Решение №78/218/21, 78/217/21 Т02-1018/20 по жалобе ООО «ПромЭнерго» от 11 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-1018/20

 

30 декабря 2020 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> ;

с участием представителей ООО «ЖКС № 2 Петроградского района» (далее – Организатор торгов) и ООО «ПромЭнерго» (далее – Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 21.12.2020 вх. №46663-ЭП/20) ООО «ПромЭнерго» на действия организатора торгов ООО «ЖКС № 2 Петроградского района» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку отделочных и строительных материалов (извещение №32009792629, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,

 

УСТАНОВИЛА:

11 декабря 2020 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
№32009792629 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку отделочных и строительных материалов (далее - Извещение).

 

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис №2 Петроградского района", версия 13 от 08.09.2020 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Извещением.

 

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

17 498 550,00 ₽

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

11.12.2020

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

18.12.2020 в 17:00 (МСК)

4.

Дата и время рассмотрения и оценки заявок

(по местному времени заказчика)

21.12.2020 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

197101, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Монетная, д. 11

 

2. По мнению Заявителя Организатором торгов нарушен порядок проведения процедуры Закупки, участниками которой могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, определенный в ст. 3.4 Закона №223-ФЗ в части условий блокирования денежных средств, внесенных участниками Закупки в целях обеспечения заявок на участие в Закупке.

Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.

Оригиналы документов, истребованные уведомлением №78/40697/20 от 24.12.2020 года, представлены в заседание Комиссии для обозрения.

Со стороны Организатора торгов представлен договор от 23.12.2020 №41/1/20, заключенный по итогам процедуры Закупки.

 

3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

ООО «ЖКС №2 Петроградского района» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Согласно ч. 10 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ проведение конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется заказчиком на электронной площадке, функционирующей в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и дополнительными требованиями, установленными Правительством Российской Федерации и предусматривающими в том числе:

1) требования к проведению такой конкурентной закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) порядок и случаи блокирования денежных средств, внесенных участниками такой конкурентной закупки в целях обеспечения заявок на участие в такой конкурентной закупке, и прекращения данного блокирования (если требование об обеспечении заявок на участие в такой закупке установлено заказчиком в извещении об осуществлении такой закупки, документации о конкурентной закупке);

3) требования к обеспечению сохранности денежных средств, внесенных участниками такой конкурентной закупки в целях обеспечения заявок на участие в такой закупке;

4) порядок использования государственной информационной системы, осуществляющей фиксацию юридически значимых действий, бездействия в единой информационной системе, на электронной площадке при проведении такой закупки;

5) порядок утраты юридическим лицом статуса оператора электронной площадки для целей настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 8 Дополнительных требований к функционированию электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 657, блокирование денежных средств, внесенных участником закупки в целях обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены частью 15 статьи 3.4 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

В соответствии с ч. 15 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ в течение одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке с участием субъектов малого и среднего предпринимательства оператор электронной площадки направляет в банк информацию об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки. Банк в течение одного часа с момента получения указанной информации осуществляет блокирование при наличии на специальном банковском счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения указанной заявки и информирует оператора. Блокирование денежных средств не осуществляется в случае отсутствия на специальном банковском счете участника такой закупки денежных средств в размере для обеспечения указанной заявки либо в случае приостановления операций по такому счету в соответствии с законодательством Российской Федерации, о чем оператор электронной площадки информируется в течение одного часа. В случае, если блокирование денежных средств не может быть осуществлено по основаниям, предусмотренным настоящей частью, оператор электронной площадки обязан вернуть указанную заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с момента окончания срока подачи заявок, указанного в извещении об осуществлении конкурентной закупки.

Частью 11 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень операторов электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным на основании части 10 настоящей статьи. Оператор электронной площадки в порядке, предусмотренном пунктом 5 части 10 настоящей статьи, подлежит исключению из этого перечня в случае несоответствия одному или нескольким требованиям, установленным на основании части 10 настоящей статьи, а также в случае его обращения об исключении из этого перечня.

Следуя ч. 13 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки на участие в такой закупке, вносятся участником такой закупки на специальный счет, открытый им в банке, включенном в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - специальный банковский счет).

Согласно Извещению участником запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, получившее аккредитацию на электронной площадке в порядке, установленном оператором электронной площадки, и имеющее признак «Является субъектом малого и среднего предпринимательства» и которые соответствуют требованиям, установленным Заказчиком в настоящем извещении.

Подпунктом 1 п. 8.1 Извещения указано, что обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или предоставления банковской гарантии.

Выбор способа обеспечения заявки на участие в закупке осуществляется участником закупки.

Если участник закупки предоставляет обеспечение заявки в виде внесения денежных средств, то денежные средства, предназначенные для обеспечения заявки на участие в закупке, вносятся участником  закупки на специальный счет, открытый им в банке, включенном в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - специальный банковский счет).

Подачей заявки участник выражает согласие на блокирование денежных средств, находящихся на его специальном счете, в размере обеспечения заявки.

Блокирование денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, осуществляется в порядке, установленном частью 15 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ.

Оператор электронной площадки направляет в банк информацию для прекращения блокирования денежных средств на специальном банковском счете участника закупки в течение 1 часа с момента наступления одного из следующих случаев:

а) отклонение заявки на участие в конкурентной закупке;

б) отмена заказчиком конкурентной закупки.

Возврат участнику закупки обеспечения заявки на участие в закупке не производится в следующих случаях:

1) уклонение или отказ участника закупки от заключения договора;

2) не предоставление или предоставление с нарушением условий, установленных извещением об осуществлении закупки, до заключения договора Заказчику обеспечения исполнения договора (в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены требования обеспечения исполнения договора и срок его предоставления до заключения договора).

Вместе с тем, согласно представленным Заявителем документам и сведениям, процедура Закупки отсутствует в реестре процедур для субъектов малого и среднего предпринимательства, при этом при подаче заявки на электронной торговой площадке АО «ЕЭТП» от участника требуется перечисление обеспечения заявки в размере 174985,50 на расчетный счет площадки в отсутствие возможности блокирования средств на специальном банковском счете участника закупки.

Также, в извещении о Закупке в ЕИС в предмете Закупки Организатором торгов не указано, что участниками Закупки могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Таким образом Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России выявлено, что Организатором торгов на электронной торговой площадке ненадлежащим образом определен и сформирован порядок проведения процедуры Закупки, фактические условия проведения которой в части внесения обеспечения заявки на участие в закупке не соответствуют требованиям ч.ч. 10, 13, 15 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ.

На основании изложенного по доводам жалобы Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по ненадлежащему формированию порядка проведения процедуры Закупки, фактические условия проведения которой в части внесения обеспечения заявки на участие в закупке не соответствуют требованиям ч.ч. 10, 13, 15 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ, нарушение п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, ч.ч. 10, 13, 15 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статьи, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

Также, как было указано, со стороны Организатора торгов представлены сведения о заключенном по итогам Закупки договоре от 23.12.2020 №41/1/20.

В соответствии с ч. 15 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ договор по результатам конкурса заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения на сайтах итогового протокола. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через 5 дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора ЭТЗП.

Следуя данным ЕИС, Протокол подведения итогов в электронной форме №32009792629-01 опубликован 18.12.2020 в 17:49 (МСК).

Таким образом Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России признает ничтожным заключенный в рамках процедуры Закупки договор от 23.12.2020 №41/1/20, как подписанный с нарушением предусмотренного действующим законодательством десятидневного срока.

 

4. Рассмотрев жалобу (от 21.12.2020 вх. №46663-ЭП/20) ООО «ПромЭнерго» на действия организатора торгов ООО «ЖКС № 2 Петроградского района» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку отделочных и строительных материалов (извещение №32009792629), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Организатора торгов, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях ООО «ЖКС № 2 Петроградского района» нарушение п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, ч.ч. 10, 13, 15 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

  На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу (от 21.12.2020 вх. №46663-ЭП/20) ООО «ПромЭнерго» на действия организатора торгов ООО «ЖКС № 2 Петроградского района» (ИНН 7813417393, ОГРН 1089847242320) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку отделочных и строительных материалов (извещение №32009792629) обоснованной.

 

2. Признать в действиях организатора торгов ООО «ЖКС № 2 Петроградского района» (ИНН 7813417393, ОГРН 1089847242320) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку отделочных и строительных материалов (извещение №32009792629) нарушение п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3, ч.ч. 10, 13, 15 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в нарушении требований норм статьи, допущенное вследствие ненадлежащего формирования порядка проведения процедуры Закупки, фактические условия проведения которой в части внесения обеспечения заявки на участие в закупке не соответствуют требованиям ч.ч. 10, 13, 15 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ.

 

3. Организатору торгов ООО «ЖКС № 2 Петроградского района» (ИНН 7813417393, ОГРН 1089847242320) и его закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку отделочных и строительных материалов (извещение №32009792629) путем аннулирования запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку отделочных и строительных материалов (извещение №32009792629) с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения Закупки.

 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

 

 

 

<...>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

30 декабря 2020 года Санкт-Петербург

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...> ;

на основании решения Комиссии от 30.12.2020 № Т02-1018/20 по жалобе на действия организатора торгов ООО «ЖКС № 2 Петроградского района» при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку отделочных и строительных материалов (извещение №32009792629, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20  ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 


 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «ЖКС № 2 Петроградского района» (ИНН 7813417393, ОГРН 1089847242320) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку отделочных и строительных материалов (извещение №32009792629), путем аннулирования запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на поставку отделочных и строительных материалов (извещение №32009792629) с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.


 

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 01 февраля 2021 года с приложением подтверждающих документов.

 

 

 

<...>

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны