Решение №78/30757/21 Т02-745/21 по жалобе ООО "РС Кибернетика" от 29 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-745/21

 

27 октября 2021 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...>

с участием представителей ООО "РС Кибернетика" (далее — Заявитель), ООО «Газпром ПХГ» (далее — Заказчик) и АО «Газпром закупки» (далее – Организатор торгов) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 20.10.2020 вх. №33003-ЭП/21, от 22.10.2020 вх. №33182-ЭП/21) ООО "РС Кибернетика" на действия заказчика ООО «Газпром ПХГ» при организации и проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на предоставление права использования отечественного программного обеспечения (простая (неисключительная) лицензия) CommuniGate Pro и ALT Linux в 2021 году для нужд ООО "Газпром ПХГ" 21/2.1/0071345/ГПХГ (извещение №32110728615, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

14 октября 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение 32110728615 о проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на предоставление права использования отечественного программного обеспечения (простая (неисключительная) лицензия) CommuniGate Pro и ALT Linux в 2021 году для нужд ООО "Газпром ПХГ" 21/2.1/0071345/ГПХГ, включая документацию на проведение открытого конкурентного отбора (далее — Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром (новая редакция), версия 35 от 06.07.2021, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.


 

п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

103 075 894,80 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

14.10.2021

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

29.10.2021 в 10:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок
(по местному времени заказчика)

29.10.2021 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

Российская Федерация, 196143, г. Санкт-Петербург, пл. Победы, д.2, лит. А

 

2. Заявитель в жалобе указывает, что, по его мнению, в нарушение п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ Заказчиком в описании предмета закупки допущено указание на товарные знаки «Альт Сервер Виртуализации», «Альт Сервер», «Альт Рабочая станция», принадлежащие правообладателю ООО «Базальт СПО» в отсутствие возможности применения эквивалента, вместе с тем, Документация не содержит сведений, указывающих на исключения, предусмотренные пп.пп. а) - г) п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, кроме того, в Документации не представлено каких-либо сведений, свидетельствующих об исключительной необходимости поставки программного обеспечения ООО «Базальт СПО».

Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/30030/21 от 22 октября 2021 года, представлены в заседание Комиссии.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

ООО «Газпром ПХГ» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

На основании ч. 8 ст. 4 Закона №223-ФЗ извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

В соответствии с п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Частью 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

На основании п. 5.1.6 Информационной карты Документации предметом Закупки является предоставление права использования отечественного программного обеспечения (простая (неисключительная) лицензия) CommuniGate Pro и ALT Linux в 2021 году для нужд ООО "Газпром ПХГ". Тематика конкурентного отбора – Предоставление права использования программного обеспечения

В соответствии с п. 5.1.8 Информационной карты Документации состав, объем и условия выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров представлены в Приложении 1 «Проект договора» и Приложение 2 «Техническая часть» к документации о конкурентном отборе.

Приложение 2 «Техническая часть» к Документации содержит спецификацию следующего содержания:

 

№ п/п

Наименование

Кол-во, шт.

1

Бессрочная лицензия Альт Сервер Виртуализации 9

 

2

Бессрочная лицензия Альт Сервер 9

621

3

Бессрочная лицензия Альт Рабочая станция 9

3250

4

CommuniGate Pro ver 6.3 Corporate ClusterReady OneLicense 1K Users включая  CommuniGate Pro ver 6.3 Management and Reporting module

1

5

CommuniGate Pro ver 6.3 FrontEnd ClusterReady OneLicense

2

6

CommuniGate Pro ver 6.3 BackEnd ClusterReady OneLicense

2

7

CommuniGate Pro ver 6.3 Corporate ClusterReady OneLicense 1K Users

2

8

CommuniGate Pro ver 6.3 Corporate ClusterReady OneLicense 100 Users

5

9

CommuniGate Pro ver 6.3 Maintenance and Migration Module

1

10

Сертификат технической поддержки на Альт Сервер Виртуализации, Базовая, на 12 месяцев

180

№ п/п

Наименование

Кол-во, шт

11

Сертификат технической поддержки на Альт Сервер 9, Базовая, на 12 месяцев

621

12

Сертификат технической поддержки на Альт Рабочая Станция 9, Базовая, на 12 месяцев

2630

 

Пунктом 4 Приложения 2 «Техническая часть» к Документации предусмотрено наличие у исполнителя лицензионного договора либо сертификата (иного документа), подтверждающего право предоставлять неисключительные права на использование и распространение программного продукта.

В силу п. 5 Приложения 2 «Техническая часть» к Документации Заказчиком предъявляются дополнительные требования:

- Программное обеспечение должно быть включено в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных;

- Исполнитель гарантирует работоспособность ПО в соответствии с прилагаемой к ПО документацией в течение 1 (одного) календарного года с даты передачи ПО.

При этом условиями Документации не допускается поставка товаров, аналогичных указанным в содержит спецификации Приложение 2 «Техническая часть» к Документации.

Согласно позиции Организатора торгов ПАО «Газпром» и Компании Группы Газпром в соответствии с Директивой Правительства РФ от 11.07.2016 № 4972п-П13, Директивой Правительства РФ от 06.12.2018 № 10068п-ВП13,  Приказом ПАО «Газпром» от 24.08.2015 № 495 и пунктом 3 решения Совета директоров ПАО «Газпром» от 01.02.2019 № 3211 «О переходе ПАО «Газпром» на преимущественное использование отечественного программного обеспечения» реализует Единую техническую политику в сфере использования материально-технических ресурсов и их импортозамещения при осуществлении производственной и инвестиционной деятельности ПАО «Газпром».

С учетом изложенного в Положение о закупках включен пункт 20.22.1, следуя которому в требованиях к предмету закупки при осуществлении всех видов закупок в отношении программ для ЭВМ и баз данных, а также прав использования такого программного обеспечения, включая временное, указывается необходимость подачи предложений, предусматривающих только такое ПО, сведения о котором включены в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, созданный в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации, за исключением случаев, указанных в пункте 20.22.2.

Представители Организатора торгов отметили, что в рамках реализации программы импортозамещения организован рассматриваемый конкурентный отбор, целями которого, в том числе является приобретение ПО для замещения следующих продуктов зарубежного производства: vmWare vSphere, Microsoft Hyper-V, Microsoft Windows Server, Microsoft Windows 10.

При этом ПО «Альт Сервер Виртуализации»,  «Альт Сервер 9» и «Альт Рабочая станция 9» являются единственными, обеспечивающими требуемую совместимость, что соответствует условиям применения подпункта «а» пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона №223-ФЗ.

Представители Организатора торгов пояснили, что закупка каких-либо аналогов (эквивалентов) указанного ПО повлечет невозможность использования таких аналогов с ПО, уже используемым Заказчиков в составе Системы информационной безопасности Заказчика, что повлечет для Заказчика убытки, сбои в работе системы безопасности, невозможность функционирования ряда функций Заказчика.

Также согласно позиции Организатора торгов нормами законодательства не установлено требование к заказчикам о включении свидетельства исключительной необходимости указания конкретных товарных знаков в документацию о закупке. В свою очередь программные продукты «Efros Config Inspector 3» и «Litoria Desktop 2» относятся к средствам защиты информации, информация о факте их использования раскрывает архитектуру и методы защиты, используемые Заказчиком, что повышает риски информационной безопасности в случае общедоступной публикации данных сведений в составе документации о конкурентной закупке.

Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о соответствии описания предмета Закупки требованиям п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ.

На основании изложенного доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии по рассмотрению жалобы Заявителя.

 

4. Рассмотрев жалобу (от 20.10.2020 вх. №33003-ЭП/21, от 22.10.2020 вх. №33182-ЭП/21) ООО "РС Кибернетика" на действия заказчика ООО «Газпром ПХГ» при организации и проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на предоставление права использования отечественного программного обеспечения (простая (неисключительная) лицензия) CommuniGate Pro и ALT Linux в 2021 году для нужд ООО "Газпром ПХГ" 21/2.1/0071345/ГПХГ (извещение №32110728615), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях заказчика ООО "Газпром ПХГ" нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 20.10.2020 вх. №33003-ЭП/21, от 22.10.2020 вх. №33182-ЭП/21) ООО "РС Кибернетика" на действия заказчика ООО «Газпром ПХГ» (ИНН 5003065767, ОГРН 1075003001820) при организации и проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на предоставление права использования отечественного программного обеспечения (простая (неисключительная) лицензия) CommuniGate Pro и ALT Linux в 2021 году для нужд ООО "Газпром ПХГ" 21/2.1/0071345/ГПХГ (извещение №32110728615) необоснованной.

 

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны