Решение №78/7937/19, 78/7938/19 Т02-146/19 по жалобе ООО "НГТИИ" от 12 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-146/19

06 марта 2019 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от ООО «Газпром межрегионгаз» (далее – Организатор торгов); от ООО «НГТИИ» (далее — Заявитель).

В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх.№5461/19 от 25.02.2019) ООО «НГТИИ» на действия ООО «Газпром межрегионгаз» при организации и проведении открытых маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ для нужд ООО «Газпром межрегионгаз» по строительству объекта газоснабжения и газификации во Владимирской области (3 этап) по Программе газификации регионов РФ (извещение № 31807321940), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

18 декабря 2018 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31807321940 о проведении открытых маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ для нужд ООО «Газпром межрегионгаз» по строительству объекта газоснабжения и газификации во Владимирской области (3 этап) по Программе газификации регионов РФ (далее – Закупка), включая документацию о маркетинговых исследованиях (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром (далее – Положение о закупках) в редакции от 02.11.2018, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

117 737 940 ,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

18.12.2018

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

25.12.2018 в 16:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

13.02.2019 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

г. Санкт-Петербург, наб. Адмирала Лазарева, д. 24, Лит. А.

 

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре № 31807321940 не был заключен договор.

2. Заявитель обжалует неправомерное неуказание ООО «Газпром межрегионгаз» в итоговом протоколе сведений о наименовании и адресе местонахождения участника, заявка которого признана наилучшей по итогам проведения процедуры Закупки, в нарушение требований Положения о закупках.

Заявитель в дополнение к ранее направленной жалобе представил дополнительные пояснения, согласно которым Заявитель обжалует неправомерный выбор способа проведения процедуры Закупки, нарушающий требования Положения о закупках.

Также Заявитель обжалует незаконное неразмещение Организатором торгов проекта договора в единой информационной системе на сайте www.zаkuрki.gоv.гu (далее — ЕИС).

Кроме того, Заявитель обжалует установление ООО «Газпром межрегионгаз» дискриминационного дополнительного требования к участникам Закупки о привлечении участником для выполнения требуемых работ (поставки товаров, оказания услуг) субподрядчиков/субпоставщиков/соисполнителей из числа региональных газораспределительных организаций, находящихся в регионе производства работ, учитываемого при оценке заявок по подкритерию «Привлечение для выполнения требуемых работ (поставки товаров/оказания услуг) субподрядчиков/субпоставщиков/соисполнителей из числа региональных газораспределительных организаций, находящихся в регионе производства работ», который оценивается в рамках критерия «Оценка квалификации участника».

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ООО «Газпром межрегионгаз» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «НГТИИ» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/6455/19 от 27.02.2019, был представлен.

Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/6455/19 от 27.02.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

      1. информационная открытость закупки;

      2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

      3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

      4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

По доводу жалобы Заявителя о неуказании ООО «Газпром межрегионгаз» в итоговом протоколе сведений о наименовании и адресе местонахождения участника, заявка которого признана наилучшей по итогам проведения процедуры Закупки, в нарушение требований Положения о закупках:

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с протоколом заседания комиссии ООО «Газпром межрегионгаз» по подведению итогов Закупки № 22-01-10/126-07 от 18.02.2019 к участию в процедуре Закупки было допущено 2 заявки. По результатам рассмотрения заявок на участие в Закупке закупочной комиссией ООО «Газпром межрегионгаз» было принято решение признать лучшей на участие в маркетинговых исследованиях заявку Участника 2 с ценой – 115 044 724, 73 руб. (с учетом НДС 20%), которой по результатам анализа и рассмотрения заявки на участие было определено – 95,05 балла.

Заявитель в жалобе указывает на то, что согласно Положению о закупках в решении комиссии по подведению итогов закупки должны содержаться сведения об адресе места нахождения участника, признанного победителем процедуры закупки.

Вместе с тем согласно п. 15.7.5 Положения о закупках, в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении процедуры Закупки, при проведении маркетинговых исследований в электронной форме оператор электронной площадки (специализированной информационной системы или Интернет-платформы) или Организатор (при проведении маркетинговых исследований в бумажной форме, а также маркетинговых исследований, указанных в пункте 15.12) присваивает участнику закупки его идентификационный номер и сообщает о нем участнику закупки до даты подписания протокола, составляемого в ходе проведения маркетинговых исследований.

Пунктом 15.10.1 Положения о закупках, в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении процедуры Закупки, установлено, что на основании результатов рассмотрения и оценки предложений участников маркетинговых исследований комиссией по маркетинговым исследованиям могут быть приняты следующие решения:

  • о выборе наиболее выгодных условий поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), из числа предложенных участниками маркетингового исследования;

  • об отклонении всех заявок на участие в маркетинговых исследованиях, признании маркетинговых исследованиях несостоявшимися;

  • об отказе от проведения маркетинговых исследований;

  • о сборе дополнительных предложений и проведении дополнительной оценки заявок на участие в маркетинговых исследованиях.

Решение комиссии по маркетинговым исследованиям оформляется протоколом, в котором, помимо общих сведений о закупке (наименования предмета и способа закупки, Организатора, Заказчика, номера и даты извещения о проведении закупки), должны содержаться следующие сведения:

  • о месте, дате, времени проведения процедуры открытия доступа к заявкам участников (вскрытия заявок на участие в маркетинговых исследованиях), присвоенный в соответствии с пунктом 15.7.5 идентификационный номер участников (без указания наименования и места нахождения (для юридических лиц), фамилии, имени, отчества, места жительства (для физического лица) таких участников);

  • о принятом решении;

  • в случае принятия решения об определении лучшей заявки, указываются присвоенный в соответствии с пунктом 15.7.5 идентификационный номер участника закупки и цена предложения участника, подавшего заявку на участие в маркетинговых исследованиях, признанную лучшей.

Представитель Организатора торгов пояснил, что Заявитель ООО «НГТИИИ» в жалобе ссылается на Положение о закупках в не действующей на момент размещения извещения о проведении процедуры Закупки редакции. При этом актуальная редакция Положения о закупках не содержит требования об указании в итоговом протоколе сведений об адресе места нахождения участника, признанного победителем процедуры Закупки.

Комиссией СПб УФАС России установлено, что Положением о закупках в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении процедуры Закупки, не предусмотрена обязанность для Организатора торгов указывать в итоговом протоколе сведения об адресе места нахождения участника, признанного победителем процедуры Закупки. Таким образом, протокол заседания комиссии ООО «Газпром межрегионгаз» по подведению итогов Закупки № 22-01-10/126-07 от 18.02.2019 составлен в соответствии с требованиями Положения о закупках.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит первый довод жалобы Заявителя неподтвержденным, вследствие чего по данному доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях ООО «Газпром межрегионгаз» при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя о неправомерном выборе Организатором торгов способа проведения процедуры Закупки, нарушающего требования Положения о закупках:

На основании ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ и п. 1.2.29 Положения о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

Как следует из п. 1.2.30 Положения о закупках, конкурентная закупка в электронной форме – конкурентная закупка, при которой направление участниками такой закупки запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении конкурентной закупки и (или) документации о конкурентной закупке, размещение в единой информационной системе таких разъяснений, подача участниками конкурентной закупки в электронной форме заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений, предоставление Комиссии доступа к указанным заявкам, сопоставление ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме, формирование проектов протоколов, составляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, обеспечиваются оператором электронной площадки на электронной площадке.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

Согласно п. 1.2.35 Положения о закупках маркетинговые исследования – способ неконкурентной закупки, при котором заказчик выбирает наиболее выгодные для себя условия исполнения договора из числа предложенных участниками закупки в соответствии с документацией о маркетинговых исследованиях в электронной форме (запросом о возможности осуществить поставку товаров (выполнить работы, оказать услуги), заказом, направляемым потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) путем размещения в специализированных информационных системах или на Интернет-платформах).

Пунктом 1.2.37 Положения о закупках установлено, что неконкурентная закупка – закупка, условия осуществления которой не соответствуют одновременно всем условиям, предусмотренным пунктами 1.2.29 и 1.2.30 для проведения конкурентных закупок.

