Решение №78/12490/23 Т02-269/23 по жалобе ООО «Охранная организация «Теос СПб» (О... от 25 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-269/23

22 мая 2023 года                                                                                           Санкт-Петербург

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия)

с участием представителей от ФГБОУ ВО «СПбГУ» (далее – Организатор торгов) и ООО «ОО «Теос» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 02.05.2023 вх. №10806/23; от 03.05.2023 вх. №10891-ЭП/23) ООО «ОО «Теос» на действия Организатора торгов ФГБОУ ВО «СПбГУ» при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению комплекса мер по круглосуточной физической охране объектов заказчика, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, материальных ценностей, обеспечение контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов, поддержание общественного порядка и безопасности на объектах заказчика (извещение №32312344908), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

28 апреля 2023 года на официальном сайте единой информационной системы в сети Интернет (далее – ЕИС) было опубликовано извещение № 32312344908 о проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению комплекса мер по круглосуточной физической охране объектов заказчика, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, материальных ценностей, обеспечение контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов, поддержание общественного порядка и безопасности на объектах заказчика (далее — Закупка), включая документацию о Закупке (далее — Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ФГБОУ ВО «СПбГУ» (далее – Положение о закупках) в редакции от 11.04.2023, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

85 095 360,00 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

28.04.2023

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

15.05.2023 в 09:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения и оценки заявок

17.05.2023, 18.05.2023

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, Университетская наб., 7/9

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в следующем:

  • установлении в Документации излишнего требования о наличии у участника Закупки лицензии на право оказания частных охранных услуг с разрешенными видами оказания услуг: охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона № 2487-1; обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона № 2487-1;

  • установлении в Документации требования о наличии у участника закупки лицензии на право оказания частных охранных услуг, с разрешенным видом оказания услуг – охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

  • установлении в Документации условий оказания услуг, которые не позволяют определить сумму затрат исполнителя при оказании услуг по договору;

  • установлении в Документации ненадлежащего порядка оценки и сопоставления заявок участников Закупки по показателям, которые оцениваются в рамках критерия «Квалификация участника закупки».

Представители Организатора торгов в письменных пояснениях на жалобу Заявителя с доводами жалобы не согласились.

Документы, истребованные уведомлением №78/10491/23 от 04.05.2023 года, представлены в заседание Комиссии.

В рамках заседания Комиссии СПб УФАС России по рассмотрению жалобы ООО «ОО «Теос» объявлялся перерыв до 14:45 (МСК) 22.05.2023.

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

ФГБОУ ВО «СПбГУ» относится к бюджетным учреждениям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На основании ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке). В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации излишнего требования о наличии у участника Закупки лицензии на право оказания частных охранных услуг с разрешенными видами оказания услуг: охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона № 2487-1; обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона № 2487-1:

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке в числе прочего должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Согласно п. 6 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления копий документов, подтверждающих соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, за исключением случая, предусмотренного подпунктом "е" пункта 9 настоящей части.

Как следует из пп. «е» п. 9 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления декларации, подтверждающей на дату подачи заявки на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствие участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства указанным в документации о конкурентной закупке требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, если в соответствии с законодательством Российской Федерации информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (с указанием адреса сайта или страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на которых размещены эти информация и документы).

Частью 19.5 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ определено, что заявка на участие в конкурсе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника закупки о цене договора (единицы товара, работы, услуги). Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 10 части 19.1, а также частью 19.2 настоящей статьи в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, применяемых к предлагаемым участниками такой закупки товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора (в случае установления в документации о конкурентной закупке этих критериев). Вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 - 9, 11 и 12 части 19.1, а также частью 19.2 настоящей статьи в отношении критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, применяемых к участникам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства (в случае установления в документации о конкурентной закупке этих критериев). При этом предусмотренные настоящей частью информация и документы должны содержаться в заявке на участие в конкурсе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме в случае установления обязанности их представления в соответствии с частью 19.1 настоящей статьи.

Пунктом 17 информационной карты Документации (далее — Информационная карта) установлены требования к участникам закупки.

Так, в соответствии с п. 17.12.1 Информационной карты участники закупки должны обладать действующей лицензией на осуществление частной охранной деятельности, выданной на основании Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 2487-1), и включающей следующие виды работ:

  • защита жизни и здоровья граждан;

  • охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона № 2487-1;

  • охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

  • консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

  • обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

  • обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона № 2487-1;

  • охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона № 2487-1.

Лицензия не требуется федеральным государственным унитарным предприятиям или государственным учреждениям, осуществляющим государственную или вневедомственную охрану.

Как следует из п. 7.6.1 ч. 3 Документации (Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в Закупке), вторая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме должна содержать следующие информацию и документы:

7. Декларация (представляется в составе заявки участником закупки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки), подтверждающая на дату подачи заявки на участие в закупке:

7.6. соответствие участника закупки указанным в документации о закупке требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки, если в соответствии с законодательством Российской Федерации информация и документы, подтверждающие такое соответствие, содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":

7.6.1. Адрес страницы сайта государственного реестра в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", подтверждающий наличие у участника закупки действующей лицензии на осуществление частной охранной деятельности, выданной на основании Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», и включающей следующие виды работ (услуг):

  • защита жизни и здоровья граждан;

  • охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона № 2487-1;

  • охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;

  • консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

  • обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;

  • обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона № 2487-1;

  • охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона № 2487-1.

Лицензия не требуется федеральным государственным унитарным предприятиям или государственным учреждениям, осуществляющим государственную или вневедомственную охрану.

Заявитель в жалобе указывает на то, что объекты заказчика, подлежащие охране, являются местами общего пользования, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек. Согласно части 6 статьи 3 Закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ такие объекты подлежат антитеррористической защищенности. Заказчиком в пункте 17.12.1 раздела II Информационная карта Документации о закупке верно установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на право оказания частных охранных услуг, с разрешенным видом оказания услуг – охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона № 2487-1 (пункт 7 части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»). Вместе с тем заказчиком в пункте 17.12.1 раздела II Информационная карта Документации о закупке установлено также требование о наличии у участника закупки лицензии на право оказания частных охранных услуг, с разрешенными видами оказания услуг:

  • охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона № 2487-1;

  • обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона № 2487-1.

Заявитель отметил, поскольку среди объектов заказчика, установленных в техническом задании Документации нет объектов, не подлежащих антитеррористической защищенности, установление данного требования, по мнению Заявителя, является излишним и ограничивает круг участников закупки.

Представители Организатора торгов отметили, что Заявитель ссылается на ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», тогда как в отношении объектов СПбГУ действует специальный нормативный правовой акт - постановление Правительства Российской Федерации от 07.11.2019 № 1421 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)...», конкретизирующий положения Закона № 35-ФЗ.

Представители Организатора торгов пояснили, что в соответствии с п. 16 требований, утвержденных постановлением № 1421, устанавливаются следующие категории объектов (территорий) СПбГУ: первой, второй и третьей категорий в зависимости от прогнозируемого количества пострадавших в результате совершения террористического акта. Понятие «объекты, не подлежащие антитеррористической защищенности», в постановлении № 1421 отсутствует. Объекты, подлежащие охране и включенные в техническое задание Документации (приложение к заключаемому по итогам конкурса № 32312344908 договору), относятся к первой или второй категориям. Однако в числе объектов включено здание по адресу: Санкт-Петербург, Английская набережная, д. 68, литера А (по тексту ТЗ - «Объект № 7), которое в настоящее время законсервировано и не эксплуатируется и в отношении которого категорирование не установлено. Следовательно, довод Заявителя о том, что «среди объектов заказчика, установленных в Техническом задании данного конкурса нет объектов, не подлежащих антитеррористиче- ской защищенности», ошибочен.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что требование о наличии у участника закупки лицензии на право оказания частных охранных услуг, с разрешенными видами оказания услуг: охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона № 2487-1; обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона № 2487-1, указанное в Документации, установлено на основании Положения о закупках, не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, а также соответствует предмету проводимой процедуры Закупки.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит первый довод жалобы Заявителя неподтвержденным, вследствие чего по данному доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации требования о наличии у участника закупки лицензии на право оказания частных охранных услуг, с разрешенным видом оказания услуг – охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию:

Заявитель в жалобе указывает на то, что заказчиком в пункте 17.12.1 Информационной карты установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на право оказания частных охранных услуг, с разрешенным видом оказания услуг - охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию. Вместе с тем описание объекта закупки, размещенное заказчиком в составе извещения о закупке, не содержит работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, а также осуществления мер реагирования на их сигнальную информацию. Таким образом, заказчик, по мнению Заявителя, ограничил круг участников закупки, установив излишнее требование к разрешенным видам оказания услуг в составе лицензии.

Представители Организатора торгов отметили, что в техническом задании Документации указано, что исполнитель обязан ставить в известность заказчика обо всех выявленных недостатках и нарушениях на охраняемых объектах, а также обо всех обстоятельствах, которые могут отрицательно повлиять на охраняемые имущественные интересы заказчика или на оказание услуг исполнителем.

Представители Организатора торгов пояснили, что, таким образом, исполнитель фактически подготовит заказчику рекомендации по улучшению защиты объектов заказчика от посягательств, вследствие чего требование о наличии в составе лицензии вида работ «принятие соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию», по мнению Организатора торгов, установлено правомерно.

Вместе с тем пунктом 1.1 ГОСТ Р 59044-2020 Охранная деятельность. Оказание охранных услуг, связанных с принятием соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны. Общие требования (далее — ГОСТ Р 59044-2020) установлено, что настоящий стандарт устанавливает общие требования к организации охранных услуг, связанных c охраной объектов и/или имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны (ТСО), перечень видов которых устанавливает Правительство Российской Федерации, и/или с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию. Требования настоящего стандарта распространяются на объекты независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.

Как следует из п. 1.2 ГОСТ Р 59044-2020, требования настоящего стандарта не распространяются на оказание видов охранных услуг, связанных с консультированием и подготовкой рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств.

На основании п. 4.4 ГОСТ Р 59044-2020 оказание охранных услуг, связанных с реагированием на сигнальную информацию технических средств охраны с охраняемых объектов, осуществляется путем объезда территории по маршруту патрулирования и/или нахождения в месте дислокации с готовностью реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны с охраняемых объектов, блокирования и задержания лиц, совершивших покушение на охраняемое имущество.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России полагает, что подготовка исполнителем рекомендаций по улучшению защиты объектов заказчика от посягательств не является мерой реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны.

Также Комиссией СПб УФАС России установлено, что условиями Документации не предусмотрены работы по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, вследствие чего Комиссия СПб УФАС России полагает, что требование о наличии у участника Закупки лицензии на право оказания частных охранных услуг, с разрешенным видом оказания услуг - охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию, является избыточным и не соответствует предмету проводимой процедуры Закупки.

Исходя из изложенного, по второму доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному установлению в Документации избыточного требования о наличии у участника Закупки лицензии на право оказания частных охранных услуг, с разрешенным видом оказания услуг - охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию, которое не соответствует предмету проводимой процедуры Закупки, нарушение п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, пп. «е» п. 9 ч. 19.1 ст. 3.4, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении ненадлежащих требований к участникам закупки, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации условий оказания услуг, которые не позволяют определить сумму затрат исполнителя при оказании услуг по договору:

В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

В соответствии с п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Частью 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Частью 5 Документации регламентировано техническое задание на оказание услуг по обеспечению комплекса мер по круглосуточной физической охране объектов заказчика, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, материальных ценностей, обеспечение контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов, поддержание общественного порядка и безопасности на объектах заказчика (далее — Техническое задание).

Пунктом 2 Технического задания установлены требования к техническим характеристикам услуг.

Согласно п. 2.21 Технического задания при проведении общественных, культурно-массовых мероприятий на территории заказчика выделить за счет собственных сил и средств необходимое количество сотрудников охранного предприятия (до 4-х человек) для обеспечения общественного порядка (не более 4-х раз в месяц по письменной заявке, направленной не менее чем за 2 дня до даты проведения мероприятия).

Заявитель в жалобе указывает на то, что обоснование цены закупки не содержит расчета цены для данного вида услуг. Таким образом, данный вид услуг, оказываемый в соответствии с разрешенным видом оказания услуг «обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий» лицензии на право оказания частных охранных услуг, исполнителю предложено осуществлять безвозмездно. Кроме того, заказчик не указал длительность мероприятия. Заказчиком установлено описание предмета закупки без установления объема и стоимости предмета закупки, что не дает возможности участнику закупки рассчитать объем и затраты по данному виду услуг.

Представители Организатора торгов пояснили, что заказчик не может определить заранее количество общественных, культурно-массовых мероприятий на своей территории, длительность такого мероприятия, равно как и необходимое количество сотрудников охранного предприятия (исполнителя услуг), которых необходимо выделить. В объемах часов учтен весь объем услуг.

Представители Организатора торгов отметили, что при этом в интересах исполнителя установлено максимальное количество как самих мероприятий (не более 4-х раз в месяц), так и охранников (до 4-х человек) для обеспечения общественного порядка на каждом из таких мероприятий. Таким образом, участнику конкурса необходимо исходить из максимального количества мероприятий и человек.

Вместе с тем Комиссия СПб УФАС России полагает, что отсутствие в обосновании начальной (максимальной) цены договора расчета цены за требуемые в соответствии с п. 2.21 Технического задания услуги, а также отсутствие в Документации сведений о характеристиках, в том числе об объеме (длительности) общественных, культурно-массовых мероприятий при проведении которых исполнитель обязан выделить за счет собственных сил и средств необходимое количество сотрудников охранного предприятия для обеспечения общественного порядка, не позволяют потенциальным участникам Закупки надлежащим образом рассчитать объем и затраты по данному виду услуг, а также объективно сформировать предложение в рамках Закупки.

Исходя из изложенного, по третьему доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному установлению в п. 2.21 Технического задания условий оказания услуг исполнителем, не позволяющих потенциальным участникам Закупки надлежащим образом рассчитать объем и затраты по данному виду услуг, а также объективно сформировать предложение в рамках Закупки, нарушение п.п. 1, 2 ч. 1, ч. 6.1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении ненадлежащих условий оказания услуг, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации ненадлежащего порядка оценки и сопоставления заявок участников Закупки по показателям, которые оцениваются в рамках критерия «Квалификация участника закупки»:

Согласно п.п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

Пунктом 18.2 Информационной карты установлен порядок оценки заявок по критерию «Квалификация участника закупки» (Значимость критерия 20%).

Как следует из п. 18.2 Информационной карты, в рамках критерия «Квалификация участника закупки» оцениваются следующие показатели:

1. 1НЦБi – «Общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению круглосуточной физической охраны объектов (территорий) образовательных, научных организаций и организаций здравоохранения» - 10%;

2. 2НЦБi – «Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению круглосуточной физической охраны объектов (территорий) образовательных, научных организаций и организаций здравоохранения» - 10%;

3. 3НЦБi – «Наличие необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для оказания услуг» - 80%.

Согласно п. 18.2 Информационной карты оценка заявок по показателю 1НЦБi – «Общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению круглосуточной физической охраны объектов (территорий) образовательных, научных организаций и организаций здравоохранения» осуществляется следующим образом:

Значимость показателя: 10 %.

Оценивается количество (в шт.) надлежаще исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению круглосуточной физической охраны объектов (территорий) образовательных, научных организаций и учреждений здравоохранения, заключенные и исполненные за период с 01.01.2017 по 30.04.2023.

Для оценки по данному показателю участник предоставляет копии следующих документов и сведения:

  • копия(ии) исполненного контракта (договора) по выполнению работ/оказанию услуг, со всеми изменениями, дополнениями и приложениям;

  • копия(и) акта(ов) сдачи-приемки выполненных услуг, подтверждающего(их) исполнение контракта (договора) надлежащим образом;

  • в случае если сведения о надлежаще исполненных участником конкурса контрактах (договорах) на оказание услуг по обеспечению круглосуточной физической  охраны объектов (территорий) образовательных, научных организаций и учреждений здравоохранения содержатся в едином реестре государственных и муниципальных контрактов, расположенного на официальном сайте http://zakupki.gov.ru (далее - реестр контрактов), участник конкурса вместе с указанными документами представляет в составе реестровые номера и ссылки на сведения о соответствующих контрактах (договорах) в реестре контрактов;

  • заполненная форма «Сведения об опыте участника закупки» (Приложение № 2 к заявке на участие в конкурсе).

При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи и печати (при наличии).

Надлежаще исполненным контрактом (договором) считается контракт (договор), обязательства по которому, в соответствии с его условиями, исполнены участником, оплачены получателем услуг. При этом, стоимость каждого из исполненных контрактов/договоров должна составлять не менее 5 % (4 254 768,00 руб.) от начальной максимальной цены настоящего конкурса.

В случае непредоставления копии контракта/договора и/или копий документов о приемке, либо выявления несоответствия сведений в представленных документах, комиссия не будет учитывать такой контракт/договор при оценке по данному показателю.

В случае выявления в представленных сведениях и документах недостоверной информации по какому-либо контракту/ договору, этот контракт/договор учитываться при оценке по данному показателю не будет.

При не предоставлении указанных документов оценка по данному показателю не производится. При этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям конкурсной документации.

Количество баллов, присуждаемых по показателю 1НЦБi, определяется по шкале оценки:

Количество баллов

Кол-во контрактов (договоров)

1

100

7 шт. и более

2

80

6 шт.

3

60

5 шт.

4

40

3 – 4 шт.

5

20

1 – 2 шт.

6

0

Не представлены контракты (договоры) или представленные контракты (договоры) не соответствуют требованиям

Количество баллов по показателю 1НЦБi определяется по формуле:

1НЦБi = КЗ×НЦБi (j)

где:

КЗ – коэффициент значимости данного показателя, КЗ=0,1;

НЦБi(j) – количество баллов, присуждаемых i заявке по шкале оценки настоящего показателя;

1НЦБi - количество баллов, присуждаемых i заявке по данному показателю.

На основании п. 18.2 Информационной карты оценка заявок по показателю 2НЦБi – «Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению круглосуточной физической охраны объектов (территорий) образовательных, научных организаций и организаций здравоохранения» осуществляется следующим образом:

Значимость показателя: 10 %.

Оценивается общая стоимость (в рублях) надлежаще исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению круглосуточной физической охраны объектов (территорий) образовательных, научных организаций и учреждений здравоохранения, заключенных и исполненных за период с 01.01.2017 по 30.04.2023.

Для оценки по данному показателю участник предоставляет копии следующих документов и сведения:

  • копия(ии) исполненного контракта (договора) по выполнению работ/оказанию услуг, со всеми изменениями, дополнениями и приложениям;

  • копия(и) акта(ов) сдачи-приемки выполненных услуг, подтверждающего(их) исполнение контракта (договора) надлежащим образом;

  • в случае если сведения о надлежаще исполненных участником конкурса контрактах (договорах) на оказание услуг по обеспечению круглосуточной физической  охраны объектов (территорий) образовательных, научных организаций и учреждений здравоохранения содержатся в едином реестре государственных и муниципальных контрактов, расположенного на официальном сайте http://zakupki.gov.ru (далее - реестр контрактов), участник конкурса вместе с указанными документами представляет в составе реестровые номера и ссылки на сведения о соответствующих контрактах (договорах) в реестре контрактов;

  • заполненная форма «Сведения об опыте участника закупки» (Приложение № 2 к заявке на участие в конкурсе).

При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи и печати (при наличии).

Надлежаще исполненным контрактом (договором) считается контракт (договор), обязательства по которому, в соответствии с его условиями, исполнены участником, оплачены получателем услуг. При этом, стоимость каждого из исполненных контрактов/договоров должна составлять не менее 5 % (4 254 768,00 руб.) от начальной максимальной цены настоящего конкурса.

В случае непредоставления копии контракта/договора и/или копий документов о приемке, либо выявления несоответствия сведений в представленных документах, комиссия не будет учитывать такой контракт/договор при оценке по данному показателю.

В случае выявления в представленных сведениях и документах недостоверной информации по какому-либо контракту/ договору, этот контракт/договор учитываться при оценке по данному показателю не будет.

При не предоставлении указанных документов оценка по данному показателю не производится. При этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям конкурсной документации.

Количество баллов, присуждаемых по показателю 2НЦБi, определяется по формуле:

а) в случае если Кmax < Кпред, - по формуле:

2НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax);

б) в случае если Кmax ≥ Кпред, - по формуле:

2НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кпред);

при этом НЦБmax = КЗ x 100,

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя, КЗ = 0,1;

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

Кпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик, равное 100% от начальной максимальной цены настоящего конкурса;

НЦБmax - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.

В соответствии с п. 18.2 Информационной карты оценка заявок по показателю 3НЦБi – «Наличие необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для оказания услуг» осуществляется следующим образом:

Значимость показателя: 80 %.

Оценивается количество (чел.) в штате участника закупки частных охранников 4 разряда или выше, либо работников ведомственной охраны, соответствующих требованиям ст. 6 Федерального закона "О ведомственной охране" от 14.04.1999 N 77-ФЗ.

По данному показателю оценке подлежат следующие включенные Участником конкурса в состав Заявки на участие в конкурсе документы по каждому охраннику, состоящему в штате Участника конкурса:

а) копии всех страниц удостоверения частного охранника;

б) копия личной карточки охранника;

в) копии всех страниц трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности работника по форме СТД-Р.

При этом Участник закупки в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» вправе скрыть в копиях представленных документов персональные данные, кроме фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, сведений, подтверждающих квалификацию, сведений, подтверждающих специальность и опыт работы;

г) на всех охранников – заполненная форма «Справка о кадровых ресурсах» (Приложение № 3 к заявке на участие в конкурсе).

При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи и печати (при наличии).

Минимальным необходимым количеством специалистов по данному показателю является 116 охранников (количество, необходимое для исполнения договора). В случае, если в заявке представлены сведения о менее 116 охранниках, по данному показателю присваивается 0 баллов.

В случае не предоставления указанных документов на какого-либо охранника, либо выявления несоответствия сведений в представленных документах, комиссия не будет учитывать такого охранника при оценке по данному показателю.

В случае выявления в представленных сведениях и документах недостоверной информации, начисление баллов по соответствующему специалисту не производится.

При не предоставлении документов по настоящему показателю, оценка по показателю не производится. При этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям конкурсной документации.

Количество баллов, присуждаемых по показателю 3НЦБi, определяется по формуле:

а) в случае если Кmax < Кпред, - по формуле:

3НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax);

б) в случае если Кmax ≥ Кпред, - по формуле:

3НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кпред);

при этом НЦБmax = КЗ x 100,

где:

КЗ - коэффициент значимости показателя, КЗ = 0,8;

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

Кпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик, равное 150 охранников;

НЦБmax - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.

Количество баллов, присуждаемых по критерию «Квалификация участников закупки» НЦБi, определяется по формуле:

НЦБi= 1НЦБi + 2НЦБi + 3НЦБi

Где:

1НЦБi – количество баллов, присуждаемых по показателю «Общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению круглосуточной физической охраны объектов (территорий) образовательных, научных организаций и учреждений здравоохранения»;

2НЦБi - количество баллов, присуждаемых по показателю «Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению круглосуточной физической охраны объектов (территорий) образовательных, научных организаций и учреждений здравоохранения»;

3НЦБi - количество баллов, присуждаемых по показателю «Наличие необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для оказания услуг».

Заявитель в жалобе указывает на то, что, по мнению Заявителя, по показателям общая стоимость исполненных контрактов (договоров) и общее количество исполненных контрактов (договоров) Заказчиком установлены значительно заниженные предельные значения характеристик, которые не позволяют участникам реализовать свой потенциал, а Заказчику выбрать наилучшие условия исполнения договора (для количества – 7 контрактов/договоров (со стоимостью не менее 4 254 768,00 руб.) и для общей стоимости оказанных услуг - эквивалент НМЦК (85 095 360,00 руб.)). По показателю наличие необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для оказания услуг Заказчиком установлено, что минимальным необходимым количеством специалистов по данному показателю является 116 охранников, при этом предельным значением необходимым Заказчику является 150 охранников. Получается, что разница в 34 охранника для Заказчика определяет максимальное количество баллов, которое получает Участник. Заявитель полагает, что данное предельное значение является существенно заниженным, а диапазон оценки получился весьма узким, что не позволяет участнику реализовать своей потенциал, а Заказчику сделать лучший выбор Исполнителя.

Заявитель также отметил, что данная закупка проводится для субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с законодательством РФ (ФЗ от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ, Статья 4, Ч. 2 п.п. б)) для данных субъектов установлен предел в численности персонала равный 250 сотрудников, т.е. получается, что участники не могут реализовать две трети своего потенциала. Установив вышеуказанные заниженные требования по предельным значениям оцениваемых показателей, Заказчик, по мнению Заявителя, значительно ограничил возможность охранных организаций реализовать своей потенциал при участии в конкурсе, что не дает Заказчику сделать лучший выбор, и нарушает положения пункта 2 части 1 (равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки) и пункта 2 части 3 (обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки), статьи 3 Федерального Закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Кроме того, Заявитель отметил, что для оценки общего количества исполненных контрактов (договоров) и общей стоимости исполненных контрактов (договоров) по критерию квалификация участника закупки заказчиком в пункте 18.2 раздела II Информационная карта Документации о закупке установлено, что к оценке принимаются надлежаще исполненные контракты (договоры) на оказание услуг по обеспечению круглосуточной физической охраны объектов (территорий) образовательных, научных организаций и учреждений здравоохранения, заключенных и исполненных за период с 01.01.2017 по 30.04.2023. Поскольку охрана объектов может осуществляться не только круглосуточными постами, Заявитель полагает, что установление требования приема к оценке только контрактов (договоров) по круглосуточной охране необоснованно ограничивает конкуренцию между участниками закупки. Также Заявитель полагает, что ограничение предмета контракта (договора) охраной объектов (территорий) только образовательных, научных организаций и учреждений здравоохранения необоснованно ограничивает возможность подтверждения квалификации участника закупки. Требование о том, что контракты (договоры) должны быть заключены в период с 01.01.2017 по 30.04.2023 вносит неясность и неоднозначность при оценке по данному критерию. Так договор может быть заключен концом 2016 года, но начало оказания услуг по такому договору может быть с 01.01.2017 года. При данной формулировке опыт работы участника закупки с 01.01.2017 года может быть не принят к рассмотрению. По мнению Заявителя, данная формулировка вводит в заблуждение участника закупки и не дает возможности однозначной оценки по критерию.

Представители Организатора торгов пояснили, что обозначенные заказчиком показатели в части наличия опыта исполнения аналогичных контрактов (договоров), заключенных и исполненных за период с 01.01.2017 по 30.04.2023, в полной мере соотносится с объектом закупки, не предрешают ее исход, а направлены на выбор победителем конкурса лица, наиболее соответствующего потребностям. При этом участник закупки, не набравший баллы по спорным показателям, в том числе ввиду непредставления соответствующих документов, от участия в закупке не отстраняется и, вопреки доводам Заявителя, может стать победителем конкурса, исходя из оценки по стоимостному критерию, и (или) второму нестоимостному критерию.

Представители Организатора торгов отметили, что со стороны Заявителя не представлено мотивированных пояснений либо достаточных доказательств, подтверждающих, что заказчик, установив показатели №1, №2 и №3, «не позволил участникам реализовать свой потенциал».

Представители Организатора торгов также пояснили, что предметом закупки является: оказание услуг по обеспечению комплекса мер по круглосуточной физической охране объектов Заказчика, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, материальных ценностей, обеспечение контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов, поддержание общественного порядка и безопасности на объектах Заказчика. Санкт-Петербургский государственный университет является образовательным учреждением, причем, как правильно указывает сам заявитель, большая часть объектов подлежат антитеррористической защищенности. Для выявления лучших условий исполнения контракта и выбора наиболее квалифицированного исполнителя для данного вида услуг Заказчиком и установлен опыт надлежащего оказания услуг по обеспечению круглосуточной физической охраны объектов (территорий) образовательных, научных организаций и учреждений здравоохранения. Опыт оказания услуг по обеспечению круглосуточной физической охраны объектов (территорий) образовательных, научных организаций и учреждений здравоохранения, является сопоставимым предмету закупки и в наибольшей степени отвечает потребностям заказчика и выбора наиболее квалифицированного исполнителя для исполнения контракта.

Представители Организатора торгов отметили, что по аналогии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд...», принятому взамен постановления № 1085, в определенных случаях допускается установления ограничения: «о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций». В отношении СПбГУ действует постановление № 1421, согласно которому общежитиям СПбГУ с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения устанавливаются следующие категории объектов (территорий): объекты (территории) первой категории. Поскольку в числе охраняемых объектов есть объекты медицинского назначения (закрепленные за входящей в состав Университета Клиникой высоких медицинских технологий им. Н.И.Пирогова (поликлиникой, стационаром) СПбГУ), заказчик даже расширил критерии, установленные постановлением 2604: достаточно подтвердить опыт выполнением контрактов (договоров), предметом которых является круглосуточная физическая охрана объектов (территорий) или образовательных организаций, или научных организаций, или учреждений здравоохранения (т.е. медицинских организаций). Таким образом, СПбГУ является «режимным объектом», поэтому указанное ограничение (по обеспечению круглосуточной физической охраны объектов (территорий) образовательных, научных организаций и учреждений здравоохранения), по мнению Организатора торгов, установлено правомерно.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что порядок оценки по показателям 1НЦБi «Общее количество исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению круглосуточной физической охраны объектов (территорий) образовательных, научных организаций и организаций здравоохранения», 2НЦБi «Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на оказание услуг по обеспечению круглосуточной физической охраны объектов (территорий) образовательных, научных организаций и организаций здравоохранения» и 3НЦБi «Наличие необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для оказания услуг», которые оцениваются в рамках критерия «Квалификация участника закупки», установлен на основании Положения о закупках, обусловлен потребностью заказчика, содержит сопоставимые по характеру и объему с предметом проводимой Закупки условия оценки заявок участников, является измеряемым, а также позволяет объективно выявить лучшие условия исполнения договора в рамках Закупки.

Исходя из изложенного, по четвертому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

Комиссией СПб УФАС России также учтено, что согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе (далее – ЕИС), 17.05.2023 в 11:51 (МСК) организатором торгов размещен протокол № 249(223-Э-МП(1)) рассмотрения первых частей заявок на участие в Закупке от 17.05.2023, согласно которому к дальнейшему участию в процедуре Закупки были допущены две заявки участников.

18.05.2023 в 17:32 (МСК) Организатором торгов в ЕИС размещен протокол № 249(223-Э-МП(2)) рассмотрения вторых частей заявок на участие в Закупке от 18.05.2023, согласно которому обе поданные заявки признаны соответствующими требованиям документации, а также допущены до этапа оценки и сопоставления заявок участников.

18.05.2023 в 17:34 (МСК) Организатором торгов в ЕИС размещен протокол № 249(223-Э-МП(3)) подведения итогов Закупки от 18.05.2023, в соответствии с которым по результатам оценки и сопоставления заявок закупочной комиссией было принято решение признать победителем Закупки ООО «ОП «ТехноПроект-БП» (лидер коллективного участника) с ценой договора 84 050 222,00 рубля (восемьдесят четыре миллиона пятьдесят тысяч двести двадцать два руб. 00 коп.).

4. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу (от 02.05.2023 вх. №10806/23; от 03.05.2023 вх. №10891-ЭП/23) ООО «ОО «Теос» на действия Организатора торгов ФГБОУ ВО «СПбГУ» (ИНН 7801002274, ОГРН 1037800006089) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению комплекса мер по круглосуточной физической охране объектов заказчика, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, материальных ценностей, обеспечение контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов, поддержание общественного порядка и безопасности на объектах заказчика (извещение №32312344908) обоснованной.

2. Признать в действиях Организатора торгов ФГБОУ ВО «СПбГУ» (ИНН 7801002274, ОГРН 1037800006089) при организации и проведении конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на оказание услуг по обеспечению комплекса мер по круглосуточной физической охране объектов заказчика, направленных на защиту жизни и здоровья граждан, материальных ценностей, обеспечение контрольно-пропускного и внутриобъектового режимов, поддержание общественного порядка и безопасности на объектах заказчика (извещение №32312344908) следующие нарушения:

  • п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, пп. «е» п. 9 ч. 19.1 ст. 3.4, п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении ненадлежащих требований к участникам закупки, допущенное путем неправомерного установления в Документации избыточного требования о наличии у участника Закупки лицензии на право оказания частных охранных услуг, с разрешенным видом оказания услуг - охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию, которое не соответствует предмету проводимой процедуры Закупки;

  • п.п. 1, 2 ч. 1, ч. 6.1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п. 4 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении ненадлежащих условий оказания услуг, допущенное путем неправомерного установления в п. 2.21 Технического задания условий оказания услуг исполнителем, не позволяющих потенциальным участникам Закупки надлежащим образом рассчитать объем и затраты по данному виду услуг, а также объективно сформировать предложение в рамках Закупки.

3. Не выдавать Организатору торгов ФГБОУ ВО «СПбГУ» (ИНН 7801002274, ОГРН 1037800006089) и его закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, поскольку к участию в Закупке допущено два участника, а также выбран победитель Закупки.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны