по делу

СПб ГУП «Ритуальные услуги» представило доказательства того, что любое агентство похоронного обслуживания вправе осуществлять расчёты с предприятием в безналичной форме (вх. № 27701-ЭП/23 от 31.10.2023, вх. № 27721-ЭП/23 от 31.10.2023). В частности, оно представило копии счетов, платежных поручений и соглашения об организации электронного документооборота.

Представитель ответчика Е.В. А<...> сообщила, что информация о способах оплаты размещена на сайте ответчика. Любое заинтересованное лицо вправе обратиться к СПб ГУП «Ритуальные услуги» с предложением перейти на безналичную форму взаиморасчётов.

В этой связи комиссия не усматривает оснований, чтобы выдать предписание о прекращении злоупотребления СПб ГУП «Ритуальные услуги» доминирующим положением в связи с добровольным прекращением нарушения антимонопольного законодательства.

  1.  Выводы комиссии по результатам рассмотрения дела

Изучив материалы дела и заслушав доводы сторон, комиссия приходит к выводу, что СПб ГУП «Ритуальные услуги» совершило действия акт монопо­листической деятельности в форме злоупотребления доминирующим положением.

При этом запрет заключения агентских договоров в целом и возложение ответчика обязанности их расторгнуть будет служить инструментом подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства СПб ГУП «Ритуальные услуги».

В этой связи комиссия усматривает в действиях СПб ГУП «Ритуальные услуги» нарушение пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Данное нарушение выразись в осуществлении монополистической деятельности в форме злоупотребления доминирующим положением крематория посредством создания дискриминационных условий на рынке услуг агентств похоронного обслуживания в части отказа в осуществлении безналичной формы расчётов между СПб ГУП «Ритуальные услуги» и хозяйствующими субъектами, являющимися агентствами похоронного обслуживания на территории Санкт-Петербурга.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

КОМИССИЯ РЕШИЛА:

  1.  Признать в действиях СПб ГУП «Ритуальные услуги» (адрес: 191036, Санкт-Петербург, 1-ая Советская ул., д. 8, ОГРН 1037843039354, ИНН 7825699343) нарушение пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Данное нарушение выразилось в осуществлении монополистической деятельности в форме злоупотребления доминирующим положением крематория посредством создания дискриминационных условий на рынке услуг агентств похоронного обслуживания в части отказа в осуществлении безналичной формы расчётов между СПб ГУП «Ритуальные услуги»
    и хозяйствующими субъектами, являющимися агентствами похоронного обслуживания на территории Санкт-Петербурга.

  2.  Не выдавать предписание о прекращении злоупотребления СПб ГУП «Ритуальные услуги» (адрес: 191036, Санкт-Петербург, 1-ая Советская ул., д. 8, ОГРН 1037843039354, ИНН 7825699343) доминирующим положением в связи с добровольным прекращением нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель

 

М.Ф. Н<...>

Члены

 

П.С. В<...>

 

 

О.А. Б<...>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

1Здесь и далее по тексту — Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2Утверждён приказом ФАС России о 28 апреля 2010 года № 220.

3Утверждено постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.03.2006 № 210 «Об организации похоронного дела в Санкт-Петербурге».

4См. https://www.tinkoff.ru/business/help/account/currency-ruble/account-replenish/withdraw/.

5См. https://www.bspb.ru/business/settlement-service/tariffs.

 

 

Связанные организации

СПб ГУП «Ритуальные услуги»
ИНН 7825699343, ОГРН 1037843039354
Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга
ИНН 7838482852, ОГРН 1127847621110