Решение №78/9996/23 Т02-210/23 по жалобе ООО «Эльдолес» от 27 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе №Т02-210/23

 

24 апреля 2023 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<...>

с участием представителей АО «Метрострой Северной Столицы» (далее – Организатор торгов) и ООО «Эльдолес» (далее – Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 07.04.2023 вх. №8483-ЭП/23) ООО «Эльдолес» на действия заказчика АО «Метрострой Северной Столицы» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку пиломатериалов для строительных работ (извещение №32312225911, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

 

24 марта 2023 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
№32312225911 (далее — Извещение) о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку пиломатериалов для строительных работ, включая документацию о закупке (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «Метрострой Северной Столицы» (далее – Положение о закупках) в редакции №5 от 27.09.2022, на момент размещения закупки опубликованным на Официальном сайте в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

60 479 237,00 руб.

2.

Дата размещения извещения
(по местному времени заказчика)

24.03.23

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

17.04.2023 в 12:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок
(по местному времени заказчика)

18.04.2023, 24.04.2024

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 3, корпус 2, лит. А, пом. 67 Н Р.М. 3 этаж 21

 

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре №32312225911 не был заключен договор.

 

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в Документации описания предмета Закупки, исходя из которого невозможно определить вид требуемого в соответствии с Техническим заданием Документации товара согласно указанным кодам ОКПД2 и ОКВЭД2.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

 

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и неразмещении в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения.

АО «Метрострой Северной Столицы» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

 

4. Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Эльдолес» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/8065/23 от 10.04.2023, представлен.

Также документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/8065/23 от 10.04.2023, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

В заседании Комиссии объявлялся перерыв до 14:45 (МСК) 24.04.2023.

Как следует протокола рассмотрения первых частей заявок по Закупке от 18.04.2023, размещенного на Официальном сайте 20.04.2023, на участие в Закупке было подано 17 (семнадцать) заявок, 16 (шестнадцать) из которых были допущены закупочной комиссией Заказчика до рассмотрения вторых частей.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

На основании п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В п. 5 Информационной карты Документации установлен предмет договора - поставка пиломатериалов для строительных работ.

Согласно п. 10 Информационной карты Документации требования к закупаемой продукции, включая требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) продукции, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные Заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации,  и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемой продукции потребностям Заказчика, изложены в Техническом задании и Проекте договора (см. ЧАСТЬ I. и ЧАСТЬ II. Закупочной документации), являющимися неотъемлемой частью настоящей документации аукциона.

В п. 29 Информационной карты Документации установлен идентификационный код предмета договора закупки в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (код ОКВЭД2): 16.10 -  Распиловка и строгание древесины.

В соответствии с п. 30 Информационной карты Документации код ОКПД2: 16.10.10.110 -  Пиломатериалы хвойных пород.

Как следует из п. 3.1 Технического задания Документации, товар должен соответствовать всем требованиям СНиП, ГОСТ, правил и стандартов, ТУ завода-изготовителя и/или международным стандартам, указанным в паспорте, и/или сертификате качества завода-изготовителя.

В Приложении №1 к Техническому заданию Документации содержатся сведения о 23 позициях требуемых к поставке товаров, в частности: брус, брусок, доска обрезная, доска необрезная, бревно, а также технические характеристики данных товаров.

В жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком в Информационной карте Документации установлены коды ОКПД2 и ОКВЭД2 для пиломатериалов, не распространяющиеся на некоторые категории требуемых в соответствии с Техническим заданием Документации товаров, в частности, на штучные изделия необработанных хвойных пород (бревно строительное), не относящиеся к пиломатериалам в соответствии с ГОСТ 9463-2016 и ГОСТ 17462-84.

Согласно пояснениям представителя Заказчика установленные коды ОКПД2 и ОКВЭД2 согласно п. п. 29, 30 Информационной карты Документации относятся к большинству позиций, содержащихся в Приложении №1 к Техническому заданию Документации. Кроме того, указанные коды не влияют на возможность подачи заявки потенциальным участником закупки, так как информация о кодах не требуется для предоставления в составе заявки.

Представитель Заказчика также пояснил, что коды ОКПД2 и ОКВЭД2 также зависят от предложенной участником в составе заявки породы дерева бревна и учитываются Заказчиком при заключении договора.

Кроме того, по словам представителя Заказчика, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок по Закупке от 18.04.2023 на участие в Закупке было подано 17 заявок, 16 из которых были допущены до рассмотрения вторых частей. Таким образом, в Документации отсутствуют условия, препятствующие подачи заявки на участие в Закупки.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Заказчика, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что установленные в п. п. 29, 30 Информационной карты Документации сведения о кодах ОКПД2 и ОКВЭД2 для пиломатериалов при наличии в Техническом задании Документации требований к товарам, для которых предусмотрены иные условия классификации согласно кодам ОКПД2 и ОКВЭД2, не позволяют потенциальному участнику представить техническое предложение, соответствующее условиям Документации, и впоследствии поставить надлежащий товар.

Исходя из изложенного Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Заказчика по ненадлежащему установлению в Документации кодов ОКПД2 и ОКВЭД2 исключительно для пиломатериалов при наличии в требованиях Технического задания Документации более широкого перечня товаров, нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу (от 07.04.2023 вх. №8483-ЭП/23) ООО «Эльдолес» на действия заказчика АО «Метрострой Северной Столицы» (ИНН:7810904590; ОГРН:1207800130560) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку пиломатериалов для строительных работ (извещение №32312225911) обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика АО «Метрострой Северной Столицы» (ИНН:7810904590; ОГРН:1207800130560) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку пиломатериалов для строительных работ (извещение №32312225911) нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенные путем ненадлежащего установления в Документации классификации предмета Закупки согласно кодам ОКПД2 и ОКВЭД2, распространяющейся не на все виды товаров, содержащихся в Техническом задании Документации.

3. Не выдавать АО «Метрострой Северной Столицы» (ИНН:7810904590; ОГРН:1207800130560) и его закупочной комиссии предписание об устранении выявленных нарушений, поскольку на участие в процедуре Закупки было подано 17 заявок участников и выявленные нарушения не повлияли на проведение процедуры Закупки.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

 

 

<...>

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны