Решение №78/7937/19, 78/7938/19 Т02-146/19 по жалобе ООО "НГТИИ" от 12 марта 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-146/19
06 марта 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от ООО «Газпром межрегионгаз» (далее – Организатор торгов); от ООО «НГТИИ» (далее — Заявитель).
В соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх.№5461/19 от 25.02.2019) ООО «НГТИИ» на действия ООО «Газпром межрегионгаз» при организации и проведении открытых маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ для нужд ООО «Газпром межрегионгаз» по строительству объекта газоснабжения и газификации во Владимирской области (3 этап) по Программе газификации регионов РФ (извещение № 31807321940), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
18 декабря 2018 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31807321940 о проведении открытых маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ для нужд ООО «Газпром межрегионгаз» по строительству объекта газоснабжения и газификации во Владимирской области (3 этап) по Программе газификации регионов РФ (далее – Закупка), включая документацию о маркетинговых исследованиях (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром (далее – Положение о закупках) в редакции от 02.11.2018, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
117 737 940 ,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
18.12.2018 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
25.12.2018 в 16:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
13.02.2019 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
г. Санкт-Петербург, наб. Адмирала Лазарева, д. 24, Лит. А. |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре № 31807321940 не был заключен договор.
2. Заявитель обжалует неправомерное неуказание ООО «Газпром межрегионгаз» в итоговом протоколе сведений о наименовании и адресе местонахождения участника, заявка которого признана наилучшей по итогам проведения процедуры Закупки, в нарушение требований Положения о закупках.
Заявитель в дополнение к ранее направленной жалобе представил дополнительные пояснения, согласно которым Заявитель обжалует неправомерный выбор способа проведения процедуры Закупки, нарушающий требования Положения о закупках.
Также Заявитель обжалует незаконное неразмещение Организатором торгов проекта договора в единой информационной системе на сайте www.zаkuрki.gоv.гu (далее — ЕИС).
Кроме того, Заявитель обжалует установление ООО «Газпром межрегионгаз» дискриминационного дополнительного требования к участникам Закупки о привлечении участником для выполнения требуемых работ (поставки товаров, оказания услуг) субподрядчиков/субпоставщиков/соисполнителей из числа региональных газораспределительных организаций, находящихся в регионе производства работ, учитываемого при оценке заявок по подкритерию «Привлечение для выполнения требуемых работ (поставки товаров/оказания услуг) субподрядчиков/субпоставщиков/соисполнителей из числа региональных газораспределительных организаций, находящихся в регионе производства работ», который оценивается в рамках критерия «Оценка квалификации участника».
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ООО «Газпром межрегионгаз» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «НГТИИ» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/6455/19 от 27.02.2019, был представлен.
Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/6455/19 от 27.02.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
-
-
-
информационная открытость закупки;
-
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
-
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
-
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
-
-
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
По доводу жалобы Заявителя о неуказании ООО «Газпром межрегионгаз» в итоговом протоколе сведений о наименовании и адресе местонахождения участника, заявка которого признана наилучшей по итогам проведения процедуры Закупки, в нарушение требований Положения о закупках:
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с протоколом заседания комиссии ООО «Газпром межрегионгаз» по подведению итогов Закупки № 22-01-10/126-07 от 18.02.2019 к участию в процедуре Закупки было допущено 2 заявки. По результатам рассмотрения заявок на участие в Закупке закупочной комиссией ООО «Газпром межрегионгаз» было принято решение признать лучшей на участие в маркетинговых исследованиях заявку Участника 2 с ценой – 115 044 724, 73 руб. (с учетом НДС 20%), которой по результатам анализа и рассмотрения заявки на участие было определено – 95,05 балла.
Заявитель в жалобе указывает на то, что согласно Положению о закупках в решении комиссии по подведению итогов закупки должны содержаться сведения об адресе места нахождения участника, признанного победителем процедуры закупки.
Вместе с тем согласно п. 15.7.5 Положения о закупках, в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении процедуры Закупки, при проведении маркетинговых исследований в электронной форме оператор электронной площадки (специализированной информационной системы или Интернет-платформы) или Организатор (при проведении маркетинговых исследований в бумажной форме, а также маркетинговых исследований, указанных в пункте 15.12) присваивает участнику закупки его идентификационный номер и сообщает о нем участнику закупки до даты подписания протокола, составляемого в ходе проведения маркетинговых исследований.
Пунктом 15.10.1 Положения о закупках, в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении процедуры Закупки, установлено, что на основании результатов рассмотрения и оценки предложений участников маркетинговых исследований комиссией по маркетинговым исследованиям могут быть приняты следующие решения:
-
о выборе наиболее выгодных условий поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), из числа предложенных участниками маркетингового исследования;
-
об отклонении всех заявок на участие в маркетинговых исследованиях, признании маркетинговых исследованиях несостоявшимися;
-
об отказе от проведения маркетинговых исследований;
-
о сборе дополнительных предложений и проведении дополнительной оценки заявок на участие в маркетинговых исследованиях.
Решение комиссии по маркетинговым исследованиям оформляется протоколом, в котором, помимо общих сведений о закупке (наименования предмета и способа закупки, Организатора, Заказчика, номера и даты извещения о проведении закупки), должны содержаться следующие сведения:
-
о месте, дате, времени проведения процедуры открытия доступа к заявкам участников (вскрытия заявок на участие в маркетинговых исследованиях), присвоенный в соответствии с пунктом 15.7.5 идентификационный номер участников (без указания наименования и места нахождения (для юридических лиц), фамилии, имени, отчества, места жительства (для физического лица) таких участников);
-
о принятом решении;
-
в случае принятия решения об определении лучшей заявки, указываются присвоенный в соответствии с пунктом 15.7.5 идентификационный номер участника закупки и цена предложения участника, подавшего заявку на участие в маркетинговых исследованиях, признанную лучшей.
Представитель Организатора торгов пояснил, что Заявитель ООО «НГТИИИ» в жалобе ссылается на Положение о закупках в не действующей на момент размещения извещения о проведении процедуры Закупки редакции. При этом актуальная редакция Положения о закупках не содержит требования об указании в итоговом протоколе сведений об адресе места нахождения участника, признанного победителем процедуры Закупки.
Комиссией СПб УФАС России установлено, что Положением о закупках в редакции, действующей на момент размещения извещения о проведении процедуры Закупки, не предусмотрена обязанность для Организатора торгов указывать в итоговом протоколе сведения об адресе места нахождения участника, признанного победителем процедуры Закупки. Таким образом, протокол заседания комиссии ООО «Газпром межрегионгаз» по подведению итогов Закупки № 22-01-10/126-07 от 18.02.2019 составлен в соответствии с требованиями Положения о закупках.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит первый довод жалобы Заявителя неподтвержденным, вследствие чего по данному доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях ООО «Газпром межрегионгаз» при организации и проведении процедуры Закупки.
По доводу жалобы Заявителя о неправомерном выборе Организатором торгов способа проведения процедуры Закупки, нарушающего требования Положения о закупках:
На основании ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ и п. 1.2.29 Положения о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:
1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;
2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.
Как следует из п. 1.2.30 Положения о закупках, конкурентная закупка в электронной форме – конкурентная закупка, при которой направление участниками такой закупки запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении конкурентной закупки и (или) документации о конкурентной закупке, размещение в единой информационной системе таких разъяснений, подача участниками конкурентной закупки в электронной форме заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений, предоставление Комиссии доступа к указанным заявкам, сопоставление ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме, формирование проектов протоколов, составляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ, обеспечиваются оператором электронной площадки на электронной площадке.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
Согласно п. 1.2.35 Положения о закупках маркетинговые исследования – способ неконкурентной закупки, при котором заказчик выбирает наиболее выгодные для себя условия исполнения договора из числа предложенных участниками закупки в соответствии с документацией о маркетинговых исследованиях в электронной форме (запросом о возможности осуществить поставку товаров (выполнить работы, оказать услуги), заказом, направляемым потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) путем размещения в специализированных информационных системах или на Интернет-платформах).
Пунктом 1.2.37 Положения о закупках установлено, что неконкурентная закупка – закупка, условия осуществления которой не соответствуют одновременно всем условиям, предусмотренным пунктами 1.2.29 и 1.2.30 для проведения конкурентных закупок.
В соответствии с п. 6.8.9 Положения о закупках маркетинговые исследования могут проводиться заказчиком в случае, если условия закупки исходя из ее специфики (особенностей) не предполагают одновременного соблюдения условий, предусмотренных статьей 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ и пунктами 1.2.29, 1.2.30 для отнесения закупки к конкурентной, а именно в случаях если:
-
сведения о закупке не подлежат размещению в единой информационной системе в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ;
-
сведения о закупке Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе в соответствии с настоящим Положением;
-
проводится закупка товаров, работ или услуг, ограниченных в свободном обороте на товарных рынках в соответствии с требованиями действующего законодательства (оружие, взрывчатые вещества и материалы, продукция двойного назначения и пр.) среди ограниченного круга участников, допущенных к данной деятельности;
-
проводится закупка товаров, работ и услуг в целях обеспечения безопасности, включая обеспечение информационной безопасности (систем охраны, защиты от несанкционированного вмешательства, антитеррористической защищенности и пр.) особо опасных, критически важных производственных объектов и объектов инфраструктуры, ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, публичное размещение информации о которых несет риски раскрытия подходов к обеспечению безопасности, ее критических элементов, а также позволит идентифицировать исполнителей;
-
проводится закупка товаров, работ или услуг на товарных рынках, где спрос на товар (работу, услугу) превосходит предложение и/или договор заключается на условиях продавцов (исполнителей работ, услуг) по устанавливаемым ими правилам (рынок продавца);
-
проводится закупка товаров, работ или услуг, оборот которых в силу сложившиеся деловых обычаев или правил, установленных саморегулируемыми организациями участников рынка, осуществляется с применением особых механизмов размещения заказа, включая использование специализированных информационных систем и Интернет-платформ;
-
проводится закупка товаров, работ или услуг для целей реализации стратегических инвестиционных проектов ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром, публичное размещение извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке, несет значительные экономические риски для Заказчика, превышающие потенциальный эффект от приглашения к участию в закупке дополнительных участников;
-
проводится закупка товаров, работ или услуг в электронной форме, потенциальными исполнителями по которой могут быть лица, не являющиеся резидентами Российской Федерации, и которые в силу правил функционирования единой информационной системы и положений нормативных правовых актов не могут зарегистрироваться и подавать заявки для участия в конкурентных закупках в электронной форме на российских электронных площадках;
-
проводится закупка товаров, работ, услуг, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, при которой в силу особенностей предмета закупки (в том числе, описание предмета закупки, порядок формирования лота), необходимых сроков удовлетворения потребностей заказчика, либо целесообразности определения победителя с учётом опыта, квалификации участников закупки, иных критериев, осуществление конкурентной закупки не будет в полной мере соответствовать принципам закупок, определенным настоящим Положением.
Заявитель в жалобе указывает на то, что выполнение работ для нужд ООО «Газпром межрегионгаз» по строительству объекта газоснабжения и газификации во Владимирской области (3 этап) по Программе газификации регионов РФ не может быть отнесено ни к одному из случаев, перечисленных в п. 6.8.9 Положения о закупках, соответственно, ООО «Газпром межрегионгаз» выбран неправомерный способ проведения процедуры Закупки.
Представитель Организатора торгов пояснила, что способ Закупки (маркетинговые исследования в электронной форме) был выбран исходя из социальной значимости программы газификации регионов РФ и ввиду сжатых сроков строительства объектов газификации на основании абз. 10 п. 6.8.9 Положения о закупках, в соответствии с которым маркетинговые исследования могут проводиться заказчиком в случае, если условия закупки исходя из ее специфики (особенностей) не предполагают одновременно соблюдения условий, предусмотренных ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ и п.п. 1.2.29, 1.2.30 Положения о закупках для отнесения закупки к конкурентной, а именно в случае проведения закупки товаров, работ, услуг, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, при которой в силу особенностей предмета закупки (в том числе, описание предмета закупки, порядок формирования лота), необходимых сроков удовлетворения потребностей заказчика, либо целесообразности определения победителя с учётом опыта, квалификации участников закупки, иных критериев, осуществление конкурентной закупки не будет в полной мере соответствовать принципам закупок, определенным настоящим Положением.
Вместе с тем Комиссия СПб УФАС России полагает, что проводимая процедура Закупки путем открытых маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ для нужд ООО «Газпром межрегионгаз» по строительству объекта газоснабжения и газификации во Владимирской области (3 этап) по Программе газификации регионов РФ (извещение № 31807321940) обладает всеми признаками и условиями проведения конкурентной закупки, изложенными в ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, по причине следующего:
-
информация о проведении Закупки (извещение № 31807321940) была сообщена ООО «Газпром межрегионгаз» путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении Закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением Документации о Закупке на сайте ЭТП ГПБ (https://etpgaz.gazprombank.ru). Раздел «Документы извещения» на сайте ЕИС (www.zаkuрki.gоv.гu) по Закупке (извещение № 31807321940) содержит файл «Документация Маркетинговые исследования», который содержит ссылку на сайт электронной торговой площадки ЭТП ГПБ (https://etpgaz.gazprombank.ru), где размещена Документация о Закупке, таким образом, Документация по обжалуемой Закупке является общедоступной;
-
в соответствии с протоколом заседания комиссии ООО «Газпром межрегионгаз» по подведению итогов Закупки № 22-01-10/126-07 от 18.02.2019 к участию в процедуре Закупки было допущено 2 заявки. По результатам рассмотрения заявок на участие в Закупке закупочной комиссией ООО «Газпром межрегионгаз» было принято решение признать лучшей на участие в маркетинговых исследованиях заявку Участника 2 с ценой – 115 044 724, 73 руб. (с учетом НДС 20%), которой по результатам анализа и рассмотрения заявки на участие было определено – 95,05 балла. Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз» обеспечивается конкуренция между участниками Закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой Закупке, окончательных предложений участников такой Закупки;
-
согласно приложению № 2 к Документации «Техническая часть» к приложению № 2 «Техническая часть» настоящей Документации о маркетинговых исследованиях по объекту в электронном виде сформированы комплекты технических документаций, которые являются неотъемлемой частью настоящего приложения. В связи с отсутствием технической возможности размещения комплектов технических документаций на сайте ЭТП ГПБ и на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на выполнение работ www.zakupki.gov.ru, размещено на интернет – сайте http://mrg.gazprom.ru/ в формате - .rar в составе документации о маркетинговых исследованиях. Описание предмета Закупки согласно размещенным на сайте http://mrg.gazprom.ru/ комплектам технической документации осуществлено ООО «Газпром межрегионгаз» с соблюдением требований ч. 6.1 ст. 3 Закона 223-ФЗ.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что при организации и проведении обжалуемой процедуры Закупки ООО «Газпром межрегионгаз» были соблюдены все условия проведения конкурентной закупки, изложенные в ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, вследствие чего ООО «Газпром межрегионгаз» неправомерно выбран способ проведения процедуры Закупки путем открытых маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ для нужд ООО «Газпром межрегионгаз» по строительству объекта газоснабжения и газификации во Владимирской области (3 этап) по Программе газификации регионов РФ в нарушение требований п. 6.8.9 Положения о закупках. Выбранный ООО «Газпром межрегионгаз» способ закупки с учетом соблюдения всех условий проведения конкурентной закупки не может быть отнесен к неконкурентному способу закупки согласно ч. 3.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.
Исходя из изложенного, по второму доводу жалобы Заявителя Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях ООО «Газпром межрегионгаз» по неправомерному выбору способа Закупки в нарушение требований п. 6.8.9 Положения о закупках путем проведения открытых маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ для нужд ООО «Газпром межрегионгаз» по строительству объекта газоснабжения и газификации во Владимирской области (3 этап) по Программе газификации регионов РФ (извещение № 31807321940) нарушение требований п. 1 ч. 1, ч. 3.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также нарушении требований нормы статьи Закона № 223-ФЗ, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
По доводу жалобы Заявителя о незаконном неразмещении Организатором торгов проекта договора в единой информационной системе на сайте www.zаkuрki.gоv.гu:
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
18 декабря 2018 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет было опубликовано Извещение № 31807321940 о проведении открытых маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ для нужд ООО «Газпром межрегионгаз» по строительству объекта газоснабжения и газификации во Владимирской области (3 этап) по Программе газификации регионов РФ.
Вместе с тем проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о проведении процедуры Закупки, на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru Организатором торгов размещен не был.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС приходит у выводу о том, что Организатором торгов незаконно не был размещен проект договора в нарушение требований ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ.
Исходя из изложенного, по третьему доводу жалобы Заявителя Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях ООО «Газпром межрегионгаз» по незаконному неразмещению на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru проекта договора нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований нормы статьи Закона № 223-ФЗ, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
По доводу жалобы Заявителя об установлении ООО «Газпром межрегионгаз» дискриминационного дополнительного требования к участникам Закупки о привлечении участником для выполнения требуемых работ (поставки товаров, оказания услуг) субподрядчиков/субпоставщиков/соисполнителей из числа региональных газораспределительных организаций, находящихся в регионе производства работ, учитываемого при оценке заявок по подкритерию «Привлечение для выполнения требуемых работ (поставки товаров/оказания услуг) субподрядчиков/субпоставщиков/соисполнителей из числа региональных газораспределительных организаций, находящихся в регионе производства работ», который оценивается в рамках критерия «Оценка квалификации участника»:
Согласно п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
В соответствии с пп. 7 п. 4.1.25 Документации к участникам Закупки установлено дополнительное требование (оценочное) о привлечении участником для выполнения требуемых работ (поставки товаров, оказания услуг) субподрядчиков/субпоставщиков/соисполнителей из числа региональных газораспределительных организаций, находящихся в регионе производства работ.
Требование, указанное в пп. 7 п. 4.1.25 Документации, учитывается при оценке заявок по подкритерию «Привлечение для выполнения требуемых работ (поставки товаров/оказания услуг) субподрядчиков/субпоставщиков/соисполнителей из числа региональных газораспределительных организаций, находящихся в регионе производства работ», который оценивается в рамках критерия «Оценка квалификации участника».
Согласно части 3 раздела 3 «Методики анализа и оценки заявок на участие в запросе предложений» для оценки заявок по критерию «Оценка квалификации участника» установлены 9 подкритериев:
-
-
-
«Количество представленных в заявке участника исполненных договоров по предмету маркетинговых исследований» - значимость подкритерия 0,2;
-
«Наличие отзывов (награды, премии, участие в международных проектах) о ранее выполненных Участником работах (поставленных товарах/оказанных услугах) по объектам газового хозяйства за последние 3 (три) года, предшествующие дате публикации Извещения» - значимость подкритерия 0,03;
-
«Опыт выполнения работ по предмету маркетинговых исследований (оказания аналогичных услуг) в денежном выражении за последние 3 (три) года, предшествующие дате публикации Извещения» - значимость подкритерия 0,2;
-
«Соответствие персонала, привлекаемого Участником, требованиям документации» - значимость подкритерия 0,05;
-
«Соответствие требованиям стандартов менеджмента качества» - значимость подкритерия 0,03;
-
«Наличие у СРО, выдавшей свидетельство системы контроля членов за соблюдением «Правил саморегулирования» СТО Газпром» - значимость подкритерия 0,05;
-
«Наличие материально-технического обеспечения» - значимость подкритерия 0,1;
-
«Порядок привлечения субподрядных организаций» - значимость подкритерия 0,04;
-
«Привлечение для выполнения требуемых работ (поставки товаров/оказания услуг) субподрядчиков/субпоставщиков/соисполнителей из числа региональных газораспределительных организаций, находящихся в регионе производства работ» - значимость подкритерия 0,3.
-
-
Предметом оценки заявки на участие в Закупке в рамках подкритерия «Привлечение для выполнения требуемых работ (поставки товаров/оказания услуг) субподрядчиков/субпоставщиков/соисполнителей из числа региональных газораспределительных организаций, находящихся в регионе производства работ» является привлечение для выполнения работ (поставки товаров/ оказания услуг) в качестве субподрядчиков/субпоставщиков/соисполнителей региональных газораспределительных организаций, находящихся в регионе производства работ.
Принцип учета подкритерия «Привлечение для выполнения работ (поставки товаров/ оказания услуг) в качестве субподрядчиков/субпоставщиков/соисполнителей региональных газораспределительных организаций, находящихся в регионе производства работ»:
-
10 баллов - в качестве субподрядчиков/соисполнителей участник привлекает региональных газораспределительных организаций, находящихся в регионе производства работ;
-
0 баллов - в качестве субподрядчиков/соисполнителей участник не привлекает региональных газораспределительных организаций, находящихся в регионе производства работ.
Максимальный итоговый рейтинг, присуждаемый заявке участника по подкритерию «Привлечение для выполнения работ (поставки товаров/ оказания услуг) в качестве субподрядчиков/субпоставщиков/соисполнителей региональных газораспределительных организаций, находящихся в регионе производства работ» (с учетом значимости подкритерия — 0,3), который оценивается в рамках критерия «Оценка квалификации участника» (с учетом значимости критерия — 3,5), составляет 10,5 баллов.
Согласно п. 4.1.8 Документации состав, объем и условия выполнения работ (поставки товара, оказания услуг) установлены в соответствии с приложением №1 «Проект Договора» и приложением №2 «Техническая часть» к документации о маркетинговых исследованиях.
Приложение № 1 к Документации (Проект договора) является неотъемлемой частью Документации о маркетинговых исследованиях и размещено в файле «Проект договора», приложение № 2 к Документации (Техническая часть) также является неотъемлемой частью документации о маркетинговых исследованиях и размещено в файле « Техническая часть».
В соответствии с приложением № 2 к Документации (Техническая часть) выполнение работ в соответствии с предметом Закупки необходимо осуществить:
-
на объектах строительства (далее – Объект) с учетом указанных сведений об их количестве, протяженности, сроках выполнения работ и их стоимости (таблица № 1 настоящего приложения).
-
в соответствии с условиями и порядком, которые определены в Приложении № 1 «Проект договора» настоящей документации о маркетинговых исследованиях на выполнение требуемых работ (далее – Договор). К Приложению № 2 «Техническая часть» настоящей документации о маркетинговых исследованиях по Объекту в электронном виде сформированы комплекты технических документаций, которые являются неотъемлемой частью настоящего Приложения. В связи с отсутствием технической возможности размещения комплектов технических документаций на сайте ЭТП ГПБ и на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на выполнение работ www.zakupki.gov.ru, размещено на интернет – сайте http://mrg.gazprom.ru/ в формате - .rar в составе документации о маркетинговых исследованиях.
Статьей 6 Проекта договора регламентированы обязанности генподрядчика при выполнении работ по договору. При этом статьей 6 Проекта договора не предусмотрено обязательное требование к генподрядчику о привлечении для выполнения требуемых работ субподрядчиков/субпоставщиков/соисполнителей из числа региональных газораспределительных организаций, находящихся в регионе производства работ.
Комиссией СПб УФАС России установлено, что дополнительное требование ООО «Газпром межрегионгаз», установленное в пп. 7 п. 4.1.25 Документации, а также в пп. 9 части 3 раздела 3 «Методики и критериев оценки» о привлечении участником для выполнения требуемых работ (поставки товаров/оказания услуг) субподрядчиков/субпоставщиков/соисполнителей из числа региональных газораспределительных организаций, находящихся в регионе производства работ, не является условием допуска к участию в процедуре Закупки и учитывается для начисления баллов заявке участника Закупки по подкритерию «Привлечение для выполнения работ (поставки товаров/ оказания услуг) в качестве субподрядчиков/субпоставщиков/соисполнителей региональных газораспределительных организаций, находящихся в регионе производства работ», следовательно, участник Закупки, соответствующий требованиям Документации, вправе исполнить обязательства по договору собственными силами без привлечения субподрядчиков/субпоставщиков/соисполнителей из числа региональных газораспределительных организаций, находящихся в регионе производства работ, однако заявке такого участника Закупки не будет начислено баллов по подкритерию «Привлечение для выполнения работ (поставки товаров/ оказания услуг) в качестве субподрядчиков/субпоставщиков/соисполнителей региональных газораспределительных организаций, находящихся в регионе производства работ», который оценивается в рамках критерия «Оценка квалификации участника».
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит выводу о том, что ввиду установленных в пп. 7 п. 4.1.25 Документации, а также в пп. 9 части 3 раздела 3 «Методики и критериев оценки» требований Организатором торгов созданы дискриминационные условия по отношению к потенциальным участникам Закупки, которые осуществляют свою деятельность по предмету Закупки в полном соответствии с нормами действующего законодательства, располагают необходимыми квалификацией, ресурсами и возможностями исполнить обязательства по договору собственными силами, но не привлекают для выполнения работ в качестве субподрядчиков/субпоставщиков/соисполнителей региональные газораспределительные организации, находящиеся в регионе производства работ.
Исходя из изложенного, по четвертому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях ООО «Газпром межрегионгаз» по неправомерному установлению в пп. 7 п. 4.1.25 Документации, а также в пп. 9 части 3 раздела 3 «Методики и критериев оценки» дискриминационного подкритерия оценки заявок «Привлечение для выполнения работ (поставки товаров/ оказания услуг) в качестве субподрядчиков/субпоставщиков/соисполнителей региональных газораспределительных организаций, находящихся в регионе производства работ», который оценивается в рамках критерия «Оценка квалификации участника», нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статьи Закона № 223-ФЗ, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (вх.№5461/19 от 25.02.2019) ООО «НГТИИ» на действия ООО «Газпром межрегионгаз» (ИНН: 5003021311, ОГРН: 1025000653930) при организации и проведении открытых маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ для нужд ООО «Газпром межрегионгаз» по строительству объекта газоснабжения и газификации во Владимирской области (3 этап) по Программе газификации регионов РФ (извещение № 31807321940) обоснованной.
2) Признать в действиях ООО «Газпром межрегионгаз» (ИНН: 5003021311, ОГРН: 1025000653930) нарушения:
-
п. 1 ч. 1, ч. 3.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также нарушении требований нормы статьи Закона № 223-ФЗ, допущенное путем неправомерного выбора способа проведения процедуры Закупки путем открытых маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ для нужд ООО «Газпром межрегионгаз» по строительству объекта газоснабжения и газификации во Владимирской области (3 этап) по Программе газификации регионов РФ (извещение № 31807321940) в нарушение требований п. 6.8.9 Положения о закупках.
-
п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований нормы статьи Закона № 223-ФЗ, допущенное путем незаконного неразмещения на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru проекта договора, являющегося неотъемлемой частью извещения о проведении процедуры Закупки.
-
п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статьи Закона № 223-ФЗ, допущенное путем неправомерного установления в пп. 7 п. 4.1.25 Документации, а также в пп. 9 части 3 раздела 3 «Методики и критериев оценки» дискриминационного подкритерия оценки заявок «Привлечение для выполнения работ (поставки товаров/ оказания услуг) в качестве субподрядчиков/субпоставщиков/соисполнителей региональных газораспределительных организаций, находящихся в регионе производства работ», который оценивается в рамках критерия «Оценка квалификации участника».
3) Выдать ООО «Газпром межрегионгаз» (ИНН: 5003021311, ОГРН: 1025000653930) обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений организации и проведения открытых маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ для нужд ООО «Газпром межрегионгаз» по строительству объекта газоснабжения и газификации во Владимирской области (3 этап) по Программе газификации регионов РФ (извещение № 31807321940) путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
06 марта 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
на основании решения Комиссии от 06.03.2019 № Т02-146/19 по жалобе на действия ООО «Газпром межрегионгаз» при организации и проведении открытых маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ для нужд ООО «Газпром межрегионгаз» по строительству объекта газоснабжения и газификации во Владимирской области (3 этап) по Программе газификации регионов РФ (извещение № 31807321940, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов ООО «Газпром межрегионгаз» (ИНН: 5003021311, ОГРН: 1025000653930) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении открытых маркетинговых исследований в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ для нужд ООО «Газпром межрегионгаз» по строительству объекта газоснабжения и газификации во Владимирской области (3 этап) по Программе газификации регионов РФ (извещение № 31807321940), путем аннулирования процедуры Закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 01 апреля 2019 года с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.