Решение №78/19773/23 Т02-411/23 по жалобе ООО «Аква» от 10 августа 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе №Т02-411/23
07 августа 2023 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей ГБДОУ Детский сад № 83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее – Заказчик) путем видеоконференцсвязи;
в отсутствие представителей ООО «Аква» (далее — Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 20.07.2023 вх. №18629-ЭП/23) ООО «Аква» на действия закупочной комиссии заказчика ГБДОУ Детский сад № 83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга при проведении неконкурентной закупки в электронной форме, участниками которой могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку аквариума с бионаполнением в ГБДОУ детский сад № 83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение №32312562809, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
07 июля 2023 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение №32312562809 о проведении закупки на оказание услуг по проведению неконкурентной закупки в электронной форме, участниками которой могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку аквариума с бионаполнением в ГБДОУ детский сад № 83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга в 2023 году (далее - Извещение), включая документацию о Закупке (далее - Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупке товаров, работ, услуг Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, версия 6 от 04.07.2023 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Извещением.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
491 666,67 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
07.07.2023 (МСК) |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
14.07.2023 в 11:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок (по местному времени заказчика) |
14.07.2023 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
Электронная площадка АО «ЕЭТП» |
2. В жалобе Заявитель оспаривает действия закупочной комиссии Заказчика по подведению итогов Закупки.
Заявитель указывает, что согласно протоколу подведения итогов процедуры №32312562809 от 14.07.2023 закупочная комиссия Заказчика присвоила первое место заявке ИП Соколова Владимира Александровича, вместе с тем, Заявитель полагает принятое решение безосновательным, ссылаясь на то, что в заявке ООО «Аква» содержалось лучшее ценовое предложение.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы, истребованные уведомлением №78/18164/23 от 24.07.2023 года, представлены в заседание Комиссии.
Также со стороны Заказчика представлены сведения о заключенном договоре по итогам Закупки.
В заседании Комиссии по рассмотрению жалобы объявлялся перерыв до 14-00 (МСК) 7 августа 2023 года.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ГБДОУ Детский сад № 83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга относится к образовательным учреждениям, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Частью 3.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ предусмотрено, что конкурентные закупки осуществляются следующими способами:
1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);
2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 3 Закона №223-ФЗ неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
Согласно п. 37-1.1.1 Положения о закупках неконкурентная закупка в электронной форме, участниками которой могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства - неконкурентная закупка, при которой Заказчик согласно критериям оценки, установленным в извещении об осуществлении закупки, определяет Участника (участников) закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, с которым (которыми) заключается договор (договоры), из Участников закупки, определенных оператором электронной площадки из состава предварительных предложений участников закупки о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги, размещенных на электронной площадке.
В силу п. 37-1.2.2 Положения о закупках в целях участия в проводимой на электронной площадке закупке, Участник закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства размещает на электронной площадке предварительное предложение о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги. Порядок размещения Участником закупки предварительного предложения определяется в соответствии с регламентом работы электронной площадки.
В соответствии с п. 37-1.2.3 Положения о закупках для размещения информации о закупаемом товаре, работе, услуге, требований к таким товару, работе, услуге, участнику закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства. Заказчик разрабатывает извещение об осуществлении закупки.
Согласно п. 37-1.2.4 Положения о закупках извещение об осуществлении закупки не позднее чем за 4 рабочих дня до дня определения оператором электронной площадки предложений Участников закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренных пунктом 37- 1.2.8 настоящего Положения, размещается в единой информационной системе и на электронной площадке, которое должно включать:
а) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
б) информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4, 5, 8.2 части 9 статьи 4 Федерального закона N 223-ФЗ;
в) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также при необходимости их функциональных характеристик (потребительских свойств), технических и качественных характеристик;
г) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
д) требования к Участникам закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства;
е) требования к содержанию, форме, оформлению и составу предложений Участников закупки о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги на участие в закупке с учетом положений части 19.1 статьи 3.4 Федерального закона N 223-ФЗ;
ж) критерии оценки предложений Участников закупки, предусмотренные пунктами 30.1.3 и (или) 30.1.4 Положения (в случае установления таких критериев);
В соответствии с п. 37-1.3.3 Положения о закупках рассмотрение, сопоставление и оценка предложений о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги Участников закупки осуществляется Комиссией по осуществлению закупок.
В силу п. 37-1.3.5 Положения о закупках в рамках отборочной стадии последовательно выполняются следующие действия:
- проверка предложения о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги Участника закупки на соблюдение требований извещения об осуществлении закупки к оформлению предложения;
- проверка Участника закупки на соответствие требованиям извещения об осуществлении закупки;
- проверка предлагаемых товаров, работ, услуг на соответствие требованиям извещения об осуществлении закупки;
- отклонение предложений о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги Участников закупки, которые не соответствуют требованиям извещения об осуществлении закупки.
Согласно п. 37-1.3.6 Положения о закупках в рамках оценочной стадии Комиссия по осуществлению закупок оценивает и сопоставляет предложения Участников закупки, которые не были отклонены на отборочной стадии, по цене договора (сумме цен единиц товара, работы, услуги), а также по критериям, установленным в соответствии с подпунктом "ж" пункта 37- 1.2.4 настоящего Положения (в случае установления таких критериев в извещении об осуществлении закупки, при этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения предложения Участника закупки).
В соответствии с п. 37-1.3.7 Положения о закупках по результатам рассмотрения, сопоставления и оценки предложений Участников закупки Комиссией по осуществлению закупок проводится ранжирование предложений в соответствии с условиями, установленными извещением об осуществлении закупки, по степени предпочтительности для Заказчика.
Согласно п. 37-1.4.1 Положения о закупках победителем признается Участник закупки, предложение о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги, которого признано Комиссией по осуществлению закупок соответствующим требованиям извещения об осуществлении закупки и содержащее наилучшие условия исполнения договора.
Подача заявок на участие в Закупке осуществлялась через электронную торговую площадку Роселторг http://roseltorg.ru и состояла из формирования основной части заявки и ценового предложения.
Согласно протоколу подведения итогов процедуры №32312562809 от 14.07.2023 на участие в закупке подано 2 заявки, признанные соответствующими положениям Документации:
№ |
Наименование участника |
Дата и время регистрации заявок (МСК) |
Результат рассмотрения |
Основание для решения |
1108817 |
ИП СОКОЛОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ, Г.Санкт-Петербург, , ИНН 780217871162, ОГРН 311784722900582 |
08.07.2023 18:11:39 |
Допущена |
Состав документов заявителя соответствует требованиям |
1112113 |
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АКВА", 140202, Московская область, УЛ ДЗЕРЖИНСКОГО, ИНН 5005060732, КПП 500501001, ОГРН 1155005000490 |
14.07.2023 09:12:22 |
Допущена |
Состав документов заявителя соответствует требованиям |
Согласно п. 8 протокола подведения итогов процедуры №32312562809 от 14.07.2023 закупочная комиссия Заказчика рассмотрела заявки участников, а также содержащиеся в реестре участников процедур, получивших аккредитацию на электронной площадке, сведения об участниках, подавших данные заявки, и приняла следующее решение:
Порядковый номер заявки |
Наименование участника |
Ценовое предложение без НДС |
Ценовое предложение с НДС |
Ставка НДС |
Место заявки |
1108817 |
ИП СОКОЛОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ, Г.Санкт-Петербург, , ИНН 780217871162, ОГРН 311784722900582 |
491 666.67 |
491 666.67 |
Без НДС |
1 |
1112113 |
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АКВА", 140202, Московская область, УЛ ДЗЕРЖИНСКОГО, ИНН 5005060732, КПП 500501001, ОГРН 1155005000490 |
454 700.00 |
454 700.00 |
Без НДС |
2 |
Представитель Заказчика отметила, что, сопоставив две заявки, закупочная комиссия Заказчика приняла решение, что 1 место будет присвоено по степени предпочтительности для Заказчика, а именно, участник № 1108817 (ИП Соколов В.А.) в составе заявке приложил таблицу «Описание поставляемого товара, его функциональных и качественных характеристик», что в общей совокупности позволило закупочной комиссии Заказчика присвоить данной заявке первое место.
Представитель Заказчика пояснила, что в заявке № 1108817 Комиссия увидела наилучшие условия для исполнения договора, при этом данный критерий не был предусмотрен в Извещении, в свою очередь участник № 1112113 (ООО «Аква») в своей заявке характеристики товара не предоставил.
Вместе с тем, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России установлено, что Извещение и Документация не содержали каких-либо требований к участникам Закупки о необходимости или возможности предоставления в составе заявке таблицы «Описание поставляемого товара, его функциональных и качественных характеристик» или иных подобных документов и сведений.
Одновременно, Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России выявлено, что Извещение и Документация не предусматривали критерия оценки, определявшего бы присвоение того или иного количества баллов в зависимости от факта предоставления в составе заявки описания поставляемого товара и/или его функциональных и качественных характеристик.
По итогам изучения представленных документов и сведений Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России установила, что заявителем ООО «Аква» при подаче заявки были в полном объеме соблюдены требования Извещения, а ценовое предложение являлось лучшим по сравнению с заявкой участника ИП Соколова В.А., таким образом предложение ООО «Аква» содержало наилучшие условия исполнения договора о поставке и в силу п. 37-1.4.1 Положения о закупках должно было занять первое место по итогам Закупки.
На основании изложенного Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях закупочной комиссии Заказчика по ненадлежащему подведению итогов Закупки согласно протоколу подведения итогов процедуры №32312562809 от 14.07.2023 в порядке, не предусмотренном Извещением и Документацией, нарушение п.п. 2, 3 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика., а также в осуществлении оценки и сопоставлении заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке, допущенное при проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (от 20.07.2023 вх. №18629-ЭП/23) ООО «Аква» на действия закупочной комиссии заказчика ГБДОУ Детский сад № 83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга при проведении неконкурентной закупки в электронной форме, участниками которой могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку аквариума с бионаполнением в ГБДОУ детский сад № 83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение №32312562809), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях закупочной комиссии ГБДОУ Детский сад № 83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга нарушение п.п. 2, 3 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, допущенное при проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу (от 20.07.2023 вх. №18629-ЭП/23) ООО «Аква» на действия закупочной комиссии заказчика ГБДОУ Детский сад № 83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (ИНН 7816160509, ОГРН 1027807992057) при проведении неконкурентной закупки в электронной форме, участниками которой могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку аквариума с бионаполнением в ГБДОУ детский сад № 83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение №32312562809) обоснованной.
2. Признать в действиях закупочной комиссии ГБДОУ Детский сад № 83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (ИНН 7816160509, ОГРН 1027807992057) при проведении неконкурентной закупки в электронной форме, участниками которой могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку аквариума с бионаполнением в ГБДОУ детский сад № 83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение №32312562809) нарушение п.п. 2, 3 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика., а также в осуществлении оценки и сопоставлении заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке, допущенное путем ненадлежащего подведения итогов Закупки согласно протоколу подведения итогов процедуры №32312562809 от 14.07.2023 в порядке, не предусмотренном Извещением и Документацией.
3. Не выдавать заказчику ГБДОУ Детский сад № 83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (ИНН 7816160509, ОГРН 1027807992057) предписание об устранении выявленных нарушений ввиду наличия договора, заключенного по итогам неконкурентной закупки в электронной форме, участниками которой могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку аквариума с бионаполнением в ГБДОУ детский сад № 83 Фрунзенского района Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение №32312562809).
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.