Решение №02/25978/23 Т02-525/23 по жалобе ООО "Клининг Плюс" от 17 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-525/23

 

12 октября 2023 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей ООО "Клининг Плюс" (далее – Заявитель) и ОАО "РЖД" (далее — Заказчик) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу ООО "Клининг Плюс" (от 21.09.2023 вх. №24082-ЭП/23, от 26.09.2023 вх. №24463-ЭП/23, от 27.09.2023 вх. №24588-ЭП/23) на действия заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 1202/ОКЭ-ОКТ/23 на право заключения договора оказания услуг по комплексной уборке помещений и территорий и дезинфекции контактных поверхностей на объектах Волховстроевской дистанций гражданских сооружений (извещение №32312445838, далее – Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

31 мая 2023 года на сайте ЭТП ООО «РТС-тендер» в сети Интернет было опубликовано извещение №32312445838 о проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 1202/ОКЭ-ОКТ/23 на право заключения договора оказания услуг по комплексной уборке помещений и территорий и дезинфекции контактных поверхностей на объектах Волховстроевской дистанций гражданских сооружений, включая документацию о Закупке (далее – Документация).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», версия 42 от 03.04.2023 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

56 284 608,75 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

31.05.2023 (МСК)

3.

Дата публикации текущей редакции извещения
(по местному времени заказчика)

06.07.2023 (МСК)

4.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

17.07.2023 в 09:00 (МСК)

5.

Дата и время рассмотрения и
оценки заявок (по местному времени заказчика)

19.07.2023 (МСК)

27.07.2023 (МСК)

6.

Место рассмотрения и оценки заявок

http://www.rts-tender.ru

 

2. Из жалобы Заявителя следует, что права и законные интересы Заявителя нарушены действиями Заказчика, неправомерно не отклонившего заявку и принявшего решение заключить договор с Заявителем, поскольку сведения о Заявителе внесены в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр).

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/23501/23 от 25 сентября 2023 года, представлены в заседание Комиссии.

В заседании Комиссии дважды объявлялся перерыв общим сроков до 14-45 (МСК) 12.10.2023.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона №135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Как следует из п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

ОАО «РЖД» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Как следует из ч. 1 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ, конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно ч. 16 ст. 4 Закона №223-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе определить:

1) конкретную закупку, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе;

2) перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе;

3) перечень оснований неразмещения в единой информационной системе информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор;

4) перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются конкретными заказчиками, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2022 № 301 «Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры», а также согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 14.03.2022 № 24-03-08/18813 «О направлении информации по вопросам осуществления закупок отдельными видами юридических лиц в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 г. № 301» установлено, что заказчики, в отношении которых иностранными государствами введены санкции и меры ограничительного характера, обязаны не размещать в единой информационной системе в сфере закупок сведения о закупках. Таким образом, с учетом вышеуказанных нормативных правовых актов, а также принимая во внимание тот факт, что ОАО «РЖД» является заказчиком, в отношении которого иностранными государствами введены санкции и меры ограничительного характера, информация о проводимых закупках ОАО «РЖД» в настоящее время не публикуется в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте https://zakupki.gov.ru/.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 16 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ под конкурсом понимается форма торгов, при которой победителем признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в конкурентной закупке, окончательное предложение которого соответствует требованиям, установленным документацией о конкурентной закупке, и заявка, окончательное предложение которого по результатам сопоставления заявок, окончательных предложений на основании указанных в документации о такой закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора.

Согласно п. 3.9.17 Документации заявка участника подлежит отклонению в случае наличия сведений об участнике закупки в Реестр.

На основании п. 3.9.18 Документации отклонение заявки участника или отказ от заключения договора с победителем закупки осуществляется в любой момент до заключения договора, если Заказчик обнаружит, что участник не соответствует требованиям, указанным в Документации.

Представитель Заявителя на заседании Комиссии ФАС России сообщил, что подал заявку на участие в закупке, которая 27.07.2023 была признана соответствующей требованиям и условиям Документации.

Кроме того, участник Закупки, являющийся победителем Закупки, 31.08.2023 был признан уклонившимся от заключения договора, в связи с чем Заказчик 11.09.2023 принял решение заключить договор в установленном порядке с Заявителем, которому по результатам закупки присвоено 2 место.

Вместе с тем, согласно Приказу ФАС России от 27.07.2023 № 500/23 «О включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» сведения в отношении Заявителя внесены в Реестр 01.08.2023.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что 27.07.2023 на дату рассмотрения заявок и подведения итогов закупочной процедуры Заказчик не был осведомлен, что сведения о Заявителе, заявке которого присвоен второй номер, внесены в Реестр, так как сведения в отношении Заявителя были внесены в Реестр лишь 01.08.2023.

Вместе с тем, получив информацию о том, что сведения о Заявителе внесены в Реестр, на основании пунктов 3.9.17, 3.9.18 Документации Заказчиком было принято решение вынести на рассмотрение конкурсной комиссии вопрос об отклонении заявки Заявителя ввиду несоответствия требованиям Документации.

Учитывая изложенное, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, неправомерно не отклонившего заявку ООО "Клининг Плюс" на основании п. 3.9.18 Документации, нарушают ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 8 ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что Заказчиком самостоятельно устранено выявленное нарушение путем отклонения заявки ООО "Клининг Плюс" и принятия решения об отказе заключения договора с Заявителем, что зафиксировано протоколом от 03.10.2023 № 1202/ОКЭ-ОКТ/23.

 

4. Рассмотрев жалобу ООО "Клининг Плюс" (от 21.09.2023 вх. №24082-ЭП/23, от 26.09.2023 вх. №24463-ЭП/23, от 27.09.2023 вх. 24588-ЭП/23) на действия заказчика ОАО «РЖД» при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 1202/ОКЭ-ОКТ/23 на право заключения договора оказания услуг по комплексной уборке помещений и территорий и дезинфекции контактных поверхностей на объектах Волховстроевской дистанций гражданских сооружений (извещение №32312445838), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях ОАО «РЖД» нарушение ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, допущенное при проведении Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО "Клининг Плюс" (от 21.09.2023 вх. №24082-ЭП/23, от 26.09.2023 вх. №24463-ЭП/23, от 27.09.2023 вх. №24588-ЭП/23) на действия заказчика ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 1202/ОКЭ-ОКТ/23 на право заключения договора оказания услуг по комплексной уборке помещений и территорий и дезинфекции контактных поверхностей на объектах Волховстроевской дистанций гражданских сооружений (извещение №32312445838) обоснованной.

 

2. Признать в действиях заказчика ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) при проведении открытого конкурса среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 1202/ОКЭ-ОКТ/23 на право заключения договора оказания услуг по комплексной уборке помещений и территорий и дезинфекции контактных поверхностей на объектах Волховстроевской дистанций гражданских сооружений (извещение №32312445838) нарушение ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, допущенное вследствие неправомерного непринятия решения об отклонении заявки ООО "Клининг Плюс" на основании п. 3.9.18 Документации.

 

3. Не выдавать заказчику ОАО «РЖД» (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) предписание об устранении выявленных нарушений ввиду самостоятельного устранения нарушения путем отклонения заявки ООО "Клининг Плюс" и принятия решения об отказе заключения договора с Заявителем согласно протоколу от 03.10.2023 № 1202/ОКЭ-ОКТ/23.

 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

 

 

<...>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны