Решение №78/34418/21 Т02-803/21 по жалобе ООО "ЦСтМ — НикСон" от 2 декабря 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе №Т02-803/21
29 ноября 2021 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия) в составе:
<...>
с участием представителей от ПАО «Ростелеком» (далее – Организатор торгов), от ООО "ЦСтМ — НикСон" (далее — Заявитель) путём видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 12.11.2021 вх. №35189-ЭП/21) ООО "ЦСтМ — НикСон" на действия организатора торгов ПАО «Ростелеком» при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по технической охране Объектов группами быстрого реагирования в Пермском филиале ПАО «Ростелеком» (извещение №32110784475), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
01 ноября 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение №32110784475 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по технической охране Объектов группами быстрого реагирования в Пермском филиале ПАО «Ростелеком» (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках ТРУ ПАО "Ростелеком", версия 49 от 30.06.2021 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
5 862 480,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
01.11.21 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
23.11.2021 в 07:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
30.11.21 |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
620110, г. Екатеринбург, ул. Луначарского, 134Б |
На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре №32110784475 не был заключен договор.
2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в Документации ограничивающего конкуренцию критерия оценки заявок «Деловая репутация участника закупки», в том числе требование к подтверждающим документам по данному критерию, предоставление которых, по мнению Заявителя, на момент проведения Закупки возможно только тремя организациями.
Кроме того Заявителем оспаривается установленное в Техническом задании Документации такого требование к исполнителю, как наличие стационарного пункта централизованного наблюдения, расположенного в г. Пермь, что также, по мнению Заявителя ограничивает конкуренцию.
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ПАО «Ростелеком» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО "ЦСтМ — НикСон" в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/32273/21 от 17.11.2021, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. №78/32273/21 от 17.11.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
В заседании Комиссии по рассмотрению жалобы Заявителя объявлялся перерыв до 14:15 (МСК) 29 ноября 2021 года.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Как следует из п. п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
По первому доводу жалобы:
В разделе VI Документации установлены критерии и порядок оценки заявок участников.
Оценка и сопоставление заявок осуществляется с использованием следующих критериев оценки заявок:
№ |
Наименование критерия оценки |
Вес (значимость) критерия оценки, % |
1. |
Цена договора |
70% |
2. |
Деловая репутация участника закупки |
20% |
3. |
Количество групп быстрого реагирования |
10% |
В п. 3 раздела VI Документации содержится порядок оценки заявок по критерию «Деловая репутация участника закупки».
Описание предмета оценки по критерию: оценивается подтвержденная участником в составе заявки информация о наличии у участника закупки свидетельства (сертификата) о соответствии требованиям системы добровольной сертификации «Охрана и безопасность» и требованиям ГОСТ Р 59044-2020 «Охранная деятельность. Оказание охранных услуг, связанных с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны. Общие требования». Подтверждается копией свидетельства (сертификата).
Требования к документам, подтверждающим оцениваемые сведения: информация должна быть подтверждена копией свидетельства (сертификата) о соответствии требованиям системы добровольной сертификации «Охрана и безопасность» и требованиям ГОСТ Р 59044-2020.
Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «Деловая репутация участника закупки» определяется:
наличие свидетельства (сертификата) - 100 баллов,
отсутствие свидетельства (сертификата) - 0 баллов.
R2=Bi * К2
где:
R2 – рейтинг заявки, присуждаемый i-й заявке, по критерию «Деловая репутация участника закупки»;
Вi – наличие/отсутствие свидетельства (сертификата));
К2 – коэффициент значимости критерия оценки заявки (K2).
Представитель Организатора торгов пояснил, что критерий оценки «Деловая репутация участника закупки» был установлен в связи с тем, что "ГОСТ Р 59044-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Охранная деятельность. Оказание охранных услуг, связанных с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны. Общие требования" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 24.09.2020 N 674-ст) устанавливает общие требования к услугам, связанным с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны, что прямо соответствует и связано с предметом закупки.
Соответствие услуг данному ГОСТу предполагает оказание услуг, соответствующих национальному стандарту с наивысшим качеством, что соответствует интересам Заказчика в наиболее полном удовлетворении потребности в указанных услугах. Наличие сертификата, в свою очередь, позволяет обеспечивать заказчика достоверной информацией об уровне компетенции организаций, осуществляющих охранную деятельность и качестве оказываемых ими услуг, т. к. организация, выдавшая сертификат, осуществляет в том числе контроль за качеством оказания услуг получателем сертификата.
Кроме того, по словам представителя Организатора торгов, обжалуемый Заявителем критерий оценки «Деловая репутация участника закупки» не является отборочным требованием и не влияет на допуск участников к участию в процедуре закупки. Оценка в равной мере относится ко всем хозяйствующим субъектам, имеющим намерение принять участие в закупке, не приводят к нарушению антимонопольных запретов, как следствие, отсутствуют нарушения положений Закона о закупках.
Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что установленный в п. 3 раздела VI Документации критерий оценки «Деловая репутация участника закупки» с учётом значимости в 20% установлен Организатором торгов с целью выявления лучшего исполнителя по договору в соответствии с потребностью ПАО «Ростелеком» по предмету Закупки, при этом порядок оценки по критерию не содержит признаков дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки и не противоречит требованиям Закона №223-ФЗ и Положению о закупках ПАО «Ростелеком».
На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит первый довод жалобы Заявителя неподтвержденным и по второму доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
По второму доводу жалобы:
В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
В п. 3.1 Технического задания Документации установлено следующее требование к участнику:
- наличие стационарного пункта централизованного наблюдения, расположенного в г. Пермь, для мониторинга охраняемых объектов и приема тревожных сигналов от диспетчера заказчика.
Для подтверждения данного требования необходимо сообщить информационным письмом при заключении договора о наличии у участника ПЦН с указанием контактных данных (адрес фактического месторасположения, телефон, электронная почта).
Представитель Организатора торгов по второму доводу жалобы пояснил, что требование о наличии стационарного пункта централизованного наблюдения, расположенного в г. Пермь, относится не к участнику Закупки, а к исполнителю на этапе заключения договора, и, таким образом, не может ограничивать потенциальных участников в их праве принять участие в процедуре Закупки.
Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что установленное в п. 3.1 Технического задания Документации требование о наличии стационарного пункта централизованного наблюдения, расположенного в г. Пермь, для мониторинга охраняемых объектов и приема тревожных сигналов от диспетчера заказчика предъявляется к исполнителю по договору, заключаемому по результатам процедуры Закупки, следовательно, не выступает ограничивающим фактором для потенциальных участников Закупки для участия в проводимой процедуре и не противоречит требованиям Закона №223-ФЗ и Положению о закупках.
На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит второй довод жалобы Заявителя неподтвержденным и по второму доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 12.11.2021 вх. №35189-ЭП/21) ООО "ЦСтМ — НикСон" на действия организатора торгов ПАО «Ростелеком» (ИНН:7707049388; ОГРН:1027700198767) при организации и проведении открытого запроса предложений в электронной форме на оказание услуг по технической охране Объектов группами быстрого реагирования в Пермском филиале ПАО «Ростелеком» (извещение №32110784475) необоснованной.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.