Решение №78/9258/20, 78/9259/20 Т02-233/20 по жалобе ООО «ЛЭР-ТУРБО» от 27 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 РЕШЕНИЕ

по жалобе № Т02-233/20

24 марта 2020 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее — Комиссия)

с участием представителей от ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее – Организатор торгов); от ООО «ЛЭР-ТУРБО» (далее — Заявитель);

в соответствии с ч.ч. 16, 17 ст. 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ), рассмотрев жалобу (от 13.03.2020 вх. № 8184/20) ООО «ЛЭР-ТУРБО» на действия закупочной комиссии Организатора торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее — Закупочная комиссия) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту оборудования комплекса обработки осадка на ССА (извещение № 31908470106), заслушав пояснения представителей сторон,

УСТАНОВИЛА:

31 октября 2019 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет (далее – официальный сайт) было опубликовано Извещение № 31908470106 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту оборудования комплекса обработки осадка на ССА (далее – Закупка), включая документацию о конкурсе (далее – Документация).

1. Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ), Положением о закупках товаров, работ, услуг ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (далее – Положение о закупках) в редакции от 31.10.2019, на момент размещения закупки опубликованном на официальном сайте www.zаkuрki.gоv.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, Документацией о Закупке.

№ п/п

Наименование

Значение

1.

Начальная (максимальная) цена

462 563 620,97 руб.

2.

Дата публикации извещения
(по местному времени заказчика)

31.10.2019

3.

Дата и время окончания подачи заявок
(по местному времени заказчика)

29.01.2020 в 10:00 (МСК)

4.

Дата рассмотрения заявок
(по местному времени заказчика)

05.02.2019 (МСК)

5.

Место рассмотрения и оценки заявок

СПб, Шпалерная ул., д.56, лит. АК, 2 этаж, Малый конференц-зал «Диалог» 131

 

На момент рассмотрения жалобы по существу по процедуре № 31908470106 не был заключен договор.

2. В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Закупочной комиссии Организатора торгов, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отклонении заявки ООО «ЛЭР-ТУРБО» от участия в процедуре Закупки.

Заявитель полагает, что указанные действия нарушают положения Закона № 223-ФЗ.

3. Проанализировав Документацию, позицию Заявителя и Организатора торгов, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно п.п. 1, 4 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» относится к унитарным предприятиям, для которых в соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

4. Представители Организатора торгов с доводами жалобы не согласились. Письменный мотивированный отзыв на жалобу ООО «ЛЭР-ТУРБО» в составе документов, истребованных уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/7667/20 от 16.03.2020, представлен.

Также оригиналы документов по процедуре закупки, истребованные уведомлением о поступлении жалобы Санкт-Петербургским УФАС России исх. № 78/7667/20 от 16.03.2020, представлены для обозрения к заседанию Комиссии СПб УФАС России.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

      1. информационная открытость закупки;

      2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

      3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

      4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

На основании ч. 5 ст. 4 Закона №223-ФЗ при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Следуя ч. 6 ст. 3 Закона №223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.

В соответствии с протоколом рассмотрения, оценки и сопоставления заявок участников Закупки № 31908470106-01 от 04.03.2020 заявка ООО «ЛЭР-ТУРБО» была отклонена от участия в процедуре Закупки по следующим основаниям: «признать заявку ООО «ЛЭР-ТУРБО», ИНН 7801128069 не соответствующей требованиям, установленным пунктом 10 раздела 2 тома 1 и пунктом 5 тома 2 конкурсной документации и отказать в допуске на основании пункта 28.3.6 раздела 4 тома 1 «Нарушение требований к сроку и порядку предоставления обеспечения заявки, установленных в соответствии с пунктом 10 раздела 2 Тома 1».

Частью 9 ст. 3.2 Закона №223-ФЗ установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

На основании п.п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

Согласно ч. 25 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом). Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением проведения закупки в соответствии со статьей 3.4 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки.

Пунктом 5.1 тома 2 Документации установлено, что участник конкурса предоставляет обеспечение заявки в размере: 23 000 000,00 рублей.

Как следует из п. 5.2 тома 2 Документации, обеспечение заявки предоставляется участником конкурса путем внесения денежных средств или банковской гарантией.

Согласно п. 5.4 тома 2 Документации банковская гарантия должна соответствовать требованиям пункта 10 раздела 2 Тома 1 конкурсной документации.

В соответствии с п. 10.9 раздела 2 тома 1 Документации установлены требования к банковской гарантии, в случае если обеспечение заявки предоставляется участником конкурса в виде банковской гарантии.

