Решение №78/21392/23 Решение по делу № 078/05/25-1061/2023 по признакам нарушения... от 31 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 078/05/25-1061/2023

 

Резолютивная часть оглашена «17» августа 2023 года

Санкт-Петербург

В полном объеме решение изготовлено «31» августа 2023 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель:

Н<...> М.Ф.

 – заместитель руководителя управления,

члены:

В<...> П.С.

 – заместитель начальника отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы управления,

Б<...> О.А.

 – главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы,

рассмотрев дело № 078/05/25-1061/2023 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (части 1.1 статьи 25 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе») по факту размещения в Интернете рекламы биологически активных добавок «Грибные БАДы от Центр Фунготерапии Ирины Филипповой! – Официальный сайт! Натуральные грибные препараты
100%!Производство РФ! Официальный сайт! Подробнее! fungomoscow.ru»,

в присутствии на заседании:

от ООО «ФАРМ-ПРИНТ» —Екатерина Александровна Е<...> (по доверенности от 1 августа 2023),

заявитель, его представитель участие в заседании не приняли, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие заявителя (вх. № 19862-ЭП/23 от 02.08.2023),

от ООО «ЯНДЕКС» никто не явился, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя общества (вх. № 20561-ЭП/23 от 10.08.2023),

УСТАНОВИЛА:

в Санкт-Петербургское УФАС России поступило заявление физического лица (вх. № 12592-ЭП/23 от 23.05.2023) относительно нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Заявитель указывает на нарушение части 1.1 статьи 25 Закона о рекламе1 при размещении рекламы биологически активных добавок на странице https://dzen.ru/.

Рассмотрев это заявление, Санкт-Петербургское УФАС России выявило признаки нарушения части 1.1 статьи 25 Закона о рекламе при размещении рекламы биологически активных добавок «Грибные БАДы от Центр Фунготерапии Ирины Филипповой! <...> fungomoscow.ru».

Определением от 20 июля 2023 года № 78/17810/23 Санкт-Петербургское УФАС России возбудило производство по делу № 078/05/25-1061/2023 по признакам нарушения части 1.1 статьи 25 Закона о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 17 августа 2023 года.

Изучив материалы дела, комиссия сочла, что материалов дела достаточно для того, чтобы принять решение по настоящему делу. Оснований для отложения рассмотрения дела не имеется.

  1.  Квалификация рассматриваемой информации

Под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Закона о рекламе).

В материалы дела представлены изображения с информацией, которая сопровождается текстом «Грибные БАДы от Центр Фунготерапии Ирины Филипповой! – Официальный сайт! Натуральные грибные препараты 100%!Производство РФ! Официальный сайт! Подробнее! fungomoscow.ru»
и изображением товаров.

Рассматриваемая информация не является персональным предложением кому-либо, а направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования неопределённого круга лиц.

Под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования. В рассматриваемом случае рекламная информация адресована неопределенному кругу лиц, не содержит персональных условий предоставления товаров.

Как следует из пояснений ООО «ЯНДЕКС» (вх. № 20561-ЭП/23, исх. № 2636840 от 10.08.2023), спорная информация с октября 2022 года по август 2023 года показана 602 603 раз, из которых было 3 579 перехода по ссылке в рекламе. Рассматриваемая информация доступна для просмотра во многих регионах России.

Таким образом, является рекламой информация «Грибные БАДы от Центр Фунготерапии Ирины Филипповой! – Официальный сайт! Натуральные грибные препараты 100%!Производство РФ! Официальный сайт! Подробнее! fungomoscow.ru». Объектом рекламирования в рассматриваемом случае является биологически активные добавки, которые можно купить посредством сайта fungomoscow.ru.

  1.  Сведения о рекламораспространителе и рекламодателе рекламы

Субъекты ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе определены статьёй 38 Закона о рекламе. В силу частей 6 и 7 этой статьи за нарушение требований части 1.1 статьи 25 Закона о рекламе несут ответственность как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Рекламодателем указанной рекламы является Общество с ограниченной ответственностью «ФАРМ-ПРИНТ» (ИНН 7839316625, ОГРН 1057811192031, адрес: 191167, Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 180/2, литер А, помещение 9Н), рекламораспространителем — Общество с ограниченной ответствен­ностью «ЯНДЕКС» (адрес: 119021, Москва, улица Льва Толстого, дом 16, ИНН 773006366201, ОГРН 1027700229193).

В ходе рассмотрения дела № 078/05/25-1061/2023 ООО «ФАРМ-ПРИНТ» подтвердило тот факт, что является рекламодателем спорной рекламы.
ООО «ЯНДЕКС» эти факты не отрицало. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

  1.  Выводы об отсутствии об отсутствии в рекламе обязательной к размещению информации и о несоответствии рекламы закону

Статья 25 Закона о рекламе определяет особенности рекламы биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания. В силу части 1.1 это статьи реклама биологически активных добавок в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. В данной рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах, при кино- и видео­обслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, — не менее чем десять процентов рекламной
площади (пространства).

Следовательно, реклама биологически активных добавок должна в каждом случае содержать предупреждение, предусмотренное частью 1.1 статьи 25 Закона о рекламе. При этом информация должна быть чётко и ясно доведена до потребителей рекламы для адекватного восприятия содержания рекламы.

Как следует из информации Единого реестра свидетельств о государственной регистрации на сайте Евразийской Экономической Комиссии portal.eaeunion.org и информации сайта www.fungomoscow.ru указанные в рекламе товары и предложенные к продаже на этом сайте товары (часть из них) зарегистрированы в качестве биологически активных добавок.

Следовательно, рассматриваемая реклама должна содержать предупреждение, предусмотренное частью 1.1 статьи 25 Закона о рекламе.

Как следует из представленных заявителем скриншотов со страницы https://dzen.ru/ (вх. № 12592-ЭП/23 от 23.05.2023), названная рекламе не сопро­вождается предупреждением, предусмотренным частью 1.1 статьи 25 Закона о рекламе. ООО «ЯНДЕКС» доказательств обратного в материалы дела также
не представило (вх. № 17625-ЭП/23, исх. № 2592166 от 11.07.2023, вх. № 20561-ЭП/23, исх. № 2636840 от 10.08.2023).

Таким образом, реклама «Грибные БАДы от Центр Фунготерапии Ирины Филипповой! <...> fungomoscow.ru» распространена с нарушением требований части 1.1 статьи 25 Закона о рекламе.

  1.  Анализ доводов участников дела

    1.  Позиция заявителя изложена в его заявлении (вх. № 12592-ЭП/23
      от 23.05.2023) и дополнениях к нему (вх. № 19862-ЭП/23 от 02.08.2023, вх. № 20718-ЭП/23 от 14.08.2023). Заявитель просит признать рекламу ненадлежащей.

Также заявитель представил изображения рекламы «Грибные БАДы от Центр Фунготерапии Ирины Филипповой! <...> fungomoscow.ru». На этих изображениях реклама не сопровождается предупреждением, предусмотренным частью 1.1 статьи 25 Закона о рекламе.

    1.  Позиция ООО «ЯНДЕКС» изложена в его письменных пояснениях (вх. № 17625-ЭП/23, исх. № 2592166 от 11.07.2023, вх. № 20561-ЭП/23, исх. № 2636840 от 10.08.2023). Общество не представило доказательств того, что спорная реклама соответствует закону.

    2.  Позиция ООО «ФАРМ-ПРИНТ» изложена в его письменных пояснениях (вх. № 20557-ЭП/23 от 10.08.2023) и устных пояснениях Е.А. Е<...>. Общество считает, что не должно нести ответственность за отсутствие предупреждения, предусмотренного частью 1.1 статьи 25 Закона о рекламе.
      У ООО «ФАРМ-ПРИНТ» не было технической возможности дополнить содержание рекламы указанным предупреждением.

При этом факт нарушения части 1.1 статьи 25 Закона о рекламе при размещении рассматриваемой рекламы ООО «ФАРМ-ПРИНТ» не отрицало.

Комиссия отмечает, что в ходе рассмотрения настоящего дела вопрос привлечения виновных лиц к административной ответственности не подлежит разрешению.

  1.  Основания для выдачи предписания
    о прекращении нарушения законодательства о рекламе

На основании пункта 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспрост­ранителям, операторам рекламных систем обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. При этом предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей (часть 3 статьи 33 Закона о рекламе).

Согласно пункту 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Как следует из пояснений ООО «ЯНДЕКС» (вх. № 17625-ЭП/23, исх. № 2592166 от 11.07.2023, вх. № 20561-ЭП/23, исх. № 2636840 от 10.08.2023), реклама «Грибные БАДы от Центр Фунготерапии Ирины Филипповой! <...> fungomoscow.ru» не снята с размещения вплоть до августа 2023 года.

В материалы дела не представлены доказательства, что спорная реклама снята с размещение или снабжена предупреждением, предусмотренным частью 1.1 статьи 25 Закона о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него дейст­вия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 Закона о рекламе.

На официальном сайте ООО «ЯНДЕКС» размещены Правила и требования к рекламе. В разделе «Биологически активные добавки (БАД)»2 содержится информации «В ваши текстовые объявления автоматически будет добавлено предупреждение «Не является лекарством». Текст предупреждения не зависит от содержания конкретного объявления и не может быть изменен».

В этой связи комиссия считает необходимым выдать ООО «ЯНДЕКС» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку именно это может устранить допущенное нарушение законодательства о рекламе. ООО «ФАРМ-ПРИНТ» этого сделать не может.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

КОМИССИЯ РЕШИЛА:

  1.  Признать ненадлежащей размещённую в Интернете рекламу биологически активных добавок «Грибные БАДы от Центр Фунготерапии Ирины Филипповой! – Официальный сайт! Натуральные грибные препараты 100%!Производство РФ! Официальный сайт! Подробнее! fungomoscow.ru», поскольку в ней нарушены требования части 1.1 статьи 25 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

  2.  Выдать ООО «ЯНДЕКС» (адрес: 119021, Москва, улица Льва Толстого, дом 16, ИНН 773006366201, ОГРН 1027700229193) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

  3.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме «31» августа 2023 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель

 

М.Ф. Н<...>

Члены

 

П.С. В<...>

 

 

О.А. Б<...>

1Здесь и далее по тексту Закон о рекламе — Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2Размещён на странице https://yandex.ru/support/direct/moderation/categories/supplements-dietary-supplements.html#supplements-dietary-supplements.

Связанные организации

ООО «ЯНДЕКС»
ИНН 7736207543, ОГРН 1027700229193
Карачевский Виталий Сергеевич
ИНН , ОГРН
ООО "ФАРМ-ПРИНТ"
ИНН 7839316625, ОГРН 1057811192031