Решение №78/5724/23, 78/5726/23 Т02-124/23 по жалобе ООО «Строй-Поставка СПб» от 16 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-124/23

13 марта 2023 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Организатор торгов) и ООО «Строй-Поставка СПб» (далее — Заявитель) путем видеоконференцсвязи;

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 01.03.2023 вх. №4961-ИП/23) ООО «Строй-Поставка СПб» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» и его закупочной комиссии (далее – Закупочная комиссия) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по ремонту (замене) окон и оконных блоков в зданиях тяговых подстанций СПб ГУП «Горэлектротранс» (ОСП «Энергохозяйство») (извещение №32312114311), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

13 февраля 2023 года на официальном сайте единой информационной системы https://zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – ЕИС) было опубликовано извещение № 32312114311 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по ремонту (замене) окон и оконных блоков в зданиях тяговых подстанций СПб ГУП «Горэлектротранс» (ОСП «Энергохозяйство») (далее — Закупка), включая документацию о Закупке (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг СПб ГУП «Горэлектротранс» (далее – Положение о закупках) в редакции от 30.12.2022, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

3 302 340,70 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

13.02.2023

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

22.02.2023 в 11:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

28.02.2023, 03.03.2023

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

www.tektorg.ru

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО «Строй-Поставка СПб» от участия в процедуре Закупки.

Также Заявитель оспаривает размещение Организатором торгов в ЕИС разъяснений положений Документации, которые изменяют положения инструкции по предоставлению сведений в составе заявки, не внося при этом изменений в Документацию.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

СПб ГУП «Горэлектротранс» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «Строй-Поставка СПб» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/4484/23 от 02.03.2023, представлен.

Документы по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/4484/23 от 02.03.2023, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ при осуществлении закупки в единой информационной системе, на официальном сайте, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, размещаются извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в такие извещение и документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые при осуществлении закупки, итоговый протокол, иная дополнительная информация, предусмотренная в соответствии с частью 6 настоящей статьи (далее - информация о закупке). В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

По доводу жалобы Заявителя о необоснованном отклонении Закупочной комиссией заявки ООО «Строй-Поставка СПб» от участия в процедуре Закупки:

В соответствии с протоколом № 77/2023-ЭА заседания комиссии по закупкам по рассмотрению первых частей заявок на участие в Закупке от 28.02.2023 заявка ООО «Строй-Поставка СПб» была отклонена от участия в Закупке по следующим основаниям: «Заявка № 1 не соответствует требованиям, указанным в извещении о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства и документации аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, а именно:

1) Пункт 3 «Герметик пенополиуретановый (пена монтажная)» Участник указал «при 20 °С и относительной влажности не более 65 %», данные сведения противоречат Инструкции по заполнению первой части заявки, где сказано: «20. Участником должны быть предложены показатели, параметры, характеристики товара в неизменном диапазонном виде или расширенном диапазонном виде (ограниченным с одной или двух сторон), по своей сути имеющие диапазонное значение, такие как ... относительная влажность ... Данный пункт инструкции преобладает над пунктами 5-8, 11-12 инструкции».

2) Пункт 7 «Раствор цементно-известковый готовый» Участник указал «Растворная смесь не содержит золы-уноса 21% массы цемента» данные сведения противоречат Инструкции по заполнению первой части заявки, где сказано: «8. Используемый знак «<», предлог «не более», «не больше», означает, что значение, предлагаемое участником должно быть меньше значения установленного документацией об аукционе, включая крайнее значение».

3) Пункт 7 «Раствор цементно-известковый готовый» Участник указал «В зависимости от зернового состава средний» данные сведения противоречат Инструкции по заполнению первой части заявки где сказано: «2. Применение заказчиком (участником размещения заказа (далее - участником)) союза «и», знака «/», а также точки с запятой при перечислении показателей означает, что ему требуются (будут поставлены) товары одновременно с каждым из указанных показателей».

4) Пункт 8 «Краска водоэмульсионная» Участник указал «расход на первый слой — не более 150 г/м2», данные сведения противоречат Инструкции по заполнению первой части заявки, где сказано: «20. Участником должны быть предложены показатели, параметры, характеристики товара в неизменном диапазонном виде пли расширенном диапазонном виде (ограниченным с одной или двух сторон), по своей сути имеющие диапазонное значение, такие как ... расход товара или материала... Данный пункт инструкции преобладает над пунктами 5-8, 11-12 инструкции»».

Частью 9 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Как следует из п.п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

На основании п. 10 ч. 19.1 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления предложения участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки.

Частью 19.6 ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ определено, что заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей. Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 10 части 19.1 настоящей статьи.

Согласно п. 3.1 Документации первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и сведения:

1) согласие участника аукциона на поставку (выполнение, оказание) товаров (работ, услуг) в объеме и на условиях, предусмотренных документацией. Не допускается указание в первой части заявки на участие в конкурентной закупке сведений об участнике аукциона, сведений о ценовом предложении участника. В случае содержания в первой части заявки сведений об участнике, сведений о ценовом предложении участника, такая заявка подлежит отклонению.

2) наименование каждой позиции товаров с указанием страны происхождения, а также функциональные, технические и эксплуатационные характеристики предлагаемого к поставке товара, соответствующие требованиям, установленным в Техническом задании, иные документы и сведения в случае, если таковые предусмотрены документацией аукциона в электронной форме.

Характеристики товаров, работ, услуг должны быть изложены таким образом, чтобы при рассмотрении заявок не допускалось их неоднозначное толкование, числовые показатели при описании характеристик товаров, работ, услуг должны быть указаны в абсолютных величинах.

Форма представления сведений по предлагаемым к поставке товарам и порядок ее заполнения приведены в разделе 14 настоящей документации.

Пунктом 3.3.3 Документации установлено, что заявку на участие в аукционе участник закупки составляет, руководствуясь данной документацией об аукционе, в соответствии с требованиями пункта 26 Информационной карты открытого аукциона в электронной форме.

В соответствии с п. 26 информационной карты Документации (далее — Информационная карта) первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие документы и сведения:

1) согласие участника аукциона на выполнение работ в объеме и на условиях, предусмотренных документацией (в свободной форме);

2) наименование каждой позиции товаров с указанием страны происхождения, а также функциональные, технические и эксплуатационные характеристики товара (по рекомендуемой форме 1), соответствующие требованиям, установленным в техническом задании.

Разделом 11 Документации регламентировано техническое задание на выполнение работ по ремонту (замене) окон и оконных блоков в зданиях тяговых подстанций СПб ГУП «Горэлектротранс» (ОСП «Энергохозяйство») (далее — Техническое задание).

Приложением № 2 к Техническому заданию установлены сведения о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товара, поставляемого при выполнении работ.

Разделом 14 Документации установлена форма представления сведений (далее — Форма № 1), а также инструкция по ее заполнению (далее — Инструкция).

Согласно п. 2 Инструкции применение заказчиком (участником размещения заказа (далее - участником)) союза «и», знака «/», а также точки с запятой при перечислении показателей означает, что ему требуются (будут поставлены) товары одновременно с каждым из указанных показателей, в этом случае участнику размещения заказа необходимо указать товары со всеми перечисленными заказчиком показателями.

На основании п. 4 Инструкции при перечислении однородных показателей, параметров, характеристик товаров, товаров используемый знак «,», «\» следует читать как союз «или», в этом случае участнику закупки необходимо указать товар только с одним из указанных показателей (например, «цвет желтый, красный – указать один цвет»; «форма круглая, форма квадратная» – указать одну форму). В остальных случаях запятая применяется по правилам написания русского языка (например, «состав, стойкий к атмосферным осадкам, перепадам температур» – оставить описание неизменным)

Как следует из п. 8 Инструкции, используемый знак «≤», предлог «не более», «не больше», означает, что значение, предлагаемое участником должно быть меньше значения установленного документацией об аукционе, включая крайнее значение.

В соответствии с п. 17 Инструкции к значениям показателей, параметров, характеристик, которые не изменяются, относятся показатели, параметры, характеристики в виде слов, числовых значений, не имеющих разделения знаками, символами, предлогами, союзами, указанными в настоящей инструкции, а также разделенные знаками, символами, предлогами, союзами, не указанными в настоящей инструкции, изменение данных значений недопустимо.

Пунктом 20 Инструкции установлено, что участником должны быть предложены показатели, параметры, характеристики товара в неизменном диапазонном виде или расширенном диапазонном виде (ограниченным с одной или двух сторон), по своей сути имеющие диапазонное значение, такие как фракция, рабочая температура, температура хранения, температура монтажа, относительная влажность, влажность (окружающая среда), расход товара или материала, частота (Гц), климатические показатели, предельные отклонения, напряжение (вольт), давление (бар, МПа, атм.). Данный пункт инструкции преобладает над пунктами 5-8, 11-12 инструкции.

На основании пп.пп. 1, 2 п. 5.4 Документации заявка участника закупки отклоняется от участия в аукционе в случае, если не предоставлены сведения, предусмотренные пунктом 3.1 настоящей документации, или предоставлены недостоверные сведения, а также если сведения не соответствуют требованиям документации об аукционе.

Представители Организатора торгов отметили, что согласно протоколу №77/2023-ЭА рассмотрения заявок от 28.02.2023г., заявка №1 ООО «Строй-Поставка СПБ» отклонена по следующим основаниям:

«1) Пункт 3 «Герметик пенополиуретановый (пена монтажная)» Участник указал «при 20 °C и относительной влажности не более 65 %», данные сведения противоречат Инструкции по заполнению первой части заявки, где сказано: «20. Участником должны быть предложены показатели, параметры, характеристики товара в неизменном диапазонном виде или расширенном диапазонном виде (ограниченным с одной или двух сторон), по своей сути имеющие диапазонное значение, такие как … относительная влажность … Данный пункт инструкции преобладает над пунктами 5-8, 11-12 инструкции».

2) Пункт 7 «Раствор цементно-известковый готовый» Участник указал «Растворная смесь не содержит золы-уноса 21% массы цемента» данные сведения противоречат Инструкции по заполнению первой части заявки, где сказано: «8. Используемый знак «≤», предлог «не более», «не больше», означает, что значение, предлагаемое участником должно быть меньше значения установленного документацией об аукционе, включая крайнее значение».

3) Пункт 7 «Раствор цементно-известковый готовый» Участник указал «В зависимости от зернового состава средний» данные сведения противоречат Инструкции по заполнению первой части заявки, где сказано: «2. Применение заказчиком (участником размещения заказа (далее - участником)) союза «и», знака «/», а также точки с запятой при перечислении показателей означает, что ему требуются (будут поставлены) товары одновременно с каждым из указанных показателей».

4) Пункт 8 «Краска водоэмульсионная» Участник указал «расход на первый слой — не более 150 г/м2», данные сведения противоречат Инструкции по заполнению первой части заявки, где сказано: «20. Участником должны быть предложены показатели, параметры, характеристики товара в неизменном диапазонном виде или расширенном диапазонном виде (ограниченным с одной или двух сторон), по своей сути имеющие диапазонное значение, такие как … расход товара или материала… Данный пункт инструкции преобладает над пунктами 5-8, 11-12 инструкции».».

Представители Организатора торгов пояснили, что в протоколе по первому и четвертому пунктам присутствует техническая ошибка. По п. 3 «Герметик пенополиуретановый (пена монтажная)» Заявитель указал «при 20 °C и относительной влажности 65 %», данные сведения противоречат Инструкции по заполнению первой части заявки, где сказано: «20. Участником должны быть предложены показатели, параметры, характеристики товара в неизменном диапазонном виде или расширенном диапазонном виде (ограниченным с одной или двух сторон), по своей сути имеющие диапазонное значение, такие как … относительная влажность … Данный пункт инструкции преобладает над пунктами 5-8, 11-12 инструкции». Участнику требовалось оставить значение относительной влажности в диапазонном виде «…относительной влажности не более 65 %» (либо расширить диапазон, например, «не более 70%»). В своей жалобе Заявитель указывает, что значение «относительная влажность 65%» является диапазонным. Однако диапазон значений подразумевает определенное количество значений, а в заявке участник указывает только одно значение 65%. Таким образом, показатель, предложенный участником, не является диапазонным, что противоречит п. 20 Инструкции. В своей жалобе Заявитель ссылается на паспорт одного из десятков производителей товара, в то время как заказчику требовалось предложение участников в соответствии с требованиями документации об электронном аукционе. В своей жалобе Заявитель ссылается на п. 18 Инструкции, однако он распространяется на конкретные показатели, а не диапазонные: «18. При выборе конкретных показателей употребление слов, знаков: «;», «\», «или», «либо», «≤», «≥», «<», «>», «от», «более», «до», «менее», «не более», «не менее», «больше», «меньше», «не больше», «не меньше», «шире», «допускается», «может», «требуется», «должен», «допускается», «возможен», «необходим» и их производных недопустимо».

Представители Организатора торгов отметили, что по п. 7 «Раствор цементно-известковый готовый» Заявитель указал «Растворная смесь не содержит золы-уноса 21% массы цемента» данные сведения противоречат Инструкции по заполнению первой части заявки, где сказано: «8. Используемый знак «≤», предлог «не более», «не больше», означает, что значение, предлагаемое участником должно быть меньше значения установленного документацией об аукционе, включая крайнее значение». Заказчику требовалось «Растворная смесь не должна содержать золы-уноса более 20% массы цемента», таким образом, участнику требовалось указать содержание золы-уноса так, чтобы предложенное значение содержания золы-уноса было не более 20% массы цемента. Предложение участника «не содержит золы-уноса 21% массы цемента» допускает содержание золы-уноса как 20,5%, так и 50%, поскольку исключает только 21%, данные сведения противоречат п. 8 Инструкции, а также п. 4.6 ГОСТ 28013-98 «Растворы строительные. Общие технические условия».

Вместе с тем Комиссия СПб УФАС России полагает, что положения п. 8 Инструкции не могли быть применены Закупочной комиссией при рассмотрении заявки ООО «Строй-Поставка СПб» в части предоставления сведений по показателю «Растворная смесь не должна содержать золы-уноса более 20% массы цемента», поскольку описывают порядок представления сведений в составе заявки в случае установления в Документации требований к значениям показателей с использованием иных словосочетаний.

Представители Организатора торгов также отметили, что по п. 7 «Раствор цементно-известковый готовый» Заявитель указал «В зависимости от зернового состава средний». Заказчику требовалось «В зависимости от зернового состава повышенной крупности, крупный, средний, мелкий; очень мелкий, тонкий, очень тонкий», таким образом, участник должен был выбрать одно значение из «повышенной крупности, крупный, средний, мелкий» и второе значение из «очень мелкий, тонкий, очень тонкий», поскольку п. Инструкции «4. При перечислении однородных показателей, параметров, характеристик товаров, товаров используемый знак «,», «\» следует читать как союз «или», и в соответствии с п. 2 Инструкции где сказано: «2. Применение заказчиком (участником размещения заказа (далее - участником)) союза «и», знака «/», а также точки с запятой при перечислении показателей означает, что ему требуются (будут поставлены) товары одновременно с каждым из указанных показателей» предложить два значения зернового состава. Кроме того, песок является самой объемной составной частью растворной цементно-известковой смеси, поэтому заказчик счел целесообразным наличие требований к данному товару.

Представители Организатора торгов пояснили, что по п. 8 «Краска водоэмульсионная» Заявитель указал «расход на первый слой – 150 г/м2», данные сведения противоречат Инструкции по заполнению первой части заявки, где сказано: «20. Участником должны быть предложены показатели, параметры, характеристики товара в неизменном диапазонном виде или расширенном диапазонном виде (ограниченным с одной или двух сторон), по своей сути имеющие диапазонное значение, такие как … расход товара или материала… Данный пункт инструкции преобладает над пунктами 5-8, 11-12 инструкции». Заказчику требовалось «расход на первый слой – не более 180 г/м2», соответственно, участник должен был указать значение расхода в диапазонном виде, поскольку условия нанесения, способ нанесения, температуры оснований, виды оснований изменяют данный показатель в пределах значений, установленных заказчиком (не более 180 г/м2). В своей жалобе Заявитель ссылается на паспорт одного из десятков производителей товара, в то время как заказчику требовалось предложение участников в соответствии с требованиями документации об электронном аукционе.

Комиссия СПб УФАС России, сопоставив позицию Заявителя и Организатора торгов, проанализировав представленные документы, установила, что Заявитель ООО «Строй-Поставка СПб» в составе заявки на участие в Закупке представил форму сведений о характеристиках товаров, в которой в отношении товаров «Герметик пенополиуретановый (пена монтажная)», «Раствор цементно-известковый готовый» и «Краска водоэмульсионная» указал значения показателей, не соответствующие требованиям Инструкции, что являлось основанием для отклонения заявки ООО «Строй-Поставка СПб» от участия в Закупке согласно пп. 2 п. 5.4 Документации.

Комиссией СПб УФАС России также установлено, что Закупочной комиссией при составлении протокола № 77/2023-ЭА заседания комиссии по закупкам по рассмотрению первых частей заявок на участие в Закупке от 28.02.2023 была допущена техническая ошибка (опечатка) в части сведений о значениях характеристик товаров, предлагаемых Заявителем в составе заявки на участие в Закупке.

Вместе с тем Комиссия СПб УФАС России полагает, что допущенная техническая ошибка (опечатка) не повлияла на результат проведения процедуры Закупки, поскольку заявка ООО «Строй-Поставка СПб» подлежала отклонению от участия в Закупке на основании пп. 2 п. 5.4 Документации.

Исходя из изложенного, по первому доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России не усматривает нарушений в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов при проведении процедуры Закупки.

По доводу жалобы Заявителя о размещении Организатором торгов в ЕИС разъяснений положений Документации, которые изменяют положения Инструкции по предоставлению сведений в составе заявки, не внося при этом изменений в Документацию:

Согласно ч. 2 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

Частью 3 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ определено, что в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

На основании ч. 4 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.

21.02.2023 Организатором торгов в ЕИС размещены разъяснения положений Документации на направленный запрос № 32264 от 16.02.2023:

«ВОПРОС:

Добрый день! Просим вас разъяснить положения инструкции. Уважаемый Заказчик, просим пояснить следующее: 1. В Сведениях о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках товара, поставляемого при выполнении работ, указаны следующие слова «не должен быть менее», «не шире», «не хуже», «следует», «либо», «не менее чем», «не должно превышать», но в инструкции отсутствуют правила применения данных выражений. Просим пояснить, что нужно указать в данных случаях? «Рабочая температура не шире от -10 до + 50 °С.», верно ли будет указание: «Рабочая температура не -10 - + 50 °С»? Т.к. рабочая температура по п.20 – неизменяемый показатель, а слово «шире» указывать нельзя. Диапазон термоустойчивости должен быть не шире от -40 до +90 °C (полностью отвержденная). Огнестойкость должна быть не хуже B3 (в соответствии с DIN 4102 часть 2). 2. Просим указать, что в пункте 20 инструкции относится к климатическим показателям?

ОТВЕТ:

Добрый день! Инструкция содержит все исчерпывающие положения для заполнения заявки.

«Не должен быть менее», «не менее чем» заполняется в соответствии с п. 7 Инструкции по заполнению первой части заявки;

«Не шире», «Не хуже», «Следует», «не должно превышать» допускается оставить без изменений;

«Либо» заполняется в соответствии с п. 3 Инструкции по заполнению первой части заявки».

Инструкцией, представленной в Документации, установлены следующие положения:

7. Используемый знак «≥», предлог «не менее», «не меньше», означает, что значение предлагаемое участник должно быть больше значения установленного документацией об аукционе, включая крайнее значение.

8. Используемый знак «≤», предлог «не более», «не больше», означает, что значение, предлагаемое участником должно быть меньше значения установленного документацией об аукционе, включая крайнее значение.

17. К значениям показателей, параметров, характеристик, которые не изменяются, относятся показатели, параметры, характеристики в виде слов, числовых значений, не имеющих разделения знаками, символами, предлогами, союзами, указанными в настоящей инструкции, а также разделенные знаками, символами, предлогами, союзами, не указанными в настоящей инструкции, изменение данных значений недопустимо.

18. При выборе конкретных показателей употребление слов, знаков: «;», «\», «или», «либо», «≤», «≥», «<», «>», «от», «более», «до», «менее», «не более», «не менее», «больше», «меньше», «не больше», «не меньше», «шире», «допускается», «может», «требуется», «должен», «допускается», «возможен», «необходим» и их производных недопустимо.

Заявитель в жалобе указывает на то, что предоставленным ответом на запрос разъяснений, Организатор торгов изменяет положения Инструкции, не внося при этом изменений в документацию аукциона. Например: на вопрос по использованию слов «не должен быть менее», «не менее чем» заказчик ссылается на п. 7 Инструкции, который не содержит данных слов. По словам «не должно превышать» заказчик дает разъяснения - «допускается оставить без изменений», однако слово «должен» по п. 18 Инструкции не может быть указано участником.

Представители Организатора торгов отметили, что разъяснения положений документации от 21.02.2023 г. № 52-р не изменяют положений документации об электронном аукционе и Инструкции по заполнению первой части заявки: «Не должен быть менее», «не менее чем» по смыслу и содержанию соответствуют 7 пункту Инструкции «7. Используемый знак «≥», предлог «не менее», «не меньше» означает, что значение, предлагаемое участником, должно быть больше значения, установленного документацией об аукционе, включая крайнее значение», никаких двусмысленных толкований или иных значений данных слов/словосочетаний не присутствует; «Не шире», «Не хуже», «Следует», «не должно превышать» – в разъяснениях заказчик указал, что допускается оставить без изменений, в протоколе рассмотрения первых частей заявок отсутствуют причины отклонений, связанные с применением данных слов/словосочетаний.

Вместе с тем Комиссия СПб УФАС России полагает, что содержание разъяснений, размещенных Организатором торгов в ЕИС от 21.02.2023, в отношении используемых слов «Не должен быть менее», «не менее чем» изменяет условия Документации в части требований к описанию участниками характеристик товара в составе заявки на участие в Закупке, поскольку описывает порядок представления сведений в составе заявки в случае установления в Документации требований к значениям показателей с использованием иных словосочетаний и вносит противоречия в положения Инструкции.

Исходя из изложенного, по второму доводу жалобы Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Организатора торгов по неправомерному размещению в ЕИС разъяснений положений Документации, изменяющих условия Инструкции в части требований к описанию участниками характеристик товара в составе заявки на участие в Закупке, нарушение п. 2 ч. 1, ч.ч. 4, 9 ст. 3.2, п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также требований к содержанию размещаемых разъяснений положений документации о закупке, допущенное при организации и проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу (от 01.03.2023 вх. №4961-ИП/23) ООО «Строй-Поставка СПб» на действия Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) и его Закупочной комиссии при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по ремонту (замене) окон и оконных блоков в зданиях тяговых подстанций СПб ГУП «Горэлектротранс» (ОСП «Энергохозяйство») (извещение №32312114311) обоснованной.

2) Признать в действиях Организатора торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по ремонту (замене) окон и оконных блоков в зданиях тяговых подстанций СПб ГУП «Горэлектротранс» (ОСП «Энергохозяйство») (извещение №32312114311) нарушение п. 2 ч. 1, ч.ч. 4, 9 ст. 3.2, п. 2, 3 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также требований к содержанию размещаемых разъяснений положений документации о закупке, допущенное путем неправомерного размещения в ЕИС разъяснений положений Документации, изменяющих условия Инструкции в части требований к описанию участниками характеристик товара в составе заявки на участие в Закупке.

3) Организатору торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) и его Закупочной комиссии выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по ремонту (замене) окон и оконных блоков в зданиях тяговых подстанций СПб ГУП «Горэлектротранс» (ОСП «Энергохозяйство») (извещение №32312114311), путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, возврата заявок на участие в Закупке, внесения изменений в Документацию, устраняющих выявленные нарушения согласно резолютивной части решения, продления срока подачи заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

13 марта 2023 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

на основании решения Комиссии от 13.03.2023 № Т02-124/23 по жалобе на действия организатора торгов СПб ГУП «Пассажиравтотранс» и его закупочной комиссии при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по ремонту (замене) окон и оконных блоков в зданиях тяговых подстанций СПб ГУП «Горэлектротранс» (ОСП «Энергохозяйство») (извещение №32312114311, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Организатору торгов СПб ГУП «Горэлектротранс» (ИНН: 7830001927, ОГРН: 1027809259730) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по ремонту (замене) окон и оконных блоков в зданиях тяговых подстанций СПб ГУП «Горэлектротранс» (ОСП «Энергохозяйство») (извещение №32312114311), путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения процедуры Закупки, возврата заявок на участие в Закупке, внесения изменений в документацию, устраняющих выявленные нарушения согласно резолютивной части решения, продления срока подачи заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 13 апреля 2023 года с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны