Решение №78/24563/22 Т02-516/22 по жалобе ООО «Вилладж» от 24 октября 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-516/22
19 октября 2022 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от ОАО «РЖД» (далее – Организатор торгов), от АО «ФПК» (далее — Заказчик) и ООО «Вилладж» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 11.10.2022 вх. № 26121/22) ООО «Вилладж» на действия закупочной комиссии Организатора торгов ОАО «РЖД» (далее — Закупочная комиссия) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по восстановлению с заменой элементов оборудования пассажирских вагонов для нужд Северо-Западного филиала АО «ФПК» (извещение №32211658896), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
31 августа 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано извещение № 32211658896 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по восстановлению с заменой элементов оборудования пассажирских вагонов для нужд Северо-Западного филиала АО «ФПК» (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «ФПК» (далее – Положение о закупках) в редакции от 07.07.2022, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
5 400 000,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
31.08.2022 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
16.09.2022 в 09:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
28.09.2022 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
https://etp.comita.ru |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО «Вилладж» от участия в процедуре Закупки.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
АО «ФПК» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Вилладж» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/23611/22 от 13.10.2022, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/23611/22 от 13.10.2022, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке). В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.
В соответствии с протоколом № 31298/ОКЭ-АО «ФПК»/2022/СПБ/1 рассмотрения и оценки конкурсных заявок от 28.09.2022 заявка ООО «Вилладж» была отклонена от участия в Закупке по следующим основаниям: «на основании пункта 3.6.4.2 конкурсной документации в связи с несоответствием квалификационному требованию, установленному пунктом 1.9.1. конкурсной документации (иметь опыт оказания услуг по ремонту двигателей дизель-генераторных установок пассажирских вагонов), а именно: участником в подтверждение соответствия квалификационным требованиям предоставлены договоры и акты выполнения работ по ремонту дизель-генераторных установок пассажирских вагонов, в которых отсутствует информация об объемах, перечнях, местах и объектах оказания услуг по ремонту двигателей дизель-генераторных установок пассажирских вагонов».
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно п. 3.3.1 ч. 3 Документации участник должен соответствовать обязательным (пункт 3.3.2 конкурсной документации) и квалификационным требованиям (пункт 1.9 конкурсной документации). Заявка участника должна соответствовать требованиям технического задания (приложение № 1.1 конкурсной документации). Для подтверждения соответствия требованиям конкурсной документации в составе конкурсной заявки должны быть представлены все необходимые документы и информация в соответствии с требованиями конкурсной документации.
Пунктом 1.9 части 1 Документации установлены квалификационные требования к участникам закупки:
1.9.1. Участник должен иметь опыт оказания услуг по ремонту двигателей дизель-генераторных установок пассажирских вагонов, стоимость которых составляет не менее 20% (двадцати процентов) начальной (максимальной) цены договора (цены лота) без учета НДС, установленной в Техническом задании - приложении № 1.1 конкурсной документации. При этом учитывается стоимость всех оказанных участником закупки (с учетом правопреемственности) услуг (по выбору участника закупки) по ремонту двигателей дизель-генераторных установок пассажирских вагонов. В случае участия в закупке нескольких лиц на стороне одного участника, соответствие квалификационному требованию рассматривается в совокупности на основании информации, представленной в отношении лиц, выступающих на стороне участника. В подтверждение опыта оказания услуг участник в составе заявки представляет:
-
документ, подготовленный в соответствии с формой сведений об опыте поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, представленной в приложении № 1.3 конкурсной документации о наличии требуемого опыта;
и
-
акты о выполнении работ, оказании услуг;
и
-
договоры на выполнение работ, оказание услуг (представляются все листы договоров со всеми приложениями и дополнительными соглашениями);
-
копии документов, подтверждающих правопреемство в случае предоставления в подтверждение опыта договоров, заключаемых иными лицами, не являющимися участниками закупки (договор о правопреемстве организации, передаточный акт и др.);
-
копии документов, подтверждающих оплату по договору (выписки из обслуживающего банка по расчетному счету участника закупки, подтверждающие факт поступления денежных средств по договору (этапу договора), и/или копии платежных поручений об оплате денежных средств по договору, указанному участником в Форме сведений об опыте поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, представленной в приложении № 1.3 документации о закупке, с отметкой обслуживающего банка об исполнении).
Если договор и документы, подтверждающие его исполнение, размещены в Единой информационной системе в сфере закупок и являются доступными участникам рынка для ознакомления, участник вправе в Форме сведений об опыте поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, представленной в приложении № 1.3 конкурсной документации, указать реестровый номер договора в Единой информационной системе в сфере закупок. При этом в случае, если участником указан реестровый номер договора в Единой информационной системе в сфере закупок и такой договор и документы, подтверждающие его исполнение, доступны для ознакомления, участник вправе не предоставлять в составе заявки копии договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг, а также копии документов, подтверждающих исполнение таких договоров (накладные о поставке товаров, акты о выполнении работ, оказании услуг, документы, подтверждающие оплату по договору).
Документы, перечисленные в пункте 1.9.1 конкурсной документации, представляются в электронной форме, в составе конкурсной заявки.
На основании п. 3.6.4.2 ч. 3 Документации участник конкурса не допускается к участию в конкурсе в случаях, установленных конкурсной документацией, в том числе в случае несоответствия участника конкурса предусмотренным конкурсной документацией требованиям.
Представители Организатора торгов отметили, что Заявителем в составе заявки на участие в Закупке предоставлены договоры и акты выполненных работ по ремонту дизель-генераторных установок пассажирских вагонов, в которых отсутствует информация об объемах работ, перечнях работ и объектах оказания услуг по ремонту двигателей дизель-генераторных установок пассажирских вагонов.
Представители Организатора торгов также отметили, что двигатели дизель-генераторных установок пассажирских вагонов являются отдельным технически сложным конструкторским элементом, для ремонта которого необходимы как специальные познания, так и определенный порядок действий по ремонту, монтажу/демонтажу, доставке к месту проведения ремонта и обратно. Техническое обслуживание и ремонт двигателей проводится только силами квалифицированного, специально обученного персонала. Выполнение ряда операций при ремонте двигателей возможно только с помощью специальных инструментов и оборудования, включая используемое подъемное оборудование, предназначенное для подъема двигателя. При этом для каждой модели двигателя дизель-генераторной установки предусмотрено отдельное руководство по обслуживанию и ремонту. Таким образом, общий ремонт дизель-генераторных установок может включать в себя как весь комплекс мероприятий, начиная с осмотра и диагностики, и заканчивая капитальным ремонтом, так и лишь текущие мероприятия по комплексной мойке, проверке и замене вышедших из строя узлов и агрегатов (проверка состояния насос-форсунок, замена прокладок, диагностика и промывка системы охлаждения, масляной и топливной магистралей и заправочных емкостей, регулировка тепловых зазоров клапанов, замена прокладок, клапанной крышки, головки, поддона, проверка целостности электрической разводки и системы управления, и т.д.) без осуществления ремонта двигателя. Для проведения общих работ по обслуживанию и ремонту дизель-генераторных установок АО «ФПК» заключаются отдельные договоры, не предусматривающие ремонт двигателей дизель-генераторных установок.
Представители Организатора торгов пояснили, что в данном случае пунктом 1.9.1 части 1 Документации установлено квалификационное требование к участнику, согласно которому участник должен иметь опыт оказания услуг по ремонту именно двигателей дизель-генераторных установок пассажирских вагонов. Данное требование установлено в целях исключения допуска неквалифицированных (не имеющих соответствующего опыта) специалистов к ремонту стратегических конструкторских составляющих, обеспечивающих безопасное движение пассажирских поездов. Вместе с тем предоставленные Заявителем документы не подтверждают наличие опыта по ремонту указанных двигателей, а лишь содержат информацию о проведении общих работ по ремонту дизель-генераторных установок.
Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что Заявителем ООО «Вилладж» не было надлежащим образом соблюдено квалификационное требование, указанное в п. 1.9.1 ч. 1 Документации, поскольку представленные в составе заявки ООО «Вилладж» документы однозначно не подтверждали наличие у Заявителя опыта оказания услуг по ремонту двигателей дизель-генераторных установок пассажирских вагонов в соответствии с условиями п. 1.9.1 ч. 1 Документации, что являлось основанием для отклонения заявки ООО «Вилладж» от участия в Закупке согласно п. 3.6.4.2 ч. 3 Документации.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО «Вилладж» от участия в процедуре Закупки принято в порядке, соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 11.10.2022 вх. № 26121/22) ООО «Вилладж» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов ОАО «РЖД» (ИНН: 7708503727, ОГРН: 1037739877295) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по восстановлению с заменой элементов оборудования пассажирских вагонов для нужд Северо-Западного филиала АО «ФПК» (извещение №32211658896) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.