В соответствии с п. 6.8.9 Положения о закупках маркетинговые исследования могут проводиться заказчиком в случае, если условия закупки исходя из ее специфики (особенностей) не предполагают одновременного соблюдения условий, предусмотренных статьей 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ и пунктами 1.2.29, 1.2.30 для отнесения закупки к конкурентной, а именно в случаях если:

  • сведения о закупке не подлежат размещению в единой информационной системе в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ;

  • сведения о закупке Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе в соответствии с настоящим Положением;

  • проводится закупка товаров, работ или услуг, ограниченных в свободном обороте на товарных рынках в соответствии с требованиями действующего законодательства (оружие, взрывчатые вещества и материалы, продукция двойного назначения и пр.) среди ограниченного круга участников, допущенных к данной деятельности;

  • проводится закупка товаров, работ и услуг в целях обеспечения безопасности, включая обеспечение информационной безопасности (систем охраны, защиты от несанкционированного вмешательства, антитеррористической защищенности и пр.) особо опасных, критически важных производственных объектов и объектов инфраструктуры, ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, публичное размещение информации о которых несет риски раскрытия подходов к обеспечению безопасности, ее критических элементов, а также позволит идентифицировать исполнителей;

  • проводится закупка товаров, работ или услуг на товарных рынках, где спрос на товар (работу, услугу) превосходит предложение и/или договор заключается на условиях продавцов (исполнителей работ, услуг) по устанавливаемым ими правилам (рынок продавца);

  • проводится закупка товаров, работ или услуг, оборот которых в силу сложившиеся деловых обычаев или правил, установленных саморегулируемыми организациями участников рынка, осуществляется с применением особых механизмов размещения заказа, включая использование специализированных информационных систем и Интернет-платформ;

  • проводится закупка товаров, работ или услуг для целей реализации стратегических инвестиционных проектов ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, публичное размещение извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке, несет значительные экономические риски для Заказчика, превышающие потенциальный эффект от приглашения к участию в закупке дополнительных участников;

  • проводится закупка товаров, работ или услуг в электронной форме, потенциальными исполнителями по которой могут быть лица, не являющиеся резидентами Российской Федерации, и которые в силу правил функционирования единой информационной системы и положений нормативных правовых актов не могут зарегистрироваться и подавать заявки для участия в конкурентных закупках в электронной форме на российских электронных площадках;

  • проводится закупка товаров, работ, услуг, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, при которой в силу особенностей предмета закупки (в том числе, описание предмета закупки, порядок формирования лота), необходимых сроков удовлетворения потребностей заказчика, либо целесообразности определения победителя с учётом опыта, квалификации участников закупки, иных критериев, осуществление конкурентной закупки не будет в полной мере соответствовать принципам закупок, определенным настоящим Положением.

Заявитель в жалобе указывает на то, что выполнение работ для нужд ООО «Газпром межрегионгаз» по строительству объекта газоснабжения и газификации во Владимирской области (3 этап) по Программе газификации регионов РФ не может быть отнесено ни к одному из случаев, перечисленных в п. 6.8.9 Положения о закупках, соответственно, ООО «Газпром межрегионгаз» выбран неправомерный способ проведения процедуры Закупки.

Представитель Организатора торгов пояснила, что способ Закупки (маркетинговые исследования в электронной форме) был выбран исходя из социальной значимости программы газификации регионов РФ и ввиду сжатых сроков строительства объектов газификации на основании абз. 10 п. 6.8.9 Положения о закупках, в соответствии с которым маркетинговые исследования могут проводиться заказчиком в случае, если условия закупки исходя из ее специфики (особенностей) не предполагают одновременно соблюдения условий, предусмотренных ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ и п.п. 1.2.29, 1.2.30 Положения о закупках для отнесения закупки к конкурентной, а именно в случае проведения закупки товаров, работ, услуг, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, при которой в силу особенностей предмета закупки (в том числе, описание предмета закупки, порядок формирования лота), необходимых сроков удовлетворения потребностей заказчика, либо целесообразности определения победителя с учётом опыта, квалификации участников закупки, иных критериев, осуществление конкурентной закупки не будет в полной мере соответствовать принципам закупок, определенным настоящим Положением.

Вместе с тем Комиссия СПб УФАС России полагает, что проводимая процедура Закупки путем открытых маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ для нужд ООО «Газпром межрегионгаз» по строительству объекта газоснабжения и газификации во Владимирской области (3 этап) по Программе газификации регионов РФ (извещение № 31807321940) обладает всеми признаками и условиями проведения конкурентной закупки, изложенными в ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, по причине следующего:

  • информация о проведении Закупки (извещение № 31807321940) была сообщена ООО «Газпром межрегионгаз» путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении Закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением Документации о Закупке на сайте ЭТП ГПБ (https://etpgaz.gazprombank.ru). Раздел «Документы извещения» на сайте ЕИС (www.zаkuрki.gоv.гu) по Закупке (извещение № 31807321940) содержит файл «Документация Маркетинговые исследования», который содержит ссылку на сайт электронной торговой площадки ЭТП ГПБ (https://etpgaz.gazprombank.ru), где размещена Документация о Закупке, таким образом, Документация по обжалуемой Закупке является общедоступной;

  • в соответствии с протоколом заседания комиссии ООО «Газпром межрегионгаз» по подведению итогов Закупки № 22-01-10/126-07 от 18.02.2019 к участию в процедуре Закупки было допущено 2 заявки. По результатам рассмотрения заявок на участие в Закупке закупочной комиссией ООО «Газпром межрегионгаз» было принято решение признать лучшей на участие в маркетинговых исследованиях заявку Участника 2 с ценой – 115 044 724, 73 руб. (с учетом НДС 20%), которой по результатам анализа и рассмотрения заявки на участие было определено – 95,05 балла. Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз» обеспечивается конкуренция между участниками Закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой Закупке, окончательных предложений участников такой Закупки;

  • согласно приложению № 2 к Документации «Техническая часть» к приложению № 2 «Техническая часть» настоящей Документации о маркетинговых исследованиях по объекту в электронном виде сформированы комплекты технических документаций, которые являются неотъемлемой частью настоящего приложения. В связи с отсутствием технической возможности размещения комплектов технических документаций на сайте ЭТП ГПБ и на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на выполнение работ www.zakupki.gov.ru, размещено на интернет – сайте http://mrg.gazprom.ru/ в формате - .rar в составе документации о маркетинговых исследованиях. Описание предмета Закупки согласно размещенным на сайте http://mrg.gazprom.ru/ комплектам технической документации осуществлено ООО «Газпром межрегионгаз» с соблюдением требований ч. 6.1 ст. 3 Закона 223-ФЗ.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что при организации и проведении обжалуемой процедуры Закупки ООО «Газпром межрегионгаз» были соблюдены все условия проведения конкурентной закупки, изложенные в ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, вследствие чего ООО «Газпром межрегионгаз» неправомерно выбран способ проведения процедуры Закупки путем открытых маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ для нужд ООО «Газпром межрегионгаз» по строительству объекта газоснабжения и газификации во Владимирской области (3 этап) по Программе газификации регионов РФ в нарушение требований п. 6.8.9 Положения о закупках. Выбранный ООО «Газпром межрегионгаз» способ закупки с учетом соблюдения всех условий проведения конкурентной закупки не может быть отнесен к неконкурентному способу закупки согласно ч. 3.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Исходя из изложенного, по второму доводу жалобы Заявителя Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях ООО «Газпром межрегионгаз» по неправомерному выбору способа Закупки в нарушение требований п. 6.8.9 Положения о закупках путем проведения открытых маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ для нужд ООО «Газпром межрегионгаз» по строительству объекта газоснабжения и газификации во Владимирской области (3 этап) по Программе газификации регионов РФ (извещение № 31807321940) нарушение требований п. 1 ч. 1, ч. 3.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также нарушении требований нормы статьи Закона № 223-ФЗ, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя о незаконном неразмещении Организатором торгов проекта договора в единой информационной системе на сайте www.zаkuрki.gоv.гu:

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

18 декабря 2018 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет было опубликовано Извещение № 31807321940 о проведении открытых маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ для нужд ООО «Газпром межрегионгаз» по строительству объекта газоснабжения и газификации во Владимирской области (3 этап) по Программе газификации регионов РФ.

