Решение №78/14981/23 Т02-305/23 по жалобе ООО «ПСК Спектр» от 20 июня 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе №Т02-305/23
15 июня 2023 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<…> ;
с участием представителей ПАО «Ростелеком» (далее – Заказчик) и ООО «ПСК Спектр» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 25.05.2023 вх. №12911-ЭП/23) ООО «ПСК Спектр» на действия ПАО «Ростелеком» при проведении отбора предложений на поставку Модульных Блок-Контейнеров и выполнение Строительно-Монтажных Работ по их установки на территории Красноярского края и Иркутской области для нужд ПАО «Ростелеком» (извещение №RT07032300045, лот №1), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
07 марта 2023 года на сайте электронной торговой площадки АО «ЕЭТП» https://www.roseltorg.ru/ в сети Интернет (далее – ЭТП) было опубликовано извещение №RT07032300045 о проведении отбора предложений на поставку модульных блок-контейнеров и выполнение строительно-монтажных работ по их установки на территории Красноярского края и Иркутской области для нужд ПАО «Ростелеком», включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ПАО «Ростелеком», версия 56 от 15.02.2023 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
Лот №1 - 1 785 370,00 руб. Лот №2 - 2 141 500,00 руб. |
2. |
Дата размещения извещения |
07.03.23 (МСК) |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
11.05.23 в 06:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок |
31.05.23 в 16:00 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
191167, г. Санкт-Петербург, Синопская наб., д. 14, лит.А. |
2. По мнению Заявителя в рамках оценки заявок по критерию «Опыт выполненных работ» Раздела VI «Критерии и порядок оценки заявок» Документации закупочной комиссией Заказчика применен ненадлежащий порядок присуждения баллов по критерию, определенный в нарушение положений Закона №223-ФЗ, кроме того, условия оценки по критерию «Наличие Сертификата качества» Документации не описаны должным образом, кроме того закупочной комиссией Заказчика при оценке по критерию применялось иное наименование критерия.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/12688/23 от 29 мая 2023 года, представлены в заседание Комиссии.
На момент рассмотрения жалобы по существу по лотам №№1,2 процедуры №RT07032300045 Заказчиком заключены договоры.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
В соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:
1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;
2) утратил силу. - Федеральный закон от 31.12.2017 N 505-ФЗ;
2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;
3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;
4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;
5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;
6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
ПАО «Ростелеком» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Как следует из протокола рассмотрения заявок и подведения итогов по Закупке RT07032300045/3 от 19.05.2023, к оценке по лоту №1 было допущено четыре заявки, включая заявку ООО «ПСК «Спектр».
Согласно вышеуказанному протоколу заявке ООО «ПСК «Спектр» закупочной комиссией Заказчика было присвоено 3,7 балла по критерию «Опыт выполнения работ (Rbi)», а также ноль баллов по критерию «Сертификат соответствия (Rci)».
Согласно п. 7.2.2 Документации оценка и сопоставление заявок осуществляется в соответствии с критериями и порядком оценки заявок, предусмотренными в разделе VI «КРИТЕРИИ И ПОРЯДОК ОЦЕНКИ ЗАЯВОК» документации.
В соответствии с пп. 6 п. 11 Информационной карты Документации в составе заявки участник предоставляет документы, предусмотренные разделом VI «КРИТЕРИИ И ПОРЯДОК ОЦЕНКИ ЗАЯВОК» документации, необходимые исключительно для оценки заявок:
-Форма №5 Справка об опыте:
- Копии договора(ов) и актов, подтверждающих выполнение аналогичных работ за последние 2 года, предшествующие дате размещения извещения о проведении закупки, либо перечнем соответствующих договоров, составленного по форме 5, раздела III настоящей Документации, с обязательным приложением копий актов приемки, подтверждающих выполнение аналогичных работ (содержащие соответствующие подписи сторон).
Согласно разделу VI Документации оценка и сопоставление заявок осуществляется с использованием следующих критериев оценки заявок:
№ |
Наименование критерия оценки |
Вес (коэффициент значимости) критерия оценки, % (V) |
|
|
|
1. |
(Аi) Цена договора |
60% (V1)* |
2. |
(Bi) Опыт выполнения работ» |
35% (V2) |
3. |
(Ci) Сертификат качества |
5% (V3) |
В разделе VI Документации приведен порядок оценки заявок по критерию «Опыт выполненных работ», а именно:
Описание предмета оценки по критерию: оценивается подтвержденная участником в составе заявки информация о стоимости исполненных договоров на выполнение аналогичных работ*.
Требования к документам, подтверждающим оцениваемые сведения:
Bi Опыт выполнения работ Vвi |
Для присуждения баллов по критерию «Наличие опыта выполненных работ» к рассмотрению принимаются документы отвечающие следующим требованиям: |
(Bi1) Наличие выполненных договоров на аналогичные работы* за последние 2 (два) года, предшествующие дате размещения извещения о проведении закупки с приложением копии(й) договора(ов) и с обязательным приложением копии(й) акта(ов) приемки в качестве подтверждения выполнения работ (КС2, КС3).
* Под Аналогичными работами понимаются работы по производству и установке модульных блок-контейнеров или быстровозводимых зданий, аналогичных по составу работ и предмету настоящей закупки.
|
Перечень соответствующих договоров, составленным по форме 5, раздела III настоящей Документации, с обязательным приложением копий договоров и актов приемки (КС2, КС3, содержащие соответствующие подписи сторон), подтверждающих выполнение аналогичных работ* за последние 2 года, предшествующие дате размещения извещения о проведении закупки. К расчету не принимаются: 1) договоры при наличии факта расторжения с Обществом на аналогичные работы*, заключенного между Участником закупки и ПАО «Ростелеком», в следствии ненадлежащего исполнения обязательств Подрядчиком за 2 года, предшествующие дате размещения закупки. 2) акты выполненных работ, при наличии претензий или замечаний по заключенным договорам между участником закупки и ПАО «Ростелеком» на аналогичные работы* за 2 года, предшествующие дате размещения закупки. |
Непредставление участником в составе заявки указанных выше сведений и документов будет расцениваться Закупочной комиссией как непредставление требуемых сведений и документов, но не будет являться основанием для отклонения участника закупки.
В целях систематизации информации о количестве заключенных и исполненных договоров рекомендуется формировать сведения о каждом договоре в единый файл, который должен содержать: договор + Акт(ы) сдачи-приемки выполненных по такому договору. Один файл = Один договор + Акт(ы) сдачи-приемки выполненных работ. Наименование файла должно содержать порядковый номер договора в соответствии с Формой 5, а также указание на заказчика (контрагента) по договору.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о том, что в описании порядка оценки по критерию «Опыт выполненных работ» Документации Заказчиком установлен необоснованный и дискриминационный порядок расчета рейтинга по критерию, предусматривающий непринятие к учету представленных договоров при наличии факта расторжения с Обществом на аналогичные работы, заключенного между участником закупки и ПАО «Ростелеком», вследствие ненадлежащего исполнения обязательств Подрядчиком за 2 года, предшествующие дате размещения закупки, а также актов выполненных работ при наличии претензий или замечаний по заключенным договорам между участником закупки и ПАО «Ростелеком» на аналогичные работы за 2 года, предшествующие дате размещения закупки, что является несоразмерным возможным фактам наличия случаев расторжения договора или ненадлежащего исполнения обязанностей исполнителем такого договора, равно как и иному имеющемуся у участника опыту выполнения аналогичных работ в отсутствие претензий со стороны заказчика.
Таким образом порядок расчета рейтинга по критерию по критерию «Опыт выполненных работ» Документации при определенных обстоятельствах необоснованно нивелирует имеющийся у участника положительный опыт надлежащим образом исполненных договоров в рамках критерия.
На основании указанного Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение закупочной комиссии Заказчика о начислении заявке ООО «ПСК «Спектр» 3,7 балла согласно протоколу рассмотрения заявок и подведения итогов по Закупке RT07032300045/3 от 19.05.2023 было принято, исходя из установленного Заказчиком ненадлежащего порядка расчета рейтинга по критерию «Опыт выполненных работ».
В разделе VI Документации содержится порядок оценки заявок по критерию «Наличие Сертификата качества» (Ci), а именно:
Описание предмета оценки по критерию:
1) Оценивается наличие Сертификата соответствия на продукцию аналогичную предмету закупки*
* модульных блок-контейнеров или быстровозводимых зданий.
Рейтинг, присуждаемый по критерию, определяется:
RCi |
Баллы |
Наличие Сертификата качества |
100 |
Отсутствие Сертификата качества |
0 |
При этом согласно разделу VI Документации критерий оценки определен как «(Ci) Сертификат качества», тогда как в протоколе рассмотрения заявок и подведения итогов по Закупке RT07032300045/3 от 19.05.2023 баллы в числе прочего начислялись по критерию «Сертификат соответствия (Rci)».
В свою очередь в пп. 6 п. 11 Информационной карты Документации среди документов, предусмотренных разделом VI «КРИТЕРИИ И ПОРЯДОК ОЦЕНКИ ЗАЯВОК» документации, необходимых исключительно для оценки заявок, не содержится ни серитфикатов качества, ни сертификатов соответствия.
Таким образом Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что в Документации содержится ненадлежащий порядок расчета рейтинга по критерию «(Ci) Сертификат качества» Документации, не позволяющий однозначным образом определить характер и форму представляемых для получения положительного рейтинга по критерию документов и сведений.
На основании указанного Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что ввиду неустановления Заказчиком надлежащего порядка расчета рейтинга по критерию «(Ci) Сертификат качества» и неверного обозначения критерия, решение закупочной комиссии Заказчика о начислении заявке ООО «ПСК «Спектр» ноля баллов согласно протоколу рассмотрения заявок и подведения итогов по Закупке RT07032300045/3 от 19.05.2023 было принято, основываясь на ненадлежащем положении Документации в части порядка оценки по критерию «Опыт выполненных работ».
На основании указанного Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение закупочной комиссии Заказчика о начислении заявке ООО «ПСК «Спектр» ноля баллов по критерию «(Ci) Сертификат качества» согласно протоколу рассмотрения заявок и подведения итогов по Закупке RT07032300045/3 от 19.05.2023 было принято в условиях неустановления Заказчиком надлежащего порядка расчета рейтинга по критерию «(Ci) Сертификат качества».
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Заказчика по неправомерному установлению согласно разделу VI Документации дискриминационного порядка оценки по критерию «Опыт выполненных работ», а также по неправомерному неустановлению надлежащего порядка расчета рейтинга по критерию «(Ci) Сертификат качества» и неверному обозначению критерия нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей и ненадлежащем их соблюдении, допущенные при организации и проведении Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 25.05.2023 вх. №12911-ЭП/23) ООО «ПСК Спектр» на действия ПАО «Ростелеком» при проведении отбора предложений на поставку Модульных Блок-Контейнеров и выполнение Строительно-Монтажных Работ по их установки на территории Красноярского края и Иркутской области для нужд ПАО «Ростелеком» (извещение №RT07032300045, лот №1), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях ПАО «Ростелеком» нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, допущенные при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу (от 25.05.2023 вх. №12911-ЭП/23) ООО «ПСК Спектр» на действия ПАО «Ростелеком» (ИНН:7707049388; ОГРН:1027700198767) при проведении отбора предложений на поставку Модульных Блок-Контейнеров и выполнение Строительно-Монтажных Работ по их установки на территории Красноярского края и Иркутской области для нужд ПАО «Ростелеком» (извещение №RT07032300045, лот №1) обоснованной.
2) Признать в действиях заказчика ПАО «Ростелеком» (ИНН:7707049388; ОГРН:1027700198767) при организации и проведении отбора предложений на поставку модульных блок-контейнеров и выполнение строительно-монтажных работ по их установки на территории Красноярского края и Иркутской области для нужд ПАО «Ростелеком» (извещение №RT07032300045, лот №1) нарушения п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей и ненадлежащем их соблюдении, допущенные путем неправомерного установления согласно разделу VI Документации дискриминационного порядка оценки по критерию «Опыт выполненных работ», а также путем неправомерного неустановления надлежащего порядка расчета рейтинга по критерию «(Ci) Сертификат качества» и неверного обозначения критерия.
3) Не выдавать заказчику ПАО «Ростелеком» (ИНН:7707049388; ОГРН:1027700198767) предписание об устранении выявленных нарушений при организации и проведении отбора предложений на поставку модульных блок-контейнеров и выполнение строительно-монтажных работ по их установки на территории Красноярского края и Иркутской области для нужд ПАО «Ростелеком» (извещение №RT07032300045, лот №1) ввиду наличия договора, заключенного по итогам отбора предложений на поставку модульных блок-контейнеров и выполнение строительно-монтажных работ по их установки на территории Красноярского края и Иркутской области для нужд ПАО «Ростелеком» (извещение №RT07032300045, лот №1)
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
<…>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.