Решение №78/20880/21 Т02-533/21 по жалобе АО «АльфаСтрахование» от 19 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-533/21

14 июля 2021 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от АО «НИЦ ЕЭС» (далее – Организатор торгов) и АО «АльфаСтрахование» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 29.06.2021 вх. № 21213-ЭП/21) АО «АльфаСтрахование» на действия закупочной комиссии Организатора торгов АО «НИЦ ЕЭС» (далее – Закупочная комиссия) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора по лоту № 1 на оказание услуг добровольного медицинского страхования сотрудников (ДМС) (извещение № 32110308974), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

24 мая 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32110308974 о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора по лоту № 1 на оказание услуг добровольного медицинского страхования сотрудников (ДМС) (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «НИЦ ЕЭС» (далее – Положение о закупках) в редакции от 12.05.2021, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

Лот № 1 - 6 817 821,50 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

24.05.2021

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

03.06.2021 в 12:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

15.06.2021 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

Москва, Волоколамское ш., д. 2

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре № 32110308974 (лот № 1) был заключен договор № 21 LM 2975 от 02.07.2021.

2. Заявитель обжалует неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в осуществлении оценки заявки АО «АльфаСтрахование» по подкритерию «Безубыточный финансовый результат за период 01.01.2018 – 31.12.2020 по РСБУ, тыс. руб.», который оценивается в рамках критерия «Квалификация Участника закупочной процедуры», а также по подкритерию «Предложение вариантов программ страхования членов семьи застрахованных работников с различными входящими в каждую программу страхования услугами», который оценивается в рамках критерия «Качество оказываемых услуг», в порядке, не соответствующем Документации.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

АО «НИЦ ЕЭС» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу АО «АльфаСтрахование» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/19270/21 от 01.07.2021, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/19270/21 от 01.07.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

      1. информационная открытость закупки;

      2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

      3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

      4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с протоколом заседания закупочной комиссии по подведению итогов № 3-55/ЕЭС-2021 от 21.06.2021 к участию в процедуре Закупки по лоту № 1 было допущено 5 заявок, в том числе заявка АО «АльфаСтрахование». По результатам оценки заявок Закупочной комиссией было принято решение присвоить заявке АО «АльфаСтрахование» 0 баллов по подркитерию «Безубыточный финансовый результат за период 01.01.2018 – 31.12.2020 по РСБУ, тыс. руб.», а также 0 баллов по подкритерию «Предложение вариантов программ страхования членов семьи застрахованных работников с различными входящими в каждую программу страхования услугами».

Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.

Как следует из п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Приложением № 1 к информационной карте Документации (далее — Информационная карта) определены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, величины их значимости и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке:

1) «Цена договора» — 75%.

2) «Квалификация Участника закупочной процедуры» - 15%:

2.1. «Уровень собственного капитала по состоянию на 31.12.2020 г.» - 10%;

2.2. «Уровень покрытия страховых резервов собственным капиталом по состоянию на 31.12.2020 г.» - 10%;

2.3. «Безубыточный финансовый результат за период 01.01.2018 – 31.12.2020 по РСБУ, тыс. руб.» - 15%;

2.4. «Общий размер страховых премий по договорам добровольного медицинского страхования с юридическими лицами за период 01.01.2018 – 31.12.2020 в совокупности, тыс. руб.» - 25%;

2.5. «Рейтинг финансовой надежности национального аккредитованного Банком России агентства «Эксперт РА»» - 30;

2.6. «Наличие заключенных прямых договоров с ЛПУ, указанных в приложении № 1 к разделу V «Техническая часть»» - 10%.

3) «Качество оказываемых услуг» - 10%:

3.1. «Предложение по дополнительному расширению страхового покрытия по ДМС по договору страхования» - 30%;

3.2. «Предложение по сокращению перечня исключений по каждой программе страхования ДМС, кроме программы ДМС «4»» - 30%;

3.3. «Предложение по условиям добровольного медицинского страхования членов семьи застрахованных работников на следующих условиях (осуществляется за счет собственных средств Застрахованных в течение 3 месяцев с даты начала периода страхования)» - 10%;

3.4. «Предложение вариантов программ страхования членов семьи застрахованных работников с различными входящими в каждую программу страхования услугами» - 5%;

3.5. «Предложение (льготные условия) по страхованию от онкологических заболеваний (диагностика и лечение в клиниках РФ и за рубежом) для работников и членов их семей» - 25%.

На основании п. 1.2.3 приложения № 1 к Информационной карте рейтинг, присуждаемый заявке по подкритерию «Безубыточный финансовый результат за период 01.01.2018 – 31.12.2020 по РСБУ», определяется в следующем порядке:

  • 15 баллов присваивается при наличии положительного финансового результата (прибыли) во всех отчетных периодах (2018, 2019, 2020 гг.);

  • 0 баллов – при наличии отрицательного финансового результата (убытков) в любом из отчетных периодов (2018 г., 2019 г., 2020 г.).

Заявитель в жалобе указывает на то, что в составе заявки АО «АльфаСтрахование» была приложена отчетность по РСБУ за период 01.01.2018 - 31.12.2020 в полном объёме (расположение в архивах «часть 3» и «часть 4» в составе заявки). Из отчета видно, что у общества имеется положительный финансовый результат (прибыль) во всех отчетных периодах (2018, 2019, 2020 г). Вместе с тем данные сведения не были учтены комиссией заказчика при подсчете баллов. Факт представления отчетности в составе заявки подтверждается тем, что данные из указанного отчета заказчиком использовались для расчета баллов по п. 2.1 и п. 2.2 подкритерия и были учтены. Однако заявке АО «АльфаСтрахование» по подкритерию «Безубыточный финансовый результат за период 01.01.2018 - 31.12.2020 по РСБУ, тыс. руб.» необоснованно присвоено 0 баллов.

Представители Организатора торгов пояснили, что оценка представленных Заявителем в составе своей заявки была произведена исходя из следующего: результат от страховой деятельности Заявителя по данным консолидированной отчетности до вычета операционных расходов по страховым операциям за 2020 год составил убыток 37 млн рублей, за 2019 год прибыль 7 007 млн рублей. Данный показатель был взят в расчет по следующим причинам:

  • Большую долю прибыли Заявителя составляют процентные, валютные доходы и доходы по операциям с финансовыми активами, что не является основной деятельностью Заявителя.

  • В отчетности ОСБУ не отражены корректировки ОНА, ОНО балансовым методом согласно изменениям в ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" (Приказ Минфина России от 20.11.2018 № 236н), при этом с 1 января 2008 г. страховые компании применяют ПБУ 18/02. В 2019 году Заявителем по данным ОСБУ получена прибыль 1,4 млрд рублей, при этом изменение показателя нераспределенной прибыли за 2019 год составило (-4,1) млрд рублей.

  • За 2020 год Заявителем впервые за годы существования был присвоен рейтинг ruAAA, в том числе за счет прироста чистой прибыли относительно 2019 года, при этом 09.06.2021 года у компании Группы ООО «АльфаСтрахование-жизнь» отозван рейтинг. Данное изменение внутри Группы создает неопределенность в оценке Заявителя и негативное отношение в оценке.

  • На сайте Заявителя отсутствует раскрытие финансовой информации.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что порядок оценки, примененный в отношении заявки АО «АльфаСтрахование» на этапе оценки и сопоставления заявок по подкритерию «Безубыточный финансовый результат за период 01.01.2018 – 31.12.2020 по РСБУ», который оценивается в рамках критерия «Квалификация Участника закупочной процедуры», не предусмотрен условиями Документации.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России полагает, что оценка заявки АО «АльфаСтрахование» по подкритерию «Безубыточный финансовый результат за период 01.01.2018 – 31.12.2020 по РСБУ», который оценивается в рамках критерия «Квалификация Участника закупочной процедуры», осуществлена Закупочной комиссией Организатора торгов в порядке и по условиям, которые не указаны в Документации.

Как следует из п. 1.3.4 приложения № 1 к Информационной карте, рейтинг, присуждаемый заявке по подкритерию «Предложение вариантов программ страхования членов семьи застрахованных работников с различными входящими в каждую программу страхования услугами (амбулаторно-поликлиническая помощь, стоматология, помощь на дому, госпитализация (плановая и/или экстренная) и скорая медицинская помощь (при наличии данной услуги в городе) и ЛПУ)», определяется в следующем порядке:

  • при предложении менее 5 вариантов – 0 баллов;

  • при предложении 5 вариантов и более – 5 баллов.

Заявитель в жалобе указывает на то, что в составе заявки АО «АльфаСтрахование» предоставлены варианты программ страхования членов семей работников (расположение в архиве «часть 1»). Однако в нарушение условий Документации в итоговом протоколе, Заявителю также присвоено 0 баллов.

Представители Организатора торгов пояснили, что в пункте 4 дополнительных предложений участников приложения № 3.1. к письму о подаче оферты № 299/045/21 от 01.06.2021 (часть 1 архива Заявителя) Заявитель предложил только 2 варианта программ страхования членов семей застрахованных работников с различными входящими в каждую программу страхования услугами. Исходя из предложений Заявителя по указанному подкритерию ему было присвоено 0 баллов.

Комиссия СПб УФАС России, проанализировав представленные документы, приходит к выводу об обоснованности присвоения 0 баллов заявке АО «АльфаСтрахование» по подкритерию «Предложение вариантов программ страхования членов семьи застрахованных работников с различными входящими в каждую программу страхования услугами», который оценивается в рамках критерия «Качество оказываемых услуг», ввиду того, что в составе заявки АО «АльфаСтрахование» было поименовано только 2 варианта программ страхования членов семей застрахованных работников, что являлось основанием для присвоения заявке АО «АльфаСтрахование» 0 баллов по указанному подкритерию оценки согласно п. 1.3.4 приложения № 1 к Информационной карте.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России полагает, что оценка заявки АО «АльфаСтрахование» по подкритерию «Предложение вариантов программ страхования членов семьи застрахованных работников с различными входящими в каждую программу страхования услугами», который оценивается в рамках критерия «Качество оказываемых услуг», осуществлена Закупочной комиссией Организатора торгов в порядке, соответствующем Документации.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов по неправомерному осуществлению оценки заявки АО «АльфаСтрахование» по подкритерию «Безубыточный финансовый результат за период 01.01.2018 – 31.12.2020 по РСБУ», который оценивается в рамках критерия «Квалификация Участника закупочной процедуры», в порядке, не соответствующем Документации, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в осуществлении оценки по условиям и в порядке, которые не указаны в документации о Закупке, допущенное при проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу (от 29.06.2021 вх. № 21213-ЭП/21) АО «АльфаСтрахование» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов АО «НИЦ ЕЭС» (ИНН: 7729589570, ОГРН: 1077763377834) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора по лоту № 1 на оказание услуг добровольного медицинского страхования сотрудников (ДМС) (извещение № 32110308974) обоснованной.

2) Признать в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов АО «НИЦ ЕЭС» (ИНН: 7729589570, ОГРН: 1077763377834) при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора по лоту № 1 на оказание услуг добровольного медицинского страхования сотрудников (ДМС) (извещение № 32110308974) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в осуществлении оценки по условиям и в порядке, которые не указаны в документации о Закупке, допущенное путем неправомерного осуществления оценки заявки АО «АльфаСтрахование» по подкритерию «Безубыточный финансовый результат за период 01.01.2018 – 31.12.2020 по РСБУ», который оценивается в рамках критерия «Квалификация Участника закупочной процедуры», в порядке, не соответствующем Документации.

3) Не выдавать Организатору торгов АО «НИЦ ЕЭС» (ИНН: 7729589570, ОГРН: 1077763377834) и его Закупочной комиссии предписание об устранении выявленных нарушений ввиду наличия договора № 21 LM 2975 от 02.07.2021, заключенного по результатам проведения процедуры Закупки.

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны