Решение №78/27985/19, 78/27986/19 Т02-512/19 по жалобе ООО «ГЛОНАСС-СЕРВИС» от 23 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-512/19

20 августа 2019 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от ГУП «ТЭК СПб» (далее – Организатор торгов); от ООО «ГЛОНАСС-СЕРВИС» (далее — Заявитель);

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх. №23931-ЭП/19 от 09.08.2019) ООО «ГЛОНАСС-СЕРВИС» на действия Организатора торгов ГУП «ТЭК СПб» и его закупочной комиссии (далее — Закупочная комиссия) при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по сопровождению и обслуживанию системы мониторинга автотранспорта (ГЛОНАСС/GPS) на базе установленных приборов слежения (извещение № 31908071045), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

05 июля 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31908071045 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по сопровождению и обслуживанию системы мониторинга автотранспорта (ГЛОНАСС/GPS) на базе установленных приборов слежения (далее – Закупка), включая документацию о запросе предложений (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «ТЭК СПб» (далее – Положение о закупках) в редакции от 25.04.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

3 240 000 ,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

05.07.2019

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

31.07.2019 в 12:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

07.08.2019 в 14:00 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

190000, г. Санкт-Петербург, ул. Малая Морская, д.12, лит. А.

 

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре № 31908071045 не был заключен договор.

2. В жалобе Заявитель указывает неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО «ГЛОНАСС-СЕРВИС» от участия в процедуре Закупки.

Также Заявитель обжалует требование Организатора торгов, установленное в Документации, о предоставлении участником в составе заявки копий карточек об открытии счетов в банках с образцами подписей и оттиска печати, в которые по договору предполагается перечисление денежных средств (заверенная либо нотариально, либо уполномоченным сотрудником банка).

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ГУП «ТЭК СПб» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «ГЛОНАСС-СЕРВИС» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/26606/19 от 13.08.2019, представлен.

Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/26606/19 от 13.08.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

      1. информационная открытость закупки;

      2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

      3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

      4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

По доводу жалобы Заявителя о необоснованном отклонении заявки ООО «ГЛОНАСС-СЕРВИС» от участия в процедуре Закупки:

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в Закупке № 346 от 07.08.2019 заявка ООО «ГЛОНАСС-СЕРВИС» была отклонена от участия в процедуре Закупки по следующим основаниям: «В составе заявки ООО «ГЛОНАСС-СЕРВИС» отсутствуют копии карточек об открытии счетов в банках с образцами подписей и оттиска печати, в которые по договору предполагается перечисление денежных средств (заверенная либо нотариально, либо уполномоченным сотрудником банка). Данное требование установлено п. 7.1.11 Документации. На основании п. 12.9 Документации заявка отклоняется и не допускается к оценке заявок».

Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

На основании п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Как следует из п. 7.1.11 Документации, участник Закупки должен включить в состав заявки копии карточек об открытии счетов в банках с образцами подписей и оттиска печати, в которые по договору предполагается перечисление денежных средств (заверенная либо нотариально, либо уполномоченным сотрудником банка).

Согласно п. 8.1.6 Документации заявка на участие в запросе предложений, не соответствующая требованиям настоящей Документации, может рассматриваться как не отвечающая требованиям Документации.

Пунктом 12.9 Документации установлено, что по результатам рассмотрения заявок и проверки информации об участниках, проведенных заказчиком, комиссия вправе отклонить заявку на участие в запросе предложений в случае отсутствия документов, определенных Документацией, либо наличия в таких документах недостоверных или неполных сведений об участнике или о закупаемых товарах (работах, услугах).

Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявку ООО «ГЛОНАСС-СЕРВИС», представленную в заседание Комиссии СПб УФАС России для обозрения, установила, что Заявитель ООО «ГЛОНАСС-СЕРВИС» в составе заявки на участие в Закупке не представил копии карточек об открытии счетов в банках с образцами подписей и оттиска печати, что являлось основанием для отклонения заявки ООО «ГЛОНАСС-СЕРВИС» от участия в процедуре Закупки согласно п. 12.9 Документации.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО «ГЛОНАСС-СЕРВИС» от участия в процедуре Закупки принято в порядке, соответствующем Документации.

Исходя из изложенного, по первому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки в части отклонения заявки ООО «ГЛОНАСС-СЕРВИС» от участия в процедуре Закупки.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации требования о предоставлении участником в составе заявки копий карточек об открытии счетов в банках с образцами подписей и оттиска печати, в которые по договору предполагается перечисление денежных средств (заверенная либо нотариально, либо уполномоченным сотрудником банка):

Как было указано ранее, в соответствии с п. 7.1.11 Документации участник Закупки должен включить в состав заявки копии карточек об открытии счетов в банках с образцами подписей и оттиска печати, в которые по договору предполагается перечисление денежных средств (заверенная либо нотариально, либо уполномоченным сотрудником банка).

Заявитель в жалобе указывает на то, что на основании п. 1.12 главы 1 Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов» (далее — Инструкция Банка России от 30.05.2014 № 153-И) между Заявителем и АО «Тинькофф Банк», был заключен договор, предусматривающий, что операции по счету осуществляются на основании распоряжения клиента (бенефициара счета эскроу), а распоряжения, необходимые для проведения банковской операции составляются и подписываются банком. На основании этого договора при открытии банковского счета Заявитель не предоставлял в банк карточку с образцами подписей и оттиска печати, так как для открытия банковского счета в АО «Тинькофф Банк» это не требовалось.

Пунктом 1.12 главы 1 Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И установлено, что в случаях, предусмотренных в банковских правилах, карточка может не представляться при открытии счета при условии, что:

  • договором предусмотрено, что операции по счету осуществляются на основании распоряжения клиента (бенефициара счета эскроу), а распоряжения, необходимые для проведения банковской операции, составляются и подписываются банком;

  • договором предусмотрено, что распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, осуществляется с использованием аналога собственноручной подписи;

  • открытие физическому лицу текущего счета производится для осуществления операций с использованием электронного средства платежа;

  • ни депонент счета эскроу, ни бенефициар счета эскроу не вправе распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете эскроу.

Таким образом, Комиссией СПб УФАС России установлено, что Инструкцией Банка России от 30.05.2014 № 153-И определен перечень условий, в соответствии с которыми в случаях, предусмотренных в банковских правилах, при открытии счета в банке карточка может не предоставляться, вследствие чего Комиссия СПб УФАС России полагает обязательное требование Организатора торгов о предоставлении участником в составе заявки копий карточек об открытии счетов в банках с образцами подписей и оттиска печати, в которые по договору предполагается перечисление денежных средств (заверенная либо нотариально, либо уполномоченным сотрудником банка), установленное в п. 7.1.11 Документации и являющееся условием допуска и отклонения заявок от участия в процедуре Закупки, чрезмерным и дискриминационным по отношению к потенциальным участникам Закупки, которые открыли свои банковские счета без предоставления в банк карточек с образцами подписей и оттиска печати в соответствии с условиями п. 1.12 главы 1 Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И.

Исходя из изложенного, по второму доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному установлению в п. 7.1.11 Документации, чрезмерного и дискриминационного по отношению к потенциальным участникам Закупки требования о предоставлении в составе заявки копий карточек об открытии счетов в банках с образцами подписей и оттиска печати, в которые по договору предполагается перечисление денежных средств (заверенная либо нотариально, либо уполномоченным сотрудником банка), нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении чрезмерных и дискриминационных по отношению к потенциальным участникам Закупки требований к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу (вх. №23931-ЭП/19 от 09.08.2019) ООО «ГЛОНАСС-СЕРВИС» на действия Организатора торгов ГУП «ТЭК СПб» (ИНН 7830001028, ОГРН 1027810310274) и его Закупочной комиссии при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по сопровождению и обслуживанию системы мониторинга автотранспорта (ГЛОНАСС/GPS) на базе установленных приборов слежения (извещение № 31908071045) обоснованной.

2) Признать в действиях Организатора торгов ГУП «ТЭК СПб» (ИНН 7830001028, ОГРН 1027810310274) нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении чрезмерных и дискриминационных по отношению к потенциальным участникам Закупки требований к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, допущенное путем неправомерного установления в п. 7.1.11 Документации требования о предоставлении участником в составе заявки копий карточек об открытии счетов в банках с образцами подписей и оттиска печати, в которые по договору предполагается перечисление денежных средств (заверенная либо нотариально, либо уполномоченным сотрудником банка).

3) Организатору торгов ГУП «ТЭК СПб» (ИНН 7830001028, ОГРН 1027810310274) и его Закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, допущенных при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по сопровождению и обслуживанию системы мониторинга автотранспорта (ГЛОНАСС/GPS) на базе установленных приборов слежения (извещение № 31908071045), путем отмены протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в Закупке № 346 от 07.08.2019, повторного проведения процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок без учета требования, установленного в п. 7.1.11 Документации, и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

20 августа 2019 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

на основании решения Комиссии от 20.08.2019 № Т02-512/19 по жалобе на действия организатора торгов ГУП «ТЭК СПб» и его закупочной комиссии при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по сопровождению и обслуживанию системы мониторинга автотранспорта (ГЛОНАСС/GPS) на базе установленных приборов слежения (извещение № 31908071045, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Организатору торгов ГУП «ТЭК СПб» (ИНН 7830001028, ОГРН 1027810310274) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по сопровождению и обслуживанию системы мониторинга автотранспорта (ГЛОНАСС/GPS) на базе установленных приборов слежения (извещение № 31908071045), путем отмены протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в Закупке № 346 от 07.08.2019, повторного проведения процедуры рассмотрения, оценки и сопоставления заявок без учета требования, установленного в п. 7.1.11 документации о Закупке, и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 20 сентября 2019 года с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны