Решение №78/30279/21 Т02-732/21 по жалобе ООО «АрПоинт» от 26 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-732/21

21 октября 2021 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от АО «ОДК-Климов» (далее – Организатор торгов) и ООО «АрПоинт» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 13.10.2021 вх. № 32119-ЭП/21) ООО «АрПоинт» на действия Организатора торгов АО «ОДК-Климов» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по разработке и сопровождению электронного учебного продукта с использованием дополненной реальности GlazzAR по темам «Осмотр двигателей ТВ3-117 (ВМ, ВМ сер.02, ВМА, ВМА сер. 02), ВК-2500 (модели -01, 02, -03)», «Отыскание и устранение неисправностей двигателей ТВ3-117 (ВМ, ВМ сер.02, ВМА, ВМА сер. 02), ВК-2500 (модели -01, -02, -03)», «Регулировка турбовального двигателя ВК-2500ПС-03» (извещение №32110684208), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

29 сентября 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32110684208 о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по разработке и сопровождению электронного учебного продукта с использованием дополненной реальности GlazzAR по темам «Осмотр двигателей ТВ3-117 (ВМ, ВМ сер.02, ВМА, ВМА сер. 02), ВК-2500 (модели -01, 02, -03)», «Отыскание и устранение неисправностей двигателей ТВ3-117 (ВМ, ВМ сер.02, ВМА, ВМА сер. 02), ВК-2500 (модели -01, -02, -03)», «Регулировка турбовального двигателя ВК-2500ПС-03» (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг Государственной корпорации «Ростех» (далее – Положение о закупках) в редакции от 13.08.2021, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

6 509 333,33 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

29.09.2021

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

11.10.2021 в 12:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

19.10.2021 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, ул. Кантемировская , д. 11

2. Заявитель обжалует включение Организатором торгов в состав Извещения ненадлежащего описания предмета Закупки, не позволяющего потенциальным участникам Закупки в рамках оказания услуг по договору использовать эквивалентный товар (аналоги системы GlazzAR).

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ФГАОУ ВО «СПбГУАП» относится к автономным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «АрПоинт» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/29410/21 от 18.10.2021, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/29410/21 от 18.10.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

Частью 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

Согласно п. 1 информационной карты Документации (далее — Информационная карта) предметом договора является оказание услуг по разработке и сопровождению электронного учебного продукта с использованием дополненной реальности GlazzAR по темам «Осмотр двигателей ТВ3-117 (ВМ, ВМ сер.02, ВМА, ВМА сер. 02), ВК-2500 (модели -01, 02, -03)», «Отыскание и устранение неисправностей двигателей ТВ3-117 (ВМ, ВМ сер.02, ВМА, ВМА сер. 02), ВК-2500 (модели -01, -02, -03)», «Регулировка турбовального двигателя ВК-2500ПС-03».

Как следует из п. 11 Информационной карты, требования к продукции, в том числе к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), эксплуатационным характеристикам (при необходимости) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, приведены в разд. 9.

Разделом 9 Документации предусмотрено, что технические требования к продукции (предмету закупки) представлены в виде отдельного файла в составе приложения №2 к документации о закупке (файлы под названием «ТЗ к ДоЗ…»). (далее — Техническое задание).

Так, в составе Документации размещены: техническое задание на разработку и сопровождение электронного учебного продукта с использованием дополненной реальности GlazzAR по теме «Осмотр двигателей ТВ3-117 (ВМ, ВМ сер. 02, ВМА, ВМА сер. 02), ВК-2500 (модели -01, -02, -03)»; техническое задание на разработку и сопровождение электронного учебного продукта с использованием дополненной реальности GlazzAR по теме «Отыскание и устранение неисправностей двигателей ТВ3-117 (ВМ, ВМ сер. 02, ВМА, ВМА сер. 02), ВК-2500 (модели -01, -02, -03)»; техническое задание на разработку и сопровождение электронного учебного продукта с использованием дополненной реальности GlazzAR по теме «Регулировка турбовального двигателя ВК-2500ПС-03».

Заявитель в жалобе указывает на то, что в закупочной документации нет упоминания про возможность использования аналогов системы GlazzAR, а также нет развернутого пояснения по уникальным стекам технологий данного программного обеспечения. При этом на рынке России есть как минимум 7 аналогов данного программного обеспечения от различных субъектов МСП.

Представители Организатора отметили, что проведение безэквивалетной закупки является правом заказчика при наличии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемых заказчиком. В рассматриваемом случае заказчиком инициирована закупка услуги по разработке и сопровождению электронного учебного продукта с использованием дополненной реальности GlazzAR по темам «Осмотр двигателей ТВ3-117 (ВМ, ВМ сер.02, ВМА, ВМА сер. 02), ВК-2500 (модели -01, 02, -03)», «Отыскание и устранение неисправностей двигателей ТВ3-117 (ВМ, ВМ сер.02, ВМА, ВМА сер. 02), ВК-2500 (модели -01, -02, - 03)», «Регулировка турбовального двигателя ВК-2500ПС-03».

Представители Организатора торгов пояснили, что такие услуги нужно оказать заказчику на уже закупленном ранее им программном обеспечении GlazzAR, а именно, АО «ОДК-Климов» в рамках договора от 07.12.2020 № Р.Д.29957-20 приобрело у ООО «Петрософт» следующие услуги/товар:

  • 1000 лицензий на право использования и реализации сконфигурированного программного продукта GlazzAR бессрочно, что подтверждается актом от 22.12.2020;

  • планшетный компьютер Samsung Galaxy Tab S6 Lite в количестве 3 шт. с установленным программным обеспечением GlazzAR по теме «Регулировка турбовальных двигателей ТВ3-117 (ВМ, ВМ сер. 02, ВМА, ВМА сер. 02) и ВК-2500 (модели -01, -02, -03), что также подтверждается актом от 22.12.2020;

  • услугу по разработке и сопровождению электронного учебного продукта с использование дополненной реальности GlazzAR по теме Регулировка турбовальных двигателей ТВ3-117 (ВМ, ВМ сер. 02, ВМА, ВМА сер. 02) и ВК-2500 (модели -01, -02, -03), что подтверждается актом № 12 от 22.12.2020.

Представители Организатора торгов также пояснили, что, таким образом, потребность заказчика выражалась в том, что на трех имеющихся планшетах и 997 неиспользованных лицензий сконфигурированного программного продукта GlazzAR в ранее разработанном программном обеспечении должны были появиться дополнительные темы обучения: «Осмотр двигателей ТВ3-117 (ВМ, ВМ сер.02, ВМА, ВМА сер. 02), ВК-2500 (модели -01, 02, -03)», «Отыскание и устранение неисправностей двигателей ТВ3-117 (ВМ, ВМ сер.02, ВМА, ВМА сер. 02), ВК-2500 (модели -01, -02, -03)», «Регулировка турбовального двигателя ВК-2500ПС-03». Иное программное обеспечение и иной программный продукт не позволяют использовать заказываемые услуги по их прямому назначению, а именно обучать специалистов и инженеров авиационных отраслей при предоставлении им лицензии или планшета.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив доводы жалобы Заявителя и позицию Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что установленное в Документации описание предмета Закупки обусловлено потребностью Организатора торгов и соответствует условиям пп. «а» п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит довод жалобы Заявителя неподтвержденным, вследствие чего по данному доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 13.10.2021 вх. № 32119-ЭП/21) ООО «АрПоинт» на действия Организатора торгов АО «ОДК-Климов» (ИНН 7802375335, ОГРН 1069847546383) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по разработке и сопровождению электронного учебного продукта с использованием дополненной реальности GlazzAR по темам «Осмотр двигателей ТВ3-117 (ВМ, ВМ сер.02, ВМА, ВМА сер. 02), ВК-2500 (модели -01, 02, -03)», «Отыскание и устранение неисправностей двигателей ТВ3-117 (ВМ, ВМ сер.02, ВМА, ВМА сер. 02), ВК-2500 (модели -01, -02, -03)», «Регулировка турбовального двигателя ВК-2500ПС-03» (извещение №32110684208) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны