Решение №78/11804/24, 78/11793/24 Т02-240/24 по жалобе АНО ДПО «Единый центр тестирования» от 13 мая 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе №Т02-240/24
07 мая 2024 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...> ;
с участием представителей АО «Метрострой Северной Столицы» (далее – Заказчик) и АНО ДПО «Единый центр тестирования» (далее – Заявитель) путем видеоконференцсвязи;
в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу АНО ДПО «Единый центр тестирования» (от 25.04.2024 вх. №11047-ЭП/24) на действия заказчика АО «Метрострой Северной Столицы» при организации и проведении неконкурентной закупки на оказание услуг по обучению работников организации (извещение №3184111, далее - Закупка), заслушав пояснения представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
08 апреля 2024 года на официальном сайте электронной торговой площадки ЭТП «Фабрикант» в сети Интернет (далее – ЭТП) было опубликовано извещение №3184111 о проведении неконкурентной закупки на оказание услуг по обучению работников организации (далее – Извещение).
1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг АО «Метрострой Северной Столицы», версия 8 от 04.03.2024 (далее – Положение о закупках), на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.гu в Реестре опубликованных положений о закупках, Извещением.
№ п/п |
Наименование |
Значение |
1. |
Начальная (максимальная) цена |
10 000 000, 00 ₽ |
2. |
Дата публикации извещения |
08.04.24 |
3. |
Дата и время окончания подачи заявок |
11.04.2024 в 19:00 (МСК) |
4. |
Дата и время рассмотрения и оценки заявок |
19.04.24 |
5. |
Место рассмотрения и оценки заявок |
Электронная площадка ЭТП «Фабрикант» |
2. По мнению Заявителя в Извещении указаны противоречивые условия участия в Закупке в части отнесения участника к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также наличия информации об участнике Закупки в реестре субъектом малого и среднего предпринимательства.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменных возражениях на жалобу Заявителя.
Документы, истребованные уведомлением №78/11050/24 от 02.05.2024 года, представлены в заседание Комиссии.
3. Проанализировав документы, позицию Заявителя, изложенную в жалобе, и Заказчика, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Как следует из п.п. 1, 3 ч. 10 ст. 3 Закона №223-ФЗ, любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.
АО «Метрострой Северной Столицы» относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Федеральным Законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона №223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
На основании п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно ч. 3.2 ст. 3 Закона №223-ФЗ неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.
В силу ч. 5 ст. 3 Закона №223-ФЗ участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
Согласно п. 20(1) Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352, (далее - Положение Постановления №1352, Постановление №1352) для осуществления закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства заказчик вправе установить в положении о закупке способ неконкурентной закупки, порядок проведения которого предусматривается Постановлением № 1352.
Разделом 2 Главы VII Положения о закупках предусмотрен способ неконкурентной закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства.
На основании п. 2.2. гл. VII Положения о закупках неконкурентная закупка у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в электронной форме на электронной площадке, предусмотренной частью 10 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ.
В силу п. 2.3. гл. VII Положения о закупках порядок проведения неконкурентной закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства предусматривает размещение участником такой закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства на электронной площадке предварительного предложения о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги.
На основании п. 2.4. гл. VII Положения о закупках при осуществлении неконкурентной закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства заказчик размещает на электронной площадке информацию о закупаемом товаре, работе или услуге, требования к таким товару, работе или услуге, участнику закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства посредством формирования документов с учетом разделов 2, 4, пунктов 10.1, 10.2, 10.4 раздела 10 Главы III настоящего Положения о закупке.
Согласно п. 2.5. гл. VII Положения о закупках предложение участника закупки, предусмотренное пунктом 2.3 настоящего раздела, должно содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами 1-5 пункта 13.2 раздела 13 Главы III настоящего Положения о закупке. При этом предусмотренные настоящим пунктом информация и документы должны содержаться в предложении участника в случае установления заказчиком в документах, определенных пунктом 2.4 настоящего раздела, обязанности их представления.
На основании п. 2.6. гл. VII Положения о закупках оператор электронной площадки определяет из состава предварительных предложений, предусмотренных пунктом 2.3 настоящего раздела, соответствующих требованиям заказчика, предусмотренным пунктом 2.4 настоящего раздела, предложений о поставке товара, выполнении работы, оказании услуги участников закупки из числа субъектов малого и среднего предпринимательства.
Пунктом 1.2 Извещения установлено, что Закупка проводится в электронной форме среди лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, соответствующих требованиям статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации», в том числе среди физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (указанные положения применяются в течение срока проведения эксперимента, установленного Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»).
В свою очередь в п. 14 Извещения Заказчиком определен перечень требований к участникам Закупки, среди которых не содержится требование об отнесении участника Закупки к лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, соответствующих требованиям статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации», в том числе к физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
Также, в соответствии с регламентом работы ЭТП «Фабрикант» по работе с коммерческими закупками, информация, указанная заказчиком в извещении и (или) документации о закупке должна соответствовать информации, указанной таким заказчиком на электронной площадке в электронных формах (веб-формах), в том числе в веб-форме извещения и(или) документации о закупке. В случае разночтения между информацией, указанной на электронной площадке в электронных формах (веб-формах), в том числе в веб-форме извещения и(или) документации о закупке, и информацией, содержащейся в прилагаемых файлах извещения и(или) документации, приоритетной считается информация, указанная на электронной площадке в электронных формах (веб-формах).
При этом, извещение №3184111 о проведении неконкурентной закупки на оказание услуг по обучению работников организации, размещенное на официальном сайте электронной торговой площадки ЭТП «Фабрикант» в сети Интернет в электронном виде, в разделе «Признак принадлежности к субъектам МСП» содержит информацию об отсутствии ограничений по принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком указаны ненадлежащие противоречивые сведения об условиях участия в процедуре Закупки.
На основании изложенного Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России усматривает в действиях Заказчика по неправомерному указанию в извещении о Закупке и извещении №3184111 о проведении неконкурентной закупки на оказание услуг по обучению работников организации, размещенном на ЭТП в электронном виде, ненадлежащих противоречивых сведений об условиях участия в процедуре Закупки нарушение ч. 1 ст. 2, п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в нарушении норм положения о закупках, а также несоблюдении принципа информационной открытости закупки, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
4. Рассмотрев жалобу АНО ДПО «Единый центр тестирования» (от 25.04.2024 вх. №11047-ЭП/24) на действия заказчика АО «Метрострой Северной Столицы» при организации и проведении неконкурентной закупки на оказание услуг по обучению работников организации (извещение №3184111), сопоставив доводы жалобы с пояснениями Заказчика, с документами, представленными в заседание комиссии, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России выявила в действиях заказчика АО «Метрострой Северной Столицы» нарушение ч. 1 ст. 2, п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ Закона №223-ФЗ, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АНО ДПО «Единый центр тестирования» (от 25.04.2024 вх. №11047-ЭП/24) на действия заказчика АО «Метрострой Северной Столицы» (ИНН 7810904590, ОГРН 1207800130560) при организации и проведении неконкурентной закупки на оказание услуг по обучению работников организации (извещение №3184111) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика АО «Метрострой Северной Столицы» (ИНН 7810904590, ОГРН 1207800130560) при организации и проведении неконкурентной закупки на оказание услуг по обучению работников организации (извещение №3184111) нарушение ч. 1 ст. 2, п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, выразившееся в нарушении норм положения о закупках, а также несоблюдении принципа информационной открытости закупки, допущенное путем по неправомерного указания в извещении о Закупке и извещении №3184111 о проведении неконкурентной закупки на оказание услуг по обучению работников организации, размещенном на ЭТП в электронном виде, ненадлежащих противоречивых сведений об условиях участия в процедуре Закупки.
3. Заказчику АО «Метрострой Северной Столицы» (ИНН 7810904590, ОГРН 1207800130560) выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений при организации и проведении неконкурентной закупки на оказание услуг по обучению работников организации (извещение №3184111) путем аннулирования неконкурентной закупки на оказание услуг по обучению работников организации (извещение №3184111) с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.
<...>
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
07 мая 2024 года Санкт-Петербург
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению жалоб на нарушения процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:
<...> ;
на основании решения Комиссии от 07.05.2024 № Т02-240/24 по жалобе на действия заказчика АО «Метрострой Северной Столицы» при организации и проведении неконкурентной закупки на оказание услуг по обучению работников организации (извещение №3184111, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику АО «Метрострой Северной Столицы» (ИНН 7810904590, ОГРН 1207800130560) совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении неконкурентной закупки на оказание услуг по обучению работников организации (извещение №3184111) путем аннулирования неконкурентной закупки на оказание услуг по обучению работников организации (извещение №3184111) с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС России в срок до 06 июня 2024 года с приложением подтверждающих документов.
<...>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.