Решение №78/26580/22 Т02-548/22 по жалобе ООО «Оптима» от 11 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-548/22

08 ноября 2022 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Организатор торгов) и ООО «Оптима» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 28.10.2022 вх. №27802-ЭП/22, от 01.11.2022 вх. №28013/22) ООО «Оптима» на действия закупочной комиссии Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (далее — Закупочная комиссия) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции сети канализации площадки электродепо «Северное» (извещение №32211650494), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

26 августа 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано извещение № 32211650494 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции сети канализации площадки электродепо «Северное» (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Положение о закупках) в редакции от 21.07.2022, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

134 308 839,64 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

26.08.2022

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

12.09.2022 в 10:00 (МСК).

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

14.09.2022, 16.09.2022

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

http://roseltorg.ru

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в принятии решения о незаключении договора с участником Закупки — ООО «Оптима», заявке которого был присвоен второй порядковый номер, после признания победителя Закупки уклонившимся от заключения договора по итогам Закупки.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

ГУП «Петербургский метрополитен» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Оптима» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/25621/22 от 01.11.2022, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/25621/22 от 01.11.2022, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке). В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Как следует из п. 8 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов такой закупки (этапов такой закупки).

В соответствии с ч. 15 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

Согласно ч. 18 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее - "шаг аукциона"). В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.

Как следует из ч. 29 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ, договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, документацией о конкурентной закупке, извещением об осуществлении конкурентной закупки и заявкой участника такой закупки, с которым заключается договор.

В соответствии с протоколом признания победителя аукциона уклонившимся от заключения договора и о заключении договора с участником, заявке которого присвоен второй номер для закупки № 32211650494 от 12.10.2022 (далее — Протокол от 12.10.2022) победитель Закупки ООО «Техстрой» был признан уклонившимся от заключения договора по итогам Закупки.

Согласно п. 3.3 Протокола от 12.10.2022 порядковый номер 2 по итогам аукциона был присвоен заявке ООО «Оптима»: ИНН 7804491111, ОГРН 1127847421932. От ООО «Оптима» поступило согласие на заключение договора на условиях аукционной документации и заявки участника.

Как следует из п. 4.3 Протокола от 12.10.2022, Закупочной комиссией было принято решение заключить договор с ООО «Оптима», как с участником, заявке которого присвоен второй номер в соответствии с п. 5.14 тома 1 аукционной документации.

В соответствии с протоколом заседания аукционной комиссии управления метрополитена от 18.10.2022 (далее — Протокол от 18.10.2022) Закупочная комиссия приняла решение об исправлении технической ошибки в Протоколе от 12.10.2022, а именно: в связи с обнаружением технической ошибки в Протоколе от 12.10.2022 комиссия приняла решение внести в него следующие изменения:

  • пункт 3.3 Протокола от 12.10.2022 исключить.

  • пункт 4.3 Протокола от 12.10.2022 исключить.

На основании п. 5.8 тома 1 Документации составленный заказчиком договор направляется победителю (единственному участнику) с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки для подписания в течение 5 календарных дней со дня размещения в единой информационной системе протокола комиссии.

Пунктом 5.9 тома 1 Документации установлено, что договор должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя (единственного участника), в течение 10 календарных дней со дня его получения с обязательным предоставлением обеспечения исполнения договора (в случае, если оно было установлено извещением, документацией): платежного поручения или независимой гарантии.

На основании п. 5.10 тома 1 Документации договор и приложения к нему должны быть подписаны победителем (единственным участником) в соответствии с проектом договора, являющимся неотъемлемой частью извещения и документации. Своим участием в закупке участник подтверждает свое согласие с условиями закупки. Изменение условий договора победителем (единственным участником) в одностороннем порядке не допускается.

Как следует из п. 5.14 тома 1 Документации, в случае заключения договора с участником, занявшим второе или третье место, договор заключается в порядке указанном в настоящем разделе, при этом срок направления заказчиком проекта договора исчисляется с даты размещения протокола о принятии решения о заключении договора с участником, занявшим второе или третье место соответственно.

Заявитель в жалобе указывает на то, что Закупочная комиссия под видом допущенной технической ошибки отказалась от заключения договора и, тем самым, изменила итоги аукциона. Заявка ООО «Оптима» соответствует как обязательным, так и квалификационным требованиям, а потому конечным результатом аукциона, является заключение с этим участником договора по результатам такого аукциона. В условиях сложившейся ситуации, по мнению ООО «Оптима», заказчик не вправе отказаться от заключения договора с участником аукциона, заявка которого была зарегистрирована под номером 2 и с учетом того, что победитель торгов — ООО «Техстрой» отказался от заключения договора.

Представители Организатора торгов отметили, что Закон № 223-ФЗ не обязывает заказчика заключать договор с участником, предложение которого признано лучшим после предложения победителя закупки. В соответствии с п. 19.4 Положения о закупках в случаях, когда победитель закупки или участник закупки, с которым заключается договор, уклоняется от заключения договора на условиях, предусмотренных в документации о закупке, заказчик вправе:

  • обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения договора;

  • заключить договор с участником закупки, предложение которого признано лучшим после предложения победителя закупки, зафиксировав данное обстоятельство в соответствующем протоколе. Проект договора составляется заказчиком путем включения в проект договора условий исполнения договора, предложенных этим участником закупки в порядке и сроки, аналогичные для заключения договора с победителем закупки, при этом срок направления заказчиком проекта договора исчисляется с даты размещения в единой информационной системе решения о заключении договора с таким участником;

  • провести новую закупочную процедуру.

Представители Организатора торгов пояснили, что, таким образом, Положение о закупках устанавливает право, а не обязанность заказчика заключать договор с участником, предложение которого признано лучшим после предложения победителя закупки, в случае, если победитель закупки или участник закупки, с которым заключается договор, уклоняется от заключения такого договора. Документация также указывает на право, а не обязанность заказчика заключать договор в рассматриваемом случае: «в случае заключения договора с участником, занявшим второе или третье место, договор заключается в порядке указанном в настоящем разделе, при этом срок направления заказчиком проекта договора исчисляется с даты размещения протокола о принятии решения о заключении договора с участником, занявшим второе или третье место соответственно». Учитывая изложенное, ни действующее законодательство РФ, ни Положение о закупках, ни аукционная документация не устанавливают обязанность заказчика заключать договор с участником, предложение которого признано лучшим после предложения победителя закупки, в случае, если победитель закупки или участник закупки, с которым заключается договор, уклоняется от заключения такого договора.

Представители Организатора торгов также отметили, что при рассмотрении вопроса о заключении договора с ООО «Оптима» заказчиком было установлено следующее. Начальная (максимальная) цена договора по рассматриваемому аукциону была установлена в размере 134 308 839, 64 руб. По итогам торгов ценовое предложение победителя (ООО «Техстрой») составило 85 286 113, 12 руб. (36,5% снижения от НМЦД), а ценовое предложение ООО «Оптима» - 132 965 751, 24 руб. (1% снижения от НМЦД). При этом согласно протоколу подачи ценовых предложений от 15.09.2022 ценовое предложение ООО «Оптима» являлось наибольшим по отношению к другим участникам торгов. Так, участник № 905635 предоставил ценовое предложение в размере 75 884 494, 34 руб. (43,5% снижения от НМЦД), участник № 906970 - 94 687 731, 92 руб. (29,5% снижения от НМЦД), участник № 907154 - 76 556 038, 54 руб. (43% снижения от НМЦД). Заявки данных участников были отклонены Закупочной комиссией по результатам рассмотрения вторых частей. Учитывая вышеизложенную информацию, заключение договора с ООО «Оптима» как с участником, занявшим второе место по итогам аукциона, экономически невыгодно заказчику. В рассматриваемом случае, учитывая количество поданных на участие в аукционе заявок и достигнутое снижение по результатам торгов, целесообразно проведение повторной процедуры закупки, а не заключение договора с участником, предоставившим наибольшее ценовое предложение по итогам аукциона. Вместе с тем при подготовке проекта Протокола от 12.10.2022 в него ошибочно были включены п. 3.3 и п. 4.3. Закупочной комиссией было принято решение об исправлении Протокола от 12.10.2022. Указанное решение было оформлено Протоколом от 18.10.2022. Данный протокол был размещен в единой информационной системе и на сайте электронной площадки 19.10.2022.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов, указанное в Протоколе от 18.10.2022, о незаключении договора с участником Закупки — ООО «Оптима», заявке которого был присвоен второй порядковый номер, после признания победителя Закупки уклонившимся от заключения договора по итогам Закупки, а также о повторном проведении процедуры Закупки соответствует условиям п. 19.4 Положения о закупках, а также не противоречит положениям Закона № 223-ФЗ.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России полагает, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов о незаключении договора с участником Закупки — ООО «Оптима», заявке которого был присвоен второй порядковый номер, после признания победителя Закупки уклонившимся от заключения договора по итогам Закупки принято в порядке, соответствующем Документации и Положению о закупках.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 28.10.2022 вх. №27802-ЭП/22, от 01.11.2022 вх. №28013/22) ООО «Оптима» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по реконструкции сети канализации площадки электродепо «Северное» (извещение №32211650494) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны