Решение №78/30546/19 Т02-558/19 по жалобе ООО «МАСЛА И СМАЗКИ» от 17 сентября 2019 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-558/19
12 сентября 2019 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей
ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» (далее - Организатор торгов) <...> ;
ООО «Центр смазок» (далее – Заявитель) <...> ;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх.№26681-ЭП/19 от 04.09.2019) ООО «МАСЛА И СМАЗКИ» на действия ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» при проведении открытых маркетинговых исследований среди субъектов малого и среднего предпринимательства на поставку топлива, ГСМ (Масла (кроме газокомпрессорных, турбинных), смазки и технические жидкости) для нужд ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» в 2019 году (083/0020/19/4.3/0053123/ТГСПб/ПР/ГОС/Э/30.07.2019) (извещение №31908151350, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
30 июля 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №31908151350 о проведении открытых маркетинговых исследований среди субъектов малого и среднего предпринимательства на поставку топлива, ГСМ (Масла (кроме газокомпрессорных, турбинных), смазки и технические жидкости) для нужд ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» в 2019 году, включая документацию на проведение открытых маркетинговых исследований (далее — Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ПАО «Газпром» и Компаний Группы Газпром (далее – Положение о закупках), версия 31 от 02.11.2018, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
2 734 800,00 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
30.07.2019 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
12.08.2019 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок |
26.08.2019 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
http://etpgaz.gazprombank.ru |
2. В жалобе Заявитель оспаривает действия закупочной комиссии Организатора торгов по ненадлежащему проведению процедуры оценки и сопоставления заявок с подведением итогов Закупки и незаконному неразмещению в Итоговом протоколе от 26.08.2019 №1/0020/19/4.3/0053123/ТГСПб/ПР/ГОС/Э/30.07.2019 рейтинга участников Закупки по каждому из критериев Документации.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Оригиналы документов по процедуре Закупки, истребованные уведомлением №78/29556/19 от 09 сентября 2019 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства .
В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с
ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 14 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:
1) дата подписания протокола;
2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;
3) утратил силу с 1 июля 2018 года. - Федеральный закон от 29.06.2018 N 174-ФЗ;
4) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер <...> В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;
5) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:
а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;
б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;
6) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);
7) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;
8) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
В соответствии с п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
Согласно п. 2.9.16 радела 1 Документации до этапа оценки заявок допускаются только те Заявки на участие в маркетинговых исследованиях, которые не были отклонены.
В рамках оценки и сопоставления заявок Организатор с привлечением для проведения оценки экспертов, оценивает и сопоставляет Заявки на участие в маркетинговых исследованиях и проводит их ранжирование по степени предпочтительности для Заказчика, учитывая критерии, указанные в Приложении №3 к Документации «Методика анализа и оценки заявок» в следующем порядке:
Раздел 1. Анализ заявок на предмет соответствия Участника и состава заявок требованиям Документации;
Раздел 2. Опросный лист по критериям оценки Участников маркетинговых исследований;
Раздел 3. Оценка и сопоставление заявок Участников маркетинговых исследований.
Итоговая оценка Заявки на участие в маркетинговых исследованиях Участника учитывает Оценку стоимостного и нестоимостного критериев.
В соответствии с разделом 3 Приложения №3 Документации определен порядок оценки и сопоставления заявок Участников маркетингового исследования:
Рейтинг заявки на участие в маркетинговом исследовании представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям (подкритериям) с учетом значимости (веса) данных критериев (подкритериев).
Если какой-либо критерий имеет подкритерии, то выставляются оценки по каждому подкритерию, общая оценка по указанному критерию складывается из суммы оценок по подкритериям данного критерия с учетом значимости (веса) подкритериев.
Для данного маркетингового исследования максимальный уровень оценки устанавливается в баллах равных 100 или в процентах – равных 100%.
Сравнительная оценка конкурсных заявок Участников проводится по следующим критериям:
1. Оценка стоимостного критерия
2. Оценка нестоимостного критерия
Оценки по критериям заносятся в графу (S) сводного протокола балльной оценки Заявки на участие в маркетинговом исследовании Участника, на основе которых формируется общая оценка по данной Заявке на участие в маркетинговом исследовании, и в соответствующей графе выставляется балльная оценка. Для каждого критерия указан коэффициент весомости (T). Конечная балльная оценка по каждому критерию (V) определяется как произведение оценки на указанный коэффициент (T x S). Общая оценка Заявки на участие в маркетинговом исследовании Участника определяется как сумма соответствующих итоговых оценок по всем критериям (V).
Итоговая оценка Заявки на участие в маркетинговом исследовании Участника выводится как арифметическая сумма оценок всех вышеуказанных критериев.
При этом устанавливается следующее долевое соотношение между максимально возможными оценками:
Оценка стоимостного критерия |
70 баллов |
70 % |
Оценка нестоимостного критерия |
30 баллов |
30 % |
Всего |
100 баллов |
100 % |
При этом, оценка нестоимостного критерия состоит из следующих критериев:
Успешный опыт выполнения поставок Продукции, аналогичной требуемым товарам по предмету закупки(кол-во договоров и отзывов к ним) |
Наличие сертификата менеджмента качества |
Статус участника |
Согласно Итоговому протоколу от 26.08.2019 №1/0020/19/4.3/0053123/ТГСПб/ПР/ГОС/Э/30.07.2019 к участию в Закупке допущено 4 заявки, включая заявку ООО «Масла и смазки».
Итоговым протоколом от 26.08.2019 №1/0020/19/4.3/0053123/ТГСПб/ПР/ГОС/Э/30.07.2019 закупочной комиссией Организатора торгов ранжированы заявки и подведены итоги Закупки в следующем виде:
Идентификационный номер Участника |
Итоговая оценка (значения в баллах) |
Порядковый номер Заявки |
3 |
85,00 |
1 |
1 |
83,46 |
2 |
4 |
64,52 |
3 |
5 |
52,90 |
4 |
Со стороны Организатора торгов представлен расчет рейтинга заявок на участие в Закупке по каждому из критериев, из которого следует, что первое место по итогам Закупки с рейтингом 85,00 баллов присвоено ООО «РосСтрой-Комплект», предложившего лучшие условия по цене без НДС и получившего равный полученному Заявителем рейтинг по неценовым критериям.
При этом, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что в содержании Итогового протокола от 26.08.2019 №1/0020/19/4.3/0053123/ТГСПб/ПР/ГОС/Э/30.07.2019 не приведены как итоговые общие оценки заявок по стоимостному и нестоимостному критериям, так и результаты оценки заявок по каждому из предусмотренных разделом 3 Приложения №3 к Документации критериев оценки заявок нестоимостного критерия.
Представители Организатора торгов пояснили, что процедура Закупки проводилась способом открытых маркетинговых исследований, который не является конкурентной закупкой.
Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 3 Закона №223-ФЗ конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:
1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:
а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;
б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;
2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;
3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.
Также согласно ч. 3.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ конкурентные закупки осуществляются следующими способами:
1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);
2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.
Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что согласно Документации и Положению о закупках оспариваемая Заявителем процедура Закупки, проводимая способом открытых маркетинговых исследований, полностью соответствовала признакам, определенным ч. 3 ст. 3 Закона №223-ФЗ, вследствие чего требования к содержанию итогового протокола согласно ч. 14 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ распространялись на ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» в рамках указанной процедуры Закупки.
На основании изложенного по первому доводу жалобы Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» по неправомерному неуказанию в Итоговом протоколе от 26.08.2019 №1/0020/19/4.3/0053123/ТГСПб/ПР/ГОС/Э/30.07.2019 результатов оценки заявок по предусмотренным Документацией критериям оценки заявок, нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 14 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований к содержанию итогового протокола, допущенное при проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (вх.№26681-ЭП/19 от 04.09.2019) ООО «МАСЛА И СМАЗКИ» на действия ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» при проведении открытых маркетинговых исследований среди субъектов малого и среднего предпринимательства на поставку топлива, ГСМ (Масла (кроме газокомпрессорных, турбинных), смазки и технические жидкости) для нужд ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» в 2019 году (083/0020/19/4.3/0053123/ТГСПб/ПР/ГОС/Э/30.07.2019) (извещение №31908151350), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях закупочной комиссии организатора торгов ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 14 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ, допущенное при проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (вх.№26681-ЭП/19 от 04.09.2019) ООО «МАСЛА И СМАЗКИ» на действия ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» (ИНН 7805018099, ОГРН 1027804862755) при проведении открытых маркетинговых исследований среди субъектов малого и среднего предпринимательства на поставку топлива, ГСМ (Масла (кроме газокомпрессорных, турбинных), смазки и технические жидкости) для нужд ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» в 2019 году (083/0020/19/4.3/0053123/ТГСПб/ПР/ГОС/Э/30.07.2019) (извещение №31908151350) обоснованной.
2. Признать в действиях закупочной комиссии ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» (ИНН 7805018099, ОГРН 1027804862755) при проведении открытых маркетинговых исследований среди субъектов малого и среднего предпринимательства на поставку топлива, ГСМ (Масла (кроме газокомпрессорных, турбинных), смазки и технические жидкости) для нужд ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» в 2019 году (083/0020/19/4.3/0053123/ТГСПб/ПР/ГОС/Э/30.07.2019) (извещение №31908151350) нарушение п. 1 ч. 1 ст. 3, ч. 14 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также в нарушении требований к содержанию итогового протокола, допущенное путем неправомерного неуказания в Итоговом протоколе от 26.08.2019 №1/0020/19/4.3/0053123/ТГСПб/ПР/ГОС/Э/30.07.2019 результатов оценки заявок по предусмотренным Документацией критериям оценки заявок.
3. Не выдавать ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» (ИНН 7805018099, ОГРН 1027804862755) предписание об устранении выявленных нарушений ввиду того, что допущенное нарушение не повлияло на итоги открытых маркетинговых исследований среди субъектов малого и среднего предпринимательства на поставку топлива, ГСМ (Масла (кроме газокомпрессорных, турбинных), смазки и технические жидкости) для нужд ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» в 2019 году (083/0020/19/4.3/0053123/ТГСПб/ПР/ГОС/Э/30.07.2019) (извещение №31908151350).
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.