Решение №78/218/21, 78/217/21 Т02-1018/20 по жалобе ООО «ПромЭнерго» от 11 января 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-1018/20
30 декабря 2020 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей ООО «ЖКС № 2 Петроградского района» (далее – Организатор торгов) и ООО «ПромЭнерго» (далее – Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 21.12.2020 вх. №46663-ЭП/20) ООО «ПромЭнерго» на действия организатора торгов ООО «ЖКС № 2 Петроградского района» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку отделочных и строительных материалов (извещение №32009792629, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
11 декабря 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
№32009792629 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку отделочных и строительных материалов (далее - Извещение).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис №2 Петроградского района", версия 13 от 08.09.2020 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Извещением.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
17 498 550,00 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
11.12.2020 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
18.12.2020 в 17:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
21.12.2020 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
197101, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Монетная, д. 11 |
2. По мнению Заявителя Организатором торгов нарушен порядок проведения процедуры Закупки, участниками которой могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, определенный в ст. 3.4 Закона №223-ФЗ в части условий блокирования денежных средств, внесенных участниками Закупки в целях обеспечения заявок на участие в Закупке.
Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Оригиналы документов, истребованные уведомлением №78/40697/20 от 24.12.2020 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.
Со стороны Организатора торгов представлен договор от 23.12.2020 №41/1/20, заключенный по итогам процедуры Закупки.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.
ООО «ЖКС №2 Петроградского района» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно ч. 10 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ проведение конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется заказчиком на электронной площадке, функционирующей в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и дополнительными требованиями, установленными Правительством Российской Федерации и предусматривающими в том числе:
1) требования к проведению такой конкурентной закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) порядок и случаи блокирования денежных средств, внесенных участниками такой конкурентной закупки в целях обеспечения заявок на участие в такой конкурентной закупке, и прекращения данного блокирования (если требование об обеспечении заявок на участие в такой закупке установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке);
3) требования к обеспечению сохранности денежных средств, внесенных участниками такой конкурентной закупки в целях обеспечения заявок на участие в такой закупке;
4) порядок использования государственной информационной системы, осуществляющей фиксацию юридически значимых действий, бездействия в единой информационной системе, на электронной площадке при проведении такой закупки;
5) порядок утраты юридическим лицом статуса оператора электронной площадки для целей настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 8 Дополнительных требований к функционированию электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 657, блокирование денежных средств, внесенных участником закупки в целях обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены частью 15 статьи 3.4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с ч. 15 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ в течение одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства оператор электронной площадки направляет в банк информацию об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки. Банк в течение одного часа с момента получения указанной информации осуществляет блокирование при наличии на специальном банковском счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения указанной заявки и информирует оператора. Блокирование денежных средств не осуществляется в случае отсутствия на специальном банковском счете участника такой закупки денежных средств в размере для обеспечения указанной заявки либо в случае приостановления операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации, о чем оператор электронной площадки информируется в течение одного часа. В случае, если блокирование денежных средств не может быть осуществлено по основаниям, предусмотренным настоящей частью, оператор электронной площадки обязан вернуть указанную заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с момента окончания срока подачи заявок, указанного в извещении об осуществлении конкурентной закупки.
Частью 11 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень операторов электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным на основании части 10 настоящей статьи. Оператор электронной площадки в порядке, предусмотренном пунктом 5 части 10 настоящей статьи, подлежит исключению из этого перечня в случае несоответствия одному или нескольким требованиям, установленным на основании части 10 настоящей статьи, а также в случае его обращения об исключении из этого перечня.
Следуя ч. 13 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки на участие в такой закупке, вносятся участником такой закупки на специальный счет, открытый им в банке, включенном в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - специальный банковский счет).
Согласно Извещению участником запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, получившее аккредитацию на электронной площадке в порядке, установленном оператором электронной площадки, и имеющее признак «Является субъектом малого и среднего предпринимательства» и которые соответствуют требованиям, установленным Заказчиком в настоящем извещении.
Подпунктом 1 п. 8.1 Извещения указано, что обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или предоставления банковской гарантии.
Выбор способа обеспечения заявки на участие в закупке осуществляется участником закупки.
Если участник закупки предоставляет обеспечение заявки в виде внесения денежных средств, то денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки на участие в закупке, вносятся участником закупки на специальный счет, открытый им в банке, включенном в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - специальный банковский счет).
Подачей заявки участник выражает согласие на блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете, в размере обеспечения заявки.
Блокирование денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, осуществляется в порядке, установленном частью 15 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ.
Оператор электронной площадки направляет в банк информацию для прекращения блокирования денежных средств на специальном банковском счете участника закупки в течение 1 часа с момента наступления одного из следующих случаев:
а) отклонение заявки на участие в конкурентной закупке;
б) отмена заказчиком конкурентной закупки.
Возврат участнику закупки обеспечения заявки на участие в закупке не производится в следующих случаях:
1) уклонение или отказ участника закупки от заключения договора;
2) не предоставление или предоставление с нарушением условий, установленных извещением об осуществлении закупки, до заключения договора Заказчику обеспечения исполнения договора (в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены требования обеспечения исполнения договора и срок его предоставления до заключения договора).
Вместе с тем, согласно представленным Заявителем документам и сведениям, процедура Закупки отсутствует в реестре процедур для субъектов малого и среднего предпринимательства, при этом при подаче заявки на электронной торговой площадке АО «ЕЭТП» от участника требуется перечисление обеспечения заявки в размере 174985,50 на расчетный счет площадки в отсутствие возможности блокирования средств на специальном банковском счете участника закупки.
Также, в извещении о Закупке в ЕИС в предмете Закупки Организатором торгов не указано, что участниками Закупки могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства.
Таким образом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России выявлено, что Организатором торгов на электронной торговой площадке ненадлежащим образом определен и сформирован порядок проведения процедуры Закупки, фактические условия проведения которой в части внесения обеспечения заявки на участие в закупке не соответствуют требованиям ч.ч. 10, 13, 15 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ.
На основании изложенного по доводам жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по ненадлежащему формированию порядка проведения процедуры Закупки, фактические условия проведения которой в части внесения обеспечения заявки на участие в закупке не соответствуют требованиям ч.ч. 10, 13, 15 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ, нарушение п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, ч.ч. 10, 13, 15 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статьи, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
Также, как было указано, со стороны Организатора торгов представлены сведения о заключенном по итогам Закупки договоре от 23.12.2020 №41/1/20.
В соответствии с ч. 15 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ договор по результатам конкурса заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения на сайтах итогового протокола. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через 5 дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора ЭТЗП.
Следуя данным ЕИС, Протокол подведения итогов в электронной форме №32009792629-01 опубликован 18.12.2020 в 17:49 (МСК).
Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России признает ничтожным заключенный в рамках процедуры Закупки договор от 23.12.2020 №41/1/20, как подписанный с нарушением предусмотренного действующим законодательством десятидневного срока.
4. Рассмотрев жалобу (от 21.12.2020 вх. №46663-ЭП/20) ООО «ПромЭнерго» на действия организатора торгов ООО «ЖКС № 2 Петроградского района» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку отделочных и строительных материалов (извещение №32009792629), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях ООО «ЖКС № 2 Петроградского района» нарушение п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, ч.ч. 10, 13, 15 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (от 21.12.2020 вх. №46663-ЭП/20) ООО «ПромЭнерго» на действия организатора торгов ООО «ЖКС № 2 Петроградского района» (ИНН 7813417393, ОГРН 1089847242320) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку отделочных и строительных материалов (извещение №32009792629) обоснованной.
2. Признать в действиях организатора торгов ООО «ЖКС № 2 Петроградского района» (ИНН 7813417393, ОГРН 1089847242320) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку отделочных и строительных материалов (извещение №32009792629) нарушение п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, ч.ч. 10, 13, 15 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статьи, допущенное вследствие ненадлежащего формирования порядка проведения процедуры Закупки, фактические условия проведения которой в части внесения обеспечения заявки на участие в закупке не соответствуют требованиям ч.ч. 10, 13, 15 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ.
3. Организатору торгов ООО «ЖКС № 2 Петроградского района» (ИНН 7813417393, ОГРН 1089847242320) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку отделочных и строительных материалов (извещение №32009792629) путем аннулирования запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку отделочных и строительных материалов (извещение №32009792629) с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения Закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
30 декабря 2020 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...> ;
на основании решения Комиссии от 30.12.2020 № Т02-1018/20 по жалобе на действия организатора торгов ООО «ЖКС № 2 Петроградского района» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку отделочных и строительных материалов (извещение №32009792629, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «ЖКС № 2 Петроградского района» (ИНН 7813417393, ОГРН 1089847242320) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку отделочных и строительных материалов (извещение №32009792629), путем аннулирования запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку отделочных и строительных материалов (извещение №32009792629) с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 01 февраля 2021 года с приложением подтверждающих документов.
<...>
Предписание может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.