Решение №78/19148/20 Т02-460/20 по жалобе ООО «Завод энергетического оборудования... от 23 июня 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-460/20
19 июня 2020 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от АО «Юго-Западная ТЭЦ» (далее – Организатор торгов) и ООО «Завод энергетического оборудования «Флагман» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 09.06.2020 вх. № 21136/20) ООО «Завод энергетического оборудования «Флагман» на действия закупочной комиссии Организатора торгов АО «Юго-Западная ТЭЦ» (далее — Закупочная комиссия) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку арматуры трубопроводной для врезок по сетевой воде (извещение № 32009088404), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
17 апреля 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32009088404 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку арматуры трубопроводной для врезок по сетевой воде (далее – Закупка), включая документацию о конкурсе (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «Юго-Западная ТЭЦ» (далее – Положение о закупках) в редакции от 28.11.2018, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
24 400 000,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
17.04.2020 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
12.05.2020 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
18.05.2020, 25.05.2020 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
СПб, ул. Доблести, д. 1 |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в следующем:
-
предоставлении приоритета в соответствии с Постановлением Правительства от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее — Постановление Правительства от 16.09.2016 № 925) заявке ООО «Хёгфорс Северо-Запад» на этапе оценки и сопоставления заявок участников по критерию «Стоимость заявки»;
-
присвоении необоснованно низкого количества баллов заявке ООО «Завод энергетического оборудования «Флагман» по подкритерию «Опыт выполнения аналогичных работ (поставок) преимущественно на объектах электроэнергетики, наличие и характеристика производственных мощностей, наличие технологического оборудования и трудовых ресурсов», который оценивается в рамках критерия «Квалификация участника»;
-
присвоении необоснованно низкого количества баллов заявке ООО «Завод энергетического оборудования «Флагман» по подкритерию «Финансовая устойчивость и уровень обеспечения финансовыми ресурсами компании», который оценивается в рамках критерия «Квалификация участника»;
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
АО «Юго-Западная ТЭЦ» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Завод энергетического оборудования «Флагман» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/18050/20 от 15.06.2020, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/18050/20 от 15.06.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
По доводу жалобы Заявителя о предоставлении Закупочной комиссией приоритета в соответствии с Постановлением Правительства от 16.09.2016 № 925 заявке ООО «Хёгфорс Северо-Запад» на этапе оценки и сопоставления заявок участников по критерию «Стоимость заявки»:
В соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии № 68/32009088404 от 28.05.2020 по результатам рассмотрения вторых частей заявок участников было допущено 2 заявки: ООО «Завод энергетического оборудования «Флагман» и ООО «Хёгфорс Северо-Запад». По результатам оценки заявок участников по критерию «Стоимость заявки» Закупочной комиссией было принято решение присвоить максимальный балл (60%) заявке ООО «Хёгфорс Северо-Запад» с учетом применения приоритета в соответствии с Постановлением Правительства от 16.09.2016 № 925, заявке ООО «Завод энергетического оборудования «Флагман» - 56,44%.
Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
Согласно п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Пунктом 1 ч. 8 ст. 3 Закона № 223-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.
Как следует из п. 6.1 Документации, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляется конкурсной комиссией и иными лицами (экспертами и специалистами), привлеченными конкурсной комиссией в соответствии с порядком оценки (Приложение 4 к конкурсной документации).
Пунктом 12 приложения № 4 к Документации установлено, что «Стоимость заявки» является одним из критериев оценки заявок, значимость которого составляет 60%.
Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Стоимость заявки», определяется по формуле:
Rai = Amin / Ai * 100,
где:
Rai - рейтинг, присуждаемый i-й заявке на участие в процедуре закупки по указанному критерию;
Amin - лучшее ценовое предложение;
Ai - предложение i-го участника закупки по цене заявки (по соответствующему лоту).
На основании п. 6.5.3 Документации настоящей документацией предусмотрены преференции для российских товаров в соответствии с Постановлением Правительства от 16 сентября 2016 года № 925 .
В соответствии с п. 6.5.5 Документации заявкой, содержащей предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, признается заявка, в которых стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет более 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг.
Как следует из п. 6.5.9 Документации, в случае, если по результатам рассмотрения заявок установлено, что данная закупка подлежит установлению приоритета в соответствии с Постановлением Правительства от 16 сентября 2016 г. N 925, оценка и сопоставление заявок на участие в Закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.
Представитель Организатора торгов пояснила, что Документацией (раздел 6.5.) предусмотрены преференции для российских товаров в соответствии с Постановлением Правительства от 16.09.2016 № 925. В целях применения вышеуказанных преференций, Документацией (Приложение №2 - Задание на закупку товаров, работ, услуг) предусмотрено указание (декларирование) участником закупки страны происхождения товара. При оценке и сопоставлении конкурсных заявок Закупочной комиссией принято решение предоставить приоритет ООО «Хёгфорс Северо-Запад», так как ООО « Хёгфорс Северо-Запад» (заявка №5239) предложило к поставке 100% товаров российского происхождения, при этом в составе заявок других участников были предложены товары иностранного происхождения. Согласно п. 6.5.9 Документации предложенная цена ООО «Хёгфорс Северо-Запад» снижена на 15% для оценки по критерию «Стоимость заявки».
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявки участников ООО «Завод энергетического оборудования «Флагман» и ООО «Хёгфорс Северо-Запад», представленные в заседание Комиссии СПб УФАС России для обозрения, установила, что Заявитель ООО «Завод энергетического оборудования «Флагман» с предложенной ценой заявки 21 139 312,08 рублей, в том числе НДС (20%), предлагает к поставке 100% товаров иностранного происхождения. При этом участник ООО «Хёгфорс Северо-Запад» с предложенной ценой заявки 23 396 000,00 рублей, в том числе НДС (20%), предлагает к поставке 100% товаров российского происхождения, что является основанием для предоставления приоритета в соответствии с Постановлением Правительства от 16.09.2016 № 925 заявке ООО «Хёгфорс Северо-Запад», предусматривающего снижение предложенной цены участником Закупки на 15% для оценки заявок по критерию «Стоимость заявки» согласно п. 6.5.9 Документации.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что оценка заявки ООО «Хёгфорс Северо-Запад» по критерию «Стоимость заявки» с учетом предоставления приоритета в соответствии с Постановлением Правительства от 16.09.2016 № 925 осуществлена Закупочной комиссией Организатора торгов в порядке, соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России по первому доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки.
По доводу жалобы Заявителя о присвоении Закупочной комиссией необоснованно низкого количества баллов заявке ООО «Завод энергетического оборудования «Флагман» по подкритерию «Опыт выполнения аналогичных работ (поставок) преимущественно на объектах электроэнергетики, наличие и характеристика производственных мощностей, наличие технологического оборудования и трудовых ресурсов», который оценивается в рамках критерия «Квалификация участника»:
В соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии № 68/32009088404 от 28.05.2020 по результатам оценки заявок участников по критерию «Квалификация участника» Закупочной комиссией было принято решение присвоить 15% заявке ООО «Завод энергетического оборудования «Флагман» ввиду того, что Заявителем ООО «Завод энергетического оборудования «Флагман» в составе заявки на участие в Закупке не представлены надлежащие отзывы о поставке арматуры трубопроводной, необходимые для оценки заявки по показателю «Сведения об отзывах» подкритерия «Опыт выполнения аналогичных работ (поставок) преимущественно на объектах электроэнергетики, наличие и характеристика производственных мощностей, наличие технологического оборудования и трудовых ресурсов», который оценивается в рамках критерия «Квалификация участника».
Пунктом 8.1 приложения № 4 к Документации установлено, что «Квалификация участника» является одним из критериев оценки заявок, значимость которого составляет 19%. При оценке заявок по критерию «Квалификация участника» учитывается подкритерий «Опыт выполнения аналогичных работ (поставок) преимущественно на объектах электроэнергетики, наличие и характеристика производственных мощностей, наличие технологического оборудования и трудовых ресурсов», в рамках которого оценивается показатель «Сведения об отзывах» (значимость показателя - 9%).
В соответствии с п. 8.1.1 приложения № 4 к Документации установлен следующий порядок оценки по показателю «Сведения об отзывах»:
Участнику необходимо предоставить положительные отзывы о поставке арматуры трубопроводной не менее, чем от 3-х контрагентов.
100 баллов (превосходный уровень) – представлены сведения согласно приложения 2 к Документации в полном требуемом объеме: предоставлены отзывы от 3-х контрагентов;
50 баллов – (приемлемый уровень) представлены сведения согласно приложения 2 к Документации: предоставлены отзывы от 2-х контрагентов;
0 баллов – (неприемлемый уровень) представлены сведения согласно приложения 2 к Документации: предоставлены отзывы от 1-ого контрагента или отзывы не предоставлены.
Представитель Организатора торгов пояснила, что согласно приложению №2 к Документации - Задание на закупку товаров, работ, услуг заказчиком в целях применения оценки «Квалификации участника» установлено требование о предоставлении участником закупки положительных отзывов о поставке арматуры трубопроводной не менее чем от 3-х контрагентов. В составе заявки ООО «Завод энергетического оборудования «Флагман» приложено 2 отзыва от 2-х контрагентов. Один отзыв выдан за качественное и своевременное производство и поставку оборудования (без указания какого конкретно оборудования), а второй отзыв выдан за оперативные поставки продукции (без указания какой конкретно продукции) и за техническую поддержку, профессиональные консультации по вопросам, касающимся подбора, монтажа и эксплуатации трубопроводной арматуры. Согласно Приложению №4 Документации - Порядок оценки: при предоставлении одного и менее отзывов по данному показателю присваивается 0 баллов.
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявку ООО «Завод энергетического оборудования «Флагман», представленную в заседание Комиссии СПб УФАС России для обозрения, установила, что Заявитель ООО «Завод энергетического оборудования «Флагман» в составе заявки на участие в Закупке не представил надлежащие отзывы о поставке арматуры трубопроводной. При этом один из отзывов частично соответствовал требованиям Документации, однако в нем отсутствовало указание на конкретный товар, что являлось основанием для присвоения 0 баллов заявке ООО «Завод энергетического оборудования «Флагман» по показателю «Сведения об отзывах» подкритерия «Опыт выполнения аналогичных работ (поставок) преимущественно на объектах электроэнергетики, наличие и характеристика производственных мощностей, наличие технологического оборудования и трудовых ресурсов», который оценивается в рамках критерия «Квалификация участника», согласно порядку оценки, установленному в п. 8.1.1 приложения № 4 к Документации.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что оценка заявки ООО «Завод энергетического оборудования «Флагман» по показателю «Сведения об отзывах» подкритерия «Опыт выполнения аналогичных работ (поставок) преимущественно на объектах электроэнергетики, наличие и характеристика производственных мощностей, наличие технологического оборудования и трудовых ресурсов», который оценивается в рамках критерия «Квалификация участника» осуществлена Закупочной комиссией Организатора торгов в порядке, соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России по второму доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки.
По доводу жалобы Заявителя о присвоении Закупочной комиссией необоснованно низкого количества баллов заявке ООО «Завод энергетического оборудования «Флагман» по подкритерию «Финансовая устойчивость и уровень обеспечения финансовыми ресурсами компании», который оценивается в рамках критерия «Квалификация участника»:
В соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии № 68/32009088404 от 28.05.2020 по результатам оценки заявок участников по критерию «Квалификация участника» Закупочной комиссией было принято решение присвоить 15% заявке ООО «Завод энергетического оборудования «Флагман» ввиду того, что Заявителем ООО «Завод энергетического оборудования «Флагман» в форме № 5 «Справка о финансовом состоянии Участника закупки», представленной в составе заявки на участие в Закупке и необходимой для оценки заявки по показателю «Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами» подкритерия «Финансовая устойчивость и уровень обеспечения финансовыми ресурсами компании», который оценивается в рамках критерия «Квалификация участника», указан коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами - <=0,1, >=0.
Пунктом 8.2 приложения № 4 к Документации установлено, что при оценке заявок по критерию «Квалификация участника» учитывается подкритерий «Финансовая устойчивость и уровень обеспечения финансовыми ресурсами компании», в рамках которого оценивается показатель «Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами» (значимость показателя — 2%).
В соответствии с п. 8.2.3 приложения № 4 к Документации установлен следующий порядок оценки по показателю «Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами»:
100 баллов (превосходный уровень)– Столбец 4 формы 5 (по пункту 2) имеет значение >0,1
50 баллов – (приемлемый уровень) - Столбец 4 формы 5 (по пункту 2) имеет значение<=0,1, >=0
0 баллов – (неприемлемый уровень) - Столбец 4 формы 5 (по пункту 2) имеет значение < 0.
Представитель Организатора торгов пояснила, что приложением №4 к Документации приведен порядок оценки по подкритерию «Финансовая устойчивость и уровень обеспечения финансовыми ресурсами компании». В составе заявки ООО «Завод энергетического оборудования «Флагман» предоставлена заполненная форма 5 «Справка о финансовом состоянии Участника закупки» (далее — Форма № 5), в которой указаны сведения по коэффициенту обеспеченности собственными оборотными средствами - 0,045. Согласно порядку оценки Закупочной комиссией снижается балл если коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами имеет значение <=0,1, >=0, что отражено в протоколе заседания конкурсной комиссии № 68/32009088404 от 28.05.2020.
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявку ООО «Завод энергетического оборудования «Флагман», представленную в заседание Комиссии СПб УФАС России для обозрения, установила, что Заявитель ООО «Завод энергетического оборудования «Флагман» в составе заявки на участие в Закупке представил Форму № 5, в которой указаны сведения по коэффициенту обеспеченности собственными оборотными средствами — 0,045, что соответствовало 50 баллам по показателю «Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами» подкритерия «Финансовая устойчивость и уровень обеспечения финансовыми ресурсами компании», который оценивается в рамках критерия «Квалификация участника», согласно порядку оценки, установленному в п. 8.2.3 приложения № 4 к Документации.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что оценка заявки ООО «Завод энергетического оборудования «Флагман» по показателю «Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами» подкритерия «Финансовая устойчивость и уровень обеспечения финансовыми ресурсами компании», который оценивается в рамках критерия «Квалификация участника», осуществлена Закупочной комиссией Организатора торгов в порядке, соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России по третьему доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 09.06.2020 вх. № 21136/20) ООО «Завод энергетического оборудования «Флагман» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов АО «Юго-Западная ТЭЦ» (ИНН: 7813323258, ОГРН: 1057811093746) при проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку арматуры трубопроводной для врезок по сетевой воде (извещение № 32009088404) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.