Решение №78/14981/23 Т02-305/23 по жалобе ООО «ПСК Спектр» от 20 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе №Т02-305/23

 

15 июня 2023 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<…> ;

с участием представителей ПАО «Ростелеком» (далее – Заказчик) и ООО «ПСК Спектр» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 25.05.2023 вх. №12911-ЭП/23) ООО «ПСК Спектр» на действия ПАО «Ростелеком» при проведении отбора предложений на поставку Модульных Блок-Контейнеров и выполнение Строительно-Монтажных Работ по их установки на территории Красноярского края и Иркутской области для нужд ПАО «Ростелеком» (извещение №RT07032300045, лот №1), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

07 марта 2023 года на сайте электронной торговой площадки АО «ЕЭТП» https://www.roseltorg.ru/ в сети Интернет (далее – ЭТП) было опубликовано извещение №RT07032300045 о проведении отбора предложений на поставку модульных блок-контейнеров и выполнение строительно-монтажных работ по их установки на территории Красноярского края и Иркутской области для нужд ПАО «Ростелеком», включая документацию о Закупке (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ПАО «Ростелеком», версия 56 от 15.02.2023 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

Лот №1 - 1 785 370,00 руб.

Лот №2 - 2 141 500,00 руб.

2.

Дата размещения извещения
(по местному времени заказчика)

07.03.23 (МСК)

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

11.05.23 в 06:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок
(по местному времени заказчика)

31.05.23 в 16:00 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

191167, г. Санкт-Петербург, Синопская наб., д. 14, лит.А.

 

2. По мнению Заявителя в рамках оценки заявок по критерию «Опыт выполненных работ» Раздела VI «Критерии и порядок оценки заявок» Документации закупочной комиссией Заказчика применен ненадлежащий порядок присуждения баллов по критерию, определенный в нарушение положений Закона №223-ФЗ, кроме того, условия оценки по критерию «Наличие Сертификата качества» Документации не описаны должным образом, кроме того закупочной комиссией Заказчика при оценке по критерию применялось иное наименование критерия.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/12688/23 от 29 мая 2023 года, представлены в заседание Комиссии.

На момент рассмотрения жалобы по существу по лотам №№1,2 процедуры №RT07032300045 Заказчиком заключены договоры.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

В соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 31.12.2017 N 505-ФЗ;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

ПАО «Ростелеком» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

На основании п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Как следует из протокола рассмотрения заявок и подведения итогов по Закупке RT07032300045/3 от 19.05.2023, к оценке по лоту №1 было допущено четыре заявки, включая заявку ООО «ПСК «Спектр».

Согласно вышеуказанному протоколу заявке ООО «ПСК «Спектр» закупочной комиссией Заказчика было присвоено 3,7 балла по критерию «Опыт выполнения работ (Rbi)», а также ноль баллов по критерию «Сертификат соответствия (Rci)».

Согласно п. 7.2.2 Документации оценка и сопоставление заявок осуществляется в соответствии с критериями и порядком оценки заявок, предусмотренными в разделе VI «КРИТЕРИИ И ПОРЯДОК ОЦЕНКИ ЗАЯВОК» документации.

В соответствии с пп. 6 п. 11 Информационной карты Документации в составе заявки участник предоставляет документы, предусмотренные разделом VI «КРИТЕРИИ И ПОРЯДОК ОЦЕНКИ ЗАЯВОК» документации, необходимые исключительно для оценки заявок:

-Форма №5 Справка об опыте:

- Копии договора(ов) и актов, подтверждающих выполнение аналогичных работ за последние 2 года, предшествующие дате размещения извещения о проведении закупки, либо перечнем соответствующих договоров, составленного по форме 5, раздела III настоящей Документации, с обязательным приложением копий актов приемки, подтверждающих выполнение аналогичных работ (содержащие соответствующие подписи сторон).

Согласно разделу VI Документации оценка и сопоставление заявок осуществляется с использованием следующих критериев оценки заявок:

 

Наименование критерия оценки

Вес (коэффициент значимости) критерия оценки, % (V)

 

 

1.

(Аi) Цена договора

60% (V1)*

2.

(Bi) Опыт выполнения работ»

35% (V2)

3.

(Ci) Сертификат качества

5% (V3)

 

В разделе VI Документации приведен порядок оценки заявок по критерию «Опыт выполненных работ», а именно:

Описание предмета оценки по критерию: оценивается подтвержденная участником в составе заявки информация о стоимости исполненных договоров на выполнение аналогичных работ*.

Требования к документам, подтверждающим оцениваемые сведения:

Bi   Опыт выполнения работ Vвi

Для присуждения баллов по критерию «Наличие опыта выполненных работ» к рассмотрению принимаются документы отвечающие следующим требованиям:

(Bi1) Наличие выполненных договоров на аналогичные работы* за последние 2 (два) года, предшествующие дате размещения извещения о проведении закупки с приложением копии(й) договора(ов) и с обязательным приложением копии(й) акта(ов) приемки в качестве подтверждения выполнения работ (КС2, КС3).

 

 

* Под Аналогичными работами понимаются работы по производству и установке модульных блок-контейнеров или быстровозводимых зданий, аналогичных по составу работ и предмету настоящей закупки.

 

Перечень соответствующих договоров, составленным по форме 5, раздела III настоящей Документации, с обязательным приложением копий договоров и актов приемки (КС2, КС3, содержащие соответствующие подписи сторон), подтверждающих выполнение аналогичных работ* за последние 2 года, предшествующие дате размещения извещения о проведении закупки.

К расчету не принимаются:

1) договоры при наличии факта расторжения с Обществом на аналогичные работы*, заключенного между Участником закупки и ПАО «Ростелеком», в следствии ненадлежащего исполнения обязательств Подрядчиком за 2 года, предшествующие дате размещения закупки.

2) акты выполненных работ, при наличии претензий или замечаний по  заключенным договорам между участником закупки и ПАО «Ростелеком» на аналогичные работы* за 2 года, предшествующие дате размещения закупки.

 

Непредставление участником в составе заявки указанных выше сведений и документов будет расцениваться Закупочной комиссией как непредставление требуемых сведений и документов, но не будет являться основанием для отклонения участника закупки.

В целях систематизации информации о количестве заключенных и исполненных договоров рекомендуется формировать сведения о каждом договоре в единый файл, который должен содержать: договор + Акт(ы) сдачи-приемки выполненных по такому договору. Один файл = Один договор + Акт(ы) сдачи-приемки выполненных работ. Наименование файла должно содержать порядковый номер договора в соответствии с Формой 5, а также указание на заказчика (контрагента) по договору.

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о том, что в описании порядка оценки по критерию «Опыт выполненных работ» Документации Заказчиком установлен необоснованный и дискриминационный порядок расчета рейтинга по критерию, предусматривающий непринятие к учету представленных договоров при наличии факта расторжения с Обществом на аналогичные работы, заключенного между участником закупки и ПАО «Ростелеком», вследствие ненадлежащего исполнения обязательств Подрядчиком за 2 года, предшествующие дате размещения закупки, а также актов выполненных работ при наличии претензий или замечаний по  заключенным договорам между участником закупки и ПАО «Ростелеком» на аналогичные работы за 2 года, предшествующие дате размещения закупки, что является несоразмерным возможным фактам наличия случаев расторжения договора или ненадлежащего исполнения обязанностей исполнителем такого договора, равно как и иному имеющемуся у участника опыту выполнения аналогичных работ в отсутствие претензий со стороны заказчика.

Таким образом порядок расчета рейтинга по критерию по критерию «Опыт выполненных работ» Документации при определенных обстоятельствах необоснованно нивелирует имеющийся у участника положительный опыт надлежащим образом исполненных договоров в рамках критерия.

На основании указанного Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение закупочной комиссии Заказчика о начислении заявке ООО «ПСК «Спектр» 3,7 балла согласно протоколу рассмотрения заявок и подведения итогов по Закупке RT07032300045/3 от 19.05.2023 было принято, исходя из установленного Заказчиком ненадлежащего порядка расчета рейтинга по критерию «Опыт выполненных работ».

В разделе VI Документации содержится порядок оценки заявок по критерию «Наличие Сертификата качества» (Ci), а именно:

 

Описание предмета оценки по критерию:

1) Оценивается наличие Сертификата соответствия на продукцию аналогичную предмету закупки*

* модульных блок-контейнеров или быстровозводимых зданий.

 

Рейтинг, присуждаемый по критерию, определяется:

 

RCi

Баллы

Наличие Сертификата качества

100

Отсутствие Сертификата качества

0

 

 

При этом согласно разделу VI Документации критерий оценки определен как «(Ci) Сертификат качества», тогда как в протоколе рассмотрения заявок и подведения итогов по Закупке RT07032300045/3 от 19.05.2023 баллы в числе прочего начислялись по критерию «Сертификат соответствия (Rci)».

В свою очередь в пп. 6 п. 11 Информационной карты Документации среди документов, предусмотренных разделом VI «КРИТЕРИИ И ПОРЯДОК ОЦЕНКИ ЗАЯВОК» документации, необходимых исключительно для оценки заявок, не содержится ни серитфикатов качества, ни сертификатов соответствия.

Таким образом Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что в Документации содержится ненадлежащий порядок расчета рейтинга по критерию «(Ci) Сертификат качества» Документации, не позволяющий однозначным образом определить характер и форму представляемых для получения положительного рейтинга по критерию документов и сведений.

На основании указанного Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что ввиду неустановления Заказчиком надлежащего порядка расчета рейтинга по критерию «(Ci) Сертификат качества» и неверного обозначения критерия, решение закупочной комиссии Заказчика о начислении заявке ООО «ПСК «Спектр» ноля баллов согласно протоколу рассмотрения заявок и подведения итогов по Закупке RT07032300045/3 от 19.05.2023 было принято, основываясь на ненадлежащем положении Документации в части порядка оценки по критерию «Опыт выполненных работ».

На основании указанного Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение закупочной комиссии Заказчика о начислении заявке ООО «ПСК «Спектр» ноля баллов по критерию «(Ci) Сертификат качества» согласно протоколу рассмотрения заявок и подведения итогов по Закупке RT07032300045/3 от 19.05.2023 было принято в условиях неустановления Заказчиком надлежащего порядка расчета рейтинга по критерию «(Ci) Сертификат качества».

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Заказчика по неправомерному установлению согласно разделу VI Документации дискриминационного порядка оценки по критерию «Опыт выполненных работ», а также по неправомерному неустановлению надлежащего порядка расчета рейтинга по критерию «(Ci) Сертификат качества» и неверному обозначению критерия нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей и ненадлежащем их соблюдении, допущенные при организации и проведении Закупки.

 

4. Рассмотрев жалобу (от 25.05.2023 вх. №12911-ЭП/23) ООО «ПСК Спектр» на действия ПАО «Ростелеком» при проведении отбора предложений на поставку Модульных Блок-Контейнеров и выполнение Строительно-Монтажных Работ по их установки на территории Красноярского края и Иркутской области для нужд ПАО «Ростелеком» (извещение №RT07032300045, лот №1), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях ПАО «Ростелеком» нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

 

 

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу (от 25.05.2023 вх. №12911-ЭП/23) ООО «ПСК Спектр» на действия ПАО «Ростелеком» (ИНН:7707049388; ОГРН:1027700198767) при проведении отбора предложений на поставку Модульных Блок-Контейнеров и выполнение Строительно-Монтажных Работ по их установки на территории Красноярского края и Иркутской области для нужд ПАО «Ростелеком» (извещение №RT07032300045, лот №1) обоснованной.

 

2) Признать в действиях заказчика ПАО «Ростелеком» (ИНН:7707049388; ОГРН:1027700198767) при организации и проведении отбора предложений на поставку модульных блок-контейнеров и выполнение строительно-монтажных работ по их установки на территории Красноярского края и Иркутской области для нужд ПАО «Ростелеком» (извещение №RT07032300045, лот №1) нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей и ненадлежащем их соблюдении, допущенные путем неправомерного установления согласно разделу VI Документации дискриминационного порядка оценки по критерию «Опыт выполненных работ», а также путем неправомерного неустановления надлежащего порядка расчета рейтинга по критерию «(Ci) Сертификат качества» и неверного обозначения критерия.

 

3) Не выдавать заказчику ПАО «Ростелеком» (ИНН:7707049388; ОГРН:1027700198767) предписание об устранении выявленных нарушений при организации и проведении отбора предложений на поставку модульных блок-контейнеров и выполнение строительно-монтажных работ по их установки на территории Красноярского края и Иркутской области для нужд ПАО «Ростелеком» (извещение №RT07032300045, лот №1) ввиду наличия договора, заключенного по итогам отбора предложений на поставку модульных блок-контейнеров и выполнение строительно-монтажных работ по их установки на территории Красноярского края и Иркутской области для нужд ПАО «Ростелеком» (извещение №RT07032300045, лот №1)

 

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.

 

 

<…>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны