Решение №78/3945/24 РЕШЕНИЕ № 078/10/18.1-106/2024 по результатам рассмотрения ... от 15 февраля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРезолютивная часть решения оглашена «12» февраля 2024
В полном объеме решение изготовлено «14» февраля 2024 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее – Комиссия) в составе:
<…> — председатель Комиссии,
<…> — член Комиссии,
<…> — член Комиссии,
в присутствии посредством видео-конференц-связи представителя по доверенности Филиал «35 СРЗ» АО «ЦС «Звездочка» (далее — Организатор торгов, Заказчик) — <…> (доверенность от 25.12.2023 № 545/230-ФД) и <…> (доверенность от 29.12.2023 № 545/255-ФД/04), представителей по доверенности ООО «Орион Гидравлик» (ИНН: 7453347243) (далее — Заявитель, Участник) — <…> (доверенность от 07.02.2024 №б/н), надлежащим образом уведомленных о дате и времени рассмотрения,
рассмотрев в соответствии с частью 16, частью 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» жалобу (вх. от 05.02.2024 №2790-ЭП/24) на действия организатора торгов — Филиал «35 СРЗ» АО «ЦС «Звездочка» при проведении закрытого запроса котировок в электронной форме на поставку соединений рукавных в количестве 2 259 штук (извещение №240003123900005, размещенное на сайте astgoz.ru) (далее — Закупка),
УСТАНОВИЛА:
В единой информационной системе в сфере закупок на сайте http://astgoz.ru (далее — АСТ ГОЗ) 26.01.2024 было опубликовано извещение № 240003123900005 о проведении Закупки, включая документацию о Закупке (далее — Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далее — Закон № 223-ФЗ).
2. Доводы жалобы:
Заявитель оспаривает действия Организатора торгов, касающиеся состава документации Закупки. А именно, согласно Техническому заданию потенциальный Поставщик должен поставить согласно чертежам соединения рукавные в количестве 2 259 шт. Вместе с тем, в закупочной документации чертежи отсутствуют.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласен по основаниям, указанным в письменном мотивированном отзыве на жалобу Заявителя.
Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением исх. №78/3175/24 от 07.02.2024, представлены в заседание Комиссии.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия приходит к следующим выводам:
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ), Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ) Положением о закупке АО «ЦС «Звездочка» (далее - Положение о закупке).
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии Законом № 223-ФЗ, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Как следует из п. п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона № 135-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.
Филиал «35 СРЗ» АО «ЦС «Звездочка» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Законом № 223-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Следуя ч. 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ, для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В силу п. п. 1, 15 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, а также описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
На основании ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Также, согласно п. п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
Протоколом заседания закупочной комиссии филиала «35 СРЗ» АО «ЦС «Звездочка» от 26.01.2024 № 2-1 было утверждено Извещение по Закупке.
В п. 6 Извещения установлено, что требование к продукции (предмету закупки) представлены в подразделе 7.2. Извещения «Коммерческое предложение» (форма 2).
В пункте 7.2.1 подраздела 7.2. Извещения размещена таблица с указанием наименования каждой единицы продукции, типоразмерами и реквизитами чертежей.
Заявитель обращался к Организатору с запросом о разъяснении положений документации по Закупке (запрос № 1), а именно с вопросом о получении чертежей на продукцию для проведения калькуляции. Организатор ответил, что филиал «35 СРЗ» АО «ЦС «Звездочка» не является разработчиком (калькодержателем) указанной в Извещении документации (чертежей), передача имеемых неучтенных копий невозможна.
Таким образом Организатором торгов в закупочной документации были указаны технические документы (чертежи) которым должна соответствовать продукция. Вместе с тем, сами чертежи в составе закупочной документации представлены не были.
Указанные действия являются нарушением ч.3 ст 17 Закона № 135-ФЗ в соответствии с которой запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запросам котировок, запроса предложений.
Организатор торгов с доводами жалобы не согласен по следующим основаниям.
Заявитель в своей жалобе указывает на невозможность участия в закупочной процедуре по причине требования со стороны Заказчика предоставления чертежей. Однако в Извещении и в проекте договора данное требование отсутствует.
Вместе с тем, в подразделе 7.2. Извещения указаны, в том числе типоразмеры, длина и давление рукавных соединений, что является техническими характеристиками необходимой к поставке продукции.
Между тем, закупочной комиссией было принято решение об отмене закупочной процедуры до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке на основании пункта 8.3.21 Положения о закупке АО «ЦС «Звездочка», пункта 1.3.1. Извещения (протокол размещен на электронной площадке 05.02.2024 в 16:24 по московскому времени).
Комиссия, изучив представленные документы и сведения, приходит к выводу о том, что отсутствие в составе документации чертежей, указанных в техническом задании к закупке нарушает требования Закона № 223-ФЗ.
На основании изложенного по жалобе Заявителя Комиссия находит доводы жалобы подтвержденными и обоснованными.
4. Рассмотрев жалобу (вх. от 05.02.2024 №2790-ЭП/24) на действия организатора торгов — Филиал «35 СРЗ» АО «ЦС «Звездочка» при проведении закрытого запроса котировок в электронной форме на поставку соединений рукавных в количестве 2 259 штук (извещение № 240003123900005), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия выявила в действиях Филиал «35 СРЗ» АО «ЦС «Звездочка» нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (вх. от 05.02.2024 №2790-ЭП/24) на действия организатора торгов — Филиал «35 СРЗ» АО «ЦС «Звездочка» при проведении закрытого запроса котировок в электронной форме на поставку соединений рукавных в количестве 2 259 штук (извещение № 240003123900005) обоснованной.
2. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии: <…>
<…>
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.