Решение №78/20880/21 Т02-533/21 по жалобе АО «АльфаСтрахование» от 19 июля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-533/21
14 июля 2021 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от АО «НИЦ ЕЭС» (далее – Организатор торгов) и АО «АльфаСтрахование» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 29.06.2021 вх. № 21213-ЭП/21) АО «АльфаСтрахование» на действия закупочной комиссии Организатора торгов АО «НИЦ ЕЭС» (далее – Закупочная комиссия) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора по лоту № 1 на оказание услуг добровольного медицинского страхования сотрудников (ДМС) (извещение № 32110308974), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
24 мая 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32110308974 о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора по лоту № 1 на оказание услуг добровольного медицинского страхования сотрудников (ДМС) (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «НИЦ ЕЭС» (далее – Положение о закупках) в редакции от 12.05.2021, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
Лот № 1 - 6 817 821,50 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
24.05.2021 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
03.06.2021 в 12:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
15.06.2021 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
Москва, Волоколамское ш., д. 2 |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре № 32110308974 (лот № 1) был заключен договор № 21 LM 2975 от 02.07.2021.
2. Заявитель обжалует неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в осуществлении оценки заявки АО «АльфаСтрахование» по подкритерию «Безубыточный финансовый результат за период 01.01.2018 – 31.12.2020 по РСБУ, тыс. руб.», который оценивается в рамках критерия «Квалификация Участника закупочной процедуры», а также по подкритерию «Предложение вариантов программ страхования членов семьи застрахованных работников с различными входящими в каждую программу страхования услугами», который оценивается в рамках критерия «Качество оказываемых услуг», в порядке, не соответствующем Документации.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
АО «НИЦ ЕЭС» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу АО «АльфаСтрахование» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/19270/21 от 01.07.2021, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/19270/21 от 01.07.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
-
-
-
информационная открытость закупки;
-
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
-
целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
-
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
-
-
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии по подведению итогов № 3-55/ЕЭС-2021 от 21.06.2021 к участию в процедуре Закупки по лоту № 1 было допущено 5 заявок, в том числе заявка АО «АльфаСтрахование». По результатам оценки заявок Закупочной комиссией было принято решение присвоить заявке АО «АльфаСтрахование» 0 баллов по подркитерию «Безубыточный финансовый результат за период 01.01.2018 – 31.12.2020 по РСБУ, тыс. руб.», а также 0 баллов по подкритерию «Предложение вариантов программ страхования членов семьи застрахованных работников с различными входящими в каждую программу страхования услугами».
Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
Как следует из п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Приложением № 1 к информационной карте Документации (далее — Информационная карта) определены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, величины их значимости и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке:
1) «Цена договора» — 75%.
2) «Квалификация Участника закупочной процедуры» - 15%:
2.1. «Уровень собственного капитала по состоянию на 31.12.2020 г.» - 10%;
2.2. «Уровень покрытия страховых резервов собственным капиталом по состоянию на 31.12.2020 г.» - 10%;
2.3. «Безубыточный финансовый результат за период 01.01.2018 – 31.12.2020 по РСБУ, тыс. руб.» - 15%;
2.4. «Общий размер страховых премий по договорам добровольного медицинского страхования с юридическими лицами за период 01.01.2018 – 31.12.2020 в совокупности, тыс. руб.» - 25%;
2.5. «Рейтинг финансовой надежности национального аккредитованного Банком России агентства «Эксперт РА»» - 30;
2.6. «Наличие заключенных прямых договоров с ЛПУ, указанных в приложении № 1 к разделу V «Техническая часть»» - 10%.
3) «Качество оказываемых услуг» - 10%:
3.1. «Предложение по дополнительному расширению страхового покрытия по ДМС по договору страхования» - 30%;
3.2. «Предложение по сокращению перечня исключений по каждой программе страхования ДМС, кроме программы ДМС «4»» - 30%;
3.3. «Предложение по условиям добровольного медицинского страхования членов семьи застрахованных работников на следующих условиях (осуществляется за счет собственных средств Застрахованных в течение 3 месяцев с даты начала периода страхования)» - 10%;
3.4. «Предложение вариантов программ страхования членов семьи застрахованных работников с различными входящими в каждую программу страхования услугами» - 5%;
3.5. «Предложение (льготные условия) по страхованию от онкологических заболеваний (диагностика и лечение в клиниках РФ и за рубежом) для работников и членов их семей» - 25%.
На основании п. 1.2.3 приложения № 1 к Информационной карте рейтинг, присуждаемый заявке по подкритерию «Безубыточный финансовый результат за период 01.01.2018 – 31.12.2020 по РСБУ», определяется в следующем порядке:
-
15 баллов присваивается при наличии положительного финансового результата (прибыли) во всех отчетных периодах (2018, 2019, 2020 гг.);
-
0 баллов – при наличии отрицательного финансового результата (убытков) в любом из отчетных периодов (2018 г., 2019 г., 2020 г.).
Заявитель в жалобе указывает на то, что в составе заявки АО «АльфаСтрахование» была приложена отчетность по РСБУ за период 01.01.2018 - 31.12.2020 в полном объёме (расположение в архивах «часть 3» и «часть 4» в составе заявки). Из отчета видно, что у общества имеется положительный финансовый результат (прибыль) во всех отчетных периодах (2018, 2019, 2020 г). Вместе с тем данные сведения не были учтены комиссией заказчика при подсчете баллов. Факт представления отчетности в составе заявки подтверждается тем, что данные из указанного отчета заказчиком использовались для расчета баллов по п. 2.1 и п. 2.2 подкритерия и были учтены. Однако заявке АО «АльфаСтрахование» по подкритерию «Безубыточный финансовый результат за период 01.01.2018 - 31.12.2020 по РСБУ, тыс. руб.» необоснованно присвоено 0 баллов.
Представители Организатора торгов пояснили, что оценка представленных Заявителем в составе своей заявки была произведена исходя из следующего: результат от страховой деятельности Заявителя по данным консолидированной отчетности до вычета операционных расходов по страховым операциям за 2020 год составил убыток 37 млн рублей, за 2019 год прибыль 7 007 млн рублей. Данный показатель был взят в расчет по следующим причинам:
-
Большую долю прибыли Заявителя составляют процентные, валютные доходы и доходы по операциям с финансовыми активами, что не является основной деятельностью Заявителя.
-
В отчетности ОСБУ не отражены корректировки ОНА, ОНО балансовым методом согласно изменениям в ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (Приказ Минфина России от 20.11.2018 № 236н), при этом с 1 января 2008 г. страховые компании применяют ПБУ 18/02. В 2019 году Заявителем по данным ОСБУ получена прибыль 1,4 млрд рублей, при этом изменение показателя нераспределенной прибыли за 2019 год составило (-4,1) млрд рублей.
-
За 2020 год Заявителем впервые за годы существования был присвоен рейтинг ruAAA, в том числе за счет прироста чистой прибыли относительно 2019 года, при этом 09.06.2021 года у компании Группы ООО «АльфаСтрахование-жизнь» отозван рейтинг. Данное изменение внутри Группы создает неопределенность в оценке Заявителя и негативное отношение в оценке.
-
На сайте Заявителя отсутствует раскрытие финансовой информации.
Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что порядок оценки, примененный в отношении заявки АО «АльфаСтрахование» на этапе оценки и сопоставления заявок по подкритерию «Безубыточный финансовый результат за период 01.01.2018 – 31.12.2020 по РСБУ», который оценивается в рамках критерия «Квалификация Участника закупочной процедуры», не предусмотрен условиями Документации.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России полагает, что оценка заявки АО «АльфаСтрахование» по подкритерию «Безубыточный финансовый результат за период 01.01.2018 – 31.12.2020 по РСБУ», который оценивается в рамках критерия «Квалификация Участника закупочной процедуры», осуществлена Закупочной комиссией Организатора торгов в порядке и по условиям, которые не указаны в Документации.
Как следует из п. 1.3.4 приложения № 1 к Информационной карте, рейтинг, присуждаемый заявке по подкритерию «Предложение вариантов программ страхования членов семьи застрахованных работников с различными входящими в каждую программу страхования услугами (амбулаторно-поликлиническая помощь, стоматология, помощь на дому, госпитализация (плановая и/или экстренная) и скорая медицинская помощь (при наличии данной услуги в городе) и ЛПУ)», определяется в следующем порядке:
-
при предложении менее 5 вариантов – 0 баллов;
-
при предложении 5 вариантов и более – 5 баллов.
Заявитель в жалобе указывает на то, что в составе заявки АО «АльфаСтрахование» предоставлены варианты программ страхования членов семей работников (расположение в архиве «часть 1»). Однако в нарушение условий Документации в итоговом протоколе, Заявителю также присвоено 0 баллов.
Представители Организатора торгов пояснили, что в пункте 4 дополнительных предложений участников приложения № 3.1. к письму о подаче оферты № 299/045/21 от 01.06.2021 (часть 1 архива Заявителя) Заявитель предложил только 2 варианта программ страхования членов семей застрахованных работников с различными входящими в каждую программу страхования услугами. Исходя из предложений Заявителя по указанному подкритерию ему было присвоено 0 баллов.
Комиссия СПб УФАС России, проанализировав представленные документы, приходит к выводу об обоснованности присвоения 0 баллов заявке АО «АльфаСтрахование» по подкритерию «Предложение вариантов программ страхования членов семьи застрахованных работников с различными входящими в каждую программу страхования услугами», который оценивается в рамках критерия «Качество оказываемых услуг», ввиду того, что в составе заявки АО «АльфаСтрахование» было поименовано только 2 варианта программ страхования членов семей застрахованных работников, что являлось основанием для присвоения заявке АО «АльфаСтрахование» 0 баллов по указанному подкритерию оценки согласно п. 1.3.4 приложения № 1 к Информационной карте.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России полагает, что оценка заявки АО «АльфаСтрахование» по подкритерию «Предложение вариантов программ страхования членов семьи застрахованных работников с различными входящими в каждую программу страхования услугами», который оценивается в рамках критерия «Качество оказываемых услуг», осуществлена Закупочной комиссией Организатора торгов в порядке, соответствующем Документации.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов по неправомерному осуществлению оценки заявки АО «АльфаСтрахование» по подкритерию «Безубыточный финансовый результат за период 01.01.2018 – 31.12.2020 по РСБУ», который оценивается в рамках критерия «Квалификация Участника закупочной процедуры», в порядке, не соответствующем Документации, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в осуществлении оценки по условиям и в порядке, которые не указаны в документации о Закупке, допущенное при проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 29.06.2021 вх. № 21213-ЭП/21) АО «АльфаСтрахование» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов АО «НИЦ ЕЭС» (ИНН: 7729589570, ОГРН: 1077763377834) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора по лоту № 1 на оказание услуг добровольного медицинского страхования сотрудников (ДМС) (извещение № 32110308974) обоснованной.
2) Признать в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов АО «НИЦ ЕЭС» (ИНН: 7729589570, ОГРН: 1077763377834) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора по лоту № 1 на оказание услуг добровольного медицинского страхования сотрудников (ДМС) (извещение № 32110308974) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в осуществлении оценки по условиям и в порядке, которые не указаны в документации о Закупке, допущенное путем неправомерного осуществления оценки заявки АО «АльфаСтрахование» по подкритерию «Безубыточный финансовый результат за период 01.01.2018 – 31.12.2020 по РСБУ», который оценивается в рамках критерия «Квалификация Участника закупочной процедуры», в порядке, не соответствующем Документации.
3) Не выдавать Организатору торгов АО «НИЦ ЕЭС» (ИНН: 7729589570, ОГРН: 1077763377834) и его Закупочной комиссии предписание об устранении выявленных нарушений ввиду наличия договора № 21 LM 2975 от 02.07.2021, заключенного по результатам проведения процедуры Закупки.
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.