Решение №78/33154/19 Т02-603/19 по жалобе ООО «Зеленоградский завод вентиляционно... от 10 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-603/19

07 октября 2019 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Организатор торгов); в отсутствие представителей от ООО «Зеленоградский завод вентиляционного оборудования» (далее — Заявитель) при надлежащем уведомлении о времени и месте рассмотрения жалобы;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 27.09.2019 вх. № 29021-ЭП/19) ООО «Зеленоградский завод вентиляционного оборудования» на действия закупочной комиссии Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (далее — Закупочная комиссия) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку вентиляционного и насосного оборудования (извещение № 31908241537), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

27 августа 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31908241537 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку вентиляционного и насосного оборудования (далее – Закупка), включая документацию об аукционе (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «Петербургский метрополитен» (далее – Положение о закупках) в редакции от 12.08.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

Лот № 1 - 4 000 000,00 руб.;

Лот № 2 - 3 000 000,00 руб.;

Лот № 3 - 2 000 000,00 руб.;

Лот № 4 - 6 000 000,00 руб.;

Лот № 5 - 600 000,00  руб.;

Лот № 6 - 1 000 000,00 руб.;

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

27.08.2019

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

13.09.2019 в 08:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

20.09.2019, 25.09.2019 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

Санкт-Петербург, Лиговский проспект, д.88

 

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре № 31908241537 не был заключен договор.

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО «Зеленоградский завод вентиляционного оборудования» от участия в процедуре Закупки по лоту № 1.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ГУП «Петербургский метрополитен» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представитель Организатора торгов с доводами жалобы не согласилась. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Зеленоградский завод вентиляционного оборудования» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/31930/19 от 01.10.2019, представлен.

Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/31930/19 от 01.10.2019, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

В соответствии с протоколом рассмотрения вторых частей заявок на участие в Закупке № 31908241537-03 от 25.09.2019 заявка ООО «Зеленоградский завод вентиляционного оборудования» (порядковый номер заявки: № 212953) была отклонена от участия в процедуре Закупки по следующим основаниям: «Отклонить заявку № 212953 ООО «ЗЗВО» как не соответствующую требованию 5.2.9 тома 2 аукционной документации в соответствии с п. 4.2.2.11 тома 1 аукционной документации».

Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Согласно извещению о проведении Закупки процедура Закупки проводится только для субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с п. 11 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – «Положение, утв. ПП РФ от 11.12.2014 № 1352»), при проведении закупки участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, указанные участники обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого и среднего предпринимательства путем представления в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа сведений из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», содержащих информацию об участнике закупки, или декларации о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - декларация), по форме согласно приложению в случае отсутствия сведений об участнике закупки, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Как следует из п. 12 Положения, утв. ПП РФ от 11.12.2014 № 1352, при осуществлении закупки в электронной форме сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства или декларация включаются в состав заявки на участие в закупке в форме электронного документа.

В соответствии с п. 2.4.4 тома 1 Документации заявка должна быть оформлена в соответствии с требованиями аукционной документации, в том числе должны быть представлены все предусмотренные аукционной документацией сведения (информация) и документы, составленные, оформленные и заверенные, в соответствии с требованиями аукционной документации, а также должны быть представлены все формы, составленные и оформленные в соответствии с требованиями документации. Все документы должны быть представлены в полном объеме и читаемом виде. Файл электронного документа должен быть доступен для прочтения. В заявке должны отсутствовать противоречивые и недостоверные сведения.

На основании п. 5.1 тома 2 Документации заявка, подготовленная участником, должна обязательно содержать документы и формы, предусмотренные пунктом 5 тома 2. Форма должна быть оформлена в строгом соответствии с требованиями тома 1 и тома 2.

Согласно п. 5.2.9 тома 2 Документации участник во второй части заявки на участие в Закупке должен представить сведения из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМП), ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в форме электронного документа.

В случае отсутствия сведений об участнике закупки, который является вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем или вновь созданным юридическим лицом в соответствии с часть 3 ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», в указанном реестре, участник должен представить декларацию о соответствии участника закупки критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, составленную по форме № 3 к настоящей документации.

Пунктом 4.2.2.1 тома 1 Документации установлено, что заявка участника отклоняется от участия в процедуре Закупки в случае, если отсутствует или не в надлежащем виде (нечитаемом виде) или неполно оформлен какой-либо документ (копия документа), предусмотренный томом 2, либо выявлена недостоверность сведений, содержащихся в указанных документах, или файл электронного документа не доступен для прочтения.

Представитель Организатора торгов отметила, что согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — Закон № 63-ФЗ) информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

Пунктом 1 ст. 2 Закона № 63-ФЗ определено, что электронная подпись – это информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для установления лица, подписывающего информацию, в свою очередь пунктом 5 названной статьи установлено, что для создания электронной подписи используется ключ электронной подписи, представляющий собой уникальную последовательность символов.

Представитель Организатора торгов пояснила, что при открытии файла, содержащего электронный документ, появляется панель подписи, из инструментов, содержащихся на указанной панели можно установить, является ли документ электронным или нет, то есть, содержит ли он электронно-цифровую подпись (далее — ЭЦП) или нет.

Представитель Организатора торгов отметила, что в составе заявки ООО «Зеленоградский завод вентиляционного оборудования» был приложен документ, не содержащий ЭЦП, данные сведения выявляются при открытии указанного документа, поскольку панель подписи при открытии данного файла не появляется, из чего следует вывод, что ЭЦП документ не содержит, а значит, не является электронным.

Представитель Организатора торгов также пояснила, что процесс сканирования подразумевает наличие документа на бумажном носителе, по завершении процесса которого создается электронный образ документа, имеющегося на бумажном носителе, но не электронный документ. Таким образом, распечатывание электронного документа и получение документа на бумажном носителе с последующим сканированием документа, а также преобразованием его в электронный формат, не является получением надлежащего электронного документа.

Представитель Организатора торгов также отметила, что в составе заявки ООО «Зеленоградский завод вентиляционного оборудования» был представлен документ, не импортированный с сайта Федеральной Налоговой службы (далее — ФНС), а представляющий собой сканированную копию распечатанного документа, не содержащую электронную подпись уполномоченного представителя ФНС, что не отвечало понятию электронного документа, указанному в ст. 6 Закона № 63-ФЗ. Вместо требуемой подписи представленный документ содержал копию графического изображения отметки об электронной подписи, подлинный характер которой невозможно установить при использовании специального программного обеспечения, что по смыслу ст. 6 Закона № 63-ФЗ не отвечало требованиям к электронному документу. Несмотря на копию графического изображение отметки об электронной подписи, технически эта подпись в документе отсутствовала, что выявляется при открытии данного документа, поскольку после распечатывания электронного документа и его сканирования в компьютер происходит утрата символьного шрифта и кодов, составляющих электронную подпись подписанта, в результате чего утрачивается возможность проверки электронно-цифровой подписи специальными программно-аппаратными средствами, что не отвечало требованиям п. 1 ст. 6 Закона № 63-ФЗ. В то время как, следуя понятию электронного документа, содержащемуся в ст. 6 Закона № 63-ФЗ, электронный документ не может признаваться электронным и имеющим юридическую силу в отсутствии электронно-цифровой подписи создавшего его лица.

Представитель Организатора торгов пояснила, что ни Документация, ни Положение, утв. ПП РФ от 11.12.2014 № 1352, не допускали возможности представления выписки из реестра СМП не в форме электронного документа, равно как и не предоставляли права представления участником в составе заявки скан-копий выписок из реестра СМП, не импортированных с сайта ФНС России, не являющихся электронным документом, а представляющих собой сканированную копию распечатанного документа, как следствие не содержащего электронную подпись уполномоченного представителя. Ввиду того, что в составе заявки Заявителя, не являющегося вновь созданным юридическим лицом или вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем, отсутствовали надлежащие сведения из реестра СМП в форме электронного документа, заявка участника ООО «Зеленоградский завод вентиляционного оборудования» была отклонена от участия в процедуре Закупки.

Комиссия СПб УФАС России, проанализировав заявку ООО «Зеленоградский завод вентиляционного оборудования», представленную в заседание Комиссии СПб УФАС России для обозрения, установила, что Заявитель ООО «Зеленоградский завод вентиляционного оборудования» в нарушение требований п. 2.4.4 тома 1 Документации и п. 5.2.9 тома 2 Документации в составе второй части заявки на участие в Закупке по лоту № 1 не представил надлежащие сведения из единого реестра СМП в форме электронного документа, что являлось основанием для отклонения заявки ООО «Зеленоградский завод вентиляционного оборудования» от участия в процедуре Закупки согласно п. 4.2.2.1 тома 1 Документации.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО «Зеленоградский завод вентиляционного оборудования» от участия в процедуре Закупки по лоту № 1 принято в порядке, соответствующем Документации.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки в части отклонения заявки ООО «Зеленоградский завод вентиляционного оборудования» от участия в процедуре Закупки по лоту № 1.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Признать жалобу (от 27.09.2019 вх. № 29021-ЭП/19) ООО «Зеленоградский завод вентиляционного оборудования» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов ГУП «Петербургский метрополитен» (ИНН: 7830000970, ОГРН: 1027810223407) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку вентиляционного и насосного оборудования (извещение № 31908241537) необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны