Решение №78/25846/23 принятое по жалобе ИП Усманов Э.Ф. от 16 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ,

принятое по результатам рассмотрения жалобы

ИП Усманов Э.Ф.

 

Резолютивная часть решения оглашена «11» октября 2023

В полном объеме решение изготовлено «16» октября 2023 Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России) в составе:

<...> – заместителя руководителя Санкт-Петербургского УФАС, председателя Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии.

В присутствии посредством видеоконференцсвязи:

Шишова В.А. (далее — Организатор торгов, Финансовый управляющий).

В отсутствие ИП Усманов Э.Ф. (далее — Заявитель), представителя ООО «Арбитат» (далее — Оператор электронной площадки), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте заседания комиссии.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), рассмотрев жалобу ИП Усманов Э.Ф., поступившей из Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (исх. №ВЧ-04/10221 от 03.10.2023) (вх. №25038-ЭП/23 от 03.10.2023) на действия Организатора торгов, Финансового управляющего – Шишова В.А. при организации и проведении торгов в форме открытого аукциона (извещение размещено на сайте https://bankrot.fedresurs.ru/ №10761958 и на сайте оператора электронной площадки http://www.arbitat.ru/ №0014449), документы и сведения по торгам, представленные сторонами,

УСТАНОВИЛА:

 

Извещение №0014449 лот №1 опубликовано на сайте оператора электронной площадки http://www.arbitat.ru/ (далее — ОЭП) и на сайте Единого Федерального реестра сведений о банкротстве https://bankrot.fedresurs.ru/ №10761958 (далее — ЕФРСБ).

Предметом торгов является:

Лот №1 Квартира по адресу: Республика Татарстан, гор. Нижнекамск, ул. Гагарина, д. 22, кв. 42, состоящая из 4 комнат, общей площадью 74,6 кв. метра, расположенная на 7 этаже 9-этажного дома, кадастровый номер объекта 16:53:040309:443. Имущество является предметом залога ЗАО «Ипотечный агент АИЖК 2014-2».

Начальная цена: 2 017 000.00 руб.

Шаг аукциона: 5% от начальной цены лота.

Размер задатка: 10% от начальной цены лота.

Дата проведения торгов: 05.10.2023 14:00

Дата начала представления заявок на участие: 16.02.2023 10:00

Дата окончания представления заявок на участие: 02.10.2023 10:00

Заявитель обжалует неправомерные действия Организатора торгов в части не возврата задатка.

Организатор торгов с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения.

В ходе изучения и анализа Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России материалов данных торгов, а также норм законодательства, были установлены следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о несостоятельности) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

В соответствии с письмом ФАС России от 15.07.2022 N 48960-ЭП/22 антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта "а" пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Закона о несостоятельности торгов.

По смыслу положений Закона о несостоятельности задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуры - получению наибольшей выручки для проведения расчетов с кредиторами.

Когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов отсутствует состязательность, нивелируется смысл торгов - определение победителя на конкурентной основе.

Аналогичный подход определения сути проведения торгов приведен в пункте 25 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 N 3 (2018).

Следовательно, нарушение установленного порядка организации и проведения торгов не может не свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку торги являются конкурентной формой определения наилучших условий реализации товара и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физические лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота). В противном случае при проведении торгов утрачивается признак конкуренции среди участников, в результате чего проведенная процедура выявления покупателя может противоречить ее сущности.

Кроме того, поскольку торги являются способом заключения договора по реализации товара, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка может сказаться на обеспечении конкуренции и формировании конкурентного товарного рынка путем лишения возможности потенциальных участников торгов принять участие в торгах либо необоснованного сокращения числа участников торгов. В случае проведения торгов в отсутствие конкурентной борьбы победитель таких торгов получает дополнительные преимущества на товарном рынке, на котором он осуществляет деятельность, поскольку увеличит количество своих основных производственных средств, при этом иные участники или потенциальные участники таких торгов будут неправомерно лишены возможности получения данного ресурса.

В связи с этим, и принимая во внимание позицию, изложенную в письме ФАС России от 15.07.2022 N ГМ/67432/22, рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества должника регулируется Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а также Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 № 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России» (далее –Приказ).

В силу пункта 10 статьи 110 Закона о несостоятельности в сообщении о продаже предприятия должны содержаться: порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах и предложений о цене предприятия, а также размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток.

Согласно абзацу 18 пункта 10 статьи 110 Закона о несостоятельности проект договора купли-продажи предприятия и подписанный электронной подписью организатора торгов договор о задатке подлежат размещению на электронной площадке и включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве без опубликования в официальном издании.

Согласно пункту 6 договора о задатке "Сумма Задатка возвращается Претенденту, не являющемуся победителем торгов, в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения торгов в случаях: отказа Претендента от участия в торгах; принятия решения о невозможности допуска Претендента к участию в торгах; объявления торгов несостоявшимися, непризнания Претендента победителем торгов».

Комиссией установлено, что 13.02.2023 Организатором торгов на сайте ЕФРСБ опубликовано сообщение №10761958 о проведении торгов по реализации имущества должника, согласно которому торги были назначены на 30.03.2023.

В связи с отложением Арбитражным судом Республики Татарстан рассмотрения заявления должника по делу № А65-27594/2021 о разрешении разногласий об установлении начальной реализационной стоимости залоговой квартиры и ходатайства третьего лица о погашении реестра требований кредиторов должника, а также вынесением судом определения о принятии обеспечительных мер от 21.03.2023, 27.03.2023 Организатором торгов размещено сообщение №11093182 на ЕФРСБ о продлении срока приема заявок на участие в торгах по реализации имущества продлен до 10:00 05.05.2023, проведение торгов перенесено на 14:00 12.05.2023.

В соответствии с сообщением №11400563 от 03.05.2023 об изменении объявления о проведении торгов, опубликованным на сайте ЕФРСБ, срок приема заявок на участие в торгах продлен до 10:00 26.05.2023, проведение торгов перенесено на 14:00 30.05.2023.

В соответствии с сообщением №11593535 от 30.05.2023 об изменении объявления о проведении торгов, опубликованным на сайте ЕФРСБ, срок приема заявок на участие в торгах продлен до 10:00 23.06.2023, проведение торгов перенесено на 14:00 28.06.2023.

В соответствии с сообщением №11789638 от 23.06.2023 об изменении объявления о проведении торгов, опубликованным на сайте ЕФРСБ, срок приема заявок на участие в торгах продлен до 10:00 14.07.2023, проведение торгов перенесено на 14:00 19.07.2023.

В соответствии с сообщением №11971280 от 16.07.2023 об изменении объявления о проведении торгов, опубликованным на сайте ЕФРСБ, срок приема заявок на участие в торгах продлен до 10:00 31.08.2023, проведение торгов перенесено на 14:00 05.09.2023.

В соответствии с сообщением №12352639 от 03.09.2023 об изменении объявления о проведении торгов, опубликованным на сайте ЕФРСБ, срок приема заявок на участие в торгах продлен до 10:00 02.10.2023, проведение торгов перенесено на 14:00 05.10.2023.

В жалобе указано, что 22.06.2023 Заявитель внес на банковский счет АО «Тинькофф Банк» № 40817810800007379281 денежные средства в размере 201 700 рублей по платежному поручению №113 от 22.06.2023 с назначением платежа «Задаток за участие код торгов ОАОФЦП-14452, Лот №1, должник Байкузина Евгения Михайловна, НДС не облагается».

В связи с тем, что сроки проведения торгов были продлены, Заявитель принял решение об отзыве заявки и направил в адрес Организатора торгов Заявление о возврате уплаченного задатка в связи с изменением (переносом на 3 месяца) торгов по продаже имущества должника.

01.09.2023 на электронную почту Организатора торгов повторно поступило заявление от Заявителя о возврате уплаченного задатка в связи с изменением (переносом на 3 месяца) торгов по продаже имущества должника.

29.09.2023 на электронную почту Организатора торгов поступило заявление от Заявителя об отзыве заявки с торгов ОАОФЦП-14449 и возврате уплаченного задатка с приложением банковских реквизитов.

05.10.2023 задаток в размере 201 700 руб. был возвращен Заявителю (платежный документ №1-11-014-665-125).

Исходя из вышеизложенного, по итогам рассмотрения жалобы, ввиду возврата задатка Заявителю в полном объеме и отсутствии достаточных доказательств, свидетельствующих о наличии действий (бездействия) Организатора торгов, приведших к нарушению прав и законных интересов Заявителя, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России нарушений по доводу Заявителя не установлено.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ИП Усманов Э.Ф. необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны