Решение №78/19146/20 Т02-457/20 по жалобе ООО «Фортком» от 23 июня 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-457/20
18 июня 2020 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Организатор торгов) и ООО «Фортком» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 08.06.2020 вх. № 20735-ЭП/20) ООО «Фортком» на действия закупочной комиссии Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее — Закупочная комиссия) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по ремонту кровли депо №1 лит. П (извещение № 32009166585), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
20 мая 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32009166585 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по ремонту кровли депо №1 лит. П (далее – Закупка), включая документацию об аукционе (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Положение о закупках) в редакции от 07.02.2020, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
2 789 832,12 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
20.05.2020 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
28.05.2020 в 11:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
02.06.2020, 05.06.2020 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
СПб, ул. Сызранская, д.15 |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО «Фортком» от участия в процедуре Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
СПб ГУП «Горэлектротранс» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Фортком» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/17835/20 от 11.06.2020, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/17835/20 от 11.06.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Закупке № 174-2/2020-ЭА от 02.06.2020 заявка ООО «Фортком» (порядковый номер заявки: № 6) была отклонена от участия в процедуре Закупки по следующим основаниям: «Заявка № 6 не соответствует требованиям, указанным в извещении о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства и документации аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, а именно:
-
Заказчиком по товару № 2 «Раствор строительный тип 1» установлено требование к расслаиваемости свежеприготовленных смесей – не должна превышать 10%. Участником предоставлено значение показателя «не превышает 10%», что не соответствует Инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях, используемых участником закупки товаров (материалов), а именно: «Участник закупки должен указать конкретное значение показателя (одно) соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы могут быть указаны в заявке участника закупки включительно (или если Заказчиком установлено только минимальное значение включительно – то не менее минимального, а если установлено только максимальное значение включительно – то не более максимального)»; «Все сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований;
-
Заказчиком по товару № 2 «Раствор строительный тип 1» установлено требование к растворной смеси – не должна содержать золы-уноса более 20% массы цемента. Участником предоставлено значение показателя «Растворная смесь не содержит золы-уноса 20,01% массы цемента», что не соответствует Инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях, используемых участником закупки товаров (материалов), а именно: «Участник закупки должен указать конкретное значение показателя (одно) соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы могут быть указаны в заявке участника закупки включительно (или если Заказчиком установлено только минимальное значение включительно – то не менее минимального, а если установлено только максимальное значение включительно – то не более максимального)»;
-
Заказчиком по товару № 3 «Раствор строительный тип 2» установлено требование к расслаиваемости свежеприготовленных смесей – не должна превышать 10%. Участником предоставлено значение показателя «не превышает 10%», что не соответствует Инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях, используемых участником закупки товаров (материалов), а именно: «Участник закупки должен указать конкретное значение показателя (одно) соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы могут быть указаны в заявке участника закупки включительно (или если Заказчиком установлено только минимальное значение включительно – то не менее минимального, а если установлено только максимальное значение включительно – то не более максимального)»; «Все сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований;
-
Заказчиком по товару № 3 «Раствор строительный тип 2» установлено требование к растворной смеси – не должна содержать золы-уноса более 20% массы цемента. Участником предоставлено значение показателя «Растворная смесь не содержит золы-уноса 20,01% массы цемента», что не соответствует Инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях, используемых участником закупки товаров (материалов), а именно: «Участник закупки должен указать конкретное значение показателя (одно) соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы могут быть указаны в заявке участника закупки включительно (или если Заказчиком установлено только минимальное значение включительно – то не менее минимального, а если установлено только максимальное значение включительно – то не более максимального)»;
-
Заказчиком по товару № 3 «Раствор строительный тип 2» установлено требование к влажности сухих растворных смесей – не должна превышать 0,1% по массе. Участником предоставлено значение показателя «не превышает 0,1% по массе», что не соответствует Инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях, используемых участником закупки товаров (материалов), а именно: «Участник закупки должен указать конкретное значение показателя (одно) соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы могут быть указаны в заявке участника закупки включительно (или если Заказчиком установлено только минимальное значение включительно – то не менее минимального, а если установлено только максимальное значение включительно – то не более максимального)»; «Все сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований;
-
Заказчиком по товару № 5 «Эмульсия битумная для гидроизоляционных работ» установлено требование к эластичности при 25 °С, % – не менее 40. Участником предоставлено значение показателя «Не нормируется», что не соответствует Инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях, используемых участником закупки товаров (материалов), а именно: «Участник закупки должен указать конкретное значение показателя (одно) соответствующее установленным Заказчиком требованиям»;
-
Заказчиком по товару № 10 «Сталь полосовая» установлено требование к обозначению для полосы повышенной точности прокатки по толщине – БТ1; БТ2; БТ3. Участником предоставлено значение показателя «Не нормируется», что не соответствует Инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях, используемых участником закупки товаров (материалов), а именно: «Участники должны указать одно конкретное значение, установленное Заказчиком. При описании данного вида показателей Заказчик использовал слова «или», «либо», «;». В случае указания требуемого значения с использованием «:» после цифрового обозначения показателя, участнику закупки необходимо представить один показатель из предложенных»».
Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
На основании п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно ч. 19 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения. Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке.
На основании п. 3.3.3 Документации заявку на участие в аукционе участник закупки составляет, руководствуясь данной документацией об аукционе, в соответствии с требованиями пункта 24 Информационной карты открытого аукциона в электронной форме.
Как следует из п. 24 Информационной карты, первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и сведения:
1) согласие участника аукциона на выполнение работ в объеме и на условиях, предусмотренных документацией;
2) наименование каждой позиции товаров, а также функциональные, технические и эксплуатационные характеристики товара (по форме 2).
Разделом 15 Документации предусмотрена форма «Сведения по предлагаемым к поставке товарам» (далее — Форма № 2), а также инструкция по ее заполнению (далее — Инструкция).
Как следует из Инструкции, в описании товара заказчик при необходимости использует следующие виды показателей:
1) показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения;
2) показатели, для которых указаны варианты значений;
3) показатели, которые определяются диапазоном значений;
4) показатели, значения которых не могут изменяться.
-
Значения для которых установлены варианты значений:
Участники должны указать одно конкретное значение, установленное заказчиком. При описании данного вида показателей заказчик использовал слова «или», «либо», «;».
-
Значения, для которых указаны минимальные или (и) максимальные значения показателей:
Участник закупки должен указать конкретное значение показателя (одно), соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы могут быть указаны в заявке участника закупки включительно (или если Заказчиком установлено только минимальное значение включительно – то не менее минимального, а если установлено только максимальное значение включительно – то не более максимального). При описании данного вида показателей заказчик использовал такие слова как: «не более», «не менее», «не ранее», «не <», «не >» и т.д. Участник закупки должен указать конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы не могут быть указаны в заявке участника закупки (или если Заказчиком установлено только минимальное значение – то более минимального, а если установлено только максимальное значение – то менее максимального). При описании данного вида показателей заказчик использовал такие слова как: «более», «менее», «ранее», и т.д.
Приложением № 2 к техническому заданию установлены сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товаров, поставляемых при выполнении работ.
Согласно п. 5.1 Документации комиссия проверяет первые части заявок на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
На основании пп. 2 п. 5.4 Документации заявка участника закупки отклоняется от участия в аукционе в случае, если представленные сведения не соответствуют требованиям Документации.
Представитель Организатора торгов отметила, что при рассмотрении заявки ООО «Фортком» Закупочной комиссией было выявлено следующее:
-
по товару № 2 «Раствор строительный тип 1» приложением № 2 к техническому установлено требование к расслаиваемости свежеприготовленных смесей – не должна превышать 10%. Заявителем ООО «Фортком» предоставлено значение показателя «не превышает 10%», что не соответствовало требованиям Инструкции, а именно: «Участник закупки должен указать конкретное значение показателя (одно), соответствующее установленным заказчиком требованиям, при этом крайние границы могут быть указаны в заявке участника закупки включительно (или если заказчиком установлено только минимальное значение включительно – то не менее минимального, а если установлено только максимальное значение включительно – то не более максимального)»; «Все сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований»;
-
по товару № 2 «Раствор строительный тип 1» установлено требование к растворной смеси – не должна содержать золы-уноса более 20% массы цемента. Заявителем предоставлено значение показателя «Растворная смесь не содержит золы-уноса 20,01% массы цемента», что не соответствовало Инструкции, а именно: «Участник закупки должен указать конкретное значение показателя (одно), соответствующее установленным заказчиком требованиям, при этом крайние границы могут быть указаны в заявке участника закупки включительно (или если заказчиком установлено только минимальное значение включительно – то не менее минимального, а если установлено только максимальное значение включительно – то не более максимального)»;
-
по товару № 3 «Раствор строительный тип 2» установлено требование к расслаиваемости свежеприготовленных смесей – не должна превышать 10%. Заявителем предоставлено значение показателя «не превышает 10%», что не соответствовало Инструкции;
-
по товару № 3 «Раствор строительный тип 2» установлено требование к растворной смеси – не должна содержать золы-уноса более 20% массы цемента. Заявителем предоставлено значение показателя «Растворная смесь не содержит золы-уноса 20,01% массы цемента», что не соответствовало Инструкции;
-
по товару № 3 «Раствор строительный тип 2» установлено требование к влажности сухих растворных смесей – не должна превышать 0,1% по массе. Заявителем предоставлено значение показателя «не превышает 0,1% по массе», что не соответствовало Инструкции;
-
по товару № 5 «Эмульсия битумная для гидроизоляционных работ» установлено требование к эластичности при 25 °С, % – не менее 40. Заявителем предоставлено значение показателя «Не нормируется», что не соответствовало Инструкции, а именно: «Участник закупки должен указать конкретное значение показателя (одно), соответствующее установленным заказчиком требованиям»;
-
по товару № 10 «Сталь полосовая» установлено требование к обозначению для полосы повышенной точности прокатки по толщине – БТ1; БТ2; БТ3. Заявителем предоставлено значение показателя «Не нормируется», что не соответствовало Инструкции, а именно: «Участники должны указать одно конкретное значение, установленное заказчиком. При описании данного вида показателей заказчик использовал слова «или», «либо», «;».
Представитель Организатора торгов также отметила, что Заявитель ООО «Фортком», подавая заявку на участие в Закупке, фактически подтвердил, что он ознакомлен и согласен со всеми требованиями Документации, в том числе с порядком предоставления участниками Закупки сведений о конкретных показателях товаров в составе заявки, указанным в Инструкции, а также условиями допуска и отклонения заявок, содержащимися в Документации. При этом жалобы на действия СПб ГУП «Горэлектротранс», связанные с установленными в Документации требованиями, до момента подачи заявки на участие в Закупке со стороны Заявителя ООО «Фортком» не подавались.
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявку ООО «Фортком», представленную в заседание Комиссии СПб УФАС России для обозрения, установила, что Заявитель ООО «Фортком» в составе первой части заявки на участие в Закупке представил Форму № 2, в которой в отношении товаров №№ 2, 3, 5, 10 указал значения показателей, не соответствующие требованиям Инструкции, что являлось основанием для отклонения заявки ООО «Фортком» от участия в процедуре Закупки согласно пп. 2 п. 5.4 Документации.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО «Фортком» от участия в процедуре Закупки принято в порядке, соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки в части отклонения заявки ООО «Фортком» от участия в процедуре Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 08.06.2020 вх. № 20735-ЭП/20) ООО «Фортком» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по ремонту кровли депо №1 лит. П (извещение № 32009166585) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.