Решение №78/3219/24 Решение по делу № 078/05/7-1907/2023 по признакам нарушения ... от 7 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 078/05/7-1907/2023

 

Резолютивная часть оглашена «24» января 2024 года

Санкт-Петербург

В полном объеме решение изготовлено «7» февраля 2024 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель:

М.Ф. Н<...>

 – заместитель руководителя управления,

члены:

П.С. В<...>

 – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы управления,

О.А. Б<...>

 – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы управления,

рассмотрев дело № 078/05/7-1907/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (пункта 8 статьи 7 и части 3 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе») по факту размещения рекламы «… пиво <...> табак / электронки / вейп / жидкости ...» по адресу: Санкт-Петербург, улица Дыбенко, дом 7 корпус 1,

УСТАНОВИЛА:

в Санкт-Петербургское УФАС России поступило заявление физического лица (вх. № 19563-ЭП/23 от 31.07.2023) относительно нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Заявитель указывает на размещение ненадлежащей рекламы «… пиво <...> табак / электронки / вейп / жидкости ...». Данная реклама распространяется в виде листовок по адресу: Санкт-Петербург, улица Дыбенко, дом 7 корпус 1.

Рассмотрев это заявление, Санкт-Петербургское УФАС России выявило признаки нарушения пункта 8 статьи 7 и части 3 статьи 21 Закона о рекламе1 при размещении указанной рекламы.

Санкт-Петербургское УФАС России определением от 24 ноября 2023 года № 78/29974/23 возбудило производство по делу № 078/05/7-1907/2023 по признакам нарушения пункта 8 статьи 7 и части 3 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 21 декабря 2023 года.

Комиссия продлила срок рассмотрения дела до 24 февраля 2024 года. По этому вопросу комиссия вынесла определение от 26 декабря 2023 года № 78/33389/23.

Определением от 26 декабря 2023 года № 78/33392/23 комиссия отложила рассмотрение дела № 078/05/7-1907/2023. Рассмотрение дела назначено на 24 января 2024 года.

Нет оснований для отложения рассмотрения дела. Индивидуальный предприниматель С.Ю. Софронов не просил отложить рассмотрение дела. Материалов дела достаточно для того, чтобы принять решение по существу рассматриваемого вопроса.

  1.  Квалификация рассматриваемой информации

Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Закона о рекламе).

 

Под неопределенным кругом лиц пони­маются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Следовательно, реклама — определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному адресному списку. Такая информация может быть размещена в средствах массовой информации или иных общедоступных местах (например, на рекламных конструкциях), где она в силу способа своего размещения адресуется любым лицам.

Заявитель представил изображение листовки с текстом «… пиво <...> табак / электронки / вейп / жидкости ...» (см. изображение выше). Данная реклама распространяется в виде листовок по адресу: Санкт-Петербург, улица Дыбенко, дом 7 корпус 1.

Рассматриваемая информация не является персональным предложением кому-либо и направлена на привлечение внимания к товарам (объекту рекламирования) неопределённого круга лиц. Любой совершеннолетний человек, ознакомившись с заявленной в листовке информацией, может купить указанные в ней товары.

Данная информация также не является исключительно справочной информацией или социальной рекламой (статья 10 Закона о рекламе).

Таким образом, вышеуказанная информация является рекламой. Объектом рекламирования в рассматриваемом случае являются, в том числе, пиво, табак и устройства для потребления никотинсодержащей продукции.

  1.  Сведения о рекламодателе и рекламораспространителе рекламы

Рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является индивидуальный предприниматель Сергей Юрьевич Софронов (ИНН 780531402727, ОРГНИП 322784700098361, проживает в Санкт-Петербурге). Обратного в материалы дела не представлено.

  1.  Выводы о противотечении рекламы
    требованиям закона

    1.  В силу пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов.

С учётом изложенного, комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает нарушение пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе при размещении рекламы «… пиво <...> табак / электронки / вейп / жидкости ...».

    1.  В силу части 3 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть
      отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

В рекламе «… пиво <...> табак / электронки / вейп / жидкости ...» отсутствует предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции.

С учётом изложенного, комиссия Санкт-Петербургское УФАС России усматривает нарушение части 3 статьи 21 Закона о рекламе о рекламе при размещении рекламы «… пиво <...> табак / электронки / вейп / жидкости ...».

  1.  Анализ доводов ответчика по делу

Индивидуальный предприниматель С.Ю. Софронов не представил в мате­риалы дела какие-либо доказательства.

  1.  Выводы о наличии оснований для выдачи предписания
    о прекращении нарушения законодательства о рекламе

На основании пункта 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламо­распространителям, операторам рекламных систем обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. При этом предписание о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей (часть 3 статьи 33 Закона о рекламе).

Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него дейст­вия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

У комиссии нет доказательств того, что реклама «… пиво <...> табак / электронки / вейп / жидкости ...» снята с размещения.

С учётом изложенного, комиссия считает необходимым выдать индивидуальному предпринимателю С.Ю. Софронову предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

КОМИССИЯ РЕШИЛА:

  1.  Признать ненадлежащей рекламу «… пиво <...> табак / электронки / вейп / жидкости ...», размещённую по адресу: Санкт-Петербург, улица Дыбенко, дом 7 корпус 1, поскольку в ней нарушены требования пункта 8 статьи 7 и части 3 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

  2.  Признать в действиях индивидуального предпринимателя Сергея Юрьевича Софронова (ИНН 780531402727, ОРГНИП 322784700098361, проживает в Санкт-Петербурге) нарушение пункта 8 статьи 7 и части 3 статьи 21 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

  3.  Выдать индивидуальному предпринимателю Сергею Юрьевичу Софронову (ИНН 780531402727, ОРГНИП 322784700098361, проживает в Санкт-Петербурге) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

  4.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «7» февраля 2024 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель

 

М.Ф. Н<...>

Члены

 

П.С. В<...>

 

 

О.А. Б<...>

1 Здесь и далее по тексту Закон о рекламе — Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

Связанные организации

Софронов Сергей Юрьевич
ИНН 780531402727, ОГРН 322784700098361