Решение №78/9996/23 Т02-210/23 по жалобе ООО «Эльдолес» от 27 марта 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе №Т02-210/23
24 апреля 2023 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...>
с участием представителей АО «Метрострой Северной Столицы» (далее – Организатор торгов) и ООО «Эльдолес» (далее – Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 07.04.2023 вх. №8483-ЭП/23) ООО «Эльдолес» на действия заказчика АО «Метрострой Северной Столицы» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку пиломатериалов для строительных работ (извещение №32312225911, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
24 марта 2023 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
№32312225911 (далее — Извещение) о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку пиломатериалов для строительных работ, включая документацию о закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «Метрострой Северной Столицы» (далее – Положение о закупках) в редакции №5 от 27.09.2022, на момент размещения закупки опубликованным на Официальном сайте в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
60 479 237,00 руб. |
2. |
Дата размещения извещения |
24.03.23 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
17.04.2023 в 12:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок |
18.04.2023, 24.04.2024 |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 3, корпус 2, лит. А, пом. 67 Н Р.М. 3 этаж 21 |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре №32312225911 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в Документации описания предмета Закупки, исходя из которого невозможно определить вид требуемого в соответствии с Техническим заданием Документации товара согласно указанным кодам ОКПД2 и ОКВЭД2.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и неразмещении в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения.
АО «Метрострой Северной Столицы» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Эльдолес» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/8065/23 от 10.04.2023, представлен.
Также документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/8065/23 от 10.04.2023, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
В заседании Комиссии объявлялся перерыв до 14:45 (МСК) 24.04.2023.
Как следует протокола рассмотрения первых частей заявок по Закупке от 18.04.2023, размещенного на Официальном сайте 20.04.2023, на участие в Закупке было подано 17 (семнадцать) заявок, 16 (шестнадцать) из которых были допущены закупочной комиссией Заказчика до рассмотрения вторых частей.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
На основании п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
В п. 5 Информационной карты Документации установлен предмет договора - поставка пиломатериалов для строительных работ.
Согласно п. 10 Информационной карты Документации требования к закупаемой продукции, включая требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) продукции, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные Заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемой продукции потребностям Заказчика, изложены в Техническом задании и Проекте договора (см. ЧАСТЬ I. и ЧАСТЬ II. Закупочной документации), являющимися неотъемлемой частью настоящей документации аукциона.
В п. 29 Информационной карты Документации установлен идентификационный код предмета договора закупки в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (код ОКВЭД2): 16.10 - Распиловка и строгание древесины.
В соответствии с п. 30 Информационной карты Документации код ОКПД2: 16.10.10.110 - Пиломатериалы хвойных пород.
Как следует из п. 3.1 Технического задания Документации, товар должен соответствовать всем требованиям СНиП, ГОСТ, правил и стандартов, ТУ завода-изготовителя и/или международным стандартам, указанным в паспорте, и/или сертификате качества завода-изготовителя.
В Приложении №1 к Техническому заданию Документации содержатся сведения о 23 позициях требуемых к поставке товаров, в частности: брус, брусок, доска обрезная, доска необрезная, бревно, а также технические характеристики данных товаров.
В жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком в Информационной карте Документации установлены коды ОКПД2 и ОКВЭД2 для пиломатериалов, не распространяющиеся на некоторые категории требуемых в соответствии с Техническим заданием Документации товаров, в частности, на штучные изделия необработанных хвойных пород (бревно строительное), не относящиеся к пиломатериалам в соответствии с ГОСТ 9463-2016 и ГОСТ 17462-84.
Согласно пояснениям представителя Заказчика установленные коды ОКПД2 и ОКВЭД2 согласно п. п. 29, 30 Информационной карты Документации относятся к большинству позиций, содержащихся в Приложении №1 к Техническому заданию Документации. Кроме того, указанные коды не влияют на возможность подачи заявки потенциальным участником закупки, так как информация о кодах не требуется для предоставления в составе заявки.
Представитель Заказчика также пояснил, что коды ОКПД2 и ОКВЭД2 также зависят от предложенной участником в составе заявки породы дерева бревна и учитываются Заказчиком при заключении договора.
Кроме того, по словам представителя Заказчика, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок по Закупке от 18.04.2023 на участие в Закупке было подано 17 заявок, 16 из которых были допущены до рассмотрения вторых частей. Таким образом, в Документации отсутствуют условия, препятствующие подачи заявки на участие в Закупки.
Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Заказчика, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что установленные в п. п. 29, 30 Информационной карты Документации сведения о кодах ОКПД2 и ОКВЭД2 для пиломатериалов при наличии в Техническом задании Документации требований к товарам, для которых предусмотрены иные условия классификации согласно кодам ОКПД2 и ОКВЭД2, не позволяют потенциальному участнику представить техническое предложение, соответствующее условиям Документации, и впоследствии поставить надлежащий товар.
Исходя из изложенного Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Заказчика по ненадлежащему установлению в Документации кодов ОКПД2 и ОКВЭД2 исключительно для пиломатериалов при наличии в требованиях Технического задания Документации более широкого перечня товаров, нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (от 07.04.2023 вх. №8483-ЭП/23) ООО «Эльдолес» на действия заказчика АО «Метрострой Северной Столицы» (ИНН:7810904590; ОГРН:1207800130560) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку пиломатериалов для строительных работ (извещение №32312225911) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика АО «Метрострой Северной Столицы» (ИНН:7810904590; ОГРН:1207800130560) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку пиломатериалов для строительных работ (извещение №32312225911) нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований нормы статьи, допущенные путем ненадлежащего установления в Документации классификации предмета Закупки согласно кодам ОКПД2 и ОКВЭД2, распространяющейся не на все виды товаров, содержащихся в Техническом задании Документации.
3. Не выдавать АО «Метрострой Северной Столицы» (ИНН:7810904590; ОГРН:1207800130560) и его закупочной комиссии предписание об устранении выявленных нарушений, поскольку на участие в процедуре Закупки было подано 17 заявок участников и выявленные нарушения не повлияли на проведение процедуры Закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.