На основании п. 10.9.3 раздела 2 тома 1 Документации банковская гарантия должна соответствовать требованиям, установленным статьями 368-379 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Пунктом 28.3.6 раздела 4 тома 1 Документации установлено, что основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе в соответствии с настоящей конкурсной документацией является нарушение требований к сроку и порядку предоставления обеспечения заявки, установленных в соответствии с пунктом 10 раздела 2 Тома 1:

  • 2.3.6.1. Обеспечение заявки не представлено (не поступило) на счет заказчика в срок, установленный в соответствии с пунктом 10 раздела 2 Тома 1 (полностью или частично), либо в составе заявки не предоставлена банковская гарантия

  • 2.3.6.2 Платежный документ, подтверждающий внесение обеспечения заявки, не соответствует требованиям Тома 2, в части указания целевого назначения денежных средств, либо банковская гарантия, представленная участником в составе заявки, не соответствует требованиям, установленным в пункте 10 раздела 2 Тома 1.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 374 ГК РФ требование бенефициара об уплате денежной суммы по независимой гарантии должно быть представлено в письменной форме гаранту с приложением указанных в гарантии документов. В требовании или в приложении к нему бенефициар должен указать обстоятельства, наступление которых влечет выплату по независимой гарантии.

Требование бенефициара должно быть представлено гаранту до окончания срока действия независимой гарантии.

Как следует из ч. 1 ст. 376 ГК РФ, гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования, если это требование или приложенные к нему документы не соответствуют условиям независимой гарантии либо представлены гаранту по окончании срока действия независимой гарантии.

Представители Организатора торгов пояснили, что Заявитель ООО «ЛЭР-ТУРБО» в качестве обеспечения заявки представил банковскую гарантию № ВБЦ-249236, выданную ПАО «Банк «Санкт-Петербург». Представленная банковская гарантия содержала формулировку, не соответствующую условиям ст.ст. 374, 376 ГК РФ, а именно: «Требование должно быть предъявлено Гаранту по адресу: Малоохтинский проспект, 64, лит. А, Санкт-Петербург, 195112, Российская Федерация, до истечения срока действия настоящей Гарантии» и «Требование в форме электронного документа должно быть предъявлено Гаранту до истечения срока действия настоящей Гарантии на адрес электронной почты Гаранта: cc_ul@bspb.ru», вследствие чего заявка ООО «ЛЭР-ТУРБО» была отклонена от участия в процедуре Закупки.

Вместе с тем Комиссия СПб УФАС России полагает, что в контексте данной банковской гарантии слова «предъявлено» и «представлено» являются синонимами, не изменяющими содержание представленных в ней условий.

Таким образом, Комиссия СПб УФАС России приходит к выводу о том, что Заявитель ООО «ЛЭР-ТУРБО» в качестве обеспечения заявки на участие в Закупке представил банковскую гарантию № ВБЦ-249236, выданную ПАО «Банк «Санкт-Петербург», которая соответствовала условиям, изложенным в ст.ст. 374, 376 ГК РФ, а также требованиям Документации, вследствие чего решение Закупочной комиссии Организатора торгов об отклонении заявки ООО «ЛЭР-ТУРБО» от участия в процедуре Закупки принято в порядке, не соответствующем Документации.

Исходя из изложенного, Комиссия СПб УФАС России усматривает в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов по неправомерному отклонению заявки ООО «ЛЭР-ТУРБО» от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Документации, нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в Документации о Закупке, допущенное при проведении процедуры Закупки.

5. На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу (от 13.03.2020 вх. № 8184/20) ООО «ЛЭР-ТУРБО» на действия Закупочной комиссии Организатора торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (ИНН: 7830000426, ОГРН: 1027809256254) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту оборудования комплекса обработки осадка на ССА (извещение № 31908470106) обоснованной.

2) Признать в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (ИНН: 7830000426, ОГРН: 1027809256254) нарушение п. 2 ч. 1, ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в Документации о Закупке, допущенное путем неправомерного отклонения заявки ООО «ЛЭР-ТУРБО» от участия в процедуре Закупки в порядке, не соответствующем Документации.

3) Выдать Организатору торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (ИНН: 7830000426, ОГРН: 1027809256254) и его Закупочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений, допущенных при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту оборудования комплекса обработки осадка на ССА (извещение № 31908470106), путем отмены протокола рассмотрения, оценки и сопоставления заявок участников Закупки № 31908470106-01 от 04.03.2020, повторного проведения этапов рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с Документацией о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений в соответствии с резолютивной частью настоящего решения.

Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

24 марта 2020 года                                                                  Санкт-Петербург

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)

на основании решения Комиссии от 24.03.2020 № Т02-233/20 по жалобе на действия закупочной комиссии организатора торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту оборудования комплекса обработки осадка на ССА (извещение № 31908470106, далее – Закупка), руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Организатору торгов ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (ИНН 7830000426, ОГРН 1027809256254) и его закупочной комиссии совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту оборудования комплекса обработки осадка на ССА (извещение № 31908470106), путем отмены протокола рассмотрения, оценки и сопоставления заявок участников Закупки № 31908470106-01 от 04.03.2020, повторного проведения этапов рассмотрения, оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с документацией о Закупке, действующим положением о закупках организатора торгов и нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Санкт-Петербургское УФАС в срок до 27 апреля 2020 года с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

  

Связанные организации

Связанные организации не указаны