Решение б/н решение о прекращении от 2 апреля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №078/01/11-21/2024

Санкт-Петербург

Резолютивная часть решения оглашена 20 марта 2024 года

В полном объеме решение изготовлено 02 апреля 2024 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<...> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, Председатель Комиссии;

<...>– начальник отдела по борьбе с картелями Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, член Комиссии;

Воронина В.А. – главный государственный инспектор отдела по борьбе с картелями Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, член Комиссии;

рассмотрев дело № 078/01/11-21/2024 по признакам нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №19» и ООО «Чистая линия» (ИНН 7801709360),

в присутствии представителей:

От прокуратуры Фрунзенского района Санкт-Петербурга– помощник прокурора района <...>;

От СПБ ГБУЗ «ГП №19» представители по доверенности <...>, <...>

От ООО «Чистая линия» представитель по доверенности <...>

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее — Управление) поступило на рассмотрение заявление прокуратуры Фрунзенского района Санкт-Петербурга (вх.26805/23 от 20.10.2023) по вопросу возможного наличия нарушений антимонопольного законодательства в действиях подведомственных администрации Фрунзенского района учреждений.

По результатам рассмотрения представленной информации были выявлены признаки нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в действиях СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №19» (далее также - ГП19) и ООО «Чистая линия» (ИНН 7801709360).

1. Сведения о ходе рассмотрения дела.

На основании изложенного 22.01.2024 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу принят Приказ № 5/24 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 078/01/11-21/2024 по признакам нарушения в действиях СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №19» и ООО «Чистая линия» (ИНН 7801709360) пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 05.02.2024 о назначении дела №078/01/11-21/2024 к рассмотрению (исх.№78/2894/24) рассмотрение дела назначено на 04.03.2024.

Определением от 05.03.2024 №078/5577/24 рассмотрение дела отложено на 20.03.2024.

С учетом изложенного, дело №078/01/11-21/2024 рассмотрено в соответствии с требованиями главы 9 Закона о защите конкуренции.

2. Выводы о наличии или отсутствии признаков антиконкурентного соглашения.

По смыслу ст.11 Закона о защите конкуренции антиконкурентное соглашение не предполагает обязательное согласование его участниками конкретных торгов, участие в которых предполагается, обязательную определенность относительно их формы (способа проведения торгов), количества, места и времени их проведения, а также выбор заранее той или иной стратегии поведения.

Антиконкурентное соглашение при необязательности письменной формы допускает устную согласованность действий его участников по факту оценки конкретной ситуации на торгах, конкретного состава участников, который заранее не известен никому.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

В силу части 3 статьи 12 Закона о защите конкуренции допускаются соглашения, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Федерального закона, между хозяйствующими субъектами, доминирующее положение которых не может быть признано в соответствии с частями 2.1 и 2.2 статьи 5 настоящего Федерального закона, если суммарная выручка таких хозяйствующих субъектов от реализации товаров за последний календарный год не превышает восьмисот миллионов рублей.

При этом необходимым условием для признания юридического лица, соответствующим требованиям части 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, является то, что в состав участников такого лица должны входить только физические лица.

В соответствии со сведениями Единого государственного реестра юридических лиц, участниками СПБ ГБУЗ «ГП19» является субъект Российской Федерации – город Санкт-Петербург в лице исполнительных органов государственной власти - комитета имущественных отношений и администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

Следовательно, ГП 19 критериям, обозначенным в части 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции не соответствует.

В свою очередь, из буквального толкования части 3 статьи 12 Закона о защите конкуренции следует, что участниками соглашения, которое может быть признано допустимым, должны является лица, каждое из которых соответствует требования частей 2.1 (юридические лица) и 2.2 (индивидуальные предприниматели) статьи 5 Закона о защите конкуренции.

Поскольку один из участников соглашения – ГП 19 - таким требованиям не соответствует, соглашение, при его наличии, признавать допустимым нельзя.

Квалифицирующее значение для доказывания вмененного антимонопольным органом нарушения антимонопольного законодательства имеет совершение хозяйствующими субъектами отвечающих интересам каждого и заранее известных каждому противоправных согласованных действий на одном товарном рынке относительно синхронно и единообразно при отсутствии к тому объективных причин.

Доказывание наличия фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.

Квалификация поведения хозяйствующих субъектов как противоправных действий (противоправного соглашения) по ст. 11 Закона о защите конкуренции предполагает установление антимонопольным органом намеренного поведения каждого хозяйствующего субъекта определенным образом для достижения заранее оговоренной участниками соглашения цели, причинно-следственной связи между действиями участников соглашения и ограничения доступа иным хозяйствующим субъектам на товарный рынок, соответствием результата действий интересам каждого хозяйствующего субъекта и одновременно их заведомой осведомленностью о будущих действиях друг друга. При этом значение придается также взаимной обусловленности действий участников соглашения при отсутствии внешних обстоятельств, спровоцировавших исследуемое поведение участников соглашения.

Достигнутые между хозяйствующими субъектами договоренности (соглашения), согласованные действия запрещаются антимонопольным законодательством, если целью и (или) результатом соглашений и согласованных действий является недопущение (устранение, ограничение) соперничества хозяйствующих субъектов на товарных рынках (часть 2 статьи 1, пункты 7 и 18 статьи 4 Закона).

Таким образом, при квалификации действий хозяйствующих субъектов по статье 11 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган должен доказать, что цель заключения соглашения между хозяйствующими субъектами является недопущение (устранение, ограничение) соперничества хозяйствующих субъектов на товарных рынках.

Изучив материалы дела, доводы заявителя, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что действия Ответчиков не содержат признаки наличия антиконкурентного соглашения, запрет на который установлен пунктом 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

3. Анализ действий ответчиков.

Согласно сведениям из Единой информационной системы в сфере закупок, СПБ ГБУЗ «Городская поликлиника №19» (далее – СПБ ГБУЗ «ГП19», ГП 19) 26.05.2022 было размещено три электронных аукциона №№ 0372200047822000032, 0372200047822000030, 0372200047822000031 на оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории (Пражская, Воронежская, Будапештская соответственно) на период июль-декабрь 2022 года.

По результатам проведенных аукционов заключены следующие контракты:

- № ПРАЖ_УБОРКА/2022 от 16.06.2022 с ООО «Медклининг» на оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории (Пражская) (июль-декабрь), цена контракта 2 715 491,42 руб.;

- № ВОРОН_УБОРКА/2022 от 16.06.2022 с ООО «Форт» на оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории (Воронежская) (июль-декабрь), цена контракта 2 238 106,08 руб.;

- № БУДАП_УБОРКА/2022 от 16.06.2022 с ООО «Медклининг» на оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории (Будапештская) (июль-декабрь), цена контракта 2 303 974,52 руб.

Следующие конкурентные процедуры в виде открытых конкурсов на оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории СПБ ГБУЗ «ГП19» размещены только 31.03.2023 (извещения №№ 0372200047823000033, 0372200047823000032, 0372200047823000030, 0372200047823000031) на период май-декабрь 2023 года.

Также 25.11.2022 ГП 19 было размещено извещение 0372200047822000069 на проведение электронного аукциона на оказание услуг по обслуживанию гардероба в 2023 году (на 5 адресов по 2 гардеробщика в 2023 году), НМЦК 2 632 577,64. Проведение данной закупки было отменено в связи с технической ошибкой заказчика.

С 28.12.2022 по 29.03.2023 СПБ ГБУЗ «ГП19» было заключено 16 контрактов с ООО «Чистая линия» путем размещения закупок на АИС ГЗ:

Наименование закупки

номер закупки в АИС ГЗ

номер контракта

Дата публикации закупки

Срок завершения подачи оферт

НМЦК (руб.)

Оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории, оказание услуг по техническому и аварийному обслуживанию зданий, их сооружений, их элементов, инженерных сетей и оборудования, оказание услуг по обслуживанию гардероба в январе 2023 года по адресу Санкт-Петербург, ул. Пражская, д. 11

2022004127586

3/2023-ПРАЖ от 28.12.2022

27.12.2022 11:48

28.12.2022 11:48

537 347,34 ₽

Оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории, оказание услуг по техническому и аварийному обслуживанию зданий, их сооружений, их элементов, инженерных сетей и оборудования, оказание услуг по обслуживанию гардероба в январе 2023 года по адресу: Санкт-Петербург, ул. Воронежская, д. 104

2022004127521

2/2023-ВОРОН от 28.12.2022

27.12.2022 11:48

28.12.2022 11:48

460 740,20 ₽

Оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории, оказание услуг по техническому и аварийному обслуживанию зданий, их сооружений, их элементов, инженерных сетей и оборудования, оказание услуг по обслуживанию гардероба в январе 2023 года по адресу: Санкт-Петербург, ул. Будапештская, д. 6

2022004127470

1/2023-БУД от 28.12.2022

27.12.2022 11:48

28.12.2022 11:48

466 818,69 ₽

Оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории, оказание услуг по техническому и аварийному обслуживанию зданий, их сооружений, их элементов, инженерных сетей и оборудования, оказание услуг по обслуживанию гардероба в январе 2023 года по адресу: Санкт-Петербург, ул. Стрельбищенская, д. 18, лит. А

2022004127630

4/2023-СТРЕЛЬБ от 28.12.2022

27.12.2022 11:49

28.12.2022 11:48

206 125,53 ₽

Оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории по адресу: Санкт-Петербург, ул. Будапештская, д. 6 в феврале 2023 года

2023004194277

2/2023-БУД от 01.02.2023

31.01.2023 15:49

01.02.2023 15:49

392 110,78 ₽

Оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории по адресу: Санкт-Петербург, ул. Воронежская, д. 104 в феврале 2023 года

2023004194230

6/2023-ВОРОН от 01.02.2023

31.01.2023 15:50

01.02.2023 15:50

385 999,18 ₽

Оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории по адресу: Санкт-Петербург, ул. Пражская, д. 11 в феврале 2023 года

2023004194251

5/2023-ПРАЖ от 01.02.2023

31.01.2023 15:50

01.02.2023 15:50

462 272,76 ₽

Оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории о адресу: Санкт-Петербург, ул. Стрельбищенская, д. 18, лит. А в феврале 2023 года

2023004194159

7/2023-СТРЕЛЬБ от 01.02.2023

31.01.2023 15:51

01.02.2023 15:50

131 050,95 ₽

Оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории в марте 2023 г. по адресу: Будапештская, д. 6

2023004232485

10/2023-БУДАП от 01.03.2023

28.02.2023 9:12

01.03.2023 9:12

392 110,78 ₽

Оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории в марте 2023 года по адресу: ул. Стрельбищенская, д. 18, лит. А

2023004232613

8/2023-Стрельб от 01.03.2023

28.02.2023 9:12

01.03.2023 9:12

131 050,95 ₽

Оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории в марте 2023 г. по адресу: Воронежская ул, д. 104

2023004232655

11/2023-ВОРОН от 01.03.2023

28.02.2023 9:12

01.03.2023 9:12

385 999,18 ₽

Оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории в марте 2023 г. по адресу: Пражская ул, д. 11

2023004232721

9/2023-ПРАЖ от 01.03.2023

28.02.2023 9:12

01.03.2023 9:11

462 272,76 ₽

Оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории в апреле 2023 года по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Будапештская, д. 6

2023004279233

14/2023-БУДАП от 29.03.2023

28.03.2023 9:15

29.03.2023 9:15

392 110,78 ₽

Оказание услуг по комплексной уборке помещений в апреле 2023 года по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Стрельбищенская, д. 18, лит. А

2023004279562

17/2023-Стрельб от 29.03.2023

28.03.2023 9:16

29.03.2023 9:16

131 050,95 ₽

Оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории в апреле 2023 года по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Воронежская, д. 104

