Решение №78/31276/22 Т02-658/22 по жалобе ООО «СП энерджи» от 27 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-658/22

22 декабря 2022 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (далее – Организатор торгов) и ООО «СП энерджи» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 13.12.2022 вх. №31939-ЭП/22) ООО «СП энерджи» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Пассажиравтотранс» при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту смотровых ям производственного корпуса (лит. Б) Автобусного парка № 6 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Стасовой, д. 14 (извещение №32211882527), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

24 ноября 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано извещение № 32211882527 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту смотровых ям производственного корпуса (лит. Б) Автобусного парка № 6 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Стасовой, д. 14 (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее — Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (далее – Положение о закупках) в редакции от 04.10.2022, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

56 492 696,33 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

24.11.2022

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

14.12.2022 в 09:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

16.12.2022, 21.12.2022 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, пр. Полюстровский, 39

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в Документации описания предмета Закупки, содержащего требования к конкретным товарным знакам без возможности использования эквивалентных товаров, а также некорректные и избыточные требования в отношении показателей используемых товаров.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

СПб ГУП «Пассажиравтотранс» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «СП энерджи» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/29776/22 от 14.12.2022, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/29776/22 от 14.12.2022, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами информационной открытости закупки, а также равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке). В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

На основании п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Частью 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно п. 10 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления предложения участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки.

Как следует из п. 3.1 Документации, первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и сведения:

1) предложение участника закупки в отношении предмета такой закупки в соответствии с формой, приведенной в приложении № 1 к информационной карте. Из текста заявки должно следовать, что ее подача является принятием всех условий заказчика, в том числе согласием исполнять обязанности участника закупки и победителя закупки.

2) наименование каждой позиции товаров с указанием страны происхождения, а также функциональные, технические и эксплуатационные характеристики предлагаемого к поставке товара (оказываемой услуге, выполняемой работы).

Пунктом 3.3.3 Документации установлено, что заявку на участие в аукционе участник закупки составляет, руководствуясь данной документацией об аукционе, в соответствии с требованиями информационной карты открытого аукциона в электронной форме.

На основании п. 24 информационной карты Документации (далее — Информационная карта) первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения:

1) предложение участника закупки в отношении предмета такой закупки в соответствии с формой, приведенной в приложении №1 к Информационной карте. Из текста заявки должно следовать, что ее подача является принятием всех условий заказчика, в том числе согласием исполнять обязанности участника закупки и победителя закупки.

2) Описание предусмотренных к выполнению работ, которые являются предметом закупки, в соответствии с требованиями аукционной документации – Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товара, используемого при выполнении работ, позволяющие определить соответствие товара, установленным Заказчиком требованиям, представленным в форме «Требования к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям», являющейся приложением №1.1 к Информационной карте.

При указании конкретных показателей товара участник использует форму «Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки», являющуюся приложением №1.2 к Информационной карте документации об аукционе, и инструкция по заполнению которой является приложением № 1.3 к Информационной карте.

Приложением № 1.2 к Информационной карте предусмотрена рекомендуемая форма «Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товара, используемого при выполнении работ».

Приложением № 1.3 к Информационной карте установлена инструкция по заполнению формы «Сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товара, используемого при выполнении работ» (далее — Инструкция) на основании требований к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, позволяющих определить соответствие установленным заказчиком требованиям.

Согласно Инструкции конкретные требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ, устанавливаются заказчиком исключительно в приложении № 1.1 к Информационной карте (Раздел 10 Части II аукционной документации).

В описании товаров указаны следующие виды показателей:

1) показатели, для которых установлены максимальные или минимальные значения;

2) показатели, для которых указаны варианты значений;

3) показатели, которые определяются диапазоном значений;

4) показатели, значения которых не могут изменяться.

В случае, если предусмотрены характеристики объекта закупки в зависимости от модификации товара – в этом случае участниками закупки в первой части заявки предоставляются только те показатели, которые относятся к разновидности товара (объекта закупки), предлагаемого участником. Такие показатели товара (объекта закупки) установлены для типового ряда товара, который выпускается по одному нормативно-техническому документу и входит в параметрический ряд. Если показатель не относятся к модификации товара (объекта закупки), предлагаемого участником – такие параметры участниками закупки в первой части заявки не предоставляются, в соответствующих графах конкретное значение не указывается, вместо конкретного значения участник вправе указать знак «Х» или «не нормируется». Если характеристика, показатель относятся к модификации товара (объекта закупки), предлагаемого участником – такие параметры участниками закупки в первой части заявки должны быть предоставлены.

В случае установления в документации об электронном аукционе требований о соответствии товара государственному стандарту (государственным стандартам), все использованные государственным заказчиком показатели товаров соответствуют указанным государственным стандартам и/или не противоречат им.

Встречающиеся в документации указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов следует читать как эквивалент, так как используются лишь для определения стоимости товара (объекта закупки).

Предоставляемые технические характеристики на товар должны иметь показатели, позволяющие осуществлять эксплуатацию объекта надлежащим способом (должны иметь техническую совместимость). При указании в документации требования «при наличии» участник указывает на однозначное наличие или отсутствие показателя (характеристики) для модификации товара. Для каждой товарной позиции в заявке предоставляются сведения и изображение (при наличии) только для одной модификации товара.

В заявке необходимо указать наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств), а так же товарный знак в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

Приложением № 1.1 к Информационной карте установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, товара используемого для выполнения работы, оказания услуги, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям.

Разделом 11 Документации регламентировано техническое задание на выполнение работ по текущему ремонту смотровых ям производственного корпуса (лит. Б) Автобусного парка № 6 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Стасовой, д. 14 (далее — Техническое задание).

Приложением № 1.1 к Техническому заданию является ведомость объемов работ № 1.

Заявитель в жалобе оспаривает установленное Организатором торгов описание предмета Закупки, а именно:

1) В размещенной Документации в составе «Требований к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, товара используемого при выполнении работы, оказания услуги, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям» (файл – Приложение №1.1 к Информационной карте Документации о закупке, далее по тексту – Требования) заказчиком установлены Требования о соответствии товаров, используемых при выполнении работ, определенным товарным знакам (фирменным наименованиям). Например: п. 1 «Плитки керамогранит», п. 3 «Смесь для устройства высокопрочного покрытия бетонных полов», п. 5 «Средство для ухода за бетоном». На последнем листе Требований заказчиком установлено соответствие описываемых товаров (материалов) утвержденным ГОСТ, в том числе указано: товар № 1 «Плитки керамогранит» должен соответствовать ГОСТ 13996-2019. То есть используемый при выполнении работ материал «Плитки керамогранит» должен соответствовать ГОСТ 13996-2019. В соответствии с указанным ГОСТ на рынке присутствует продукция не только компании «Уральский гранит». Также по всем материалам, по которым заказчиком установлено требование о соответствии товарным знакам, в нарушение п. 3 части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ не прописано «или эквивалент». Таким образом, требование заказчика в отношении товарных знаков (фирменного наименования) является необоснованным и ненадлежащим, нарушает требования Закона к описанию предмета конкурентной закупки и нарушает положения Закона о необходимости соблюдения равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

2) Ведомостью объемов работ №1 (приложение №1.1 к Техническому заданию Документации о закупке) в п. 53 предусмотрено устройство топингового покрытия пола. В локальном сметном расчете №1 (приложение 2.1 к Расчёту начальной (максимальной) цены Договора Документации о закупке) для нанесения упрочняющего покрытия бетонных полов в п. 52 взята расценка ТЕР11-01-015-08 «Железнение цементных покрытий» с применением ресурса по п. 52.2. Требованиями к товару (материалу) «Смесь для устройства высокопрочного покрытия бетонных полов» в форме Требований к значениям показателей (характеристик) товара заказчиком установлен показатель под номером 4 «Минимальная температура эксплуатации», значение которого задано заказчиком «не менее 50». При этом производителем Master Builders Solutions (установленного заказчиком в графе товарный знак, фирменное наименование) для материала MasterTop 135PG (указанного в локальном сметном расчета) техническими характеристиками предусмотрена следующая температура эксплуатации: от -50 до 200 С. (Информация взята из технического описания продукции с официального сайта производителя). Таким образом, установив недопустимое значение минимальной температуры эксплуатации на применяемый материал, заказчик вводит в заблуждение участников закупки, предъявляя к участникам закупки ненадлежащие требования к описанию материала, используемого при выполнении работ, являющихся предметом закупки.

Также пунктом 6 показателей по указанному ресурсу участникам закупки предлагается определить «Толщину покрытия по существующему бетонному основанию» из предложенного заказчиком диапазона «от 7 до 15мм». Техническими характеристиками материала предусмотрена толщина покрытия по существующему бетонному основанию в пределах установленных заказчиком значений (Информация взята из документа, размещенного на официальном сайте производителя). При этом компания Master Builders Solutions состоит в концерне BASF, который, в свою очередь, приводит несколько иные технические характеристики (толщину покрытия по существующему бетонному основанию) материала MasterTop 135PG производства того же производителя Master Builders Solutions: «5-15мм» (Информация взята с официально опубликованного документа). Таким образом, заказчик вводит участников в заблуждение, установив некорректные значения к описанию товара (материала), используемого при выполнении работ, являющихся предметом закупки, т.е. в нарушение Закона установлены ненадлежащие требования к описанию объекта закупки.

3) В п. 4 Требований к значениям показателей (характеристик) товара «Алюминиевый профиль» Заказчиком установлено требование о соответствии указанного ресурса ГОСТ 13737-90, ГОСТ 22233-2018, ГОСТ 8617-2018. Ведомостью объемов работ в п. 46 предусмотрена «Установка алюминиевого уголка 25х25 мм» при облицовочных работах керамогранитной плиткой. Локальным сметным расчетом в п. 41.1 указано, что данный вид работ должен быть выполнен с использованием материала «алюминиевый профиль (уголок 25х25мм)». То есть алюминиевый профиль (уголок 25х25мм) должен быть установлен при выполнении облицовочных работ керамогранитной плиткой. При этом ГОСТ 22233-2018 распространяет свое действие на иные элементы - «Профили прессованные из алюминиевых сплавов для ограждающих конструкций. Технические условия». Указанным стандартом дано определение ограждающей конструкции. Таким образом, заказчиком предъявлено избыточное требование к материалу, необходимому к использованию при выполнении работ, являющихся предметом закупки, то есть в нарушение закона установлены ненадлежащие требования к описанию объекта закупки.

Также пунктом 10 показателей по данному товару (материалу) участникам закупки предлагается определить «Качество отделки поверхности» алюминиевого профиля. При этом ни один из стандартов (ГОСТ), соответствие которым требует заказчик, не нормируют и не устанавливают требования к вышеназванному показателю (характеристики) материала. Таким образом, заказчиком установлены необоснованные и завышенные требования к материалу, используемому при производстве работ, являющихся предметом закупки, то есть в нарушение закона установлены ненадлежащие требования к описанию объекта закупки.

4) Пунктом 42 Ведомости объемов работ №1 (Приложение №1.1 к Техническому заданию Документации о закупке) предусмотрено «Нанесение полиуретанового покрытия Элакор-ПУ (или аналог) на полы смотровых ям». В локальном сметном расчете №1 данный вид работ оценен применением расценки по п. 35 с использованием ресурса по п. 35.3. Ввиду отсутствия указания заказчика на соответствие данного ресурса утвержденному ГОСТ, определение его показателей (характеристик) можно сделать только на основании установленного в ведомости объемов работ наименования покрытия «Элакор-ПУ» и характера этого покрытия – «грунтовочный слой». В соответствии с техническими характеристиками грунтовки для бетона Элакор-ПУ, указанными производителем и размещенными на ряде официальных сайтах поставщиков, свойство данного материала по показателю «Внешний вид до отверждения» установлено как «Прозрачная жидкость янтарного цвета», а по показателю «Внешний вид после отверждения» установлено как «Прозрачная пленка янтарного цвета» (Информация взята из опубликованного документа «Техническое описание Элакор-ПУ Грунт», а также сайтов производителей). При этом заказчиком в Требованиях к данному материалу по показателю «7. Внешний вид до отверждения» установлен показатель с неизменяемым значением - «Непрозрачная жидкость светло-желтого цвета», а по показателю «8. Внешний вид после отверждения» установлен показатель с неизменяемым значением - «Полупрозрачная желтоватая пленка».

По данному материалу по показателю «Плотность до отверждения при +200С» заказчиком также установлено некорректное неизменяемое значение показателя, равное 1,15±0,02 кг/л. Тогда как поставщики грунта Элакор-ПУ единообразно устанавливают в характеристиках данного материала значение по указанному показателю, равное 0,98 кг/л. Указанием на непрозрачность материала до его отверждения и полупрозрачность после его отверждения, а также неверным указанием значения плотности материала до его отверждения, заказчик вводит в заблуждение потенциальных участников закупки, установив некорректные значения к описанию товара (материала), используемого при выполнении работ, являющихся предметом закупки, то есть в нарушение закона установлены ненадлежащие требования к описанию объекта закупки. В дополнение к вышеизложенному, в составе характеристик грунта Элакор-ПУ заказчик предлагает участникам определить значение показателя «Эластичность пленки при изгибе. Однако значение данного показателя определяется методом испытаний конкретной партии товара в соответствии с ГОСТ 6806 и указывается в протоколе испытаний материала также конкретной партии.

Представители Организатора торгов с доводами жалобы Заявителя не согласились и пояснили следующее:

1) В приложении 1.3 к Информационной карте положениями Инструкции по заполнению (являющейся неотъемлемой частью размещенной аукционной документации) имеется уведомление об эквивалентности товаров, используемых при выполнении работ, так как их обозначение обусловлено лишь нормами и правилами составления сметных расчетов для определения сметной стоимости работ в рамках исполнения обязательств по договорам строительного подряда, установленными пунктом 8 Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурною наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом Минстроя России от 04.08.2020 № 421/rip (далее - Методика сметной стоимости), согласно которому при определении сметной стоимости в безусловном порядке в т.ч. применяются территориальные цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве. В случае составления сметного расчета, содержащегося в составе аукционной документации, применялся Территориальный сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве. Санкт-Петербург, (ТССЦ-2001)», содержащий средние отпускные и сметные цены па основные строительные ресурсы, применяемые в строительстве, в котором встречается указание на фирменные (торговые) наименования. Также в приложении 1.3 к Информационной карте положениями Инструкции по заполнению установлена возможность, при содержании в документации требования «при наличии», указания участником на однозначное наличие или отсутствие показателя (характеристики) для модификации товара. Указанное выше правило реализовано в таблице согласно форме «Требования к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям», являющейся приложением №1.1 к Информационной карте, в которой при указании сведений о товаре (объекте закупки) предлагалось заполнить столбец 3 указав в нем следующее: «Товарный знак - при наличии, знак обслуживания - при наличии, фирменное наименована при наличии, патенты - при наличии, полезные модели - при наличии, промышленные образцы - при наличии». Также при описании товара, необходимого для выполнения работ в составе приложения № 1.1 к Информационной карте содержаться диапазонные значения для различных видов технических показателей товара (лишь требования к техническим характеристикам материала, позволяющие осуществлять эксплуатацию объекта надлежащим способом) и имеются ссылки на необходимость соответствия требованиям ГОСТ, т.е. нормативного документа нормы и правила которого не распространяются исключительно на использованный заказчиком зарегистрированный торговый знак (что также указано и самим заявителем в жалобе). Таким образом, в аукционной документации заказчиком фактически указано на право участника предложить эквивалентный товар, а также содержаться сведения о технических характеристиках товара, необходимого для выполнения работ, которым должны не уступать характеристики эквивалентной продукции, предлагаемой участниками. Также следует отметить наличие четырех поданных заявок на участие в Закупке, при этом только один из участников воспользовался своим правом и предложил эквивалент, а остальные участники согласились с предложением заказчика, что фактически подтверждает отсутствие реального нарушения прав на участие в закупке, указанных Заявителем.

По вопросу включения в аукционной документации торгового знака «Уральский гранит»:

В распоряжении заказчика имеется сертификат соответствия № РОСС RU.AB33.H00077 сроком действия с 28.08.2017 по 27.08.2020 плитки керамической (керам о гранит), изготовленной ООО «ЗСК», ИНН 7423017093, являющейся правообладателем указанного торгового знака, номер регистрации (свидетельства) 427230 от 30.12.2010 (Приложение 1), который является неотъемлемой частью исполнительной документации при выполнении работ по реконструкции части помещений здания Автобусного парка № 6 по адресу СПб, ул. Стасовой д. 14 в рамках исполнения обязательств по договору от 20.03.2019 № ДО/УКС-176. Примененная при выполнении строительно-монтажных работ указанная выше плитка зарекомендовала себя исключительно с положительной стороны при ее эксплуатации при имеющейся степени воздействия агрессивных сред. Также выбор указанной плитки керамической обусловлен тем, что как правило, каждая серия керамогранитиой плитки разных производителей обладает:

  • собственной фактурой. Так, глянцевый керамограпит разных фабрик может различаться степенью блеска, а глазурованная плитка — рельефом глазури и ее гладкостью;

  • согласно нормативным документам единым размером, при этом иметь допустимые ГОСТ отклонения, но приводящие при ее использовании к неровным рядам;

  • разными цветовыми оттенками ввиду применения различного химического состава краски.

Таким образом, заказчик при размещении указания на товарный знак, в первую очередь, руководствовался имеющейся необходимостью наиболее точно и четко описать характеристики указанного выше материала в целях обеспечения взаимодействия с материалом, уже используемым заказчиком.

По вопросу включения в аукционной документации торгового знака «Master Builders Solutions»:

Указание в документации товарного знака Master Builders Solutions правообладателем которого является Констракшн Рисёрч энд Текнолоджи ГмбХ, Номер регистрации 482350, при необходимости использования материала MasterTop 135 PG не противоречит требованию Закона 223-ФЗ ввиду следующего:

Сухая смесь для упрочнения поверхности свежеуложенных промышленных бетонных полов и для устройства тонкослойного высокопрочного покрытия существующих бетонных полов с фирменным наименованием MasterTop 135 PG на основе высокоактивного портландцемента, специально подобранных кварцевых заполнителей, полимерной фибры и добавок, является продукцией, выпускаемой под указанным товарным знаком и не имеет ни эквивалента, ни аналога на Российском рынке. Максимально приближенный по техническим характеристикам, но не по химическому составу является сухая дисперсная смесь на основе специальных цементов, с содержанием мелкозернистого наполнителя, полимерных добавок, а также высокомодульного фиброволокна с повышенной дисперсностью РЕМСТРИМ 10П, при этом она используется исключительно как тонкослойное покрытие. Таким образом, в целях упрочнения поверхности свежеуложенного промышленного бетонного пола заказчику, в случае использование отличного от заявленного в аукционной документации товара, потребуется использование дополнительного материала и выполнения дополнительного объема работ, что, в свою очередь, в безусловном порядке приведет к удорожанию стоимости ремонта и, следовательно, закупка эквивалентного товара приведет к дополнительным и подтвержденным затратам.

2) Указание в аукционной документации требования к техническим и эксплуатационным характеристикам материала в формулировке «не менее 50» не является противоречием, которое вводит участников в заблуждение, в силу того, что температура его эксплуатации является диапазонным значением от -50 °С до 200 °С. Таким образом, установленная минимальная температура не является недопустимой в силу наличия более широкого температурного диапазона, на основании чего любой участник закупки, в безусловном порядке, укажет показатель, при котором материал не меняет своих физических свойств.

По доводу жалобы Заявителя о том, что заказчиком установлены «некорректные» значения к описанию товара (материала), то есть установлении ненадлежащих требований к описанию объекта закупки, необходимо отметить следующее. Как правильно указано в жалобе заявителя, «Толщина покрытия по существующему бетонному основанию» применена заказчиком исходя из показателей, указанных в технической документации, размещенной на странице сайта в сети Интернет компании, являющейся производителем материалов для строительства, ремонта и реконструкции зданий и сооружений под товарным знаком Master Builders Solutions ООО "МБС СТРОИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ" ИНН 5074024703. Согласно открытой информации, указанное юридическое лицо 08.12.2020 сменило полное наименование с "ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "БАСФ СТРОИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ"" на "ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "МБС СТРОИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ"". Вид деятельности данного юридического лица ОКВЭД-2 являются, в т.ч. 20.59 Производство прочих химических продуктов, не включенных в другие группировки и 23.64 Производство сухих бетонных смесей. При этом заявителем в жалобе указана ссылка на техническую документацию, разработанную в феврале 2015 года, размещенную на сайте в сети Интернет юридического лица ООО "МПКМ" ИНН 6455049603, занимающейся оптовой поставкой материалов строительной химии. Видами деятельности данного юридического лица ОКВЭД-2 20.59 Производство прочих химических продуктов, не включенных в другие группировки и 23.64 Производство сухих бетонных смесей - не являются. Как наглядно видно, на сайте торговой организации, согласно ссылке на интернет страницу, указанной в жалобе Заявителя, размещена недействующая техническая документация, имеющая ссылку на недействующее наименование юридического лица и недействующие параметры толщины покрытия по существующему бетонному основанию 5-15 мм, измененным ООО МБС СТРОИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ с июля 2021 года на основании лабораторных испытаний и существующем практическом опыте компании. Также следует отметить, что информация заявителя в жалобе, относительно принадлежности неустановленной компании Master Builders Solutions к некоему концерну BASF, равно как и заявление о производителе Master Builders Solutions (Master Builders Solutions является товарным знаком Правообладатель: Констракшн Рисёрч энд Текнолоджи ГмбХ, Номер регистрации (свидетельства): 482350) не имеет действительного подтверждения, а лишь является попыткой ввести в заблуждение антимонопольный орган. Согласно информации из открытых источников 02.04.2021 из записи в учредительных документов удалена запись об учредителе BASF CONSTRUCTION SOLUTIONS GMBH ("БАСФ КОНСТРАКШЕН СОЛЮШН ГМБХ") и МАСТЕР БИЛДЕРЗ СОЛЮШНС ДОЙЧЛАИД ГМБХ становится новым учредителем ООО "МБС СТРОИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ" ИНН 5074024703. Также в открытых источниках представлено следующее: «Мангейм, Германия, 1 октября 2020 г. Группа компаний МВСС Group была создана в результате приобретения бизнеса BASF по производству строительной химии аффилированным предприятием Lone Slav, частной инвестиционной компанией. С 1 октября 2020 года МВСС Group начинает свою деятельность, BASF и Lone Star закрыли сделку 30 сентября 2020 года в полночь. Lone Star стал новым владельцем бизнеса. Процесс отделения группы компаний МВСС Group от BASF продолжался в течение последних 18 месяцев, сегодня МВСС Group является полностью самостоятельной организацией». Данная информация доказывает факт недействительности любой технической документации на материал с фирменным наименованием MasterTop 135 PG, на страницах которого размещены сведения о его принадлежности к группе компаний BASF (что, в свою очередь, отражено в жалобе заявителя). Таким образом, факт установки некорректного значения к описанию товара (материала) не нашел своего действительного подтверждения.

3) Проектные решения при текущем ремонте не разрабатываются, в связи с чем указание в жалобе Заявителя на их отсутствие не является обоснованным. В составе аукционной документации в п.п. 2 п. 4 представлен технический рисунок с изображением сечения изделия. Указание Заявителем в жалобе, на то, что алюминиевый профиль (уголок 25x25 мм) должен быть установлен при выполнении облицовочных работ керамогранитной плиткой, вследствие чего, далее по тексту жалобы следует вывод о наличии факта предъявления избыточного (завышенного) требования к материалу, является его субъективным мнением с точки зрения возможного опыта участника строительного процесса. В п. 4 Требований к значениям показателей (характеристик) товара «Алюминиевый профиль» Заказчиком установлено требование о соответствии указанного ресурса ГОСТ 13737-90, ГОСТ 22233-2018, ГОСТ 8617-2018 (данная информация также содержится в жалобе заявителя). Действительно, ведомостью объемов работ № 1 (Приложение № 1.1. к Техническому заданию документации о закупке) предусмотрено выполнение следующих видов СМР:

  • по п. 46 «Установка алюминиевого уголка 25x25 мм»;

  • по п. 44 «Облицовка стен смотровых ям керамогранитной плиткой»;

  • по п. 45 «Облицовка ниш под светильники керамогранитной плиткой».

Однако указанные работы не взаимосвязаны меду собой в части технологии производства работ. Как указано в жалобе Заявителя, ГОСТ 22233-2018 распространяет свое действие на следующие элементы - Профили, прессованные из алюминиевых сплавов для ограждающих конструкций, также указанным стандартом дано определение ограждающей конструкции, как конструкции, выполняющей функции ограждения или разделения объемов (помещений) здания. Материал - «Алюминиевый профиль» по пункту 4 таблицы согласно форме «Требования к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям» предназначается к монтажу в составе ограждающих конструкций при выполнении работ по текущему ремонту: - смотровых ям в зоне монтажа лестниц; - самонесущей перегородки между зоной ремонта автобусов (смотровых ям) и участком кузовного ремонта. Что детально описано при разработке технологических карт на производство работ согласно требованиям по пл.8.2-8.7 Приложения № 1 к документации о закупке «Техническое задание». В подтверждении позиции предприятия следует обратиться к пункту 41 приложения № 2.1 к Расчёту начальной (максимальной) цены Договора к документации о закупке локального сметного расчета № 1, согласно которому и была определена сметная стоимость подлежащих к выполнению работ. В силу норм Методики сметной стоимости выбор единичных расценок и составляющих единичных расценок для определения стоимости строительно-монтажных осуществляется исходя из соответствия технологии производства работ, состава работ, перечня, характеристик и расхода строительных ресурсов, учтенных сметными нормами. Согласно сметной расценке ТЕР 11-01-049-01 предусмотрены к выполнению следующие виды работ: 01. Разметки и резка профиля по месту. 02. Сверление отверстий а полу. 03. Установка профиля с креплением. На основании изложенного, предъявленная заказчиком но пункту 4 таблицы согласно форме «Требования к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям», являющейся приложением №1.1 к Информационной карте, необходимость соответствия нормам ГОСТ 22233-2018 является обоснованным.

Относительно показателя по п. 10 данного товара, на который указал Заявитель в своей жалобе, стоит отметить, что в соответствии с пунктом 7.5 ГОСТ 22233-2018 состояние поверхности профилей-полуфабрикатов определяют визуально, при этом следует обратить внимание, что требования указанного стандарта по пункту 1 распространяются на профили-полуфабрикаты и готовые профили, таким образом, в целях уточнения параметра визуализации в составе указанного стандарта имеется информация об использовании нормативной ссылки на применения ГОСТ 21631-76, подпунктом «в» пункта 1.1, которого установлена классификация по качеству отделки поверхности. Приведенные в таблице согласно форме «Требования к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям», являющейся приложением №1.1 к Информационной карте, параметры визуализации поверхности полностью соответствуют требованиям стандарта ГОСТ 21631 -76. Таким образом, ГОСТ 22233-2018 в безусловном порядке устанавливает критерии качества отделки поверхности. Дополнительно следует учесть, что производители (например, SAPA, ИНТАЛ и т.д.), опираясь на применения ГОСТ 21631-76, устанавливают параметры качества отделки своей продукцией с введением соответствующей градации качества отделки поверхности выпускаемой ими продукции, о чем заявитель, как профессиональный участник строительного рынка, являющийся членом саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства не мог не знать на стадии подготовки жалобы в антимонопольной орган.

4) Характеристики материала, предусмотренного к применению при выполнении «Нанесение полиуретанового покрытия Элакор-ПУ (или аналог) на полы смотровых ям», размещены на официальном сайте производителя (ООО «ТэоХим», https://tcohim.ru/), однако заявитель в своей жалобе также указывает и иные источники информации (ПО ФГ «Партнёр» https://elakor.su/, ИП Лабудин Андрей Валентинович https://elakor-floor.ru/), являющиеся лишь торговыми организациями. Также при написании жалобы заявитель поставил под сомнение характеристики, приведя в жалобе предъявляемые заказчиком к рассматриваемому материалу технические характеристики под грунт по бетону Элакор-ПУ по ТУ 2312-009-18891264-2009. Тогда как заявленные заказчиком технические характеристики соответствуют материалу Элакор-ПУ Грунт-П по ТУ 2312-009-18891264-2009 с изменением № 1, а именно:

  • на сайте производителя (ООО «ТэоХим») в разделе «Цены» в подразделе «Грунты, Пропитки» под п. 1.1.1 размещена информация относительно материала «Грунт-П» (порозаполняющий грунт полиуретановый), имеющего требуемые заказчику и установленные аукционной документацией параметры;

  • для получения технической информации по требуемому материалу (в нашем случае «Грунт-П») требуется перейти по ссылке https://teohim.ru, в результате чего открывается доступ к соответствующей технической документации.

Представители Организатора торгов отметили, что заказчик при подготовке аукционной документации, максимально подробно (в отсутствии проектной документации, не разрабатываемой при выполнении текущего ремонта) в таблице согласно форме «Требования к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям», являющейся приложением №1.1 к Информационной карте максимально точно указал исчерпывающие для подбора эквивалентной замены (при наличии, по желанию и в соответствии с правом участника) технические требования и параметры.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что описание предмета Закупки, установленное в Документации, позволяет предложить к использованию при выполнении работ эквивалентные товары, о чем прямо указано в Инструкции, и соответствует условиям ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, в том числе содержит требования к показателям используемых товаров, которые обусловлены потребностью заказчика, не противоречат действующим нормативно-правовым документам, применяемым в отношении данных товаров, а также с учетом положений Инструкции позволяют надлежащим образом сформировать заявку на участие в Закупке.

При этом со стороны Заявителя не представлено документов или сведений, однозначно подтверждающих отсутствие возможности использования при выполнении работ товаров, соответствующих требованиям Документации с учетом установленного Организатором торгов описания предмета Закупки.

Комиссией СПб УФАС России также учтено в соответствии с протоколом № ЭА-22/202 рассмотрения первых частей заявок на участие в Закупке от 16.12.2022 на участие в Закупке было подано четыре заявки участников, при этом ни одна из заявок не была отклонена от участия в Закупке ввиду несоответствия обжалуемым Заявителем требованиям.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит доводы жалобы Заявителя неподтвержденными, вследствие чего не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 13.12.2022 вх. №31939-ЭП/22) ООО «СП энерджи» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (ИНН: 7830001758, ОГРН: 1027809247300) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по текущему ремонту смотровых ям производственного корпуса (лит. Б) Автобусного парка № 6 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Стасовой, д. 14 (извещение №32211882527) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны