Решение №04/22412/23 принятое по жалобе физического лица от 13 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ,

принятое по результатам рассмотрения жалобы

физического лица 

 

Резолютивная часть решения оглашена «08» сентября 2023

В полном объеме решение изготовлено «13» сентября 2023 Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России) в составе:

<...> – начальника отдела контроля торгов органов власти, председателя Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов органов власти, члена Комиссии;

<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии.

В отсутствие физического лица (далее – Заявитель), Финансового управляющего Макаровой М.А. (далее — Организатор торгов), представителя ООО «Тендерные технологии» (далее — Оператор электронной площадки), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте заседания комиссии.

В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), рассмотрев жалобу физического лица (вх. №21341-ЭП/23 от 21.08.2023) на действия Организатора торгов, Финансового управляющего — Макаровой М.А. при организации и проведении торгов посредством публичного предложения (извещение размещено на сайте https://old.bankrot.fedresurs.ru/ №11801295 и на сайте оператора электронной площадки https://bankrupt.tender.one/ №0017149), документы и сведения по торгам, представленные сторонами,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

Извещение №0017149 опубликовано на сайте оператора электронной площадки https://bankrupt.tender.one/ и на сайте Единого Федерального реестра сведений о банкротстве https://old.bankrot.fedresurs.ru/ №11801295.

Предметом торгов является: Легковой автомобиль, марка: OPEL KORSA, год изготовления: 2007, VIN: Wolosdl6874204504, г/н: О915РК43; пробег 250000 км, 5 владельцев по ПТС, объем двигателя 1.4 (90), тип двигателя бензин, коробка передач механика, привод передний, тип кузова хетчбек, цвет серый, есть не большие недочеты по кузову.

Начальная цена: 273 600.00 руб.

Размер задатка: 27 360.00 руб.

Дата начала первого интервала: 26.06.2023 10:00

Дата окончания последнего интервала: 06.08.2023 18:00

Дата торгов: 07.08.2023 в 10:00

Заявитель обжалует неправомерные действия Организатора торгов в части не возврата задатка.

В ходе изучения и анализа Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России материалов данных торгов, а также норм законодательства, были установлены следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (в редакции, действующей на дату размещения Положения о закупках) (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, закупочной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В свою очередь, в силу частей 4 и 7 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о несостоятельности) реализация имущества должника осуществляется исключительно путем проведения торгов.

В соответствии с письмом ФАС России от 15.07.2022 N 48960-ЭП/22 антимонопольные органы в соответствии с положениями статьи 18.1, подпункта "а" пункта 3.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции уполномочены рассматривать жалобы на нарушение процедуры проведения обязательных в силу статей 110, 139 Закона о несостоятельности торгов.

По смыслу положений Закона о несостоятельности задача проведения торгов состоит в необходимости на конкурентной основе определить лучшие условия продажи имущества должника, что в конечном счете подчинено общей цели конкурсного производства как ликвидационной процедуры - получению наибольшей выручки для проведения расчетов с кредиторами.

Когда в результате допущенных нарушений при проведении торгов отсутствует состязательность, нивелируется смысл торгов - определение победителя на конкурентной основе.

Аналогичный подход определения сути проведения торгов приведен в пункте 25 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2018 N 3 (2018).

Следовательно, нарушение установленного порядка организации и проведения торгов не может не свидетельствовать об ограничении конкуренции, поскольку торги являются конкурентной формой определения наилучших условий реализации товара и в них имеет право принять участие любой желающий из неопределенного круга лиц (в том числе физические лица, не являющиеся профессиональными субъектами делового оборота). В противном случае при проведении торгов утрачивается признак конкуренции среди участников, в результате чего проведенная процедура выявления покупателя может противоречить ее сущности.

Кроме того, поскольку торги являются способом заключения договора по реализации товара, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка может сказаться на обеспечении конкуренции и формировании конкурентного товарного рынка путем лишения возможности потенциальных участников торгов принять участие в торгах либо необоснованного сокращения числа участников торгов. В случае проведения торгов в отсутствие конкурентной борьбы победитель таких торгов получает дополнительные преимущества на товарном рынке, на котором он осуществляет деятельность, поскольку увеличит количество своих основных производственных средств, при этом иные участники или потенциальные участники таких торгов будут неправомерно лишены возможности получения данного ресурса.

В связи с этим, и принимая во внимание позицию, изложенную в письме ФАС России от 15.07.2022 N ГМ/67432/22, рассмотрение поданной Заявителем жалобы на действия Организатора торгов проводилось в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества должника регулируется Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а также Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 № 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России» (далее –Приказ).

Уведомление о поступлении жалобы №78/20811/23 от 24.08.2023 было направлено Организатору торгов, Финансовому управляющему 24.08.2023 с истребованием документов. В соответствии с частью 15 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) Организатору торгов в срок до 29 августа 2023 года 17 часов 00 минут необходимо было представить для рассмотрения жалобы по существу: письменные пояснения по доводам жалобы; извещение о проведении торгов; документацию о торгах; изменения, внесенные в документацию о торгах (если таковые вносились); разъяснения; положение о порядке, сроках и условиях продажи реализуемого имущества; в случае заключения договора купли-продажи с победителем торгов — копию договора, подтверждение возврата задатка Заявителю. 30.08.2023 Организатор торгов, Финансовый управляющий на заседание Комиссии не явился, документы не представил.

30.08.2023 было направлено уведомление о переносе заседания комиссии №78/21176/23 на 08.09.2023 с истребованием документов у Организатора торгов. 08.09.2023 Организатор торгов, Финансовый управляющий на заседание Комиссии не явился, документы не представил.

В соответствии с пунктом 15 статьи 110 Закона о несостоятельности решение организатора торгов об определении победителя торгов принимается в день подведения результатов торгов и оформляется протоколом о результатах проведения торгов.

В соответствии с абзацем 8 пункта 15 статьи 110 Закона О несостоятельности, организатор торгов уведомляет всех участников торгов о результатах проведения торгов посредством направления им протокола о результатах торгов в форме электронного документа не позднее рабочего дня, следующего после дня подписания такого протокола, на адрес электронной почты, указанный в заявке на участие в торгах.

Согласно абзацу 10 пункта 15 статьи 110 Закона о несостоятельности суммы внесенных заявителями задатков возвращаются всем заявителям, за исключением победителя торгов, в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения торгов.

Задаток в определенной степени обеспечивает исполнение обязательства (статьи 329 и 380 Гражданского кодекса Российской Федерации), его функция состоит еще и в том, что риск потерять соответствующую денежную сумму при отказе от заключения договора (пункт 16 статьи 110 Закона о несостоятельности) стимулирует к участию в торгах только тех лиц, которые действительно намерены приобретать имущество, выставленное на торги.Комиссия установила, что Заявитель подал заявку на участие в торгах посредством публичного предложения №0017149 на сайте оператора электронной площадки https://bankrupt.tender.one/, а также оплатил задаток (платежный документ №5379748870) в размере 27 360 руб. по реквизитам, указанным на данном сайте и на сайте Единого Федерального реестра сведений о банкротстве https://old.bankrot.fedresurs.ru/ №11801295: Получатель: МАКАРОВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА Номер счета: 40817810604003705272 Банк получателя: АРХАНГЕЛЬСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ N 8637 ПАО СБЕРБАНК БИК: 041117601 Корр. счет: 30101810100000000601 ИНН: 7707083893 КПП: 290102001, что подтвержлается платежным поручением, приложенным к жалобе

Заявитель также указывает, что торги были проведены 07.08.2023 в 10:00, однако им не было получено от Организатора торгов протоколов об определении участников торгов и результата торгов, а так же не был возвращен задаток. Организатора торгов на обращения Заявителя на электронную почту ma.makarova@mail.ru, на номер телефона 8-962-665-94-82 не отвечал.

Ввиду вышеизложенного, Организатору торгов надлежало оформить протокол о результатах проведения торгов и уведомить Заявителя о результатах проведения торгов посредством направления им протокола о результатах торгов в форме электронного документа не позднее рабочего дня, следующего после дня подписания такого протокола, а также в течении 5 рабочих дней вернуть Заявителю задаток ( в случае, если он не является победителем), уплаченный за участие торгах. В нарушении указанной нормы, Организатор торгов протокол о результатах торгов не направил, задаток не вернул.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу физического лица обоснованной.

2. Признать в действиях Организатора торгов, Финансового управляющего — Макаровой М.А. нарушение абзацев 8, 10 пункта 15 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

3. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Связанные организации

Связанные организации не указаны