Решение №78/30279/21 Т02-732/21 по жалобе ООО «АрПоинт» от 26 октября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № Т02-732/21
21 октября 2021 года Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)
с участием представителей от АО «ОДК-Климов» (далее – Организатор торгов) и ООО «АрПоинт» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 13.10.2021 вх. № 32119-ЭП/21) ООО «АрПоинт» на действия Организатора торгов АО «ОДК-Климов» при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по разработке и сопровождению электронного учебного продукта с использованием дополненной реальности GlazzAR по темам «Осмотр двигателей ТВ3-117 (ВМ, ВМ сер.02, ВМА, ВМА сер. 02), ВК-2500 (модели -01, 02, -03)», «Отыскание и устранение неисправностей двигателей ТВ3-117 (ВМ, ВМ сер.02, ВМА, ВМА сер. 02), ВК-2500 (модели -01, -02, -03)», «Регулировка турбовального двигателя ВК-2500ПС-03» (извещение №32110684208), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
29 сентября 2021 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 32110684208 о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по разработке и сопровождению электронного учебного продукта с использованием дополненной реальности GlazzAR по темам «Осмотр двигателей ТВ3-117 (ВМ, ВМ сер.02, ВМА, ВМА сер. 02), ВК-2500 (модели -01, 02, -03)», «Отыскание и устранение неисправностей двигателей ТВ3-117 (ВМ, ВМ сер.02, ВМА, ВМА сер. 02), ВК-2500 (модели -01, -02, -03)», «Регулировка турбовального двигателя ВК-2500ПС-03» (далее – Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг Государственной корпорации «Ростех» (далее – Положение о закупках) в редакции от 13.08.2021, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
6 509 333,33 руб. |
2. |
Дата публикации извещения |
29.09.2021 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
11.10.2021 в 12:00 (МСК) |
4. |
Дата рассмотрения заявок |
19.10.2021 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
СПб, ул. Кантемировская , д. 11 |
2. Заявитель обжалует включение Организатором торгов в состав Извещения ненадлежащего описания предмета Закупки, не позволяющего потенциальным участникам Закупки в рамках оказания услуг по договору использовать эквивалентный товар (аналоги системы GlazzAR).
Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.
3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
ФГАОУ ВО «СПбГУАП» относится к автономным учреждениям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «АрПоинт» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/29410/21 от 18.10.2021, представлен.
Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/29410/21 от 18.10.2021, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно п. 1 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с п. 15 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должно быть указано описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Частью 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ установлено, что при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Согласно п. 1 информационной карты Документации (далее — Информационная карта) предметом договора является оказание услуг по разработке и сопровождению электронного учебного продукта с использованием дополненной реальности GlazzAR по темам «Осмотр двигателей ТВ3-117 (ВМ, ВМ сер.02, ВМА, ВМА сер. 02), ВК-2500 (модели -01, 02, -03)», «Отыскание и устранение неисправностей двигателей ТВ3-117 (ВМ, ВМ сер.02, ВМА, ВМА сер. 02), ВК-2500 (модели -01, -02, -03)», «Регулировка турбовального двигателя ВК-2500ПС-03».
Как следует из п. 11 Информационной карты, требования к продукции, в том числе к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), эксплуатационным характеристикам (при необходимости) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, приведены в разд. 9.
Разделом 9 Документации предусмотрено, что технические требования к продукции (предмету закупки) представлены в виде отдельного файла в составе приложения №2 к документации о закупке (файлы под названием «ТЗ к ДоЗ…»). (далее — Техническое задание).
Так, в составе Документации размещены: техническое задание на разработку и сопровождение электронного учебного продукта с использованием дополненной реальности GlazzAR по теме «Осмотр двигателей ТВ3-117 (ВМ, ВМ сер. 02, ВМА, ВМА сер. 02), ВК-2500 (модели -01, -02, -03)»; техническое задание на разработку и сопровождение электронного учебного продукта с использованием дополненной реальности GlazzAR по теме «Отыскание и устранение неисправностей двигателей ТВ3-117 (ВМ, ВМ сер. 02, ВМА, ВМА сер. 02), ВК-2500 (модели -01, -02, -03)»; техническое задание на разработку и сопровождение электронного учебного продукта с использованием дополненной реальности GlazzAR по теме «Регулировка турбовального двигателя ВК-2500ПС-03».
Заявитель в жалобе указывает на то, что в закупочной документации нет упоминания про возможность использования аналогов системы GlazzAR, а также нет развернутого пояснения по уникальным стекам технологий данного программного обеспечения. При этом на рынке России есть как минимум 7 аналогов данного программного обеспечения от различных субъектов МСП.
Представители Организатора отметили, что проведение безэквивалетной закупки является правом заказчика при наличии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемых заказчиком. В рассматриваемом случае заказчиком инициирована закупка услуги по разработке и сопровождению электронного учебного продукта с использованием дополненной реальности GlazzAR по темам «Осмотр двигателей ТВ3-117 (ВМ, ВМ сер.02, ВМА, ВМА сер. 02), ВК-2500 (модели -01, 02, -03)», «Отыскание и устранение неисправностей двигателей ТВ3-117 (ВМ, ВМ сер.02, ВМА, ВМА сер. 02), ВК-2500 (модели -01, -02, - 03)», «Регулировка турбовального двигателя ВК-2500ПС-03».
Представители Организатора торгов пояснили, что такие услуги нужно оказать заказчику на уже закупленном ранее им программном обеспечении GlazzAR, а именно, АО «ОДК-Климов» в рамках договора от 07.12.2020 № Р.Д.29957-20 приобрело у ООО «Петрософт» следующие услуги/товар:
-
1000 лицензий на право использования и реализации сконфигурированного программного продукта GlazzAR бессрочно, что подтверждается актом от 22.12.2020;
-
планшетный компьютер Samsung Galaxy Tab S6 Lite в количестве 3 шт. с установленным программным обеспечением GlazzAR по теме «Регулировка турбовальных двигателей ТВ3-117 (ВМ, ВМ сер. 02, ВМА, ВМА сер. 02) и ВК-2500 (модели -01, -02, -03), что также подтверждается актом от 22.12.2020;
-
услугу по разработке и сопровождению электронного учебного продукта с использование дополненной реальности GlazzAR по теме Регулировка турбовальных двигателей ТВ3-117 (ВМ, ВМ сер. 02, ВМА, ВМА сер. 02) и ВК-2500 (модели -01, -02, -03), что подтверждается актом № 12 от 22.12.2020.
Представители Организатора торгов также пояснили, что, таким образом, потребность заказчика выражалась в том, что на трех имеющихся планшетах и 997 неиспользованных лицензий сконфигурированного программного продукта GlazzAR в ранее разработанном программном обеспечении должны были появиться дополнительные темы обучения: «Осмотр двигателей ТВ3-117 (ВМ, ВМ сер.02, ВМА, ВМА сер. 02), ВК-2500 (модели -01, 02, -03)», «Отыскание и устранение неисправностей двигателей ТВ3-117 (ВМ, ВМ сер.02, ВМА, ВМА сер. 02), ВК-2500 (модели -01, -02, -03)», «Регулировка турбовального двигателя ВК-2500ПС-03». Иное программное обеспечение и иной программный продукт не позволяют использовать заказываемые услуги по их прямому назначению, а именно обучать специалистов и инженеров авиационных отраслей при предоставлении им лицензии или планшета.
Комиссия СПб УФАС России, сопоставив доводы жалобы Заявителя и позицию Организатора торгов, проанализировав представленные документы, приходит к выводу о том, что установленное в Документации описание предмета Закупки обусловлено потребностью Организатора торгов и соответствует условиям пп. «а» п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.
Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России находит довод жалобы Заявителя неподтвержденным, вследствие чего по данному доводу жалобы не усматривает нарушений в действиях Организатора торгов при организации и проведении процедуры Закупки.
5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу (от 13.10.2021 вх. № 32119-ЭП/21) ООО «АрПоинт» на действия Организатора торгов АО «ОДК-Климов» (ИНН 7802375335, ОГРН 1069847546383) при организации и проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по разработке и сопровождению электронного учебного продукта с использованием дополненной реальности GlazzAR по темам «Осмотр двигателей ТВ3-117 (ВМ, ВМ сер.02, ВМА, ВМА сер. 02), ВК-2500 (модели -01, 02, -03)», «Отыскание и устранение неисправностей двигателей ТВ3-117 (ВМ, ВМ сер.02, ВМА, ВМА сер. 02), ВК-2500 (модели -01, -02, -03)», «Регулировка турбовального двигателя ВК-2500ПС-03» (извещение №32110684208) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.