Решение №78/4171/22 Т02-109/22 по жалобе ООО "МАПО" от 25 февраля 2022 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе №Т02-109/22
22 февраля 2022 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей ООО "МАПО" (далее – Заявитель) и СПбГЭУ (далее — Заказчик) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (вх.№3913-ЭП/22 от 11.02.2022) ООО "МАПО" на действия заказчика СПбГЭУ при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг профессионального обучения по программе подготовки к проверке знаний «Безопасная эксплуатация электроустановок» (извещение №32211107166, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
07 февраля 2022 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – Официальный сайт) было опубликовано извещение
№32111012524 о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг профессионального обучения по программе подготовки к проверке знаний «Безопасная эксплуатация электроустановок» (далее – Извещение).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках СПбГЭУ, версия 13 от 18.06.2021 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Извещением.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
32 186,64 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
07.02.2022 (МСК) |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
15.02.2022 в 10:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и |
16.02.2022 (МСК) |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
191023, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Канал Грибоедова, 30-32 |
2. Заявитель оспаривает предъявление в Техническом задании Извещения к исполнителю по договору заведомо неисполнимого требования, согласно которому по завершению обучения выдается удостоверение установленного образца (либо справка с указанием наименования программы обучения и пройденного количества часов) и, после итоговой проверки знаний в ТАК СЗУ Ростехнадзора, выдается протокол СЗУ Ростехнадзора установленного образца в течение месяца после проверки знаний.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы по процедуре Закупки, истребованные уведомлением № 78/3171/22 от 14 февраля 2022 года, представлены в заседание Комиссии.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения.
ОАО «РЖД» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
На основании п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости).
Согласно ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;
2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;
3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)", за исключением случаев:
а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.
Техническим заданием Извещения определены требования к услугам:
Обучение должно осуществляться по программе подготовки к проверке знаний: «Безопасная эксплуатация электроустановок»
Обучение должно осуществляться в очно-заочной форме в очно-заочной форме, с применением ДОТ, без отрыва от основного вида деятельности.
Количество часов должно быть не менее 16 часов.
1. Процесс освоения программы подготовки к проверке знаний: «Безопасная эксплуатация электроустановок» должен быть направлен на формирование у обучающихся следующих компетенций:
1.1 Совершенствование и получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, а также повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
1.2. Формирование знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей лиц административно-технического и оперативно-ремонтного персонала, для выполнения которых требуется группа III, IV по электробезопасности до 1000 В, а также лиц, имеющих право инспектирования электроустановок организации.
1.3. Подготовка к проверке знаний в комиссии ТАК СЗУ Ростехнадзора или комиссии предприятия.
Техническим заданием Извещения предъявляются требования к Исполнителю:
У Исполнителя должна быть лицензия на образовательную деятельность: вид – профессиональное обучение.
Требование установлено в соответствии с Федеральным законом № 99-ФЗ от 04.05.11 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 N 1320 "Об утверждении формы лицензии на осуществление образовательной деятельности, формы приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности и технических требований к указанным документам".
Также в Техническом задании Извещения определено примерное содержание программы «Безопасная эксплуатация электроустановок»:
Обучающиеся по программе должны подготовиться к осуществлению следующих видов профессиональной деятельности:
1. Основы общей электротехники.
2. Общие требования к организации эксплуатации электроустановок.
3. Эксплуатация основного электрооборудования до 1000 Вольт.
4. Оперативное обслуживание и организация производства работ в электроустановках.
5. Учет электроэнергии и энергосбережение.
6. Требования пожарной безопасности в электроустановках.
По завершению обучения выдается удостоверение установленного образца (либо справка с указанием наименования программы обучения и пройденного количества часов) и, после итоговой проверки знаний в ТАК СЗУ Ростехнадзора, выдается протокол СЗУ Ростехнадзора установленного образца в течение месяца после проверки знаний.
Представители Заказчика отметили, что согласно положениям статьи 431 ГК РФ, пунктам 43-46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора», при толковании положений извещения о Закупке должно приниматься во внимание буквальное значение содержащихся в них слов и выражений, при этом значение положений извещения должно устанавливаться путем сопоставления с другими положениями извещения и их смыслом в целом.
Представители Заказчика пояснили, что оспариваемое Заявителем положение извещения не содержит указания на конкретное лицо, которым по окончании обучения выдается протокол СЗУ Ростехнадзора, а также на лицо, которому выдается указанный протокол. Проект договора, заключаемого по итогам проведения Закупки, также не содержит условий обязывающих исполнителя предоставить/передать заказчику протокол СЗУ Ростехнадзора. Кроме того, представители Заказчика отметили, что такие условия являлись бы противоречащими положениям извещения о Закупке в части порядка оплаты оказанных услуг и пункта 2.2. проекта договора, являющегося неотъемлемой частью извещения о Закупке, согласно которым оплата производится за фактически оказанные исполнителем услуги, на основании акта сдачи-приемки оказанных услуг или УПД (универсального передаточного документа), после предоставления исполнителем исполнительной документации, под которой подразумевается удостоверение, справка с указанием наименования программы обучения и пройденного количества часов, а также список сотрудников Заказчика, направленных в СЗУ Ростехнадзор.
На основании изложенного по жалобе Заявителя Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России находит доводы неподтвержденными и не усматривает нарушений в действиях Заказчика при организации и проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу (вх.№3913-ЭП/22 от 11.02.2022) ООО "МАПО" на действия заказчика СПбГЭУ при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг профессионального обучения по программе подготовки к проверке знаний «Безопасная эксплуатация электроустановок» (извещение №32211107166), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила в действиях Заказчика нарушений при организации и при проведении Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу (вх.№3913-ЭП/22 от 11.02.2022) ООО "МАПО" на действия заказчика СПбГЭУ (ИНН 7840483155, ОГРН 1129847034570) при организации и проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг профессионального обучения по программе подготовки к проверке знаний «Безопасная эксплуатация электроустановок» (извещение №32211107166) необоснованной.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.