2023004279462

16/2023-ВОРОН от 29.03.2023

28.03.2023 9:16

29.03.2023 9:16

385 999,18 ₽

Оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории в апреле 2023 года по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Пражская, д. 11

2023004279428

15/2023-ПРАЖ от 29.03.2023

28.03.2023 9:16

29.03.2023 9:16

462 272,76 ₽

Следует отметить, что контракты, заключенные с единственным поставщиком – ООО «Чистая линия» (№1/2023-БУД от 28.12.2022, №2/2023-ВОРОН от 28.12.2022, №3/2023-ПРАЖ от 28.12.2022, №4/2023-СТРЕЛЬБ от 28.12.2022) в качестве объекта закупки содержат следующие услуги:

-оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающих территории;

- оказание услуг по техническому и аварийному обслуживанию зданий, их сооружений, их элементов, инженерных сетей и оборудования;

-оказание услуг по обслуживанию гардероба.

Таким образом, в данных контрактах объединены объекты закупок, технологически и функционально не связанные между собой, что может свидетельствовать о наличии предварительной договоренности между заказчиком и поставщиком.

При этом 30.01.2023 были размещены:

- извещение 0372200047823000011 о проведении открытого конкурса на оказание услуг по обслуживанию гардероба СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 19» в 2023 году, НМЦК 1708333,3 руб, по результатам которого 06.03.2023 был заключен контракт ГАРДЕРОБ/2023 с ООО «Чистая линия» на сумму 1 655 000 руб., который был расторгнут 20.06.2023 по соглашению сторон и исполнен на 496500 руб.

- извещение 0372200047823000012 о проведении открытого конкурса на оказание услуг по техническому и аварийному обслуживанию зданий, их сооружений, их элементов, инженерных сетей и оборудования СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 19» в 2023 году (01 марта 2023 по 31 декабря 2023), НМЦК 1 260 615,6 руб, по результатам которого 14.03.2023 был заключен контракт № ТО ЗДАНИЙ/2023 с ООО «Чистая линия» на сумму 1 260 615,6 руб., который был исполнен.

Следует отметить, что согласно информации, замещенной в ЕИС, ООО «Чистая линия» начало оказывать услуги с 01.03.2023, что подтверждается актом 13 от 31.03.2023 на сумму 126 061,56 руб. за услуги в марте 2023 года (сумма совпадает с суммами за услуги в других месяцах оказания услуг за полный месяц (акт 23 от 30.04.2023, акт 31 от 31.05.2023, акт 41 от 30.06.2023 и пр.). При этом в соответствии с пунктом 2.1 Контракта срок оказания услуг: с момента заключения контракта, но не ранее 01 марта 2023 по 31 декабря 2023 (включительно), то есть с 14.03.2023.

Таким образом, ООО «Чистая линия» начало оказывать услуги до момента заключения контракта, что также может свидетельствовать о наличии соглашения между ГП19 и поставщиком.

По данным ЕИС, ООО «Чистая линия» заключены 17 контрактов, из них только 2 контракта в 2022 году, остальные в 2023, из которых только один контракт на оказание услуг по комплексной уборке помещений.

При этом запросы на предоставление коммерческих предложений для формирования НМЦК для всех 16 контрактов с ООО «Чистая линия» направлялись в адрес ООО "Госконтракт", ООО "Ангелы чистоты", ООО "Ревал", ООО "Чистая линия", ООО "Питер-услуги". Само формирование НМЦК осуществлялось на основании коммерческих предложений ООО "Ангелы чистоты", ООО "Госконтракт", ООО "Чистая линия". СПБ ГБУЗ «ГП19» запросы на коммерческие предложения в хозяйствующие субъекты, ранее осуществлявшие оказание требуемых услуг, не направляло.

Сравнение стоимости оказания услуг по обслуживанию гардероба (10 гардеробщиков на 9 месяцев) по контрактам, заключенным по результатам конкурентных процедур, и по контрактам с ООО «Чистая линия» приведено в

Закупочная процедура

реквизиты контракта

Цена контракта/ цена по НМЦК

Цена за месяц по контракту /по НМЦК

Существенные условия

примечание

 

№4/2023-СТРЕЛЬБ от 28.12.2022

43136,1

43136,1

 

1 гардеробщик

 

№3/2023-ПРАЖ от 28.12.2022

43136,1

43136,1

 

1 гардеробщик

 

№2/2023-ВОРОН от 28.12.2022

42969,4

42969,4

 

2 гардеробщика (взрослое и детское отделения0

 

№1/2023-БУД от 28.12.2022

43069,44

43069,44

 

1 гардеробщик

0372200047823000093 от 07.12.2023, аукцион

- ГАРДЕРОБ/2024 от 29.12.2023

1 011 702,07 / 2 380 475,76

126 462,76

/ 297559,47

с 01.01.2024г. по 31.05.2024г. и с 01.09.2024г. по 31.12.2024г

10 гардеробщиков

0372200047823000053 от 28.07.2023, конкурс

ГАРД/2023 от 04.09.2023

1 160 800

290200

01.09.2023 по 31.12.2023г

5 гардеробщиков

0372200047821000082 от 29.10.2021

ГАРДЕРОБ/2022 от 22.11.2021

1304100 /1 738 800

144 900/

193200

с 01.01.2022 г. по 31.05.2022 г. и с 01.09.2022 г. по 31.12.2022

10 гардеробщиков

таблице.

В случае оказания услуг по комплексной уборке помещений и прилегающих территорий необходимо отметить, что установить стоимость уборки за квадратный метр возможно только по контрактам, заключенным на оказание указанных услуг по адресу ул. Стрельбищенская, д. 18, лит. А в связи с тем, что по данному адресу осуществляется только уборка помещений. При этом, по контрактам №4/2023-СТРЕЛЬБ от 28.12.2022, 7/2023-СТРЕЛЬБ от 01.02.2023, 8/2023-Стрельб от 01.03.2023, 17/2023-Стрельб от 29.03.2023 стоимость оказания услуг за 1 кв м составила 327 рублей, при средней стоимости в 70-80 рублей по городу. Также отмечается, что разница по стоимости уборки по адресу ул. Пражская, д. 11, предложенная ООО «Чистая линия», с площадью, в 1,5 раза превышающей площадь помещений и прилегающих территорий по адресам ул. Воронежская, д. 104, ул. Будапештская, д. 6 (3205,7 кв. м помещений и 3829 кв м прилегающей территории против 1937,2 кв. м , 2015 кв. м и 1922,1 кв м, 1817 кв м соответственно), не соответствует обслуживаемым площадям (462272,76 руб в месяц против 385999,18 руб. и 392110,78 руб. соответственно).

При этом в рамках рассмотрения дела Комиссией направлены запросы в организации, осуществляющие деятельность на данном товарном рынке, которым ГП19 направлялись запросы на предоставление коммерческих предложений для формирования НМЦК для заключения контрактов: 3/2023-ПРАЖ от 28.12.2022, 2/2023-ВОРОН от 28.12.2022, 1/2023-БУД от 28.12.2022, 4/2023-СТРЕЛЬБ от 28.12.2022, 2/2023-БУД от 01.02.2023, 6/2023-ВОРОН от 01.02.2023, 5/2023-ПРАЖ от 01.02.2023, 7/2023-СТРЕЛЬБ от 01.02.2023, 10/2023-БУДАП от 01.03.2023, 8/2023-Стрельб от 01.03.2023, 11/2023-ВОРОН от 01.03.2023, 9/2023-ПРАЖ от 01.03.2023, 14/2023-БУДАП от 29.03.2023, 17/2023-Стрельб от 29.03.2023, 16/2023-ВОРОН от 29.03.2023, 15/2023-ПРАЖ от 29.03.2023, в соответствии с техническим заданием ГП19.

Вид услуг

По контрактам с ООО «Чистая линия»

Из ответа ООО «Ревал»

Из ответа ООО «Питер-услуги»

Стоимость услуг руб/ мес 2023г.

Пражская 11

Техническое и аварийное обслуживание

31 938,47

34 666,93

59 800

Комплексная уборка помещений и прилегающей территории

462 272,76

508 000,1

500 000

Обслуживание гардероба

43 136,1

53 130

54 096

 

Будапештская 6

Техническое и аварийное обслуживание

31 638,47

34 666, 93

38 835

Комплексная уборка помещений и прилегающей территории

392 110,78

431 015, 64

425 000

Обслуживание гардероба

43 069,4

53 130

54 096

 

Стрельбищенская 18 лит А

Техническое и аварийное обслуживание

31 938,47

34 666, 93

35 300

Комплексная уборка помещений и прилегающей территории

131 050,95

143 718,12

145 000

Обслуживание гардероба

43 136,1

53 130

54 096

 

Воронежская 104

Техническое и аварийное обслуживание

31 771,8

34 666,93

39 550

Комплексная уборка помещений и прилегающей территории

385 999,18

416 567, 96

400 000

Обслуживание гардероба

42 969,4

53 130

57 500

Таким образом, цены контрактов, заключенных ГП 19 с ООО «Чистая линия», ниже цен на требуемые услуги, предлагаемые конкурирующими организациями.

Согласно представленным в материалы дела документам, стоимость оказываемых услуг разнится от средней стоимости оказания аналогичных услуг по городу, в том числе, за счет внесения в закупочную документацию дополнительных требований (очистка ковров, дополнительное количество оказаываемых услуг, превышающее частоту оказываемых услуг в других организациях здравоохранения и тп)

Комиссия также отмечает, что закупки проводились через АИС ГЗ: электронный магазин, что, несмотря на короткий срок размещения закупочной процедуры, дает возможность другим хозяйствующим субъектам также участвовать в проводимых закупках.

Также в ходе рассмотрения дела Комиссией не выявлено фактов, подтверждающих намеренные действия ГП19 и ООО «Чистая линия», направленные на реализацию антиконкурентного соглашения, а также обоюдную осведомленность о необходимости совершения каких-либо действий. ГП19 были направлены запросы на предоставление коммерческих предложений для формирования НМЦК в хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на соответствующем товарном рынке. Комиссия учитывает, что при размещении закупочной процедуры в АИС ГЗ: электронный магазин как минимум данные хозяйствующие субъекты имели возможность подать заявки на участие в процедуре, как и любые другие хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на данном товарном рынке.

Таким образом, по результатам исследования материалов дела, Комиссия приходит к выводу об отсутствии достаточной совокупности доказательств, подтверждающих факт нарушения антимонопольного законодательства в действиях ГП19 и ООО «Чистая линия» при заключении контрактов 3/2023-ПРАЖ от 28.12.2022, 2/2023-ВОРОН от 28.12.2022, 1/2023-БУД от 28.12.2022, 4/2023-СТРЕЛЬБ от 28.12.2022, 2/2023-БУД от 01.02.2023, 6/2023-ВОРОН от 01.02.2023, 5/2023-ПРАЖ от 01.02.2023, 7/2023-СТРЕЛЬБ от 01.02.2023, 10/2023-БУДАП от 01.03.2023, 8/2023-Стрельб от 01.03.2023, 11/2023-ВОРОН от 01.03.2023, 9/2023-ПРАЖ от 01.03.2023, 14/2023-БУДАП от 29.03.2023, 17/2023-Стрельб от 29.03.2023, 16/2023-ВОРОН от 29.03.2023, 15/2023-ПРАЖ от 29.03.2023.

4. Анализ позиций сторон по делу.

4.1. Позиция СПБ ГБУЗ «Городская поликлиника №19» (вх. 4656/24 от 26.02.2024).

ГП19 опровергает наличие антиконкурентного соглашения между учреждением и ООО «Чистая линия».

ГП19 указывает, что заказчик имеет право на заключение контрактов способом осуществления закупки у единственного поставщика в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Данные закупки были осуществлены через систему АИС ГЗ: электронный магазин, принцип работы которой схожи с работой электронных торговых площадок и позволяет принять участие в закупочных процедурах неограниченному количеству хозяйствующих субъектов.

Комиссия по результатам анализа материалов дела данный довод не опровергает.

4.2 Позиция ООО «Чистая линия» (вх. 4697/24 от 26.02.2024, 6657/24 от 15.03.2024, 6664-ЭП/24 от 15.03.2024).

ООО «Чистая линия» отрицает наличие антиконкурентного соглашения в действиях общества и ГП19.

Касательно объекта закупки по контрактам №1/2023-БУД от 28.12.2022, №2/2023-ВОРОН от 28.12.2022, №3/2023-ПРАЖ от 28.12.2022, №4/2023-СТРЕЛЬБ от 28.12.2022 общество поясняет, что оказание поименованных в качестве объектов закупки услуги входит в ОКПД2 81.10.10.000, который включает в себя услуги по обслуживанию помещений комплексные, в том числе предоставление комплексных услуг по обслуживанию помещений клиента, таких как общая уборка, техническе обслуживание, вывоз мусора, обеспечение охраны и безопасности, доставка почты, услуги службы приема, услуги прачечных и тп, что подтверждается письмом Минэкономразвития России от 05.06.2015 №14809-ЕЕ/Д18и «о применении ОКВЭД2, ОКПД2».

Таким образом, услуги, подлежащие оказанию в соответствии с техническим заданием по указанным контрактам, функционально и технологически связаны между собой, так как имеют характер комплексных услуг, подлежащих оказанию в рамках исполнения обязательств по контракту, и относятся к услугам по комплексному обслуживанию помещений.

Касательно начала оказания услуг обществом до момента заключения контракта ТО ЗДАНИЙ/2023, ООО «Чистая линия» пояснило, что протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) был размещен 21.02.2023, проект контракта – 27.02.2023. Жалоба на данную закупку была направлена также 27.02.2023. Рассмотрение жалобы состоялось 03.03.2023. Решение уполномоченного органа размещено 10.03.2023.

Обеспечение здоровья и безопасности граждан имеет публичную значимость и приоритет перед иными интересами, которые защищены Законом о контрактной системе, в связи с чем ООО «Чистая линия» начала оказание услуг фактически с 01.03.2023 на добровольных и безвозмездных началах и обеспечила оказание услуг за полный месяц, с целью непрерывного оказания медицинских услуг, на основании протокола подведения итогов от 21.02.2023 и озвученного 03.03.2023 решения и предписания антимонопольного органа.

Также общество указывает, что цена, установленная ООО «Чистая линия», практически не отличается от цены контрактов, заключенных в предыдущие периоды по результатам конкурентных процедур, в связи с чем рентабельность ООО «Чистая линия» по заключенным с ГП19 контрактам (3.43%) не превышает средний процент рентабельности малого бизнеса по Санкт-Петербургу.

Комиссией приняты к сведению доводы ООО «Чистая линия», а также учтено, что данные доводы не опровергаются материалами дела.

С учетом изложенного, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России считает, что в действиях ответчиков не выявлено совокупности доказательств, свидетельствующих о нарушении пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

5. Заявление в порядке примечания к ст.14.32 КоАП РФ.

Заявления в порядке примечания к ст.14.32 КоАП РФ не поступали.

6. Выводы Санкт-Петербургского УФАС России по результатам рассмотрения дела №078/01/11-21/2024.

По смыслу ст.11 Закона о защите конкуренции антиконкурентное соглашение не предполагает обязательное согласование его участниками конкретных торгов, участие в которых предполагается, обязательную определенность относительно их формы (способа проведения торгов), количества, места и времени их проведения, а также выбор заранее той или иной стратегии поведения. Общая противоправная цель картельного соглашения не исключает относительно «спонтанную» реакцию на объявленные торги, «от случая к случаю», на неопределенном отрезке времени.

Антиконкурентное соглашение при необязательности письменной формы допускает устную согласованность действий его участников по факту оценки конкретной ситуации.

В соответствии с Разъяснениями №3 Президиума Федеральной антимонопольной службы «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах» (утв. протоколом Президиума Федеральной антимонопольной службы от 17 февраля 2016 г. № 3) при доказывании антиконкурентных соглашений и согласованных действий могут использоваться прямые и косвенные доказательства.

Прямыми доказательствами наличия антиконкурентного соглашения могут быть письменные доказательства, содержащие волю лиц, направленную на достижение соглашения: непосредственно соглашения; договоры в письменной форме; протоколы совещаний (собраний); переписка участников соглашения, в том числе в электронном виде.

К косвенным доказательствам относят: использование участниками торгов одного и того же IP-адреса (учетной записи) при подаче заявок и участии в электронных торгах, фактическое расположение участников соглашения по одному и тому же адресу, формирование документов для участия в торгах разных хозяйствующих субъектов одним и тем же лицом, оформление сертификатов электронных цифровых подписей на одно и то же физическое лицо, написание закупочной документации исполнителем по контракту и любые иные сведения, позволяющие сделать предположительный вывод о наличии или отсутствии соглашения между лицами.

В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», с учетом публичного характера антимонопольных запретов и презумпции добросовестности участников гражданского оборота обязанность установить, что между хозяйственными субъектами имеется соглашение, которое нарушает статью 11 Закона, возлагается на антимонопольный орган.

Вместе с тем, схожесть поведения нескольких хозяйствующих субъектов сама по себе не является основанием для вывода о наличии между ними ограничивающего конкуренцию соглашения.

Из совокупности правовых норм Закона о защите конкуренции, Закона о контрактной системе следует, что для доказывания факта нарушения запретов, установленных антимонопольным законодательством в части недопустимости антиконкурентных соглашений, необходимо доказать направленность действий ответчиков именно на обход установленных законодателем императивных правил определения исполнителя услуг, а также направленность соглашения на предоставление преимуществ определенному хозяйствующему субъекту в результате такого обхода императивных правил.

По результатам рассмотрения дела Управлением не выявлены отклонения от обычного поведения как заказчика, так и исполнителя по исследуемым контрактам в рамках проведения торгов на оказание услуг комплексного обслуживания, а также услуг по уборке помещений и прилегающей территории, свидетельствующие об использовании ответчиками единой стратегии.

В рамках рассмотрения дела не было выявлено доказательств общения между ГП19 и ООО «Чистая линия», выходящих за рамки обычной деловой переписки при формировании НМЦК закупочных процедур.

Тот факт, что общество являлось единственным участником закупочной процедуры на Аис ГЗ: электронный магазин и не подало предложение о цене ниже установленной НМЦК, также не указывает на возможные признаки нарушения антимонопольного законодательства, так как признаков завышения начальной (максимальной) цены контракта не выявлено, цена, предложенная обществом, практически не отличается от цен контрактов, заключенных в предыдущие периоды, а также ее уровень ниже, чем уровень цен, предложенных конкурирующими организациями.

Само по себе участие в торгах, как и определение уровня снижения НМЦК, - это право хозяйствующего субъекта, а не вмененная обязанность, в связи с чем минимальное количество участников закупки не свидетельствует о наличии каких-либо соглашений.

Комиссией не выявлено доказательств направленности действий ГП19 и ООО «Чистая линия» на ограничение конкуренции.

По общему правилу добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации). Данное толкование также изложено в пункте 1 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Таким образом, Комиссия Управления, исследовав материалы дела, заслушав пояснения ответчиков, на основании имеющихся в деле доказательств, с учетом презумпции добросовестности участников гражданского оборота установила отсутствие нарушения СПБ ГБУЗ «Городская поликлиника №19» и ООО «Чистая линия» пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

прекратить рассмотрение дела №078/01/11-21/2024, поскольку в рассматриваемых Комиссией действиях СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №19» и ООО «Чистая линия» (ИНН 7801709360) нарушение пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствует.

Связанные организации

Связанные организации не указаны