Решение №78/8238/21, 78/8239/21 Т02-236/21 по жалобе ООО "Союз" от 25 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-236/21
22 марта 2021 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей ПАО СЗ «Северная верфь» (далее – Организатор торгов) и ООО "Союз" (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 10.03.2021 вх. №8129/21) ООО "Союз" на действия организатора торгов ПАО СЗ «Северная верфь» при организации и проведении запроса предложений на выполнение работ по механической обработке деталей, изделий и узлов из черных и цветных металлов, титана (извещение №32110009737, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
19 февраля 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №32110009737 о проведении запроса предложений на выполнение работ по механической обработке деталей, изделий и узлов из черных и цветных металлов, титана, включая закупочную документацию (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупке ПАО СЗ «Северная верфь», версия 21 от 09.02.2021 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
4 992 000,00 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
19.02.2021 (МСК) |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
04.03.2021 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
16.03.2021 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
198096, г. Санкт-Петербург, ул. Корабельная, д. 6 |
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в ненадлежащем описании предмета Закупки, а именно в неуказании технических и качественных характеристик предмета Закупки.
Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/6900/21 от 15.03.2021 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.
ПАО СЗ «Северная верфь» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).
В соответствии с п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Согласно п. 3 извещения о Закупке предмет договора: работы по механической обработке деталей, изделий и узлов из черных и цветных металлов, титана.
Пунктом 4 извещения о Закупке установлено количество приобретаемых товаров, объема работ/услуг или порядка их определения: 2500 чел.ч.
В соответствии с пунктом 3 Технического задания Документации в описании предмета Закупки указано следующее:
Поставщик (Исполнитель) выполняет работы по механической обработке деталей, изделий и узлов из черных и цветных металлов, титана, включающие следующие технологические операции:
- токарная обработка — диаметром деталей до 800 мм и длиной до 2800 мм.
- фрезерная обработка — размером деталей 500*1500 мм.
- токарно-карусельная обработка — диаметром деталей до 2800 мм.
- расточная обработка — вес заготовок до 10 тонн.
- сверлильная обработка — диаметром отверстий до 55 мм
- круглошлифовальная обработка — диаметром до 80 мм
- плоскошлифовальная обработка — размером до 200мм*450мм
- строгальная обработка — до 1000мм*3100мм*750мм.
- гидроиспытания давлением до 200 кг/кв.м – 100 чел.ч.;
- механические испытания на растяжение усилием до 200 тонн.
- механические испытания на сжатие усилием до 40 тонн.
В пункте 4 Технического задания Документации приведено описание требований к количеству.
В соответствии с п. 10 Технического задания Документации содержится определение условий поставки/ выполнения работ/ оказания услуг, а именно:
Применение оборудования, позволяющего выполнять следующие работы:
- токарная обработка — диаметром деталей до 800 мм и длиной до 2800 мм.
- фрезерная обработка — размером деталей 500*1500 мм.
- токарно-карусельная обработка — диаметром деталей до 2800 мм.
- расточная обработка — вес заготовок до 10 тонн.
- сверлильная обработка — диаметром отверстий до 55 мм
- круглошлифовальная обработка — диаметром до 80 мм
- плоскошлифовальная обработка — размером до 200мм*450мм - строгальная обработка — до 1000мм*3100мм*750мм.
- гидроиспытания давлением до 200 кг/кв.м – 100 чел.ч.;
- механические испытания на растяжение усилием до 200 тонн.
- механические испытания на сжатие усилием до 40 тонн.
Иных сведений в части характеристик описания предмета Закупки в Документации не содержится.
Согласно позиции Заявителя для того, чтобы потенциальный участник закупки смог оценить стоимость механической обработки вышеперечисленных деталей, а также смог определить потенциальную технологическую возможность выполнения указанно заказа в указанном объеме и в указаном пределе человеко-часов, в составе документации должны быть приложены чертежи деталей, а также указаны количество норма/часов подетально, по каждому виду механической обработки деталей, а также применительно к виду (марке) станка.
Представители Организатора торгов пояснили, что размещение в составе закупочной документации рабоче-конструкторской документации (чертежей деталей) обеспечить невозможно, так как это работы, возникающие в процессе ремонта (восполнения) технологической оснастки, плавстредств завода (плавкран, док, буксир) и прочие работы по ремонту основных фондов завода, возникающие в процессе эксплуатации.
Согласно позиции Организатора торгов в п. 3 Технического задания Документации содержится описание работ по механической обработке деталей, включающих технологические операции с указанием максимальных габаритов заготовок (деталей) и вида материалов.
Вместе с тем, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу, что Организатором торгов в Документации содержится ненадлежащее описание предмета Закупки, не включающее необходимых технических и качественных характеристик предмета Закупки для надлежащего объективного формирования ценовых предложений потенциальных участников Закупки.
Указанный вывод косвенно подтверждается Протоколом рассмотрения и оценки заявок участников запроса предложений в электронной форме на выполнение работ по механической обработке деталей, изделий и узлов из черных и цветных металлов, титана от 10.03.2021 № 179/2021, следуя которому на участие в Закупке подана лишь одна заявка с ценой предложения, равной начальной (максимальной) цене Закупки.
На основании изложенного по жалобе Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по незаконному неразмещении в извещении о Закупке и Документации надлежащего описания предмета Закупки нарушение п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 3 ч. 9, п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 10.03.2021 вх. №8129/21) ООО "Союз" на действия организатора торгов ПАО СЗ «Северная верфь» при организации и проведении запроса предложений на выполнение работ по механической обработке деталей, изделий и узлов из черных и цветных металлов, титана (извещение №32110009737), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора закупки, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях организатора торгов ПАО СЗ «Северная верфь» нарушение п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 3 ч. 9, п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (от 10.03.2021 вх. №8129/21) ООО "Союз" на действия организатора торгов ПАО СЗ «Северная верфь» (ИНН 7805034277, ОГРН 1027802713773) при организации и проведении запроса предложений на выполнение работ по механической обработке деталей, изделий и узлов из черных и цветных металлов, титана (извещение №32110009737) обоснованной.
2. Признать в действиях организатора торгов ПАО СЗ «Северная верфь» (ИНН 7805034277, ОГРН 1027802713773) при организации и проведении запроса предложений на выполнение работ по механической обработке деталей, изделий и узлов из черных и цветных металлов, титана (извещение №32110009737) нарушение п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 3 ч. 9, п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статей, допущенное вследствие незаконного неразмещения в извещении о Закупке и Документации надлежащего описания предмета Закупки.
3. Организатору торгов ПАО СЗ «Северная верфь» (ИНН 7805034277, ОГРН 1027802713773) выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при организации и проведении запроса предложений на выполнение работ по механической обработке деталей, изделий и узлов из черных и цветных металлов, титана (извещение №32110009737) путем аннулирования запроса предложений на выполнение работ по механической обработке деталей, изделий и узлов из черных и цветных металлов, титана (извещение №32110009737) с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения Закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
22 марта 2021 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
на основании решения Комиссии от 22.03.2021 № Т02-236/21 по жалобе на действия организатора торгов ПАО СЗ «Северная верфь» при организации и проведении запроса предложений на выполнение работ по механической обработке деталей, изделий и узлов из черных и цветных металлов, титана (извещение №32110009737, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Организатору торгов ПАО СЗ «Северная верфь» (ИНН 7805034277, ОГРН 1027802713773) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении запроса предложений на выполнение работ по механической обработке деталей, изделий и узлов из черных и цветных металлов, титана (извещение №32110009737), путем аннулирования запроса предложений на выполнение работ по механической обработке деталей, изделий и узлов из черных и цветных металлов, титана (извещение №32110009737) с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения Закупки.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в срок до 22 апреля 2021 года с приложением подтверждающих документов.
<...>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.