Решение б/н решение о прекращении от 18 апреля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №078/01/11-20/2024
Санкт-Петербург
Резолютивная часть решения оглашена 04 апреля 2024 года
В полном объеме решение изготовлено 18 апреля 2024 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее – Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<...> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, Председатель Комиссии;
<...> – главный государственный инспектор отдела по борьбе с картелями Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, член Комиссии,
<...> - ведущий специалист-эксперт отдела по борьбе с картелями Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, член Комиссии,
рассмотрев дело № 078/01/11-20/2024 по признакам нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №109» (ИНН 7816040730) и ООО «Феникс» (ИНН 7802563811),
в присутствии представителей:
От прокуратуры Фрунзенского района Санкт-Петербурга– помощник прокурора района <...>;
От СПБ ГБУЗ «ГП №109» представители по доверенности <...>, <...>.;
От ООО «Феникс» представитель по доверенности <...>
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее — Управление) поступило на рассмотрение заявление прокуратуры Фрунзенского района Санкт-Петербурга (вх.26805/23 от 20.10.2023) по вопросу возможного наличия нарушений антимонопольного законодательства в действиях подведомственных администрации Фрунзенского района учреждений.
По результатам рассмотрения представленной информации были выявлены признаки нарушения пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в действиях СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №109» (ИНН 7816040730, далее также - ГП109) и ООО «Феникс» (ИНН 7802563811).
1. Сведения о ходе рассмотрения дела.
На основании изложенного 22.01.2024 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу принят Приказ № 4/24 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 078/01/11-20/2024 по признакам нарушения в действиях СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №109» (ИНН 7816040730) и ООО «Феникс» (ИНН 7802563811) пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Определением от 05.02.2024 о назначении дела №078/01/11-20/2024 к рассмотрению (исх.№78/2901/24) рассмотрение дела назначено на 04.03.2024.
Определением от 05.03.2024 №78/5578/24 рассмотрение дела отложено на 04.04.2024.
С учетом изложенного, дело №078/01/11-20/2024 рассмотрено в соответствии с требованиями главы 9 Закона о защите конкуренции.
2. Выводы о наличии или отсутствии признаков антиконкурентного соглашения.
По смыслу ст.11 Закона о защите конкуренции антиконкурентное соглашение не предполагает обязательное согласование его участниками конкретных торгов, участие в которых предполагается, обязательную определенность относительно их формы (способа проведения торгов), количества, места и времени их проведения, а также выбор заранее той или иной стратегии поведения.
Антиконкурентное соглашение при необязательности письменной формы допускает устную согласованность действий его участников по факту оценки конкретной ситуации на торгах, конкретного состава участников, который заранее не известен никому.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.
В силу части 3 статьи 12 Закона о защите конкуренции допускаются соглашения, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Федерального закона, между хозяйствующими субъектами, доминирующее положение которых не может быть признано в соответствии с частями 2.1 и 2.2 статьи 5 настоящего Федерального закона, если суммарная выручка таких хозяйствующих субъектов от реализации товаров за последний календарный год не превышает восьмисот миллионов рублей.
При этом необходимым условием для признания юридического лица, соответствующим требованиям части 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, является то, что в состав участников такого лица должны входить только физические лица.
В соответствии со сведениями Единого государственного реестра юридических лиц, участниками СПБ ГБУЗ «ГП109» является субъект Российской Федерации – город Санкт-Петербург в лице исполнительных органов государственной власти - комитета имущественных отношений и администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Следовательно, ГП 109 критериям, обозначенным в части 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции не соответствует.
В свою очередь, из буквального толкования части 3 статьи 12 Закона о защите конкуренции следует, что участниками соглашения, которое может быть признано допустимым, должны является лица, каждое из которых соответствует требования частей 2.1 (юридические лица) и 2.2 (индивидуальные предприниматели) статьи 5 Закона о защите конкуренции.
Поскольку один из участников соглашения – ГП 109 - таким требованиям не соответствует, соглашение, при его наличии, признавать допустимым нельзя.
Квалифицирующее значение для доказывания вмененного антимонопольным органом нарушения антимонопольного законодательства имеет совершение хозяйствующими субъектами отвечающих интересам каждого и заранее известных каждому противоправных согласованных действий на одном товарном рынке относительно синхронно и единообразно при отсутствии к тому объективных причин.
Доказывание наличия фактической реализации антиконкурентного соглашения между хозяйствующими субъектами осуществляется на основании анализа их поведения в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.
Квалификация поведения хозяйствующих субъектов как противоправных действий (противоправного соглашения) по ст. 11 Закона о защите конкуренции предполагает установление антимонопольным органом намеренного поведения каждого хозяйствующего субъекта определенным образом для достижения заранее оговоренной участниками соглашения цели, причинно-следственной связи между действиями участников соглашения и ограничения доступа иным хозяйствующим субъектам на товарный рынок, соответствием результата действий интересам каждого хозяйствующего субъекта и одновременно их заведомой осведомленностью о будущих действиях друг друга. При этом значение придается также взаимной обусловленности действий участников соглашения при отсутствии внешних обстоятельств, спровоцировавших исследуемое поведение участников соглашения.
Достигнутые между хозяйствующими субъектами договоренности (соглашения), согласованные действия запрещаются антимонопольным законодательством, если целью и (или) результатом соглашений и согласованных действий является недопущение (устранение, ограничение) соперничества хозяйствующих субъектов на товарных рынках (часть 2 статьи 1, пункты 7 и 18 статьи 4 Закона).
Таким образом, при квалификации действий хозяйствующих субъектов по статье 11 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган должен доказать, что цель заключения соглашения между хозяйствующими субъектами является недопущение (устранение, ограничение) соперничества хозяйствующих субъектов на товарных рынках.
Изучив материалы дела, доводы заявителя, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что действия Ответчиков не содержат признаки наличия антиконкурентного соглашения, запрет на который установлен пунктом 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
3. Анализ действий ответчиков.
Согласно сведениям из Единой информационной системы в сфере закупок, СПБ ГБУЗ «Городская поликлиника №109» в период с 30.12.2022 по 15.03.2023 было заключено 13 контрактов с ООО «Феникс» на оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №109» в поликлинические отделения.
Дата заключения контракта |
Номер контракта |
Адрес оказания услуг |
Сроки оказания услгу |
Цена контракта |
Дата размещения в АИС ГЗ |
Окончание приема заявок в АИС ГЗ |
30.12.2022 |
87/109-2022 |
ДПО 3, ул. Купчинская, д.4, к.2, ДПО 64, ул. Олеко Дундича, д.26, к.1 |
01.01.2023 - 31.01.2023 |
358168,73 |
11:12 29.12.2022 |
11:11 30.12.2022 |
30.12.2022 |
88/109-2022 |
ПО 5, ул. Купчинская, д.5, к.1 |
01.01.2023- 31.01.2023 |
405018,78 |
11:12 29.12.2022 |
11:11 30.12.2022 |
30.12.2022 |
89/109-2022 |
ПО 109, ул. Олеко Дундича, д.8, к.2 |
01.01.2023-31.01.2023 |
556637,22 |
11:13 29.12.2022 |
11:11 30.12.2022 |
30.12.2022 |
90/109-2022 |
ПО 123, Моравский пер.5А |
01.01.2023- 31.01.2023 |
596877,33 |
11:14 29.12.2022 |
11:11 30.12.2022 |
27.01.2023 |
02/109-2023 |
ДПО 3, ул. Купчинская, д.4, к.2, ДПО 64, ул. Олеко Дундича, д.26, к.1 |
01.02.2023-28.02.2023 |
371702,53 |
17:26 24.01.2023 |
17:26 25.01.2023 |
27.01.2023 |
03/109-2023 |
ПО 5, ул. Купчинская, д.5, к.1 |
01.02.2023-28.02.2023 |
405059,5 |
17:28 24.01.2023 |
17:28 25.01.2023 |
27.01.2023 |
04/109-2023 |
ПО 123, Моравский пер.5А |
01.02.2023-28.02.2023 |
596877,32 |
17:34 24.01.2023 |
17:33 25.01.2023 |
27.01.2023 |
05/109-2023 |
ПО 109, ул. Олеко Дундича, д.8, к.2 |
01.02.2023-28.02.2023 |
556581,28 |
17:35 24.01.2023 |
17:35 25.01.2023 |
28.02.2023 |
07/109-2023 |
ДПО 3, ул. Купчинская, д.4, к.2, ДПО 64, ул. Олеко Дундича, д.26, к.1 |
01.03.2023-14.03.2023 |
185500 |
15:46 27.02.2023 |
15:46 28.02.2023 |
28.02.2023 |
08/109-2023 |
ПО 123, Моравский пер.5А |
01.03.2023-14.03.2023 |
298600 |
15:48 27.02.2023 |
15:47 28.02.2023 |
28.02.2023 |
09/109-2023 |
ПО 109, ул. Олеко Дундича, д.8, к.2 |
01.03.2023-14.03.2023 |
278500 |
15:49 27.02.2023 |
15:49 28.02.2023 |
28.02.2023 |
10/109-2023 |
ПО 5, ул. Купчинская, д.5, к.1 |
01.03.2023-14.03.2023 |
196000 |
15:50 27.02.2023 |
15:50 28.02.2023 |
15.03.2023 |
13/109-2023 |
ПО 109, ДПО 3, ДПО 64, ПО 5, ПО 123 |
15.03.2023-20.03.2023 |
481850 |
17:49 14.03.2023 |
17:49 15.03.2023 |
Следует отметить, что большая часть контрактов ООО «Феникс», размещенная на ЕИС, заключена на оказание услуг по комплексному обеспечению эксплуатации комплексных систем обеспечения безопасности. Из 216 заключенных контрактов в 2016 года, только 4 включают в себя услуги по уборке помещений.
Установлено, что СПб ГБУЗ «ГП109» 27.05.2022 были размещены извещения о проведении запросов котировок 0372200257722000057, 0372200257722000058, 0372200257722000059, 0372200257722000060, по результатам которых заключены контракты № 03722002577220000570001 от 10.06.2022 с ООО «Форт», № 03722002577220000580001 от 10.06.2022 ООО «Форт», № 03722002577220000590001 от 10.06.2022 с ООО «Медклининг», № 03722002577220000600001 от 09.06.2022 с ООО «Профи-Т» на оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории СПБ ГБУЗ «ГП109» до 31.12.2022.
Таким образом, при обычном осуществлении планово-экономической деятельности ГП109 имело возможность осуществить закупку указанных услуг посредством конкурентной процедуры до конца 2022 года на период 2023 года (на полгода 2023 года).
Комиссия отмечает, что при заключении контрактов в результате проведения конкурентных процедур, победитель процедуры размещал обеспечение в размере от 10% до 15% от цены контракта, в то время как ООО «Феникс» обеспечение не переводило, как и ООО «Форт», ООО «Профи-Т», ООО «Медклининг» по результатам проведенных конкурентных процедур на оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории в период 01.07.2022-31.12.2022.
В ходе проведения анализа также установлено, что стоимость услуг ООО «Феникс» выше, чем стоимость услуг по контрактам, заключенным по результатам проведения конкурентных процедур. Так, в контракте 13/109-2023 от 15.03.2023 цена на оказание услуг по ежедневной комплексной уборке помещений и прилегающей территории составила:
Наименование ПО |
Объект уборки |
Стоимость по контракту, руб |
Площадь убираемых помещений/территорий, кв м |
Цена за метр квадратный, руб |
Цена за метр кв в месяц, руб |
ПО 109 |
Помещения |
103785,64 |
5131,1 |
20,22678 |
80,91 |
территория |
36104,93 |
2390 |
15,10667 |
60,43 |
|
ДПО 3 |
Помещения |
30676,15 |
1909,2 |
16,06754 |
64,27 |
территория |
15733,78 |
1055 |
14,91354 |
59,65 |
|
ДПО 64 |
Помещения |
30869,96 |
1930,4 |
15,99148 |
63,97 |
территория |
16123,87 |
1081 |
14,9157 |
59,66 |
|
ПО 5 |
Помещения |
70733,31 |
3625,8 |
19,50833 |
78,03 |
территория |
27830,2 |
1954 |
14,24268 |
56,97 |
|
ПО 123 |
Помещения |
119439,54 |
7626,2 |
15,66174 |
62,65 |
территория |
30552,62 |
3083,4 |
9,908744 |
39,63 |
Таким образом, в рамках одного контракта стоимость уборки 1 м2 помещений колеблется от 15.66 руб. до 20.23 руб. за 1 м2, территорий – от 9,9 руб. до 15.1 руб. за 5 рабочих дней.
По контракту, заключенному в результате проведения конкурсной процедуры 01722000022230000200001:
Наименование ПО |
Объект уборки |
Стоимость по контракту, руб |
Площадь убираемых помещений/территорий, кв м |
Цена за метр квадратный, руб |
ПО 109 |
Помещения |
293612,34 |
5131,1 |
57,2221 |
территория |
101770,98 |
2390 |
42,582 |
|
ДПО 3 |
Помещения |
82634,11 |
1909,2 |
43,28206 |
территория |
42773,62 |
1055 |
40,54372 |
|
ДПО 64 |
Помещения |
83171,67 |
1930,4 |
43,0852 |
территория |
43774,39 |
1081 |
40,49435 |
|
ПО 5 |
Помещения |
151541,02 |
3625,8 |
41,7952 |
территория |
81054,84 |
1954 |
41,48149 |
|
ПО 123 |
Помещения |
370569,78 |
7626,2 |
48,59167 |
территория |
126647,38 |
3083,4 |
41,07394 |
При этом в рамках рассмотрения дела Комиссией направлены запросы в организации, осуществляющие деятельность на данном товарном рынке, которым ГП109 направлялись запросы на предоставление коммерческих предложений для формирования НМЦК для заключения контрактов: 87/109-2022, 88/109-2022, 89/109-2022, 90/109-2022 от 30.12.2022; 02/109-2023, 03/109-2023, 04/109-2023, 05/109-2023 от 27.01.2023; 07/109-2023, 08/109-2023, 09/109-2023, 10/109-2023 от 28.02.2023; 13/109-2023 от 15.03.2023, в соответствии с техническим заданием ГП109.
Наименование ПО |
Объект уборки |
Стоимость по контрактам с ООО «Феникс», руб/ мес |
Предложение ООО «Империя» (вх.8136-ЭП/24 от 29.03.2024), руб./мес |
ПО 109 |
Помещения |
412 975,93 |
450 000 |
территория |
143 605,35 |
150 000 |
|
ДПО 3 |
Помещения |
122 093,93 |
140 000 |
территория |
62 627,63 |
90 000 |
|
ДПО 64 |
Помещения |
122 888.19 |
140 000 |
территория |
64 092,78 |
90 000 |
|
ПО 5 |
Помещения |
290 674,45 |
310 000 |
территория |
114 385,05 |
130 000 |
|
ПО 123 |
Помещения |
475 369,40 |
500 000 |
территория |
121 507,92 |
160 000 |
Таким образом, цены контрактов, заключенных ГП 109 с ООО «Феникс», ниже цен на требуемые услуги, предлагаемые конкурирующей организацией, а также сопоставимы с средней стоимостью оказания аналогичных услуг по городу. При этом различия в установлении стоимости оказываемых услуг в учреждениях обуславливается, в том числе, за счет различий в технических заданиях, а также наличия дополнительных требований (очистка ковров, дополнительное количество оказываемых услуг, превышающее частоту оказываемых услуг в других организациях здравоохранения и тп).
Для заключения контрактов с ООО «Феникс» способом закупки у единственного поставщика СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №109» были представлены служебные записки от заместителя главного врача по АХЧ в адрес главного врача ГП 109:
-б/н б/д о проведении закупки «Комплексная уборка помещений и прилегающей территории СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №109», расположенное по адресу Санкт-Петербург, ул. Ол. Дундича, д.8, корп.2 с 01.01.2023 по 31.01.2023 в декабре 2022 года и выбрать метод определения поставщика в соответствии со статьей 93 «осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) Закона о контрактной системе;
-б/н б/д о проведении закупки «Комплексная уборка помещений и прилегающей территории СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №109» ПО 123, расположенное по адресу Санкт-Петербург, Моравский пр. д5 с 01.01.2023 по 31.01.2023 в декабре 2022 года и выбрать метод определения поставщика в соответствии со статьей 93 «осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) Закона о контрактной системе (не расписана на исполнителя);-
-б/н б/д о проведении закупки «Комплексная уборка помещений и прилегающей территории Санкт-Петербург, ул. Купчинская, д.5, корп.1, литера А с 01.01.2023 по 31.01.2023 в декабре 2022 года и выбрать метод определения поставщика в соответствии со статьей 93 «осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) Закона о контрактной системе;
-б/н б/д о проведении закупки «Комплексная уборка помещений и прилегающей территории СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №109» ДПО 64, расположенное по адресу Санкт-Петербург, ул. Ол. Дундича, д.26, корп.1, литера А и СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №109» ДПО 3, расположенное по адресу Санкт-Петербург, ул. Купчинская, д.4, корп.2, литера А с 01.01.2023 по 31.01.2023 в декабре 2022 года и выбрать метод определения поставщика в соответствии со статьей 93 «осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) Закона о контрактной системе;
-б/н от 17.01.2023 о проведении закупки «Комплексная уборка помещений и прилегающей территории СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №109», расположенное по адресу Санкт-Петербург, ул. Ол. Дундича, д.8, корп.2 с 01.02.2023 по 28.02.2023 в январе 2023 года и выбрать метод определения поставщика в соответствии со статьей 93 «осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) Закона о контрактной системе;
-б/н от 17.01.2023 о проведении закупки «Комплексная уборка помещений и прилегающей территории СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №109» ПО 123, расположенное по адресу Санкт-Петербург, Моравский пр. д5 с 01.02.2023 по 28.02.2023 в январе 2023 года и выбрать метод определения поставщика в соответствии со статьей 93 «осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) Закона о контрактной системе;
-б/н от 17.01.2023 о проведении закупки «Комплексная уборка помещений и прилегающей территории Санкт-Петербург, ул. Купчинская, д.5, корп.1, литера А с 01.02.2023 по 28.02.2023 в январе 2023 года и выбрать метод определения поставщика в соответствии со статьей 93 «осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) Закона о контрактной системе;
-б/н от 17.01.2023 о проведении закупки «Комплексная уборка помещений и прилегающей территории СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №109» ДПО 64, расположенное по адресу Санкт-Петербург, ул. Ол. Дундича, д.26, корп.1, литера А и СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №109» ДПО 3, расположенное по адресу Санкт-Петербург, ул. Купчинская, д.4, корп.2, литера А с 01.02.2023 по 28.02.2023 в январе 2023 года и выбрать метод определения поставщика в соответствии со статьей 93 «осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) Закона о контрактной системе;
-б/н от 20.02.2023 о проведении закупки «Комплексная уборка помещений и прилегающей территории СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №109», расположенное по адресу Санкт-Петербург, ул. Ол. Дундича, д.8, корп.2 с 01.03.2023 по 14.03.2023 в феврале 2023 года и выбрать метод определения поставщика в соответствии со статьей 93 «осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) Закона о контрактной системе;
-б/н от 20.02.2023 о проведении закупки «Комплексная уборка помещений и прилегающей территории СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №109» ПО 123, расположенное по адресу Санкт-Петербург, Моравский пр. д5 с 01.03.2023 по 14.03.2023 в феврале 2023 года и выбрать метод определения поставщика в соответствии со статьей 93 «осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) Закона о контрактной системе;
-б/н от 20.02.2023 о проведении закупки «Комплексная уборка помещений и прилегающей территории Санкт-Петербург, ул. Купчинская, д.5, корп.1, литера А с 01.03.2023 по 14.03.2023 в феврале 2023 года и выбрать метод определения поставщика в соответствии со статьей 93 «осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) Закона о контрактной системе;
-б/н от 20.02.2023 о проведении закупки «Комплексная уборка помещений и прилегающей территории СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №109» ДПО 64, расположенное по адресу Санкт-Петербург, ул. Ол. Дундича, д.26, корп.1, литера А и СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №109» ДПО 3, расположенное по адресу Санкт-Петербург, ул. Купчинская, д.4, корп.2, литера А с 01.03.2023 по 14.03.2023 в феврале 2023 года и выбрать метод определения поставщика в соответствии со статьей 93 «осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) Закона о контрактной системе;
-б/н б/д о проведении закупки «Комплексная уборка помещений и прилегающей территории СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №109», расположенное по адресу Санкт-Петербург, ул. Ол. Дундича, д.8, корп.2 с 15.03.2023 по 20.03.2023 в марте 2023 года и выбрать метод определения поставщика в соответствии со статьей 93 «осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) Закона о контрактной системе (не расписана на исполнителя);
-б/н б/д о проведении закупки «Комплексная уборка помещений и прилегающей территории СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №109» ПО 123, расположенное по адресу Санкт-Петербург, Моравский пр. д5 с 15.03.2023 по 20.03.2023 в марте 2023 года и выбрать метод определения поставщика в соответствии со статьей 93 «осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) Закона о контрактной системе (не расписана на исполнителя);-
-б/н б/д о проведении закупки «Комплексная уборка помещений и прилегающей территории Санкт-Петербург, ул. Купчинская, д.5, корп.1, литера А с 15.03.2023 по 20.03.2023 в марте 2023 года и выбрать метод определения поставщика в соответствии со статьей 93 «осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) Закона о контрактной системе (не расписана на исполнителя);
-б/н от 13.03.2023 о проведении закупки «Комплексная уборка помещений и прилегающей территории СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №109» ДПО 64, расположенное по адресу Санкт-Петербург, ул. Ол. Дундича, д.26, корп.1, литера А и СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №109» ДПО 3, расположенное по адресу Санкт-Петербург, ул. Купчинская, д.4, корп.2, литера А с 15.03.2023 по 20.03.2023 в марте 2023 года и выбрать метод определения поставщика в соответствии со статьей 93 «осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) Закона о контрактной системе (не расписана на исполнителя).
Таким образом, часть служебных записок не содержит пометок согласования Администрации Фрунзенского района, что не свидетельствует о признаках наличия нарушения антимонопольного законодательства в части наличия соглашения между заказчиком и исполнителем по исследуемым контрактам.
Следует также учесть, что размещение извещения о проведении электронного аукциона 0172200002223000020 на оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории СПБ ГУБЗ «Городская Поликлиника №109» в поликлинические отделения №5, 109, 123, 3, 64 в 2023 году было размещено Администрацией Фрунзенского района 27.02.2023.
Также до проведения закупок способом закупки у единственного поставщика запросы ГП109 на предоставление коммерческих предложений направлялись в следующие адреса: ООО «Медклининг», ООО «Профессионал», ИП <...>, ИП <...>, ИП <...>
При формировании НМЦК по указанным выше закупкам у единственного поставщика использовались коммерческие предложения ООО «ЛС Группстрой», ООО «Технологии комплексного снабжения», ООО «Феникс».
ООО «ЛС Группстрой» (ИНН 7804626721), адрес электронной почты: <...>, а также ООО «Технологии комплексного снабжения» (ИНН 7814779131), которым направлялись запросы на КП и поступали ответы, осуществляют свою деятельность, в основном, по поставке канцелярских принадлежностей. В то же время, общества представили информацию о том, что они также осуществляют деятельность на товарном рынке оказания услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории (вх.7884-ЭП/24 от 27.03.2024, 7512-ЭП/24 от 25.03.2024).
Комиссия отмечает, что закупки проводились через АИС ГЗ: электронный магазин, что, несмотря на короткий срок размещения закупочной процедуры, дает возможность другим хозяйствующим субъектам также участвовать в проводимых закупках. На часть рассматриваемых закупочных процедур было подано более одной заявки.
Также в ходе рассмотрения дела Комиссией не выявлено фактов, подтверждающих намеренные действия ГП109 и ООО «Феникс», направленные на реализацию антиконкурентного соглашения, а также обоюдную осведомленность о необходимости совершения каких-либо действий. ГП109 были направлены запросы на предоставление коммерческих предложений для формирования НМЦК в хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на соответствующем товарном рынке. Комиссия учитывает, что при размещении закупочной процедуры в АИС ГЗ: электронный магазин как минимум данные хозяйствующие субъекты имели возможность подать заявки на участие в процедуре, как и любые другие хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на данном товарном рынке.
Таким образом, по результатам исследования материалов дела, Комиссия приходит к выводу об отсутствии достаточной совокупности доказательств, подтверждающих факт нарушения антимонопольного законодательства в действиях ГП109 и ООО «Феникс» при заключении контрактов №№ 87/109-2022, 88/109-2022, 89/109-2022, 90/109-2022 от 30.12.2022; 02/109-2023, 03/109-2023, 04/109-2023, 05/109-2023 от 27.01.2023; 07/109-2023, 08/109-2023, 09/109-2023, 10/109-2023 от 28.02.2023; 13/109-2023 от 15.03.2023
4. Анализ позиций сторон по делу.
4.1. Позиция СПБ ГБУЗ «Городская поликлиника №109» (вх. 4414-ЭП/24 от 21.02.2024).
ГП109 опровергает наличие антиконкурентного соглашения между учреждением и ООО «Феникс».
ГП109 указывает, что заказчик имеет право на заключение контрактов способом осуществления закупки у единственного поставщика в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Учреждение пояснило, что ввиду длительности ответов на запросы коммерческих предложений, регулярных технических сбоев работы информационных ресурсов сроки размещения конкурентных процедур были критическими и могли не обеспечить беспрерывное оказание необходимых услуг для поддержания надлежащего санитарного состояния помещений, позволяющего обеспечивать эпидемиологическую и санитарную защиту пациентов.
Исследуемые закупки были осуществлены через систему АИС ГЗ: электронный магазин, принцип работы которой схожи с работой электронных торговых площадок и позволяет принять участие в закупочных процедурах неограниченному количеству хозяйствующих субъектов.
Комиссия по результатам анализа материалов дела данный довод не опровергает.
4.2 Позиция ООО «Феникс» (вх.5412-ЭП/24 от 04.03.2024, 7441-ЭП/24 от 22.03.2024).
ООО «Феникс» пояснило следующее.
Общество, являясь постоянным участником государственных и муниципальных закупок, зарегистрировано на различных торговых площадках в сети «Интернет», в том числе на площадке, созданной Комитетом по государственному заказу Санкт-Петербурга, «АИС ГЗ: Электронный магазин» (http://estore.gz-spb.ru).
С целью получения информации о проводимых государственными и муниципальными заказчиками закупках ООО «Феникс» регулярно осуществляет мониторинг соответствующих торговых площадок.
В декабре 2022 года на площадке «АИС ГЗ: Электронный магазин» были обнаружены 4 объявления СПб ГБУЗ «Городская поликлиника № 109» с приглашением подать оферты на заключение контрактов на оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории различных объектов поликлиники.
ООО «Феникс» подало свои предложения (оферты) о заключении контрактов, в том числе предложило цены контрактов, которые удовлетворили требования заказчика, в результате чего были заключены соответствующие контракты на оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории различных объектов поликлиники в течение января 2023 года.
В дальнейшем таким же образом были заключены контракты на оказание услуг в феврале и марте 2023 года.
Никаких контактов с ГП109 за рамками заключенных контрактов у общества не было.
Комиссией приняты к сведению доводы ООО «Феникс», а также учтено, что данные доводы не опровергаются материалами дела.
С учетом изложенного, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России считает, что в действиях ответчиков не выявлено совокупности доказательств, свидетельствующих о нарушении пункта 3 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
5. Заявление в порядке примечания к ст.14.32 КоАП РФ.
Заявления в порядке примечания к ст.14.32 КоАП РФ не поступали.
6. Выводы Санкт-Петербургского УФАС России по результатам рассмотрения дела №078/01/11-20/2024.
По смыслу ст.11 Закона о защите конкуренции антиконкурентное соглашение не предполагает обязательное согласование его участниками конкретных торгов, участие в которых предполагается, обязательную определенность относительно их формы (способа проведения торгов), количества, места и времени их проведения, а также выбор заранее той или иной стратегии поведения. Общая противоправная цель картельного соглашения не исключает относительно «спонтанную» реакцию на объявленные торги, «от случая к случаю», на неопределенном отрезке времени.
Антиконкурентное соглашение при необязательности письменной формы допускает устную согласованность действий его участников по факту оценки конкретной ситуации.
В соответствии с Разъяснениями №3 Президиума Федеральной антимонопольной службы «Доказывание недопустимых соглашений (в том числе картелей) и согласованных действий на товарных рынках, в том числе на торгах» (утв. протоколом Президиума Федеральной антимонопольной службы от 17 февраля 2016 г. № 3) при доказывании антиконкурентных соглашений и согласованных действий могут использоваться прямые и косвенные доказательства.
Прямыми доказательствами наличия антиконкурентного соглашения могут быть письменные доказательства, содержащие волю лиц, направленную на достижение соглашения: непосредственно соглашения; договоры в письменной форме; протоколы совещаний (собраний); переписка участников соглашения, в том числе в электронном виде.
К косвенным доказательствам относят: использование участниками торгов одного и того же IP-адреса (учетной записи) при подаче заявок и участии в электронных торгах, фактическое расположение участников соглашения по одному и тому же адресу, формирование документов для участия в торгах разных хозяйствующих субъектов одним и тем же лицом, оформление сертификатов электронных цифровых подписей на одно и то же физическое лицо, написание закупочной документации исполнителем по контракту и любые иные сведения, позволяющие сделать предположительный вывод о наличии или отсутствии соглашения между лицами.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 04.03.2021 №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства», с учетом публичного характера антимонопольных запретов и презумпции добросовестности участников гражданского оборота обязанность установить, что между хозяйственными субъектами имеется соглашение, которое нарушает статью 11 Закона, возлагается на антимонопольный орган.
Вместе с тем, схожесть поведения нескольких хозяйствующих субъектов сама по себе не является основанием для вывода о наличии между ними ограничивающего конкуренцию соглашения.
Из совокупности правовых норм Закона о защите конкуренции, Закона о контрактной системе следует, что для доказывания факта нарушения запретов, установленных антимонопольным законодательством в части недопустимости антиконкурентных соглашений, необходимо доказать направленность действий ответчиков именно на обход установленных законодателем императивных правил определения исполнителя услуг, а также направленность соглашения на предоставление преимуществ определенному хозяйствующему субъекту в результате такого обхода императивных правил.
По результатам рассмотрения дела Управлением не выявлены отклонения от обычного поведения как заказчика, так и исполнителя по исследуемым контрактам в рамках проведения торгов на оказание услуг по уборке помещений и прилегающей территории, свидетельствующие об использовании ответчиками единой стратегии.
В рамках рассмотрения дела не было выявлено доказательств общения между ГП109 и ООО «Феникс», выходящих за рамки обычной деловой переписки при формировании НМЦК закупочных процедур.
Тот факт, что общество являлось в части исследуемых процедур единственным участником закупочной процедуры на Аис ГЗ: электронный магазин и не подало предложение о цене ниже установленной НМЦК, также не указывает на возможные признаки нарушения антимонопольного законодательства, так как признаков завышения начальной (максимальной) цены контракта не выявлено, цена, предложенная обществом, практически не отличается от цен контрактов, заключенных в предыдущие периоды, а также ее уровень ниже, чем уровень цен, предложенных конкурирующими организациями.
Само по себе участие в торгах, как и определение уровня снижения НМЦК, - это право хозяйствующего субъекта, а не вмененная обязанность, в связи с чем минимальное количество участников закупки не свидетельствует о наличии каких-либо соглашений.
Комиссией не выявлено доказательств направленности действий ГП109 и ООО «Феникс» на ограничение конкуренции.
По общему правилу добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации). Данное толкование также изложено в пункте 1 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Таким образом, Комиссия Управления, исследовав материалы дела, заслушав пояснения ответчиков, на основании имеющихся в деле доказательств, с учетом презумпции добросовестности участников гражданского оборота установила отсутствие нарушения СПБ ГБУЗ «Городская поликлиника №109» и ООО «Феникс» пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
прекратить рассмотрение дела №078/01/11-20/2024, поскольку в рассматриваемых Комиссией действиях СПб ГБУЗ «Городская поликлиника №109» (ИНН 7816040730) и ООО «Феникс» (ИНН 7802563811) нарушение пункта 3 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» отсутствует.