Решение №78/14724/24, 78/14725/24 Т02-277/24 по жалобе ООО "Роэлпром" от 31 мая 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе №Т02-277/24
28 мая 2024 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей АО «Метрострой Северной Столицы» (далее – Заказчик) и ООО "Роэлпром" (далее – Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ООО "Роэлпром" (от 13.05.2024 вх. №12271/24) на действия заказчика АО «Метрострой Северной Столицы» при организации и проведении закрытых маркетинговых исследований в электронной форме на поставку вагонеток (извещение №SBR003-240613256500082, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
27 апреля 2024 года на сайте ЭТП АО «Сбербанк-АСТ» в сети Интернет было опубликовано извещение №SBR003-240613256500082 о закрытых маркетинговых исследований в электронной форме на поставку вагонеток (далее – Извещение), включая документацию о Закупке (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «Метрострой Северной Столицы», версия 8 от 04.03.2024 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
268 380 000,00 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
27.04.24 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
13.05.2024 в 12:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок |
17.05.24 |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
Электронная площадка АО «Сбербанк-АСТ» |
2. В жалобе Заявитель оспаривает действия Заказчика по выбору способом проведения Закупки закрытых маркетинговых исследований, тогда как ранее Заказчиком было инициировано и впоследствии отменено проведение аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку вагонеток (извещение №32413431652), аналогичного оспариваемой Закупке.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы, истребованные уведомлением №02/12196/24 от 16.05.2024 года, представлены в заседание Комиссии.
В заседании Комиссии по рассмотрению жалобы объявлялся перерыв до 14-45 (МСК) 28.05.2024.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) утратил силу.
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
АО «Метрострой Северной Столицы» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
На основании п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В силу ч. 3 ст. 3 Закона №223-ФЗ конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:
1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;
2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.
На основании ч. 3.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ конкурентные закупки осуществляются следующими способами:
1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);
2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.
Согласно ч. 3.2 ст. 3 Закона №223-ФЗ неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
В силу разд. 1 гл. III. Положения о закупках определены способы закупки:
1.1. Заказчик осуществляет конкурентные и неконкурентные закупки с учетом установленных Положением о закупке способов закупок, условий их применения и порядка осуществления.
1.2. Конкурентные закупки осуществляются заказчиком путем проведения:
1.2.1. конкурса в электронной форме;
1.2.2. аукциона в электронной форме;
1.2.3. запроса котировок в электронной форме;
1.2.4. запроса предложений в электронной форме;
1.2.5. закрытого конкурса в электронной форме;
1.2.6. закрытого аукциона в электронной форме;
1.2.7. закрытого запроса котировок в электронной форме;
1.2.8. закрытого запроса предложений в электронной форме;
1.3. При проведении конкурентной закупки:
1.3.1. информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
1.3.1.1. путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
1.3.1.2. посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 Закона 223-ФЗ, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;
1.3.2. обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
1.3.3. описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований положений Закона № 223-ФЗ.
1.4. Конкурентные закупки заказчиком осуществляются в электронной форме.
1.5. Конкурентные закупки могут осуществляться открытым и закрытым способами.
1.6. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки, с приложением документации о конкурентной закупке (за исключением случая проведения запроса котировок в электронной форме).
1.7. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) с приложением документации о конкурентной закупке (за исключение случая проведения закрытого запроса котировок в электронной форме) не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки.
1.8. Неконкурентные закупки осуществляются путем проведения:
1.8.1. закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
1.8.2. закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства;
1.8.3. закрытых маркетинговых исследований в электронной форме.
26.03.2024 в ЕИС Заказчиом было размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку вагонеток (извещение №32413431652) с начальной (максимальной) ценой 268 380 000,00 ₽.
11.04.2024 в 11:23 (МСК) аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку вагонеток (извещение №32413431652) был отменен Заказчиком.
11.04.2024 на сайте ЭТП АО «Сбербанк-АСТ» в сети Интернет было опубликовано извещение №SBR003-240613256500082 о закрытых маркетинговых исследований в электронной форме на поставку вагонеток.
Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России при изучении представленных документов выявлено, что оспариваемые Заявителем закрытые маркетинговые исследования в электронной форме на поставку вагонеток (извещение №SBR003-240613256500082), проводимые неконкурентным способом, в полной мере соовтетствуют отмененной конкурентной закупке, а именно, аукциону в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку вагонеток (извещение №32413431652).
Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России определено, что закрытые маркетинговые исследования в электронной форме на поставку вагонеток (извещение №SBR003-240613256500082) обладали всеми признакакми конкурентной закупки, определенными в ч. 3 ст. 3 Закона №223-ФЗ, вместе с тем Заказчиком неправомерно выбран неконкурентный способ проведения закупки на поставку вагонеток (извещение №SBR003-240613256500082).
Исходя из изложенного по доводам жалобы Заявителя, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Заказчика по неправомерному выбору неконкурентного способа проведения закупки на поставку вагонеток (извещение №SBR003-240613256500082) нарушение ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в нарушений пололжения о закупках заказчика, несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу ООО "Роэлпром" (от 13.05.2024 вх. №12271/24) на действия заказчика АО «Метрострой Северной Столицы» при организации и проведении закрытых маркетинговых исследований в электронной форме на поставку вагонеток (извещение №SBR003-240613256500082), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях заказчика АО «Метрострой Северной Столицы» нарушение ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Роэлпром" (от 13.05.2024 вх. №12271/24) на действия заказчика АО «Метрострой Северной Столицы» (ИНН 7810904590, ОГРН 1207800130560) при организации и проведении закрытых маркетинговых исследований в электронной форме на поставку вагонеток (извещение №SBR003-240613256500082) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика АО «Метрострой Северной Столицы» (ИНН 7810904590, ОГРН 1207800130560) при организации и проведении закрытых маркетинговых исследований в электронной форме на поставку вагонеток (извещение №SBR003-240613256500082) нарушение ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в нарушений пололжения о закупках заказчика, несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, допущенное путем неправомерного выбора неконкурентного способа проведения закупки на поставку вагонеток (извещение №SBR003-240613256500082).
3. Заказчику АО «Метрострой Северной Столицы» (ИНН 7810904590, ОГРН 1207800130560) выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при организации и проведении закрытых маркетинговых исследований в электронной форме на поставку вагонеток (извещение №SBR003-240613256500082) путем аннулирования закрытых маркетинговых исследований в электронной форме на поставку вагонеток (извещение №SBR003-240613256500082) с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
28 мая 2024 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...> ;
на основании решения Комиссии от 28.05.2024 № Т02-277/24 по жалобе на действия заказчика АО «Метрострой Северной Столицы» при организации и проведении закрытых маркетинговых исследований в электронной форме на поставку вагонеток (извещение №SBR003-240613256500082, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику АО «Метрострой Северной Столицы» (ИНН 7810904590, ОГРН 1207800130560) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении закрытых маркетинговых исследований в электронной форме на поставку вагонеток (извещение №SBR003-240613256500082), путем аннулирования закрытых маркетинговых исследований в электронной форме на поставку вагонеток (извещение №SBR003-240613256500082) с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в срок до 27 июня 2024 года с приложением подтверждающих документов.
<...>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.