Вместе с тем проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о проведении процедуры Закупки, на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru Организатором торгов размещен не был.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС приходит у выводу о том, что Организатором торгов незаконно не был размещен проект договора в нарушение требований ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ.

Исходя из изложенного, по третьему доводу жалобы Заявителя Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях ООО «Газпром межрегионгаз» по незаконному неразмещению на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru проекта договора нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований нормы статьи Закона № 223-ФЗ, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя об установлении ООО «Газпром межрегионгаз» дискриминационного дополнительного требования к участникам Закупки о привлечении участником для выполнения требуемых работ (поставки товаров, оказания услуг) субподрядчиков/субпоставщиков/соисполнителей из числа региональных газораспределительных организаций, находящихся в регионе производства работ, учитываемого при оценке заявок по подкритерию «Привлечение для выполнения требуемых работ (поставки товаров/оказания услуг) субподрядчиков/субпоставщиков/соисполнителей из числа региональных газораспределительных организаций, находящихся в регионе производства работ», который оценивается в рамках критерия «Оценка квалификации участника»:

Согласно п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.

В соответствии с пп. 7 п. 4.1.25 Документации к участникам Закупки установлено дополнительное требование (оценочное) о привлечении участником для выполнения требуемых работ (поставки товаров, оказания услуг) субподрядчиков/субпоставщиков/соисполнителей из числа региональных газораспределительных организаций, находящихся в регионе производства работ.

Требование, указанное в пп. 7 п. 4.1.25 Документации, учитывается при оценке заявок по подкритерию «Привлечение для выполнения требуемых работ (поставки товаров/оказания услуг) субподрядчиков/субпоставщиков/соисполнителей из числа региональных газораспределительных организаций, находящихся в регионе производства работ», который оценивается в рамках критерия «Оценка квалификации участника».

Согласно части 3 раздела 3 «Методики анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений» для оценки заявок по критерию «Оценка квалификации участника» установлены 9 подкритериев:

      1. «Количество представленных в заявке участника исполненных договоров по предмету маркетинговых исследований» - значимость подкритерия 0,2;

      2. «Наличие отзывов (награды, премии, участие в международных проектах) о ранее выполненных Участником работах (поставленных товарах/оказанных услугах) по объектам газового хозяйства за последние 3 (три) года, предшествующие дате публикации Извещения» - значимость подкритерия 0,03;

      3. «Опыт выполнения работ по предмету маркетинговых исследований (оказания аналогичных услуг) в денежном выражении за последние 3 (три) года, предшествующие дате публикации Извещения» - значимость подкритерия 0,2;

      4. «Соответствие персонала, привлекаемого Участником, требованиям документации» - значимость подкритерия 0,05;

      5. «Соответствие требованиям стандартов менеджмента качества» - значимость подкритерия 0,03;

      6. «Наличие у СРО, выдавшей свидетельство системы контроля членов за соблюдением «Правил саморегулирования» СТО Газпром» - значимость подкритерия 0,05;

      7. «Наличие материально-технического обеспечения» - значимость подкритерия 0,1;

      8. «Порядок привлечения субподрядных организаций» - значимость подкритерия 0,04;

      9. «Привлечение для выполнения требуемых работ (поставки товаров/оказания услуг) субподрядчиков/субпоставщиков/соисполнителей из числа региональных газораспределительных организаций, находящихся в регионе производства работ» - значимость подкритерия 0,3.

Предметом оценки заявки на участие в Закупке в рамках подкритерия «Привлечение для выполнения требуемых работ (поставки товаров/оказания услуг) субподрядчиков/субпоставщиков/соисполнителей из числа региональных газораспределительных организаций, находящихся в регионе производства работ» является привлечение для выполнения работ (поставки товаров/ оказания услуг) в качестве субподрядчиков/субпоставщиков/соисполнителей региональных газораспределительных организаций, находящихся в регионе производства работ.

Принцип учета подкритерия «Привлечение для выполнения работ (поставки товаров/ оказания услуг) в качестве субподрядчиков/субпоставщиков/соисполнителей региональных газораспределительных организаций, находящихся в регионе производства работ»:

  • 10 баллов - в качестве субподрядчиков/соисполнителей участник привлекает региональных газораспределительных организаций, находящихся в регионе производства работ;

  • 0 баллов - в качестве субподрядчиков/соисполнителей участник не привлекает региональных газораспределительных организаций, находящихся в регионе производства работ.

Максимальный итоговый рейтинг, присуждаемый заявке участника по подкритерию «Привлечение для выполнения работ (поставки товаров/ оказания услуг) в качестве субподрядчиков/субпоставщиков/соисполнителей региональных газораспределительных организаций, находящихся в регионе производства работ» (с учетом значимости подкритерия — 0,3), который оценивается в рамках критерия «Оценка квалификации участника» (с учетом значимости критерия — 3,5), составляет 10,5 баллов.

Согласно п. 4.1.8 Документации состав, объем и условия выполнения работ (поставки товара, оказания услуг) установлены в соответствии с приложением №1 «Проект Договора» и приложением №2 «Техническая часть» к документации о маркетинговых исследованиях.

Приложение № 1 к Документации (Проект договора) является неотъемлемой частью Документации о маркетинговых исследованиях и размещено в файле «Проект договора», приложение № 2 к Документации (Техническая часть) также является неотъемлемой частью документации о маркетинговых исследованиях и размещено в файле « Техническая часть».

В соответствии с приложением № 2 к Документации (Техническая часть) выполнение работ в соответствии с предметом Закупки необходимо осуществить:

  • на объектах строительства (далее – Объект) с учетом указанных сведений об их количестве, протяженности, сроках выполнения работ и их стоимости (таблица № 1 настоящего приложения).

  • в соответствии с условиями и порядком, которые определены в Приложении № 1 «Проект договора» настоящей документации о маркетинговых исследованиях на выполнение требуемых работ (далее – Договор). К Приложению № 2 «Техническая часть» настоящей документации о маркетинговых исследованиях по Объекту в электронном виде сформированы комплекты технических документаций, которые являются неотъемлемой частью настоящего Приложения. В связи с отсутствием технической возможности размещения комплектов технических документаций на сайте ЭТП ГПБ и на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на выполнение работ www.zakupki.gov.ru, размещено на интернет – сайте http://mrg.gazprom.ru/ в формате - .rar в составе документации о маркетинговых исследованиях.

Статьей 6 Проекта договора регламентированы обязанности генподрядчика при выполнении работ по договору. При этом статьей 6 Проекта договора не предусмотрено обязательное требование к генподрядчику о привлечении для выполнения требуемых работ субподрядчиков/субпоставщиков/соисполнителей из числа региональных газораспределительных организаций, находящихся в регионе производства работ.

Комиссией СПб УФАС России установлено, что дополнительное требование ООО «Газпром межрегионгаз», установленное в пп. 7 п. 4.1.25 Документации, а также в пп. 9 части 3 раздела 3 «Методики и критериев оценки» о привлечении участником для выполнения требуемых работ (поставки товаров/оказания услуг) субподрядчиков/субпоставщиков/соисполнителей из числа региональных газораспределительных организаций, находящихся в регионе производства работ, не является условием допуска к участию в процедуре Закупки и учитывается для начисления баллов заявке участника Закупки по подкритерию «Привлечение для выполнения работ (поставки товаров/ оказания услуг) в качестве субподрядчиков/субпоставщиков/соисполнителей региональных газораспределительных организаций, находящихся в регионе производства работ», следовательно, участник Закупки, соответствующий требованиям Документации, вправе исполнить обязательства по договору собственными силами без привлечения субподрядчиков/субпоставщиков/соисполнителей из числа региональных газораспределительных организаций, находящихся в регионе производства работ, однако заявке такого участника Закупки не будет начислено баллов по подкритерию «Привлечение для выполнения работ (поставки товаров/ оказания услуг) в качестве субподрядчиков/субпоставщиков/соисполнителей региональных газораспределительных организаций, находящихся в регионе производства работ», который оценивается в рамках критерия «Оценка квалификации участника».

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит выводу о том, что ввиду установленных в пп. 7 п. 4.1.25 Документации, а также в пп. 9 части 3 раздела 3 «Методики и критериев оценки» требований Организатором торгов созданы дискриминационные условия по отношению к потенциальным участникам Закупки, которые осуществляют свою деятельность по предмету Закупки в полном соответствии с нормами действующего законодательства, располагают необходимыми квалификацией, ресурсами и возможностями исполнить обязательства по договору собственными силами, но не привлекают для выполнения работ в качестве субподрядчиков/субпоставщиков/соисполнителей региональные газораспределительные организации, находящиеся в регионе производства работ.

Исходя из изложенного, по четвертому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях ООО «Газпром межрегионгаз» по неправомерному установлению в пп. 7 п. 4.1.25 Документации, а также в пп. 9 части 3 раздела 3 «Методики и критериев оценки» дискриминационного подкритерия оценки заявок «Привлечение для выполнения работ (поставки товаров/ оказания услуг) в качестве субподрядчиков/субпоставщиков/соисполнителей региональных газораспределительных организаций, находящихся в регионе производства работ», который оценивается в рамках критерия «Оценка квалификации участника», нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статьи Закона № 223-ФЗ, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу (вх.№5461/19 от 25.02.2019) ООО «НГТИИ» на действия ООО «Газпром межрегионгаз» (ИНН: 5003021311, ОГРН: 1025000653930) при организации и проведении открытых маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ для нужд ООО «Газпром межрегионгаз» по строительству объекта газоснабжения и газификации во Владимирской области (3 этап) по Программе газификации регионов РФ (извещение № 31807321940) обоснованной.

2) Признать в действиях ООО «Газпром межрегионгаз» (ИНН: 5003021311, ОГРН: 1025000653930) нарушения:

  • п. 1 ч. 1, ч. 3.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также нарушении требований нормы статьи Закона № 223-ФЗ, допущенное путем неправомерного выбора способа проведения процедуры Закупки путем открытых маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ для нужд ООО «Газпром межрегионгаз» по строительству объекта газоснабжения и газификации во Владимирской области (3 этап) по Программе газификации регионов РФ (извещение № 31807321940) в нарушение требований п. 6.8.9 Положения о закупках.

  • п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований нормы статьи Закона № 223-ФЗ, допущенное путем незаконного неразмещения на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru проекта договора, являющегося неотъемлемой частью извещения о проведении процедуры Закупки.

  • п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статьи Закона № 223-ФЗ, допущенное путем неправомерного установления в пп. 7 п. 4.1.25 Документации, а также в пп. 9 части 3 раздела 3 «Методики и критериев оценки» дискриминационного подкритерия оценки заявок «Привлечение для выполнения работ (поставки товаров/ оказания услуг) в качестве субподрядчиков/субпоставщиков/соисполнителей региональных газораспределительных организаций, находящихся в регионе производства работ», который оценивается в рамках критерия «Оценка квалификации участника».

3) Выдать ООО «Газпром межрегионгаз» (ИНН: 5003021311, ОГРН: 1025000653930) обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений организации и проведения открытых маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ для нужд ООО «Газпром межрегионгаз» по строительству объекта газоснабжения и газификации во Владимирской области (3 этап) по Программе газификации регионов РФ (извещение № 31807321940) путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

06 марта 2019 года                                                                                                                            Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

на основании решения Комиссии от 06.03.2019 № Т02-146/19 по жалобе на действия ООО «Газпром межрегионгаз» при организации и проведении открытых маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ для нужд ООО «Газпром межрегионгаз» по строительству объекта газоснабжения и газификации во Владимирской области (3 этап) по Программе газификации регионов РФ (извещение № 31807321940, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Организатору торгов ООО «Газпром межрегионгаз» (ИНН: 5003021311, ОГРН: 1025000653930) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении открытых маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ для нужд ООО «Газпром межрегионгаз» по строительству объекта газоснабжения и газификации во Владимирской области (3 этап) по Программе газификации регионов РФ (извещение № 31807321940), путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 01 апреля 2019 года с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны