Решение №78/3601/23, 78/3602/23 Т02-83/23 по жалобе ООО «Билдинг» от 17 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-83/23

14 февраля 2023 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Организатор торгов) и ООО «Билдинг» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 06.02.2023 вх. №2961-ИП/23) ООО «Билдинг» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку подшипников (извещение №32312038307), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

17 января 2023 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано извещение № 32312038307 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку подшипников (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее — Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Положение о закупках) в редакции от 30.12.2022, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

96 682 064,49 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

17.01.2023

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

13.02.2023 в 08:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

14.02.2023, 17.02.2023 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

https://lot-online.ru

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в Документации описания предмета Закупки, которое с учетом требований к описанию участниками поставляемого товара в составе заявки содержит в себе признаки ограничения конкуренции, а также разной стоимости для идентичных позиций товаров, что приводит к неэффективному расходованию денежных средств.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

СПб ГУП «Горэлектротранс» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Билдинг» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/2929/23 от 08.02.2023, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/2929/23 от 08.02.2023, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, а также равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке). В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Как следует из ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Как следует из п.п. 5, 7 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора, а также обоснование начальной (максимальной) цены договора либо цены единицы товара, работы, услуги, включая информацию о расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

В соответствии с п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Частью 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Как следует из п. 3.1 Документации, первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и сведения:

1) согласие участника аукциона на поставку (выполнение, оказание) товаров (работ, услуг) в объеме и на условиях, предусмотренных документацией. Не допускается указание в первой части заявки на участие в конкурентной закупке сведений об участнике аукциона, сведений о ценовом предложении участника. В случае содержания в первой части заявки сведений об участнике, сведений о ценовом предложении участника, такая заявка подлежит отклонению;

2) наименование каждой позиции товаров с указанием страны происхождения, а также функциональные, технические и эксплуатационные характеристики предлагаемого к поставке товара, соответствующие требованиям, установленным в Техническом задании, иные документы и сведения в случае, если таковые предусмотрены документацией аукциона в электронной форме.

Характеристики товаров, работ, услуг должны быть изложены таким образом, чтобы при рассмотрении заявок не допускалось их неоднозначное толкование, числовые показатели при описании характеристик товаров, работ, услуг должны быть указаны в абсолютных величинах.

Форма представления сведений по предлагаемым к поставке товарам и порядок ее заполнения приведены в разделе 14 настоящей документации.

Согласно п. 3.3.3 Документации заявку на участие в аукционе участник закупки составляет, руководствуясь данной документацией об аукционе, в соответствии с требованиями пункта 26 информационной карты открытого аукциона в электронной форме.

На основании п. 26 информационной карты Документации (далее — Информационная карта) первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и сведения:

1) согласие участника аукциона на поставку товара в количестве и на условиях, предусмотренных документацией (в свободной форме);

2) наименование каждой позиции товаров с указанием страны происхождения, а также функциональные, технические и эксплуатационные характеристики товара (по рекомендуемой форме 1), соответствующие требованиям, установленным в техническом задании.

Разделом 14 Документации предусмотрена рекомендуемая форма представления сведений «Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товара» (далее — Форма № 1), а также инструкция по ее заполнению (далее — Инструкция).

Как следует из Инструкции, участник закупки при заполнении первой части заявки использует требования к конкретным показателям товаров. Первая часть заявки должна содержать сведения, установленные настоящей Инструкцией. В первой части заявки на участие в электронном аукционе участник закупки должен предоставить следующие сведения: - конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Конкретный показатель – предоставляемые участником закупки сведения, содержащие наименование показателя товара, в отношении которого участником закупки в первой части заявки указываются конкретные значения показателя товара, наименование товара, в отношении которого указываются конкретные значения указанного показателя и конкретное значение показателя товара (либо конкретное диапазонное значение товара).

На основании п. 2.2 Инструкции при указании заказчиком в Документации требования к показателю с использованием символа «[ ]» (квадратные скобки) вне зависимости от использования слов, словосочетаний или символов, перечисленных в п. 1.1-1.4 и в п. 3.1-3.4 участник закупки указывает конкретное значение показателя, полностью соответствующее значению, установленному заказчиком (данное требование имеет приоритет).

Пунктом 9 Информационной карты установлено, что количество и технические характеристики поставленного товара и, определяются в соответствии с техническим заданием, которое является неотъемлемой частью документации об аукционе в электронной форме.

Разделом 11 Документации регламентировано техническое задание на поставку подшипников (далее — Техническое задание).

Приложением № 2 к Техническому заданию установлены сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товара.

Заявитель в жалобе указывает на то, что заказчику в период проведения закупки были поданы 4 запроса на разъяснения, при этом, по мнению Заявителя, ни на один запрос заказчик не ответил в полной мере. Ответы заказчика носят формальный характер и не дают конкретного ответа на поставленные вопросы:

1.1. Так, в ответе за запрос от 23.01.2023 № 14-р, потенциальный участник просит заказчика «обозначить маркировку подшипников», т.к. «не обозначена маркировка всех 129 типов подшипников». Заказчик поясняет что: «Руководствуясь принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 223- ФЗ), Заказчик не имеет права требовать от Участников закупки указания маркировки товара в заявках. Так же указание на требование к маркировке в Сведениях о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристик объекта закупки может оказать необоснованное ограничение числа участников закупки, т.к. маркировка содержит данные предприятия-изготовителя товара.». Однако в приложении №2 к Техническому заданию к подшипникам тип 115, тип 121, тип 112, тип 67, тип 70 содержится указание на конкретную маркировку товара. (Например: Для товара подшипник тип 67 установлено требование к показателю тип: требуется [804707 А1С10] или эквивалент). При этом согласно Инструкции первая часть заявки не должна содержать слова «эквивалент», а также «2.2. При указании Заказчиком в Документации требования к показателю с использованием символа «[ ]» (квадратные скобки) вне зависимости от использования слов, словосочетаний или символов, перечисленных в п. 1.1-1.4 и в п. 3.13.4 Участник закупки указывает конкретное значение показателя, полностью соответствующее значению, установленному Заказчиком (данное требование имеет приоритет).».

Таким образом, Заявитель полагает, что заказчик намеренно вынуждает участников указывать конкретный подшипник, с конкретной маркировкой, не давая возможности потенциальному поставщику поставить эквивалентный товар, тем самым нарушая принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений. Необходимо отметить, что дополнительных требований по данным видам подшипников заказчик не устанавливает;

1.2. В ответе на запрос от 26.01.2023 №32-р на вопрос «Интересуют каталожные номера подшипников», заказчик также не дает конкретного ответа.

1.3. В ответе на запрос от 30.01.2023 № 33-р заказчик дал разъяснения:

Вопрос № 10:

10) «Для товара подшипник тип 42 установлено требование к показателю номинальная ширина наружного кольца: <38 мм.». Указав в документации 38 мм, согласно инструкции предоставлена возможность указать 38 мм, но в ГОСТ 4060-78 такое значение номинальной ширины наружного кольца 38 мм отсутствует, считаем заказчик вводит в заблуждение участников. А также, где в данном ГОСТ указана координата монтажной фаски?

Ответ:

Описание предмета закупки по товару «подшипник тип 42» выполнено в соответствии с ГОСТ 4060-78.

Номинальная ширина наружного кольца в соответствии с ГОСТ 4060-78 обозначатся «С», ни одна из таблиц в столбце «С» в данном ГОСТ не содержит значения 38 мм. По мнению Заявителя, заказчик не имеет права указывать номинальную ширину наружного кольца равной или менее 38 мм, таким образом, заказчик вводит участников в заблуждение. Также заказчик уклоняется от дачи разъяснений по вопросу установления значений координаты монтажной фаски. Указанный ГОСТ не содержит понятия координаты монтажной фаски. Исходя из этого, невозможно подобрать подшипник соответствующий ГОСТ и требованиям заказчика.

1.4. В ответе на запрос от 01.02.2023 № 38-р заказчик дал разъяснения:

Вопрос № 4:

4) «Для товара подшипник тип 93 требуется показатель диапазон рабочих температур: от - 40°С ... до +120°С.». Просим пояснить, что означает символ «...»? В инструкции отсутствует правило применения слов «от», «до» одновременно с символом «...». Является ли данное значение неизменным?

Ответ:

Заказчиком в описании предмета закупки указаны функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки, в соответствии с ч.6.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее - Федеральный закон № 223-ФЗ). В составе документации присутствует вся необходимая информация для предоставления Участником всех технических характеристик поставляемой продукции соответствующих требованиям Технического задания и потребностей заказчика. Инструкция содержит однозначные требования по заполнению данного показателя.

По мнению Заявителя, заказчик уклоняется от ответа на поставленный вопрос, не дает конкретного ответа или цитаты из документации, таким образом нарушая принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений. Не давая конкретного ответа заказчик, при рассмотрении первых частей заявок, сможет трактовать конкретный показатель, указанный участником, в произвольной форме, «выгодной» заказчику.

1.5. В ответе на запрос от 01.02.2023 № 38-р заказчик дал разъяснения:

Вопрос № 1:

1) «Для товара подшипник тип 78 установлено требование к показателю диаметр отверстия: должно быть 70±0.007 мм.». Просим разъяснить, является ли указание «70±0.007» точностью (отклонением)? Что необходимо указать, является ли это неизменным показателем или же необходимо предоставить конкретное значение из указанного диапазонного значения, тогда возможно ли указывать крайние значения данного диапазона? Также, просим внести изменения в инструкцию и более четко описать правило применения.

Для чего заказчику необходимо предоставление подшипника с точностью изготовления по диаметру отверстия ±0.007 мм? Каким образом при поставке заказчик будет проверять это отклонение? Считаем, что указание такой погрешности является фактором для необоснованного отклонения участников.

Также просим пояснить, для чего заказчик указывает одни и те же характеристики для подшипника тип 77 и тип 78? Если же заказчику необходим различный товар, то просим внести изменения и уточнить, какие подшипники необходимы заказчику?

Ответ:

В документацию будут внесены изменения.

Однако в последней редакции документации по закупке от 02.02.2023 19:42 (МСК) изменений заказчик не внес, ответа на поставленный вопрос не дал;

2. требования к показателям товаров изложенные в приложении № 2 к Техническому заданию на 111 страницах, перемешаны между собой без какой-либо системы и логической связи. С учетом того, что заказчик закупает товар по 129 позициям и таким образом разбрасывает требования к показателям закупаемых товаров по Документации, тем самым провоцируя добросовестного участника закупки на ошибку, полагаем, что заказчик действует недобросовестно, злоупотребляет своими правами (ст. 10 ГК РФ), что ведет к необоснованным отклонениям и ограничению доступа к участию в закупке. Заказчик размещает Документацию с описанием характеристик товара произвольным образом без какой-либо системы и последовательности. Документация заказчика, составленная таким образом, противоречит положениям ст. 10 ГК РФ, ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ;

3. в приложении №2 к Техническому заданию заказчиком к парам товара «подшипник тип 35» и «подшипник тип 65», а также «подшипник тип 39» и «подшипник тип 94» предъявлены одинаковые требования к характеристикам товаров как по количеству, так и по содержанию требований, то есть данные товары являются идентичными. Однако в разделе 13 Документации «Обоснование начальной (максимальной) цены договора на поставку подшипников», на данные типы идентичных подшипников указана совершенно разная стоимость (цена).

Заявитель полагает, что на идентичные товары не может устанавливаться разная стоимость, так как это приводит к неэффективному расходованию денежных средств.

Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились и пояснили следующее:

1.1. п. 2.2. Инструкции по заполнению первой части заявки содержит требования о предоставлении значения в неизменном виде с использованием символа «[ ]» (квадратные скобки): «2.2. При указании Заказчиком в Документации требования к показателю с использованием символа «[ ]» (квадратные скобки) вне зависимости от использования слов, словосочетаний или символов, перечисленных в п. 1.1-1.4 и в п. 3.1-3.4 Участник закупки указывает конкретное значение показателя, полностью соответствующее значению, установленному Заказчиком (данное требование имеет приоритет).»

Например, «Для товара подшипник тип 67 установлено требование к показателю тип: требуется [804707 А1С10] или эквивалент». Неизменным значением является значение, указанное внутри символа «[ ]», т.е. 804707 А1С10, а требование «… или эквивалент» не входит в требование п.2.2. об указании значения в неизменном виде. Следовательно, в первой части заявки участнику закупки необходимо указать значение показателя внутри символа «[ ]» (квадратные скобки) или указать эквивалентный тип подшипника. Таким образом, участник в праве выбрать по подшипнику тип 67 для показателя «тип» значение 804707 А1С10 или предложить эквивалент например, 804707 К3С10. Достаточным условием для допуска в данном случает является предоставление значения указанного в символе «[ ]» (квадратные скобки) или указание на эквивалентный тип подшипника.

1.2. Стоит отметить, что в ответе на запрос от 26.01.2023 №23-р даны разъяснения по существу, так как запрос был подан следующего содержания:

Запрос:

«Здравствуйте, при рассмотрении документов не открывается Приложение №2 к техническому заданию. "Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках Товара" Интересуют каталожные номера подшипников.»

Ответ:

«Добрый день!

Аукционная документация, размещенная на сайте единой информационной системы в рамках настоящей закупки, корректно работает, открывается и не ограничивает возможности поиска и копирования информации.

Файл «Приложение №2 к Техническому заданию» открывается при наведении курсора на Ярлык «Приложение №2 pdf» двойным нажатием левой клавиши «мыши». Открытие файла происходит автоматически. Далее файл можно сохранить.

Обращаем внимание, что в документации содержится информация, о том, что файл «Приложение №2» подготовлен и открывается продуктом, который распространяется среди пользователей бесплатно:

Продукт http://ru.wikipedia.org/wiki/Adobe_Acrobat

Скачать бесплатно можно здесь http://get.adobe.com/ru/reader/otherversions/»

Обращаем внимание, что по существу, в части каталожных номеров и маркировки подшипников были даны разъяснения от 23.01.2023 № 14-р.

1.3. Пунктом 1.1. ГОСТ 4060-78 установлено, что основные размеры и обозначения подшипников должны соответствовать указанным на черт. 1—4 и в табл. 1, 1б, 1в.

В приложении № 2 к Техническому заданию для товара подшипник тип 42 установлено требование к показателю конструктивная разновидность: с наружным кольцом со сквозным отверстием без сепаратора.

Пунктом 1 ГОСТ 4060-78 указано, что для конструктивной разновидности с наружным кольцом со сквозным отверстием без сепаратора основные размеры и обозначения приведены на чертеже 1. Чертеж 1 содержит схематическое исполнение подшипника. В таблице 1в ГОСТ 4060-78 содержатся показатели. Следовательно, для указания всех характеристик «подшипника тип 42», все сведения представлены в таблице 1в и на чертеже 1. «r» - является обозначением координаты монтажной фаски. Данное обозначение является общепринятым. Считаем, что описание предмета закупки по товару «подшипник тип 42» выполнено в соответствии с ГОСТ 4060-78 и не содержит каких-либо ограничений и препятствий для предоставления сведений о конкретных показателях товара.

1.4. «Для товара подшипник тип 93 требуется показатель диапазон рабочих температур: от -40°С … до +120°С.» в инструкции установлено однозначное требование по заполнению температурных показателей: «Участник обязан представить значения в неизменном виде, если указан диапазон при описании погрешности, точности (отклонения), временной диапазон, температурный диапазон, процент значения показателя и установлен диапазон применения товара или конкретное значение применения товара, но необходимо гарантировать соответствие показателя требованиям заказчика, установленным в диапазоне и предоставить при описании погрешности, точности (отклонения), временной диапазон, температурный диапазон и установленных диапазонов применения товара или конкретное значение применения товара, с использованием знаков «+…», «-…» и «±…». В остальных случаях использование данных знаков считается предоставлением неконкретного показателя.».

Следовательно, по данному показателю участнику необходимо предоставить значение в неизменном виде.

Считаем также данный довод несостоятельным, так как в связи с поступившим запросом № 228571 от 27.01.2023, а также уточнения описания предмета закупки по ГОСТ 520-2011 в документацию были внесены изменения 02.02.23.

Так, например, таблица 50 ГОСТ 520-2011 устанавливает твердость колец при рабочей температуре до 120°С. И для товара «подшипник тип 93» были внесены следующие изменения от 02.02.23 г.: «для товара подшипник тип 93 требуется показатель рабочая температура: не ниже +120°С.». Следовательно, в извещении после изменений от 02.02.23 г. по товару подшипник тип 93 температурный показатель установлен в соответствии с требованиями ГОСТ и п.1.1. Инструкции.

1.5. В последней редакции документации по закупке от 02.02.2023 были внесены изменения. Заявитель ссылается на текст запроса № 228571 от 27.01.2023:

«1) «Для товара подшипник тип 78 установлено требование к показателю диаметр отверстия: должно быть 70±0.007 мм.». Просим разъяснить, является ли указание «70±0.007» точностью (отклонением)? Что необходимо указать, является ли это неизменным показателем или же необходимо предоставить конкретное значение из указанного диапазонного значения, тогда возможно ли указывать крайние значения данного диапазона? Также, просим внести изменения в инструкцию и более четко описать правило применяя.

Для чего заказчику необходимо предоставление подшипника с точностью изготовления по диаметру отверстия ±0.007 мм? Каким образом при поставке заказчик будет проверять это отклонение? Считаем, что указание такой погрешности является фактором для необоснованного отклонения участников.

Также просим пояснить, для чего заказчик указывает одни и те же характеристики для подшипника тип 77 и тип 78? Если же заказчику необходим различный товар, то просим внести изменения и уточнить, какие подшипники необходимы заказчику?».

В последней редакции для подшипников тип 77 и 78 были внесены изменения в части утонения по типам подшипника. Следовательно, заказчик внес изменения по уточнению и различию типов и классов подшипников. Также считаем, что доводы относительно проверки погрешности при поставке и о том, что указание такой погрешности будет является фактором необоснованного отклонения неподтвержденными. Непосредственно довод о поставке относится к исполнению договора и не влияет на допуск заявки к участию в электронном аукционе. Также хотим обратить внимание комиссии на положения инструкции: «В связи с тем, что государственные стандарты устанавливают минимально необходимые требования к характеристикам товаров (их эксплуатационным характеристикам), выраженным в требованиях к значениям показателей, заказчиком установлены требования к значениям показателей, соответствующие установленным государственными стандартами, но отличающиеся от минимально установленных в сторону повышения их качественных и эксплуатационных характеристик. Данное требование обусловлено необходимостью получения товаров, соответствующих государственным стандартам, но имеющих более высокие качественные и эксплуатационные характеристики, чем минимально возможные, установленные государственными стандартами, а также индивидуальными особенностями и условиями их эксплуатации».

В ГОСТ 520-2011 отклонение по подшипнику тип 78 установлено до 15 мкм.

Также участнику по данному показателю необходимо указать неизменное значение, так как положения инструкции содержат следующее: «Во всех остальных случаях, прямо не перечисленных в данной инструкции, значения показателей считать неизменяемыми.».

Инструкция, приведенная в составе Документации, структурирована и описывает все возможные способы описания объекта закупки с целью исключить спорные ситуации при заполнении участниками заявок. Данная инструкция является для заказчика так называемой «типовой», и применяется в большинстве закупок, где необходимо предоставить конкретные показатели.

2. Принцип дробления на группы показателей основан на требованиях п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ. В составе документации присутствует вся необходимая информация для предоставления участником всех технических характеристик поставляемой продукции соответствующих требованиям Технического задания и потребностей заказчика. В документации электронного аукциона на поставку подшипником все показатели имеют группу:

  • Соответствие НТД;

  • Технические показатели (размеры);

  • Функциональные и качественные показатели.

После внесения изменений структура и группы показателей сохранены.

3. Подшипник тип 35 содержит в описании следующие показатели:

«Для товара подшипник тип 35 установлено требование к показателю номинальный диаметр наружной цилиндрической поверхности наружного кольца: от 100 мм.

Для товара подшипник тип 35 установлено требование к показателю номинальный диаметр отверстия внутреннего кольца: выше 45 мм.

Для товара подшипник тип 35 установлено требование к показателю номинальная ширина подшипника: до 29 мм.

Для товара подшипник тип 35 требуется показатель тип подшипника: должно быть без бортов на внутреннем кольце.

Для товара подшипник тип 35 требуется показатель серия диаметров: должно быть 3.

Для товара подшипник тип 35 установлено требование к показателю соответствие НТД: должен соответствовать ГОСТ 8328-75.»

Подшипник тип 65 содержит в описании следующие показатели:

«Для товара подшипник тип 65 установлено требование к показателю номинальный диаметр наружной цилиндрической поверхности наружного кольца: от 100 мм.

Для товара подшипник тип 65 установлено требование к показателю номинальный диаметр отверстия внутреннего кольца: выше 45 мм.

Для товара подшипник тип 65 установлено требование к показателю номинальная ширина подшипника: до 29 мм.

Для товара подшипник тип 65 требуется показатель тип подшипника: должно быть без бортов на внутреннем кольце.

Для товара подшипник тип 65 требуется показатель серия диаметров: должно быть 3.

Для товара подшипник тип 65 установлено требование к показателю соответствие НТД: должен соответствовать ГОСТ 8328-75.»

Для подшипника тип 35 и тип 65 установлена серия диаметров 3.

В соответствии с п. 6 ГОСТ 8328-75 «Подшипники серий диаметров 2 (5) и 3 (6) с основными размерами, приведенными в табл. 3— 6, допускается изготавливать повышенной грузоподъемности». Следовательно, при одинаковых параметрах подшипники могут отличаться повышенной грузоподъемностью. Каких-либо запросов по уточнению описания подшипников 35 и 65 не поступало. Факторов, доказывающих, что описание подшипников тип 35 и 65 выполнено с излишними требованиями и имеют признаки ограничения конкуренции Заявителем не представлено.

Для товара «подшипник тип 39» и «подшипник тип 94» в документации указано разное описание. Для подшипника тип 39 участник в праве предложить тип с одним уплотнением. Дополнительный вариант и возможность выбора «с двумя уплотнениями» указаны с целью получения товара более лучшего качества. Также заказчика устроит любое из предложенных значений по показателю «тип» для товара «подшипник 39». Для товара подшипник 94 заказчику требуется конкретное значение всех установленных показателей.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что описание предмета Закупки, изложенное в приложении № 2 к Техническому заданию, содержит в себе признаки ограничения конкуренции, поскольку с учетом положений Инструкции не позволяет предложить к поставке в составе заявки эквивалентную продукцию, что не соответствует условиям ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Комиссией СПб УФАС России установлено, что в приложении №2 к Техническому заданию к подшипникам тип 115, тип 121, тип 112, тип 67, тип 70 содержится указание на конкретную маркировку товара (например: для товара подшипник тип 67 установлено требование к показателю тип: требуется [804707 А1С10] или эквивалент). При этом согласно п. 2.2 Инструкции: «2.2. При указании заказчиком в Документации требования к показателю с использованием символа «[ ]» (квадратные скобки) вне зависимости от использования слов, словосочетаний или символов, перечисленных в п. 1.1-1.4 и в п. 3.13.4 участник закупки указывает конкретное значение показателя, полностью соответствующее значению, установленному заказчиком (данное требование имеет приоритет)».

Согласно пояснениям, представленным со стороны Организатора торгов, участник в праве выбрать по подшипнику тип 67 для показателя «тип» значение 804707 А1С10 или предложить эквивалент, например, 804707 К3С10.

Вместе с тем Комиссия СПб УФАС России полагает, что из содержания положений п. 2.2 Инструкции не следует, что участник Закупки вправе в отношении показателя «тип» указать иное значение, отличное от установленного с использованием символа «[ ]» (квадратные скобки). Указание в отношении товаров подшипник тип 115, тип 121, тип 112, тип 67, тип 70 по показателю «тип» эквивалентного значения, не соответствующего значению, установленному заказчиком с использованием символа «[ ]» (квадратные скобки), является нарушением положений п. 2.2 Инструкции, а также основанием для отклонения заявки от участия в Закупке.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что описание предмета Закупки, изложенное в приложении № 2 к Техническому заданию в отношении товаров подшипник тип 115, тип 121, тип 112, тип 67, тип 70, в совокупности с положениями п. 2.2 Инструкции не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке и предложить к поставке эквивалентную продукцию, что не соответствует условиям ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному установлению в приложении № 2 к Техническому заданию в отношении товаров подшипник тип 115, тип 121, тип 112, тип 67, тип 70 описания предмета Закупки, которое с учетом положений п. 2.2 Инструкции не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке и предложить к поставке эквивалентную продукцию, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6.1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п.п. 1, 3, 15 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении ненадлежащего описания предмета закупки и требований к описанию участниками поставляемого товара в составе заявки, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу (от 06.02.2023 вх. №2961-ИП/23) ООО «Билдинг» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку подшипников (извещение №32312038307) обоснованной.

2) Признать в действиях Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку подшипников (извещение №32312038307) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6.1 ст. 3, ч. 9 ст. 3.2, п.п. 1, 3, 15 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также установлении ненадлежащего описания предмета закупки и требований к описанию участниками поставляемого товара в составе заявки, допущенное путем неправомерного установления в приложении № 2 к Техническому заданию в отношении товаров подшипник тип 115, тип 121, тип 112, тип 67, тип 70 описания предмета Закупки, которое с учетом положений п. 2.2 Инструкции не позволяет надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке и предложить к поставке эквивалентную продукцию.

3) Организатору торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, допущенных при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку подшипников (извещение №32312038307), путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, возврата заявок на участие в Закупке, внесения изменений в Документацию, устраняющих выявленные нарушения согласно резолютивной части решения, продления срока подачи заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

14 февраля 2023 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

на основании решения Комиссии от 14.02.2023 № Т02-83/23 по жалобе на действия организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку подшипников (извещение №32312038307, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Организатору торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку подшипников (извещение №32312038307), путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, возврата заявок на участие в Закупке, внесения изменений в документацию, устраняющих выявленные нарушения согласно резолютивной части решения, продления срока подачи заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 17 марта 2023 года с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны