Решение №78/28453/20 Т02-651/20 по жалобе ООО «МОСПИК» от 17 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-651/20

14 сентября 2020 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Организатор торгов) и ООО «МОСПИК» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 02.09.2020 вх. №32329-ЭП/20) ООО «МОСПИК» на действия Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку рам тележек (извещение № 32009408673), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

17 августа 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32009408673 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку рам тележек (далее – Закупка), включая документацию о конкурсе (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Положение о закупках) в редакции от 25.05.2020, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

231 223 634,56 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

17.08.2020

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

02.09.2020 в 10:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

09.09.2020 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, Лиговский пр., д. 88

2. Заявитель обжалует включение Организатором торгов в состав Документации ненадлежащего описания предмета Закупки, не позволяющего потенциальным участникам Закупки объективно сформировать заявку на участие в Закупке.

Также Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в Документации требования к участникам о наличии опыта выполнения соответствующих предмету Закупки поставок товаров.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ГУП «Петербургский метрополитен» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «МОСПИК» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/27252/20 от 07.09.2020, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/27252/20 от 07.09.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

По доводу жалобы Заявителя о включении Организатором торгов в состав Документации ненадлежащего описания предмета Закупки, не позволяющего потенциальным участникам Закупки объективно сформировать заявку на участие в Закупке:

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Как следует из п. 1.1.1 тома 2 Документации, предметом настоящего конкурса является поставка рам тележек.

Согласно п. 1.1.2 тома 2 Документации поставка товара осуществляется в соответствии с техническими требованиями (с требованиями технического задания, задания на проектирование) конкурсной документации (Том 3). В Томе 3 настоящей конкурсной документации указываются также следующие сведения:

  • описание предмета конкурса;

  • установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика;

  • требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик.

  • место, условия и сроки (периоды) поставки товара.

Пунктом 2.5 тома 3 Документации (технические требования) установлены требования к техническим, функциональным и эксплуатационным характеристикам товара.

Согласно п. 2.5.1 тома 3 Документации технические, функциональные и качественные характеристики товара должны соответствовать требованиям технических регламентов, ГОСТов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении обозначений и терминологий, действующих на данный момент.

В соответствии с п. 2.5.1.1 тома 3 Документации рама тележки 2.7170.31.20.011.40У является несущим элементом всех узлов тележки вагона метрополитена модели 81-717/714 и их модификаций и является связующим звеном между центральным и буксовым подвешиванием.

На основании п. 2.5.2 тома 3 Документации производителем товара является ООО «НПЦ «Система».

Как следует из п. 6.4 тома 3 Документации, одновременно с поставкой товара поставщик обязуется передать заказчику сопроводительные документы: по позиции «Рама тележки 2.7170.31.20.011.40У» (н/н 0201020124), в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50850-96 «Вагоны метрополитена. Общие технические условия» и ГОСТ Р 15.301-2016 «Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство», обязательно предоставление результатов статических и усталостных испытаний с определением коэффициента усталостной прочности и расчетом срока службы рамы тележки вагона метрополитена 2.7170.31.20.011.40У и заключения о сроке службы рамы не менее 31 года, проведенных на стендах испытательного центра при научно-исследовательском институте РФ, аккредитованного Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация РФ).

Приложением № 1 к техническим требованиям установлена спецификация, согласно которой предметом Закупки является рама тележки 2.7170.31.20.011.40 У.

Использование эквивалентного товара невозможно в связи с обеспечением совместимости с уже используемым оборудованием в ГУП «Петербургский метрополитен».

Исходя из доводов, представленных в жалобе ООО «МОСПИК», Заявитель полагает ненадлежащим формирование Организатором торгов описания предмета Закупки путем указания в п. 2.5.2 тома 3 Документации фирменного наименования производителя товара ООО «НПЦ «Система».

Представители Организатора торгов отметили, что, исходя из требований п. 6.4 тома 3 Документации, срок службы поставляемой рамы тележки должен составлять не менее 31 года, что должно быть подтверждено результатами статических и усталостных испытаний с определением коэффициента усталостной прочности и расчетом срока службы рамы тележки вагона метрополитена 2.7170.31.20.011.40У и заключением о сроке службы рамы не менее 31 года, проведенных на стендах испытательного центра при научно-исследовательском институте РФ, аккредитованного Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация РФ) (указанные документы предоставляются при поставке товара). ГУП «Петербургский метрополитен» является эксплуатирующей организацией и не занимается разработкой технических средств и оборудования. Согласно п. 10.1 ГОСТ 50850-96 «Вагоны следует эксплуатировать в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации метрополитенов и ТУ на конкретный вагон». На основании п. 1.5.1 ТУ 3183-002-05497117-2012 на вагон серии 81-717.5П/81-714.5П «Вагоны должны быть оборудованы тележками по техническим условиям ТУ 3183-004-054497117 с усиленной рамой (чертеж 560.1.31.20.300) или ТУ 37.001-836 с усиленной рамой (чертеж 2.7170.31.20.011.40-У)». Также в соответствии с эксплуатационной документацией на вагон серии 81-717.5П запрещается эксплуатация вагона с нарушением требований эксплуатационной документации.

Представители Организатора торгов пояснили, что изготовителем вагонов метрополитена модели 81-717/714 и их модификаций является ОАО «ОЭВРЗ». С целью безопасной эксплуатации вагона, исходя из эксплуатационной документации, в адрес ОАО «ОЭВРЗ» был направлен запрос о предоставлении информации об изготовителе рам тележек, обеспечивающих безопасную эксплуатацию вагонов. По информации, предоставленной ОАО «ОЭВРЗ», производителем рам тележек 2.7170.31.20.011.40У, срок службы которых составляет 31 год и использование которых обеспечит безопасную эксплуатация вагонов метрополитена, является ООО «НПЦ «Система». Таким образом, ввиду наличия письма производителя вагонов ОАО «ОЭВРЗ», а также с учетом положений п.п. «б» п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ заказчиком установлено требование о поставке запасных частей к вагонам метрополитена - рам тележек, производителем которых является ООО «НПЦ «Система». Вместе с тем Закон № 223-ФЗ не обязывает заказчика при закупке запасных частей к машинам и оборудованию конкретного изготовителя прикладывать в составе документации о закупке конструкторскую и иную техническую документацию на такой товар. Кроме того, на участие в рассматриваемом конкурсе было подано 2 заявки, что свидетельствует об отсутствии необоснованных ограничений конкуренции заказчиком.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив доводы, представленные в жалобе ООО «МОСПИК», а также позицию Организатора торгов, приходит к выводу об обоснованности включения в описание предмета Закупки фирменного наименования производителя рам тележек 2.7170.31.20.011.40У (ООО «НПЦ «Система»), обеспечивающих безопасную эксплуатацию вагонов метрополитена модели 81-717/714 и их модификаций согласно письму производителя указанных вагонов — ОАО «ОЭВРЗ».

Комиссия СПб УФАС России полагает, что описание предмета Закупки, предусматривающее указание конкретного производителя рам тележек 2.7170.31.20.011.40У — ООО «НПЦ «Система», установлено Организатором торгов в соответствии с условиями п. 2, п.п. «б» п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Исходя из изложенного, по первому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя об установлении Организатором торгов в Документации требования к участникам о наличии опыта выполнения соответствующих предмету Закупки поставок товаров:

На основании п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Согласно п. 2.4.4 тома 1 Документации заявка должна быть оформлена  в соответствии с требованиями конкурсной документации, в том числе должны быть представлены все предусмотренные конкурсной документацией сведения (информация)  и документы, составленные, оформленные и заверенные, в соответствии с требованиями конкурсной документации, а также должны быть представлены все формы, составленные и  оформленные  в соответствии с требованиями документации. Все документы должны быть представлены в полном объеме и читаемом виде. Файл электронного документа должен быть доступен для прочтения. В заявке должны отсутствовать противоречивые и недостоверные сведения.

Заявка участника состоит из документов и сведений, входящих в состав заявки, установленных томом 2 конкурсной документацией и ценового предложения. Приложение каких-либо документов, не соответствующих заявке участника и документации, к ценовому предложению не допускается.

Как следует из п. 2.2.2.18.2.16 Положения о закупках, одним из требований к участникам закупок является наличие опыта выполнения (с учетом правопреемства) соответствующих предмету закупки (аналогичных) работ (услуг, поставок товаров), что подтверждается исполненным договором (контрактом) и актами приемки (в случае установления такого требования в конкурсной документации).

В соответствии с п. 4.1.17 тома 2 Документации, участник закупки должен соответствовать обязательном требованию о наличии опыта поставки (с учетом правопреемства) соответствующих предмету закупки аналогичных товаров (поставка механических запасных частей подвижного состава), что подтверждается исполненным договором (контрактом) и актами приемки (товарно-транспортных накладных и т.п.) стоимостью не менее 40 % от начальной (максимальной) цены договора, либо исполненными договорами или контрактами (с учетом правопреемства) и актами приемки (товарно-транспортных накладных и т.п.), подтверждающие опыт поставки соответствующих предмету закупки аналогичных товаров (поставка механических запасных частей подвижного состава), суммарной стоимостью не менее 40 % от начальной (максимальной) цены договора, установленного заказчиком.

Пункт 5.2.8 тома 2 Документации предусматривает обязанность участника закупки предоставить в составе заявки исполненный договор или контракт (с учетом правопреемства), подтверждающий опыт выполнения соответствующих предмету закупки (аналогичных) поставок товаров (поставка механических запасных частей подвижного состава), которые техническими требованиями определены как аналогичные), акты приемки, (товарно-транспортных накладных и т.п.) предусмотренные договором (контрактом), стоимостью не менее 40 % от начальной (максимальной) цены договора, установленного заказчиком, либо исполненные договоры или контракты (с учетом правопреемства) и акты приемки (товарно-транспортные накладные и т.п.) подтверждающие опыт поставки соответствующих предмету закупки аналогичных товаров (поставка механических запасных частей подвижного состава), суммарной стоимостью не менее 40 % от начальной (максимальной) цены договора, установленного заказчиком.

Для целей настоящей документации под исполненными понимаются, в том числе и договоры (контракты) с промежуточными сроками исполнения (по заявкам, графику, календарному плану, с иными промежуточными сроками), срок действия которых не истек, при наличии документов, подтверждающих приемку, хотя бы одного предусмотренного договором (контрактом) этапа поставки.

Договоры (контракты) должны быть предоставлены в полном объеме (с учетом всех приложений и дополнительных соглашений), из которых следует расшифровка и конкретизация предмета договора, и в читаемом виде.

Представители Организатора торгов отметили, что в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2017 № 442-ФЗ «О внеуличном транспорте и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», метрополитены относятся к внеуличному транспорту. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ, объекты инфраструктуры внеуличного транспорта относятся к особо опасным и технически сложным объектам. Таким образом, метрополитен является особо опасным и технически сложным объектом, в связи с чем заказчик во избежание неблагоприятных последствий для жизни и здоровья пассажиров и собственных работников предъявляет дополнительные требования к поставщикам товаров. Учитывая высокую цену договора, который будет заключен по результатам конкурса, заказчиком установлено требование о подтверждении опыта поставки аналогичного товара на сумму не менее 40% от максимального значения цены договора. Предоставление в составе заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки указанным требованиям, дает заказчику дополнительные гарантии того, что победитель конкурса сможет исполнить взятые на себя обязательства по поставке товара в полном объеме в соответствии с техническими требованиями и договором. При этом требование о наличии опыта поставки аналогичного товара не ограничивается только изделиями для вагонов метрополитена.

Комиссия СПб УФАС России полагает, что требование к участникам о наличии опыта выполнения соответствующих предмету Закупки поставок товаров (поставка механических запасных частей подвижного состава), указанное в п.п. 4.1.17, 5.2.8 тома 2 Документации, установлено на основании п. 2.2.2.18.2.16 Положения о закупках, предъявляется в равной степени ко всем участникам Закупки, а также соответствует предмету и целям проводимой процедуры Закупки.

Исходя из изложенного, по второму доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 02.09.2020 вх. №32329-ЭП/20) ООО «МОСПИК» на действия Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН 7830000970, ОГРН 1027810223407) при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку рам тележек (извещение № 32009408673) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны