Решение №78/30757/21 Т02-745/21 по жалобе ООО "РС Кибернетика" от 29 октября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-745/21
27 октября 2021 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...>
с участием представителей ООО "РС Кибернетика" (далее — Заявитель), ООО «Газпром ПХГ» (далее — Заказчик) и АО «Газпром закупки» (далее – Организатор торгов) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 20.10.2020 вх. №33003-ЭП/21, от 22.10.2020 вх. №33182-ЭП/21) ООО "РС Кибернетика" на действия заказчика ООО «Газпром ПХГ» при организации и проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на предоставление права использования отечественного программного обеспечения (простая (неисключительная) лицензия) CommuniGate Pro и ALT Linux в 2021 году для нужд ООО "Газпром ПХГ" 21/2.1/0071345/ГПХГ (извещение №32110728615, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
14 октября 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №32110728615 о проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на предоставление права использования отечественного программного обеспечения (простая (неисключительная) лицензия) CommuniGate Pro и ALT Linux в 2021 году для нужд ООО "Газпром ПХГ" 21/2.1/0071345/ГПХГ, включая документацию на проведение открытого конкурентного отбора (далее — Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром (новая редакция), версия 35 от 06.07.2021, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
103 075 894,80 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
14.10.2021 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
29.10.2021 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок |
29.10.2021 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
Российская Федерация, 196143, г. Санкт-Петербург, пл. Победы, д.2, лит. А |
2. Заявитель в жалобе указывает, что, по его мнению, в нарушение п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ Заказчиком в описании предмета закупки допущено указание на товарные знаки «Альт Сервер Виртуализации», «Альт Сервер», «Альт Рабочая станция», принадлежащие правообладателю ООО «Базальт СПО» в отсутствие возможности применения эквивалента, вместе с тем, Документация не содержит сведений, указывающих на исключения, предусмотренные пп.пп. а) - г) п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, кроме того, в Документации не представлено каких-либо сведений, свидетельствующих об исключительной необходимости поставки программного обеспечения ООО «Базальт СПО».
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/30030/21 от 22 октября 2021 года, представлены в заседание Комиссии.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.
ООО «Газпром ПХГ» относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
На основании ч. 8 ст. 4 Закона №223-ФЗ извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.
В соответствии с п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Частью 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
На основании п. 5.1.6 Информационной карты Документации предметом Закупки является предоставление права использования отечественного программного обеспечения (простая (неисключительная) лицензия) CommuniGate Pro и ALT Linux в 2021 году для нужд ООО "Газпром ПХГ". Тематика конкурентного отбора – Предоставление права использования программного обеспечения
В соответствии с п. 5.1.8 Информационной карты Документации состав, объем и условия выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров представлены в Приложении 1 «Проект договора» и Приложение 2 «Техническая часть» к документации о конкурентном отборе.
Приложение 2 «Техническая часть» к Документации содержит спецификацию следующего содержания:
№ п/п |
Наименование |
Кол-во, шт. |
1 |
Бессрочная лицензия Альт Сервер Виртуализации 9 |
|
2 |
Бессрочная лицензия Альт Сервер 9 |
621 |
3 |
Бессрочная лицензия Альт Рабочая станция 9 |
3250 |
4 |
CommuniGate Pro ver 6.3 Corporate ClusterReady OneLicense 1K Users включая CommuniGate Pro ver 6.3 Management and Reporting module |
1 |
5 |
CommuniGate Pro ver 6.3 FrontEnd ClusterReady OneLicense |
2 |
6 |
CommuniGate Pro ver 6.3 BackEnd ClusterReady OneLicense |
2 |
7 |
CommuniGate Pro ver 6.3 Corporate ClusterReady OneLicense 1K Users |
2 |
8 |
CommuniGate Pro ver 6.3 Corporate ClusterReady OneLicense 100 Users |
5 |
9 |
CommuniGate Pro ver 6.3 Maintenance and Migration Module |
1 |
10 |
Сертификат технической поддержки на Альт Сервер Виртуализации, Базовая, на 12 месяцев |
180 |
№ п/п |
Наименование |
Кол-во, шт |
11 |
Сертификат технической поддержки на Альт Сервер 9, Базовая, на 12 месяцев |
621 |
12 |
Сертификат технической поддержки на Альт Рабочая Станция 9, Базовая, на 12 месяцев |
2630 |
Пунктом 4 Приложения 2 «Техническая часть» к Документации предусмотрено наличие у исполнителя лицензионного договора либо сертификата (иного документа), подтверждающего право предоставлять неисключительные права на использование и распространение программного продукта.
В силу п. 5 Приложения 2 «Техническая часть» к Документации Заказчиком предъявляются дополнительные требования:
- Программное обеспечение должно быть включено в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных;
- Исполнитель гарантирует работоспособность ПО в соответствии с прилагаемой к ПО документацией в течение 1 (одного) календарного года с даты передачи ПО.
При этом условиями Документации не допускается поставка товаров, аналогичных указанным в содержит спецификации Приложение 2 «Техническая часть» к Документации.
Согласно позиции Организатора торгов ПАО «Газпром» и Компании Группы Газпром в соответствии с Директивой Правительства РФ от 11.07.2016 № 4972п-П13, Директивой Правительства РФ от 06.12.2018 № 10068п-ВП13, Приказом ПАО «Газпром» от 24.08.2015 № 495 и пунктом 3 решения Совета директоров ПАО «Газпром» от 01.02.2019 № 3211 «О переходе ПАО «Газпром» на преимущественное использование отечественного программного обеспечения» реализует Единую техническую политику в сфере использования материально-технических ресурсов и их импортозамещения при осуществлении производственной и инвестиционной деятельности ПАО «Газпром».
С учетом изложенного в Положение о закупках включен пункт 20.22.1, следуя которому в требованиях к предмету закупки при осуществлении всех видов закупок в отношении программ для ЭВМ и баз данных, а также прав использования такого программного обеспечения, включая временное, указывается необходимость подачи предложений, предусматривающих только такое ПО, сведения о котором включены в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, созданный в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации, за исключением случаев, указанных в пункте 20.22.2.
Представители Организатора торгов отметили, что в рамках реализации программы импортозамещения организован рассматриваемый конкурентный отбор, целями которого, в том числе является приобретение ПО для замещения следующих продуктов зарубежного производства: vmWare vSphere, Microsoft Hyper-V, Microsoft Windows Server, Microsoft Windows 10.
При этом ПО «Альт Сервер Виртуализации», «Альт Сервер 9» и «Альт Рабочая станция 9» являются единственными, обеспечивающими требуемую совместимость, что соответствует условиям применения подпункта «а» пункта 3 части 6.1 статьи 3 Закона №223-ФЗ.
Представители Организатора торгов пояснили, что закупка каких-либо аналогов (эквивалентов) указанного ПО повлечет невозможность использования таких аналогов с ПО, уже используемым Заказчиков в составе Системы информационной безопасности Заказчика, что повлечет для Заказчика убытки, сбои в работе системы безопасности, невозможность функционирования ряда функций Заказчика.
Также согласно позиции Организатора торгов нормами законодательства не установлено требование к заказчикам о включении свидетельства исключительной необходимости указания конкретных товарных знаков в документацию о закупке. В свою очередь программные продукты «Efros Config Inspector 3» и «Litoria Desktop 2» относятся к средствам защиты информации, информация о факте их использования раскрывает архитектуру и методы защиты, используемые Заказчиком, что повышает риски информационной безопасности в случае общедоступной публикации данных сведений в составе документации о конкурентной закупке.
Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о соответствии описания предмета Закупки требованиям п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ.
На основании изложенного доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии по рассмотрению жалобы Заявителя.
4. Рассмотрев жалобу (от 20.10.2020 вх. №33003-ЭП/21, от 22.10.2020 вх. №33182-ЭП/21) ООО "РС Кибернетика" на действия заказчика ООО «Газпром ПХГ» при организации и проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на предоставление права использования отечественного программного обеспечения (простая (неисключительная) лицензия) CommuniGate Pro и ALT Linux в 2021 году для нужд ООО "Газпром ПХГ" 21/2.1/0071345/ГПХГ (извещение №32110728615), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях заказчика ООО "Газпром ПХГ" нарушений при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 20.10.2020 вх. №33003-ЭП/21, от 22.10.2020 вх. №33182-ЭП/21) ООО "РС Кибернетика" на действия заказчика ООО «Газпром ПХГ» (ИНН 5003065767, ОГРН 1075003001820) при организации и проведении открытого конкурентного отбора в электронной форме на предоставление права использования отечественного программного обеспечения (простая (неисключительная) лицензия) CommuniGate Pro и ALT Linux в 2021 году для нужд ООО "Газпром ПХГ" 21/2.1/0071345/ГПХГ (извещение №32110728615) необоснованной.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.