Решение №78/1195/21, 78/1196/21 Т02-19/21 по жалобе ИП Жидкова Ю. В. от 19 января 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-19/21
14 января 2021 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от ФГБУН «ИЭФБ РАН» (далее – Организатор торгов) и ИП Жидкова Ю. В. (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 21.12.2020 вх. № 46939-ЭП/20) ИП Жидкова Ю. В. на действия закупочной комиссии Организатора торгов ФГБУН «ИЭФБ РАН» (далее – Закупочная комиссия) при проведении запроса оферт в электронной форме на право заключения договора на поставку микроскопа BX51WIF с принадлежностями и сопутствующим оборудованием (извещение №32009778904), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
08 декабря 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32009778904 о проведении запроса оферт в электронной форме на право заключения договора на поставку микроскопа BX51WIF с принадлежностями и сопутствующим оборудованием (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГБУН «ИЭФБ РАН» (далее – Положение о закупках) в редакции от 23.07.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
4 357 096,67 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
08.12.2020 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
16.12.2020 в 11:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
17.12.2020 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
СПб, пр. Тореза, д. 44, к.1127 |
2. Заявитель обжалует неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ИП Жидкова Ю. В. от участия в процедуре Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ФГБУН «ИЭФБ РАН» относится к бюджетным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ИП Жидкова Ю. В. в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/40845/20 от 24.12.2020, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/40845/20 от 24.12.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с протоколом № 30-05-2020/223 (№32009778904) рассмотрения, оценки и сопоставления оферт на участие в Закупке от 17.12.2020 заявка ИП Жидкова Ю. В. была отклонена от участия в Закупке по причине предоставления недостоверной информации в содержании и в составе заявки на основании подпункта 1, п. 14, раздела 1 Главы IV «Проведение неконкурентных закупок» Положения о закупке ИЭФБ РАН от 05.12.2018 (обоснование отказа в Приложении № 1 к протоколу) и Федерального закона от 18.07.2011 №223-Ф3. Из заявки ИП Жидкова Ю. В. следует, что страной происхождения (производства) предлагаемого участником товара является Российская Федерация (Россия). Изучение существующего рынка производства оборудования (являющегося предметом закупки) достоверно показало, что в Российской Федерации производится только часть оборудования (п. 5 таблицы 1 раздела 2), по остальным пунктам указанной таблицы сделано заключение, что такого рода оборудование с указанными характеристиками не производится в Российской Федерации.
Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно пп. 2 п. 4.2.1 Документации оферта должна содержать предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, который является предметом закупки или используется для выполнения работ (оказания услуг), являющихся предметом закупки, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения договора, в том числе предложение о цене договора.
Как следует из п. 18 информационной карты Документации (далее — Информационная карта), предметом договора является микроскоп BX51WIF с принадлежностями и сопутствующим оборудованием:
№ |
ОКПД2 |
Наименование товара |
Ед.изм |
Кол-во |
1 |
26.70.22.150 |
Микроскоп BX51WIF с принадлежностями |
шт. |
1 |
2 |
26.70.24.000 |
P1200/OLY/EB Адаптер к микроскопу серии IX/BX |
шт. |
1 |
3 |
26.70.24.000 |
P1213/LLG/000 Адаптер световода |
шт. |
1 |
4 |
26.70.24.000 |
P1210/CON/001 Соединитель |
шт. |
1 |
5 |
26.70.24.000 |
Подставка для микроскопа bio_ST5 |
шт. |
1 |
6 |
26.70.24.000 |
Трансляционная платформа MXMS-115 |
шт. |
1 |
Пунктом 20 Информационной карты установлено, что поставляемый товар должен соответствовать требованиям, изложенным в разделе 3 документации о запросе оферт «ТРЕБОВАНИЯ К ТОВАРУ».
В соответствии с пп. 6 п. 31 Информационной карты участник должен представить предложения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, учитывающие требования заказчика, изложенные в разделе 3 документации о запросе оферт «ТРЕБОВАНИЯ К ТОВАРУ» (по форме 4.3 раздела 4 «Образцы форм и документов для заполнения участниками закупки»).
Разделом 4 Документации предусмотрены образцы форм, входящие в состав заявки на участие в Закупке, в том числе форма № 4.3 «Предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, учитывающие требования заказчика, изложенные в разделе 3 Документации» (далее — Форма № 4.3), согласно которой участнику необходимо указать полное наименование товара, товарный знак (при наличии), модель (при наличии), марка (при наличии), конкретные показатели (характеристики) / поставляемого товара, наименование страны происхождения товара, и иные сведения об условиях исполнения договора согласно требованиям извещения и документации.
Участник закупки несет ответственность за предоставление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в оферте на участие в запросе оферт.
На основании п. 5.2 Документации и пп. 1 п. 14 раздела 1 главы 4 Положения о закупках комиссия вправе отказать участнику закупки в допуске к участию в запросе оферт в случае непредоставления документов и информации, предусмотренной документацией о закупке, или предоставления недостоверной информации.
Представители Организатора торгов отметили, что заявка ИП Жидкова Ю. В. была отклонена от участия в Закупке по причине предоставления в составе заявки недостоверной информации о стране происхождения предлагаемого к поставке товара. Предложение ИП Жидкова Ю. В. есть перечисление соответствия требований технического задания. При этом ИП Жидков Ю. В. пытается ввести заказчика в заблуждение, указывая на то, что все позиции представляют собой предмет контрактного производства «ИНОЛ/ИП Жидков Ю.В.» из деталей компании Olympus.
Вместе с тем Заявитель в жалобе указывает на то, что ИП Жидков Ю. В. подал оферту на поставку:
-
Микроскоп Olympus BX51WIF (контрактное производство «ИНОЛ» / Жидков ЮВ, Россия) с принадлежностями - 1 шт.;
-
P1200/OLY/EBF Адаптер к микроскопу серии IX/BX - 1шт. (Olympus) (контрактное производство «ИНОЛ» / Жидков ЮВ, Россия);
-
P1213/LLG/000 Адаптер световода -1 шт (Olympus) (контрактное производство «ИНОЛ» / Жидков ЮВ, Россия);
-
P1210/CON/001 Соединитель -1шт (Olympus) (контрактное производство «ИНОЛ» / Жидков ЮВ, Россия);
-
Подставка для микроскопа bio_ST5 -1шт (Olympus) (контрактное производство «ИНОЛ» / Жидков ЮВ, Россия);
-
Трансляционная платформа MXMS-115 -1шт (Olympus) (контрактное производство «ИНОЛ» / Жидков ЮВ, Россия).
Срок гарантийных обязательств: 10лет.
Срок информационно-технической и методической поддержки: бессрочно, на весь срок использования приборов / оборудования.
Общие и дополнительные требования: соблюдены.
Заявитель пояснил, что микроскоп является изделием, которое из-за особенностей конструкции и материалов, подвержено механическим локальным нагрузкам на отдельные составные части. Поэтому благоприятным вариантом является получение комплекта сборочных единиц, произведенных и упакованных с использованием консервации и осушителей газовой среды, демпферов, в том числе и с применением вакуумированной упаковки. При получении данного сборочного комплекта ИП Жидков Ю. В. производит контрактную сборку, смазку, настройку, калибровку, юстировку оптических блоков и элементов, механическую обработку (резцом, фрезой, абразовом, полиролем), антистатическую и иную обработку, ввод в эксплуатацию, пробный пуск и пробные исследования, гарантийное и послегарантийное техническое и информационно-методическое обслуживание / поддержку.
Заявитель также отметил, что на основании Соглашения от 20 ноября 2009г. / Ратифицировано Федеральным законом от 01.06.2011 N 103-ФЗ «О правилах определения страны происхождения товаров в содружестве независимых государств(ред. Протоколов от 18.10.2011, от 28.09.2012, от 20.11.2013, от 30.05.2014, от 21.11.2014, от 30.10.2015, от 03.11.2017, от 31.05.2019)», трактовки терминов и понятий:
Страна происхождения товара - страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке в соответствии с настоящими Правилами;
Критерий достаточной обработки/переработки - один из критериев определения страны происхождения товаров, в соответствии с которым товар, если в его производстве участвуют две страны или более, считается происходящим из той страны, на территории которой он был подвергнут последней существенной обработке/переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств;
Кумулятивный принцип - принцип определения страны происхождения товаров, в соответствии с которым происхождение товара в результате последовательной обработки/переработки товара в государствах - участниках Соглашения определяется по стране изготовления конечного товара;
Изготовление/производство - выполнение любых видов производственных или технологических операций, включая сборку или какие-либо особые операции, целью которых является получение продукта (Группа 90, позиция 9405);
Заявитель пояснил, что изделие оптико-механическое / оптико-электронное «Микроскоп BX51WIF с принадлежностями и сопутствующим оборудованием» произведено «ИНОЛ»/«ИП Жидков ЮВ», Россия. Данная декларация подтверждается «ИП Жидков ЮВ» как достоверная.
Заявитель в жалобе также указывает на то, что Документацией предусмотрено требование «указать наименование страны происхождения поставляемых товаров», то есть указать декларативно, при этом порядка подтверждения достоверности сведений о стране происхождения товара, указанных в заявке на участие в Закупке, Документацией не предусмотрено. Кроме того, в Документации не содержится требование об исключительном месте производства / изготовления товара в какой-либо определенной стране / группе стран, поэтому отклонить заявку ИП Жидкова Ю. В. по причине несоответствия декларации о стране происхождения / производства / изготовления поставляемых товаров личному мнению членов Закупочной комиссии невозможно и незаконно.
Комиссией СПб УФАС России установлено, что Документацией не предусмотрено требование о конкретном наименовании производителя закупаемого товара, не предусмотрено требование о месте производства / изготовления товара в какой-либо определенной стране / группе стран, а также не установлен порядок подтверждения достоверности указываемых в заявке на участие в Закупке сведений о стране происхождения предлагаемого к поставке товара. При этом Заявитель ИП Жидков Ю. В. в составе заявки на участие в Закупке представил Форму № 4.3, в которой предложил к поставке товар в соответствии с условиями Технического задания (Микроскоп Olympus BX51WIF; P1200/OLY/EBF Адаптер к микроскопу серии IX/BX; P1213/LLG/000 Адаптер световода; P1210/CON/001 Соединитель; Подставка для микроскопа bio_ST5; Трансляционная платформа MXMS-115 (контрактное производство «ИНОЛ» / Жидков ЮВ, Россия)), а также подтвердил соответствие характеристик предлагаемого к поставке товара требованиям Технического задания в порядке, установленном Документацией.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что заявка ИП Жидкова Ю. В. соответствовала требованиям Документации, вследствие чего решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ИП Жидкова Ю. В. от участия в процедуре Закупки по основаниям, указанным в протоколе № 30-05-2020/223 (№32009778904) рассмотрения, оценки и сопоставления оферт на участие в Закупке от 17.12.2020, принято в порядке, не соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов по неправомерному отклонению заявки ИП Жидкова Ю. В. от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Документации, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенное при проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 21.12.2020 вх. № 46939-ЭП/20) ИП Жидкова Ю. В. на действия Закупочной комиссии Организатора торгов ФГБУН «ИЭФБ РАН» (ИНН: 7802038273, ОГРН: 1027801535728) при проведении запроса оферт в электронной форме на право заключения договора на поставку микроскопа BX51WIF с принадлежностями и сопутствующим оборудованием (извещение №32009778904) обоснованной.
2) Признать в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов ФГБУН «ИЭФБ РАН» (ИНН: 7802038273, ОГРН: 1027801535728) при проведении запроса оферт в электронной форме на право заключения договора на поставку микроскопа BX51WIF с принадлежностями и сопутствующим оборудованием (извещение №32009778904) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенное путем неправомерного отклонения заявки ИП Жидкова Ю. В. от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Документации.
3) Организатору торгов ФГБУН «ИЭФБ РАН» (ИНН: 7802038273, ОГРН: 1027801535728) и его Закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при проведении запроса оферт в электронной форме на право заключения договора на поставку микроскопа BX51WIF с принадлежностями и сопутствующим оборудованием (извещение №32009778904), путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения Закупки, повторного проведения процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
14 января 2021 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
на основании решения Комиссии от 14.01.2021 № Т02-19/21 по жалобе на действия закупочной комиссии организатора торгов ФГБУН «ИЭФБ РАН» при проведении запроса оферт в электронной форме на право заключения договора на поставку микроскопа BX51WIF с принадлежностями и сопутствующим оборудованием (извещение №32009778904, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов ФГБУН «ИЭФБ РАН» (ИНН: 7802038273, ОГРН: 1027801535728) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при проведении запроса оферт в электронной форме на право заключения договора на поставку микроскопа BX51WIF с принадлежностями и сопутствующим оборудованием (извещение №32009778904), путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения Закупки, повторного проведения процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 15 февраля 2021 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.